Избранные главы и части. Гл. 1

                Глава 1. Накануне.
      Раздалось три коротких пароходных свистка – последние приготовления к снятию трапа, по которому пассажиры с пристани входили на палубу речного парохода. Он направлялся в областной город Пинск.
      Матросы суетились около якорного каната, а также с пристани отвязывали трос, прикреплённый к пристанному столбу.
      В рулевой будке, держа в руках и поворачивая рулевое колесо, наклонившись, капитан кричал в кочегарное отделение:
      - Малый вперёд!
      Судно вздрогнуло и слегка заколыхалось. Лопасти медленно стали поворачиваться, загребая воду, которая с брызгами разлеталась и как дождь, опадая обратно в реку на волны отходящего парохода, оставляя за собой пену и пузыри.
      В будку вошёл рулевой. Капитан передал рулевое колесо, сам что-то малопонятное крикнул в кочегарное отделение и вышел на палубу.
      Рулевой покручивая вправо руля, медленно разворачивал пароход в обратную сторону вниз по течению.
      Десятка полтора купающихся ребят бросились вплавь на волны, иные хотели ухватиться за выступающий руль парохода, который выглядывал над водой за кормой. Другие, подбрасываемые волной, показывали своё искусство плавания.
      Оставшиеся на пристани граждане весело смотрели вслед отдалявшемуся пароходу, некоторые из них помахивали руками, иные платочками и даже фуражками, желая счастливого пути и скорого возвращения. И с парохода в ответ тоже весело махали руками и платочками…
       День был солнечный и ясный. Июльское солнце давало себя чувствовать. Жаря без дуновения ветерка, казалось бы, хотело припечь, иссушить, уничтожить своими лучами всё живое.
      Зной усиливался.
      С пристани стали постепенно расходиться. Одни отправлялись на песчаную отмель, чтобы прохладиться в студёной Горинской воде, другие вяло, и неохотно шли по своим делам.
      Пароход уже давно скрылся за поворотом, и лишь едва заметна была труба, да дым который медленно поднимался в гору, как будто показывая путь парохода.
      При буфете на палубе собрались пассажиры, желая кружкой холодного пива утолить жажду, чтобы затем выйти на верхнюю палубу, предаться мечтам, или осматривать окрестности, менявшиеся с каждым поворотом реки, где буйно росли травы и мелкий лозовый кустарник.
      Пароход минул четвёртый километр своего пути, проходя мимо высокого берега, вырванного водой и обвалившейся песчаной отмели.
      На небе незаметно было не одного облака, как будто бы на этом безоблачном пространстве кто-то невидимой рукой преградил путь, не допускал ни одной тучки, что бы хоть немного своей тенью дать прохлады растениям и животным.
      Несмотря на большую жару, ничуть не заметно было, чтобы увяла трава или же опустились листки. В воздухе чувствовалась сырость и испарение, которое исходило с реки, озёр и болот. Ночью при густых туманах появлялась обильная роса, которая опадала на растения. Выдержать такую жару было можно. А туманы с росой были здесь с ранней вечерней зари до 10 часов утра. Только полуденное солнце могло рассеять туман. Такая ситуация была нормальной в этой местности бассейна Припяти с притоками, озёрами и болотами.
      Некоторые пассажиры спускались на нижнюю палубу в пассажирский зал, так как там, в погруженном пароходе в воду, чувствовалась не столько прохлада, сколько сырость, и лишь несколько молодых ребят и девушек как видно впервые ехавшие пароходом, сидели и стояли на верхней палубе, любуясь изменением берегов извилистой реки.
      По реке время от времени попадались встречные, так называемые по местному «дубы» (лодки), нагруженные дровами для зимы. Изредка догоняли рыбаков, ехавших вниз по течению к Нырче на реку Припять, чтобы засветло приготовиться к ночной ловле.
      Кругом стояла тишина. Даже не чувствовалось малейшего ветерка, словно всё замерло, уснуло, притаилось.
      Ни одна птица не пролетала, даже сороки, жившие по берегам рек и озёр, и те скрылись в тени густых лозовых кустов и верб.
      На правом берегу реки показалась обширная отмель, вся усеянная стоявшими там коровами, которые отдыхали в полуденное время. Большее количество коров стояло в воде, преспокойно посматривая на приближавшийся пароход, и даже на пароходный сигнал не думали уходить из воды. Пароход приостановил ход, проходя мимо коров, видя, что пастухи не думают их выгонять.
      В носовой части парохода, сидя на скамье, привинченной к палубе и опершись на перила, шёл крупный и небестолковый разговор.
      Говорили все вместе и в одиночку, иногда казалось, что хотят один другого убедить, доказать. Но ничего подобного не было. Единственно, о чём можно было судить, что основной шла проблема регуляции реки Припяти и её притоков. Дело касалось канализаций и строительства гидростанций, чтобы запущенные огромные площади непроходимых полеских болот сделать цветущими лугами и полями.
      Там где вчера были озёра и болота, где утопал скот и жители ловили рыбу и вьюна, сегодня при проведении мелиоративных работ будет цветущая страна.
       - Беларусь это страна богатства, неисчерпаемый источник лесов, торфа, всяких зверей, рыб и птиц. А кто знает, что кроется в недрах земли? Как говорили ленинские мужики, то на реке Лани польские паны пробовали промывать золото. Только, правда это или нет. Да и кое-какие исследования начинали делать. Ясно, что для капиталистов нужны большие барыши, что бы было с чего эксплуатировать. Поэтому говорили, что им было не выгодно.
      - Нужно только хорошо присмотреться, исследовать и конечно поработать. Может даже и нефть и всякая руда быть! Глазами же землю не просверлишь – тут нужны инструменты и спецы.
      - Словом нужно хороших хозяев. Да и время! На такое дело нужно четыре, а то и пять пятилеток. Тогда предполагаю, что всё будет сделано. Эх! Нам бы мирную жизнь, чтобы уже не было капиталистического окружения. Ненужно бы было больших средств и людей на оборону страны. Тогда действительно! Реки взяли бы в высокие валы – охранительные насыпи, не позволяя им разливаться на десятки километров, опустошать целые деревни. Прорыть каналы, углубить и переменить, если нужно русла рек, построить перекидные помпы. Всё это можно и нужно сделать! Всё это сделаем! Мы большевики!
      - Никто не отрицает товарищ Красинский! Всё можно и нет невозможного, чтобы не смог человек. – сказал председатель городского поселения. – Но на это нужно время, нужно спокойствие стране, нужен прочный мир во всём мире.
      - Да! У нас много работ и их растёт ещё больше. А трудностей у нас ещё масса. Но мы привыкшие переносить всякие невзгоды и неудачи. Мы терпеливо идём вперёд, несмотря на всё и побеждаем, благодаря партии Ленина (Сталина) и мудрой нашей политике.
      - Только подумать товарищи, начиная от революции – годы гражданской войны, полный хаос в промышленности, в хозяйстве, интервенция, контрреволюция. Всё это нужно было сломать, победить, построить. А главное перевоспитать 200 миллионов населения, имеющее более чем 60 разных национальностей; спаять их в единую неделимую, несокрушимую дружбу с чувством пролетарского интернационализма. Надо было вырвать корень капиталистических осадков. Построить социалистическое общество. Кто бы это мог сделать? Никто! Кроме Советского Союза и партии большевиков. (Во главе с Иосифом Виссарионовичем Сталиным).
      - Ура! – подхватили все четверо пассажиров, ехавших вместе на собрание председателей Районных союзов Горпо и председателей Ревизионных комиссий в область 21 июня 1941 года, за несколько часов до вероломного нападения фашистской Германии на Советский Союз.

Продолжение следует...


Рецензии