Опера Евгений Онегин 29. 10. 2013

Дворянская усадьба Лариных. Парк. Осень. Та самая пора – очей очарованье, когда ещё тепло, листья не облетели, а переливаются сочными зелёно-красно-жёлтыми красками. Так и хочется взять кисти и краски и нарисовать всю эту уходящую красоту.


Во дворе стоит столик и два летних кресла. Хозяйка и няня Филипьевна чистят фрукты на компот, складывая их в большую белую чашу. Обе женщины были необъятных размеров в длинных платьях: хозяйка в коричневом с белым чепчиком на голове, няня – в тёмно-розом платье и белом платке, завязанном концами назад.


Из усадебного дома доносилось пение сестёр – Ольги и Татьяны. Слушая их пение, хозяйка с няней ностальгировали: вспоминали себя молодыми, некого Ричардсона и тетрадку со стихами.
Издалека доноситься пение об усталых от хлопот ножках и усталых от работы ручках – это крестьяне решили наведаться в хозяйскую усадьбу. Хозяйка с няней оперативненько убрали в дом чашу с фруктами и поставили на её место, на столике в саду, вазу с голубым дельфиниумом. Правильно! Продукты надо беречь, а цветов не жалко. На голоса из усадьбы выходят сёстры Ларины: Ольга – брюнетка с длинными распущенными волосами, верхняя часть которых перехвачена белой лентой, в розовом платье. И Татьяна – шатенка с длинной косой и в голубом платье.


Появляются колхозники, в основном женщины, одетые в сарафаны поверх белых рубашек с рукавами-фонариками до локтя и платками, завязанными либо под подбородком, либо назад, за шеей. Цветовая гамма сарафанов и платков – светло-зелёные, оранжевые, тёмно- и светло-коричневые, бежевые. Иногда косынки не совпадали по цвету с сарафанами, что создавало впечатление, что девушки собирались в гости впопыхах. Был среди них один мужчина, который нёс последний сжатый сноп пшеницы. Колхозники поздравили хозяйку с окончанием сельхозработ. Хотя непонятно, хозяйку-то с чем конкретно поздравлять надо было, они же там, в поле, спину гнули, а не она.


Сном пшеница был торжественно водружён в центре сада. Хозяйка предложила колхозникам спеть и сплясать, чем они и занялись вокруг снопа пшеницы. Ольга очень задорно к этому отнеслась и тоже охотно отплясывала с белым платочком в руке, только не вместе с колхозниками, а отдельно, рядом с сестрой и хозяйкой. Видно с соблюдением субординации там было очень строго. Затем селянам предложили вина в подарок за труды и те ушли.
Татьяна говорит, что во время веселья не любит танцевать, больше любит проводить время в уединении, сидя на скамеечке и читая книги. Вообще она такая тихая и неприметная. Ольга же наоборот – весёлая, задорная, игривая, не сидится ей на месте, потанцевать бы ей, да попрыгать. Все за это называют её дитём. Как говорится, выросла, да ума не вынесла.
Когда Татьяна читала книгу, то бледнела, а няня всё охала над ней – не заболела ли она. На что Татьяна отвечала, что она просто переживает за любовные трагедии героев книг. Что ж там за чтение такое? В наше время от таких книг обычно краснеют, а не бледнеют.
В этот момент примчался мужик в красной рубахе и зелёном кепарике. Сообщил, что в усадьбу в гости пришёл их сосед – Ленский с другом. Среди тёток эта новость вызвала панику – Татьяна захотела сбежать, Ольга веселилась – наличие мужчин будоражило ей кровь, хозяйка поправляла чепчик, съехавший набекрень…


Появился Владимир Ленский – милый длинноволосый толстячок, одетый в костюм-тройку в коричневых тонах, поэт с чувствительной и ранимой душой, эдакий сельский барин – вальяжен и простоват. Чуть позади его – Онегин Евгений – интеллигент из Петербурга, высокий, стройный, одет в серо-голубых тонах, в цилиндре с тростью. Всё выдавало в нём благородство вкуса и происхождения – и внешний вид и гордый профиль, породистость и стать. Ленский представил Лариным Онегина, а хозяйка представила ему своих дочерей – Ольгу и Татьяну, те манерно сделали книксен.


Ленский радостно поведал Онегину, что влюблён в Ольгу с детских лет, как она весела и красива. Онегину же приглянулась Татьяна – тихая, несуетливая, задумчивая девушка с явными задатками интеллекта. Татьяна с Ольгой тоже обсуждали прибывших мужчин. Хозяйка с няней ушли хлопотать по хозяйству и оставили молодых наедине. Гости с девушками тут же разбились на пары – Ленский был с Ольгой, а Онегин уединился с Татьяной.
Ленский говорил Ольге о её красоте, усадил на скамейку, признавался в любви, что это всепоглощающее чувство охватило все фибры его поэтической души и он готов сделать ей предложение руки и сердца. Целовал Ольге руки, прижимал их к груди и умолял не отказывать ему. На крыльце усадьбы появились хозяйка и няня. Поумилялись с молодых и пошли искать Татьяну с Онегиным, чтобы над ними тоже свечку подержать.


Онегин в это время чинно прогуливался по парку с Татьяной:
- Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука… (с)


Нашёл о чём разговаривать с молодой девушкой, как о прихворнувших родственниках. Татьяна вежливо кивала Онегину, изображая на лице интерес. Онегин поинтересовался у Татьяны, что она там читает. Та показала ему книжку. Онегин одобрил её выбор, сказал, что чтение наполняет душу и сердце содержанием. Незаметно вдалеке показалась няня, которая подсмотрела за их воркованием и поняла, что Татьяне приглянулся их новый сосед – этот петербургский барин.

***

Спальня Татьяны. Перед овальным зеркалом в раме на трюмо на пуфике в белой ночнушке сидит Татьяна. Няня заботливо расчёсывает ей волосы. Укладывает Татьяну спать на тахту, желает выспаться и обещает разбудить к обеду.


Няня – большая женщина с чёрными бровями и в белом платке, честно говоря, напоминала один из женских образов Сергея Роста из «Осторожно, модерн!».


Татьяна ложится в постель, но ей не спится, она перевозбуждена встречей с Евгением Онегиным, от любви у неё жар и озноб одновременно. Она просит няню побыть с ней, рассказать о былых временах, когда няня была молодой, была ли она влюблена. Но няня сослалась на склероз и ответила, что никакой любви в те времена не было, не помнит она ничего такого и себя в молодости тоже не вспоминает.


После ухода няни Татьяну прорвало, не могла она больше сдерживать в себе этот бурный поток первой любви, который распирает высоким давлением сосуд её души. Татьяна садится за столик, берёт белое перо, обмакивает в чернильницу и пишет признательное письмо Онегину:


- Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.

Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда…(с)


Время от времени Татьяна выходила из-за стола, расхаживала по комнате и размышляла вслух:
- Другой?!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я! (с)


Её одолевали сомнения:
- Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель? (с)


Затем она возвращается за столик и заканчивает письмо:
- Кончаю! Страшно перечесть...
Стыдом и страхом замираю...
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю... (с)

И всё-таки Татьяна не может разобраться в себе:
- Любовь ли это иль томленье неопытной души, начитавшейся дамских романов?


Письмо дописано. Рассвело. Татьяна подошла к окну и раздвинула занавески. Пастух протрубил в горн, ведя стадо на выпас.


Приходит няня с подносом. Удивляется тому, что Татьяна встала с первыми петухами. Больше удивительно то, что перед сном она велела Татьяне отсыпаться и обещала разбудить её к обеду, а сама к ней в комнату припёрлась на рассвете.


Татьяна просит няню об одолжении, но чтобы об этом никто не знал. Няня крестится и божится всё исполнить в лучшем виде и сохранить её тайну. Татьяна просит с внуком передать записку соседу, но чтоб никто не знал, что это от неё. Жутко волновалась, будто судьба её решалась в тот момент – записку до последнего теребила в руках и не отдавала.
- Какому соседу – у нас соседей много? - не поняла няня.
- Догадайся!!! – нетерпеливо говорит Татьяна.


Но няня, вчера признававшаяся в склерозе, теперь начала признаваться в тупизне мыслей, что не может она мыслить абстрактно и догадываться о соседях.
- Онегину!!! – признаётся Татьяна в сердцах. А то глядишь, передадут её любовные переживания деревенскому увальню Никифору, который провожает её сальным взглядом каждый раз, когда Татьяна идёт в сельскую библиотеку за новым романом.
Няня, видать, подзабыла, что намедни видела, как Татьяна ворковала в саду с Онегиным, и ещё тогда поняла, что Татьяне он понравился.

***

Сад у поместья Лариных. Там гуляют сельские девушки, поют песни, танцуют, общаются. Мило упархивают по своим делам.


Появляется встревоженная Татьяна. Здесь она должна встретиться с Онегиным и получить ответ на своё письмо. Садится на белую скамейку в тени деревьев. Сад горит красно-жёлтой листвой, белая скамейка в центре сада кажется маленьким островком в центре пожара, где скоро тоже станет жарко, больно и безнадёжно…


Чего только не передумала себе, томившаяся в ожидании Онегина Татьяна:
- Боже, я вчера ему писала!!! А надо ль было так дерзать, так душу обнажать, так раскрываться…
Думала даже сбежать, не дождавшись, но тут раздались шаги, и появился Онегин:
- Вы мне писали?


Татьяна садиться на скамейку и смиренно ждёт своей участи. Онегин толкает длинную речь о том, что он тронут её письмом и её чувствами, но не может на них ответить, молод ещё, не нагулялся, рано ему жениться и обрастать бытом и выводком детей, зачем себя обременять и усложнять жизнь. Да и живи он с Татьяной, так вспыхнувшие к ней чувства были бы недолговечнее бенгальского огня – так быстро ему она бы надоела. Другими словами, недостоин он таких возвышенных её чувств.


Татьяна в шоке!!! Онегин просто убил её этими своими словами. Ну, понятное дело – интеллигент из Петербурга приезжает в деревню и тут провинциальное высшее общество (ниже только крестьяне), зачем ему эта бесприданница, которую будет стыдно вывести в свет. Лучше оставаться свободным, там глядишь, и более выгодная партия нарисуется.


Но нет, Онегину показалось мало, протянул Татьяне руку, она взяла под локоток, решил для закрепления результата прочесть мораль, на правах старшего товарища поучить девицу скромности и сдержанности в чувствах:
- Так, видно, небом суждено.
Полюбите вы снова: но...
Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет;
К беде неопытность ведет (с)

Это ж как удар хлыстом!!! Татьяна вырвалась и со слезами убежала.
С одной стороны поступок Онегина благородный – мог бы поматросить и бросить, мог письмо Татьяны прочесть публично и поучать при всех – представьте позор Татьяны.


Но и Татьяну понять можно – так больно и обидно, когда твоих самых искренних чувств не оценили, не ответили взаимностью. Тут важно как себя подать. Татьяна письмо писала, ставя себя на ступеньку ниже Онегина, принижая собственное достоинство. Напиши она что-то заманчиво-игривое – о совместном времяпрепровождении, полном интриги, тайных желаний и нереализованных фантазий. Онегин бы заинтересовался, а там глядишь, и полюбил бы, узнай Татьяну он получше. Татьяне надо было читать книги, от которых краснеют, а не бледнеют.

***

В честь именин Татьяны в имении Лариных устраивают бал. Зал оформлен в зелёных тонах, с низкими потолками и полукругом свисающими шторами выдаёт провинциальность праздника. Онегин на балу скучает. Слушать местечковые сплетни ему не интересно, поговорить особо не с кем. Чем себя занять – не знает.


Появляется Ленский с Ольгой, которая к тому времени уже стала его женой. Онегин подошёл к ним поздороваться. Зазвучала музыка и … Онегин протянул руку Ольге, приглашая на танец, и она приняла приглашение. Ленский опешил от такой наглости – даму увели прямо из-под носа. Отошёл в сторону, прибился к мужскому обществу – вести мужские разговоры и выпивать. Так прошло несколько танцев.

Во время перерыва, когда кавалеры вышли покурить, а дамы попудрить носики, Ленский подошёл к Ольге, в одиночестве сидящей за столиком. Сделал ей замечание, что она ведёт себя неподобающим для замужней женщины образом. Та напустила на себя игриво-непонимающий вид:
- Милый, что же я такого сделала?
- Ты всё время танцуешь с Онегиным, несколько танцев подряд, а меня игнорируешь – это неприлично.
Ольга прильнула к нему, положила голову на плечо, попыталась задобрить, что ему всё это показалось и он совершенно зря злится. Ленский вроде бы смягчился, взял с неё обещание станцевать с ним котильон, Ольга вроде пообещала, но тут снова появился этот прохвост Онегин, подал руку Ольге, зазвучала музыка:
- Я буду танцевать с ним – это тебе наказание за твою ревность – сказала она Ленскому.
И снова танцующие пары оттеснили Ленского к мужской компании…

Появилась именинница Татьяна – героиня вечера. Она одела в красивое белое платье, волосы её уложены плотно к голове и украшены жемчугом. Татьяну садят на стул, и гости говорят ей о её красоте, рассыпаются в хороших пожеланиях. Один из гостей был довольно импозантным французом, который читал пожелания с бумажки, свёрнутой в свиток, с сильным французским акцентом.

Ленский подходит к Онегину с мужским разговором, что он плохой друг, его поведение недостойно – он клеиться к его жене в его же присутствии – это оскорбительно. Онегин всё пытается свести в шутку, типа ты меня неправильно понял, ну потанцевали немного, что тут такого, не надо делать из мухи слона. Как ему объяснить, что скучно здесь Онегину – дай, думаю, с чужой женой позаигрываю.


Но нет, Ленский не поддаётся на попытку сделать их него лоха – Онегин тут при всех наставляет ему рога с Ольгой – чего же тут непонятного?
- Ольгу за ручку ты держал, на ушко пошлости шептал!!!
Ленский снимает перчатку и бросает её на пол, приглашая тем самым Онегина на дуэль.
Ольга, увидев назревающий скандал, сначала убежала в дамскую комнату. Затем появились хозяева дома – родители Ольги и Татьяны. Хозяйку усадили на стул – из-за лишнего веса ей было тяжело долго стоять, да и давление, наверное, подскочило – что это за скандал в нашем доме?
Ленский подошёл к ней и, извиняясь, привстал на одно колено, взял женщину за руку, не снимая перчатки:
- В Вашем доме прошли мои лучшие года…
Извинившись перед тёщей, Ленский вернулся к разговору с Онегиным. Ольга в это время рыдала на груди у родителей, изображая из себя несчастную жертву, а не коварную кокетку и изменницу, из-за которой тут два мужика переругались.


Ленский заявил Онегину, что тот ведёт себя неподобающе по отношению к чужой жене, что просто оскорбительно. Онегин свою вину не признаёт и извинятся не собирается – поднимает с пола брошенную перчатку, принимая брошенный Ленским вызов на дуэль. Хочешь дуэль? Будет тебе дуэль! То же мне, нашёл мальчика для битья!!!

***

Раннее морозное утро. Идёт небольшой снежок. На опушке леса Ленский со своим секундантом Зарецким ждёт опаздывающего Онегина.


Смерть заглянула в глаза поэта, окутала своим холодным дыханием. Проживу ли я этот день, увижу ли закат, обниму ли ещё раз свою любимую супругу Ольгу – вот о чём были последние мысли Ленского.

- Где же ты моя любимая супруга? Отчего же не пришла побыть со мной в мои последние минуты? Будешь ли ты вспоминать обо мне или тут же забудешь? Будет с кем забыть…
Онегин опаздывал. Уже закрадывались сомнения – придёт ли он вообще. Но он приехал. Извинившись за опоздание, представил своего секунданта – француза Гильо: он хоть и неизвестен никому, но малый честный.


Дуэль такое дело, которое всегда трудно начинать, хочется оттянуть момент начала как можно дольше. Онегин с Ленским начали вспоминать, что они вместе проводили детство, что они были друзьями, делили кров и стол. Надо ли сейчас стреляться? Может разойдёмся с миром?
- Нет, нет, нет!!! – решает Ленский. Не может он простить предательства – публичного ухлёстывания за собственной женой.


Зарецкий открывает чемодан с пистолетами. Первым пистолет берёт Онегин, затем Ленский. Дуэлянты расходятся, прицеливаются. Первым стреляет Онегин… Ленский падает. Убит!!!
- И почему я не догадался надеть на дуэль бронежилет? – пронеслось в голове у Ленского перед смертью.


Искренне жаль Ленского. Не на той женщине он женился – на глупой и бесчувственной пустышке, наивной дурочке. Прельстился он на яркую внешность и вот, чем всё кончилось. Умная женщина не довела бы любимого мужчину до дуэли, если только это не входило в её планы. Надо было её застрелить, а не себя жизни лишать. Пропустил бы сейчас с Онегиным пива в кабаке…

***

Роскошный великосветский бал в Петербурге – белые гофрированные шторы, высокие потолки, яркое освещение, длинные свечи на высоких напольных канделябрах. Изящные дамы и элегантные кавалеры кружатся в танце.


И Онегин здесь… Спустя много лет вернулся он из-за границы, куда уехал сразу после смерти Ленского. На балу он ни с кем не танцевал, не общался, бомонд позабыл его за это время, поэтому все тусили сами с собой, а его к себе не брали. Онегин рефлексировал, налицо кризис среднего возраста – работы нет, семьи нет, друзей нет, один друг был, но он сам же его и укокошил – да и кто он такой в свои 26 лет, и куда ему двигаться дальше.


Среди гостей Онегин замечает своего давнего знакомого – князя Гремина, который появился на балу в обществе шикарной женщины. Онегин присматривается и… узнаёт в ней Ларину Татьяну, ту самую деревенскую девчушку, которая когда-то так страстно признавалась ему в любви. Онегин потрясён!!! Не только тем, как потрясающе выглядит Татьяна в дорогих нарядах и бриллиантах, но и тем, как она изыскана, как держится в обществе, как её все благодушно принимают, даже сам посол с ней под ручку пройтись и пообщаться захотел.
Онегин решает навести о ней справки у Гремина – пожилого военного в белой форме и со звездой на груди, Татьяна ведь с ним пришла на бал.

- Кто эта дама в красном берете, что общается с послом?

Тот радостно поведал Онегину, что это – Татьяна, его супруга, как она его страстно и нежно любит, ему она души отрада. Жизнь он прожил долгую и суровую, и вот в деревню он приехал и повстречал её – в него она вдохнула жизнь, и молодость, и счастье. Спрашивает Онегина о причинах любопытства его женой – были ли они знакомы раньше. Тот признался, что они соседи по деревне.


Татьяна издалека тоже заприметила Онегина, но не узнала его пока. Спросила публику, с кем это её муж общается:
- Онегин это, - подсказывают ей.
- Евгений? – не поверила своим ушам Татьяна.
Была она сильно смущена, едва владела она нахлынувшим волненьем, не выдать бы его, не дать повода для сплетен в обществе. Публика, естественно, поинтересовалась, откуда Татьяна знает Онегина, на что та просто ответила, что раньше они были соседями.


А Гремин уже волочил за собой Онегина, чтобы представить его Татьяне. На негнущихся ногах ошеломлённый Онегин следует за ним. Не ожидал он этой встречи и того, какой стала теперь та простенькая девушка Татьяна, что когда-то с мольбой взирала на него в саду, ожидая ответного признания.


Гремин представил их друг другу. Татьяна держалась очень чинно, холодно и отстранённо, будто вообще никогда раньше не была знакома с Онегиным. Спросила, как давно ли он тут живёт, на что Онегин ответил, что много лет прожил в дальних краях.


Онегин чувствует, что влюбился до потери пульса, до мальчишеской дрожи в коленках в эту новую Татьяну Ларину – в такую шикарную, гордую, отстранённую и утончённую. Как надменно она себя вела, как «держала лицо» - сделала вид, что не узнала его.


Каким же был он дураком – догадайся раньше приодеть Татьяну, подмарафетить, бруликов накупить и привезти в Петербург. Сам был бы сейчас мужем Татьяны вместо этого старого пукальщика Гремина, у которого уже давно ничего не фурычит и слой косметики на нём, как на покойнике, придают ему вид эдакого живчика. Женился, видите ли, на молоденькой, второе дыхание в себе открыл, чтобы все думали, что он ещё хоть куда. Жаль раньше молод был Онегин, посчитал неинтересной для себя партией провинциальную девушку, всё надеялся что-то лучшее в Петербурге перехватить, да только никому он здесь не нужен оказался.

***

Бал окончен. Пустой зал. Татьяна в душевном смятении вспоминает неожиданную встречу с Онегиным, с её первой, такой страстной и неразделённой любовью. Как той девочкой ощутила она себя сейчас – все былые чувства всколыхнулись и вернулись, загорелись вновь в груди.


Появляется Онегин. Падает в ноги к Татьяне, признаётся в любви, умоляет сбежать от мужа с ним, жениться, завести детей – начать жизнь с чистого листа. Но Татьяна его отталкивает, она холодна и непреклонна. Не зря же она в молодости столько книжек о любви прочла да о коварстве. А история с Ольгой и убитым Ленским чего стоит…

Ну как же тут не вспомнить прошлое и не попоучать Онегина в ответ:

- Онегин, помните ль тот час,
Когда в саду, в аллее нас
Судьба свела, и так смиренно
Урок ваш выслушала я?
Сегодня очередь моя.

Онегин, я тогда моложе,
Я лучше, кажется, была,
И я любила вас; и что же?
Что в сердце вашем я нашла?
Какой ответ? одну суровость.
Не правда ль? Вам была не новость
Смиренной девочки любовь? (с)

Не дура Татьяна, чтобы бросить богатого мужа и сытую жизнь в Петербурге и разменять всё это на сомнительное будущее с этим скользким типом – Евгением Онегиным. Да поматросит он её в очередной раз и бросит. Она ему так об этом и заявила – позора моего ты хочешь перед обществом, что муж мой был покалечен на войне, а ты решил меня утешить, а потом всем рассказать, как утешал и наставлял рога моему супругу – герою войны и знатному человеку. И поиметь на этом популярность. Не пройдёт!!!


Онегин в отчаянии.. Подкрадывается к Татьяне сзади, обнимает за плечи, пытаясь соблазнить:
- А счастье было так возможно…
Татьяне приятны прикосновения Евгения, былые чувства застилают ум, хоть на минуту поддаться наслажденью молодого и сильного тела, так крепко обнимающего:
- Счастье было так возможно… - сердца их бьются в унисон.
Но нет, Татьяна вновь выскальзывает из цепких рук Онегина – нельзя! Не поддаваться! Но всё ж даёт слабину и признаётся:
- К чему лукавить, до сих пор люблю я Вас!!!
Онегин обнадёживается:
- Узнаю прежнюю Татьяну!!!
Хватает её за руки, целует их, лезет с фамильярными объятиями. Но Татьяна вырывается, отстраняется от него, напоминает ему, что она замужняя женщина и не может ничего быть между ними:
- Но я другому отдана и буду век ему верна!
Просит его больше не преследовать её, всё закончено. Уходит… И очень вовремя – за окошком мелькнула высокая фигура в белом, ещё чуть-чуть и пришлось бы перед мужем объясняться, чем это она там наедине с Онегиным занималась.

Онегин в отчаянии. Падает на пол и горестно рвёт на себе волосы:
- Позор! Тоска! О! Жалкий жребий мой!

А была ли она, та любовь Онегина к Татьяне или это просто психологический фокус? Когда в деревне Татьяна была одинокой, тихой и забитой девушкой, то была не интересна. А как только вышла замуж за графа, стала такой шикарной женщиной, уточённой, известной в обществе, с другими мужчинами ведёт светские беседы, то тут у Онегина срабатывает инстинкт охотника – надо отбить, во что бы то ни стало, эта невероятная женщина должна стать моей. Поэтому уйди Татьяна от мужа к Онегину – он бы быстро потерял к ней интерес.


Рецензии
С режисером можно поспорить, как он увидел героев оперы. Вы наблюдательны и многое увидели несоответствий. С теплом.

Наталья Скорнякова   30.11.2021 17:09     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья :)

Марина Шатерова   01.12.2021 17:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.