ОГПУ
Приехав в село,где раньше жили мои предки,я решил сходить на кладбище.Попросил местного священнослужителя сходить со мной и помолиться за упокой усопшим.Когда мулла закончил свои процедуры,я конечно рассчитался с ним и разговорились на более земные темы. Тут я обратил внимание на старую могилу ,где на деревянной доске было написано-Женя апа (ОГПУ)1968 год.
Я поинтересовался у служителя биографией этой женщины.Вот что он мне рассказал.
До войны по стране прошла компания по ликвидации безграмотности,потом коллективизация в селе.А наш сибирский татарский аул был отрезан от мира непроходимой гатью до самой зимы, а до райцентра около полсотни километров.Как -то в августе месяце, к нам чудом пробилась молодая русская девушка,учительница по имени Женя.Осенью она начала учить детей, в старом заброшенном доме 1-3 классы рускому языку и так как она в совершенстве знала татарский,предподовала нам Родной язык.Дети уважительно называли ее Женя апа,кстати, меня она тоже учила.
В начале зимы в аул приехало районное начальство и начали упрекать людей что везде уже созданы колхозы,а вы еще живете единоличными хозяйствами.Тут же в школе провели собрание,выбрали председателя,так как население по русский почти не знало,начальник ОГПУ попросил учительницу быть переводчицей на собрании.
Колхоз конечно,за зиму, создали- объединили частный скот, во двор у более зажиточного крестьянина,весной провели посевную,летом заготовили,сообща, сено,а осенью,после уборочной, зерно разобрали опять в личные закрома.Как только дорога по зимнику установилась ,опять приехали районные начальники с вопросом к председателю," Почему не сдаем зерно государству"? Колхозного зерна уже не было. В школе состоялся скорый суд над председателем. Женя переводила слова обвиняемого и поняв обстановку от себя добавила, что указаний на сдачу зерна не было,да и хранить большой урожай негде.Вместо расстрела председателю объявили 10 лет и увезли с собой, странно было ,что через 2 года,перед самой войной, председатель вернулся.После этого случая,взрослое население уважительно прозвали учительницу ОГПУ.Она много сделала для нашего села,запросто заходила к начальнику районнного ОГПУ,чтоб он оказал содействие для татарского села.Построили новую большую школу, магазин,почту и самое главное больницу. Женя собирала обоз в райцентр для привоза мебели,оборудования ,учебников, промышленных товаров.Дорогу,правда, сделали уже после войны.
Когда она умерла,священник,который был до меня, приказал похоронить ее с почестью,так как ее фамилию ни кто не знал,ну, что знали, так и написали, многие плакали,жалели ее.
Я попросил священника прочитать молитву у могилы,за ее упокой. Потом мы молча выщли из кладбища.
Свидетельство о публикации №213110601077
Александр Аввакумов 01.09.2015 21:29 Заявить о нарушении
Илья-С Шаги-Мерданов 02.09.2015 18:01 Заявить о нарушении
Александр Аввакумов 02.09.2015 18:52 Заявить о нарушении