Рембо-живописец

   Говорят, художника может обидеть каждый. Однако, не каждого художника можно обидеть. Попробуйте обидеть, скажем, Сильвестра Сталлоне, известного голливудского мастера сценического мордобоя, артиста-сценариста, режиссёра-боксёра, а теперь ещё и новоявленного художника-экспрессиониста. Мало не покажется! Поэтому лучше его… похвалить. Не то, как говорится, себе дороже будет.
  В С-Петербурге ажиотаж – в Русский музей публика валит толпами. В километровых очередях стоят в основном любители… американского кино. Нет, они не перепутали адрес, не ошиблись дверьми. Впервые в стенах прославленного на весь мир музея классической русской живописи оказались картины актёра Сильвестра Сталлоне, воплотившего на экране образы боксёра-вышибалы Рокки Бальбоа и полупомешанного вояки Рембо.
   В рамках открывшейся 28 октября выставки на обозрение публики выставлены более трёх десятков живописных работ, выполненных Сталлоне в период с 1975 по 2013 гг. Оказывается, актёр пишет картины уже 35 лет. По словам самого Сталлоне, он начал заниматься живописью в 1960-х гг, ещё до того, как стал киноактёром. Но от любимого дела тогда пришлось отказаться – у студента Академии драматического искусства не было денег на кисти, краски и холсты. И только спустя годы, когда ему удалось обзавестись всем необходимым, он решил воплотить сою мечту и дело худо-бедно пошло. Теперь работы Сталлоне колесят по всему миру, они не раз вывозились на международные ярмарки искусства, где их удавалось сбыть за солидные суммы. Последняя партия полотен популярного актёра, погостив в Швейцарии, наконец очутилась в Русском музее, затесавшись в один рад с шедеврами Репина, Сурикова, Перова и других русских классиков. Впрочем, куда им до Сталлоне – и весовая категория не та, и размеры мускул не те, и количество работ на единицу затраченного времени незначительное.
   А Сильвестр Сталлоне молодец-удалец! К началу выставки собрался с силами, поднапрягся-поднатужился, да и выдал, как говорится, на гора ещё пяток картин, накатал за один присест  – специально для России. Да ещё каких: глаз от умиления не оторвать, рта от изумления не закрыть! Словом, зрелище в прямом смысле неописуемое. Хотя, попробовать всё же можно. 
   Вот перед нами картина «Война» – очень впечатляет. Представьте себе, что пушечное ядро угодило в большой котёл с борщом-свекольником. Всё варево оказалось на стене, которая после этого целиком рухнула. Затем по ней взад-вперёд прошлась рота солдат, оставив после себя «пыль дорог» вперемежку с объедками сухого пайка. Всё – картина маслом! Остальные работы голливудского мэтра в таком же духе. Отличия лишь в названиях, которые говорят сами за себя: «Триллер», «Страх», «Напряжение»…
   Впрочем, кроме жанровой живописи в коллекции Сталлоне представлены также портреты друзей и знакомых художника. Все работы автор подписал прямо на холстах. И правильно сделал! Поскольку без пояснений узнать изображённые на портретах личности попросту невозможно. Вот перед нами лицо-блин: наполовину красное, наполовину зелёное, глаза жёлтые, без зрачков, нос как у инопланетянина. Вся физиономия словно бы густо залита кетчупом и горчицей. Напрягаем воображение, чтобы узнать, кто это. И только прочитав надпись, расслабляемся: перед нами… поп-певец Майкл Джексон.         
   На открытии выставки в Русском музее 67-летний актёр присутствовал лично и дал большую пресс-конференцию, в ходе которой поделился секретами мастерства: «Когда ощущаю себя несчастным, а жизнь кажется бессмысленной – иду к холсту. В таком состоянии получаются лучшие работы! Мои картины – это выброс эмоций и чувств». Словом, для маэстро Сталлоне нет большего источника вдохновения, чем ощущение… бессмыслицы. Звучит убедительно, особенно в виду его живописных опусов. Глядишь на полотнища, замазанные толстыми слоями масла, заляпанные брызгами акрила, и от этой нещадной пестроты из головы и впрямь все смыслы улетучиваются, только гудит где-то в темени «выброс эмоций и чувств». Впрочем, вероятно, это ещё не самое крайнее потрясение от творчества Сталлоне. Эффект мог быть куда сильнее, привези он в Россию вообще все свои творения, без разбору. А так пощадил публику, представил лучшее. «А картины, которые совсем не получаются, я отдаю брату», – честно признался художник.
   Вместе с тем дебют Сталлоне-художника в России получил такой положительный отклик от маститых кураторов выставки, что даже дух захватывает и глаза слезятся, а некоторым особо хвалебным речам, слух отказывается верить. «Это настоящий художник», – прямо заявил директор Русского музея Владимир Гусев, подчеркнув при этом, что живопись Сталлоне «агрессивная как наш мир». Его заместительница по научной работе Евгения Петрова пошла ещё дальше: «Мы открыли для себя нового мастера XX-XXI веков». Вот так – не больше, не меньше! А российско-германский искусствовед, постоянный сотрудник Русского музея Иосиф Киблицкий перевёл дифирамбы на коммерческие рельсы: «Взгляд профессионала не отличит рисунок Сталлоне от рисунка одного из самых дорогих на сегодняшний день художников-абстракционистов Жана-Мишеля Баския, чьи работы продаются за миллионы».
   Однако, можно предполагать, что сам маэстро Сталлоне был немало удивлён столь лестным рецензиям в свой адрес. К своим живописным опытам актёр относится куда более критически: «Я ни на что не претендую, – сказал Сталлоне. – Моё искусство не обязательно всем должно нравиться». Здесь художник может быть спокоен: конечно, его искусство нравится не всем, и уж тем более не в обязательном порядке. Впрочем, дело не в живописи голливудского артиста, а в том, где это своеобразное искусство оказалось представленным. «Я ни в коем случае не сравниваю себя с мастерами, чьи картины выставлены в Русском музее, – словно чувствуя неловкость, признался Сталлоне. –  То, что я здесь, это фантастика!»
   Вот тут артист попал в точку, прямо как его Рембо в цель из лука! Каким образом, почему его картины очутились в музее мирового уровня – настоящая загадка. Ещё невероятней выглядит ажиотаж вокруг этого вернисажа, причём ни где-нибудь, а в Культурной столице России, призванной поддерживать высокий эстетический уровень, быть её эталоном, а не пародией. Всё это создаёт ощущение какого-то небывалого абсурда. Действительно – фантастика, да и только!      
 


Рецензии