Валерий Любивый. Военная школа авиационных пилотов

Валерий Любивый
ВОЕННАЯ ШКОЛА АВИАЦИОННЫХ ПИЛОТОВ

Подрисуночная надпись:
Допризывник Валерий Любивый


10 сентября 1944 года я был призван на военную службу – до моего 17-летия оставался почти месяц… 

Позади детство, школа, работа в колхозе в 1942-43 годах, мытарства допризывника. Первый колхоз (1942 г.), что хорошо помню, носил имя В. И. Чапаева и его правление располагалось на улице М. В. Фрунзе, а в 1943 году я работал в другом колхозе – имени « ІІІ-го Интернационала».

Пятого октября 1943 года, в день своего 16-летия, получил повестку в военкомат. Время военное, ответственное и организованное. И вот каждый день, с 8-и утра и до 8-и вечера, стали меня готовить к военной службе. Исполнение песни «Вставай, страна огромная…» как строевой, изучение ручного пулемёта В. А. Дегтярёва, ППШ (пистолет-пулемёт Г. С. Шпагина), винтовки, противогаза, курса молодого бойца, рытьё окопов и дежурство в военкомате г. Талас.

Приезжал к нам Герой Советского Союза Петрищев. В военкомате ему устроили торжественный приём. Эта встреча запомнилась на всю жизнь (только через 70 лет, в 2012 году, разыскивая в Интернете сведения о Героях Советского Союза из Киргизии, обнаружил я сайт Василия Петровича Петрищева, и связался с ним – см. ниже)…

Вот и ещё одна повестка. Теперь уже в армию. Явился на призывной пункт. Собравшихся призывников автобусом направили до Джамбула, а оттуда – поездом – во Фрунзе (ныне Бишкек). Пункт назначения: Одесская военная школа авиационных пилотов. Разряд – запасной батальон.

Началась служба. Помыли, постригли, обмундировали. Изъяли продукты, которыми родители снабдили своих детей.

Приближалась зима. Город Фрунзе в плановом порядке нуждался в большом объёме дров для отопления. И вот для заготовки дров 70 курсантов – и меня в том числе – посылают на озеро Иссык-Куль. Маршрут: Фрунзе – Рыбачье (ныне Балыкчы). Далее буксир «Комсомолец» и баржа, следующая за ним на 70-метровом канате.

Длина озера 230 км, ширина – 60 км. Едем в Тюп – в самый дальний конец озера. Пришвартовались, и началась работа. Объём работ: 1200 кубометров мокрых метровых брёвен, которые были сплавлены с гор по реке Тюп и лежали на берегу. Группы по четыре человека грузили брёвна и складывали их в штабеля в трюме баржи.

Для переноски брёвен использовалось нехитрое устройство под названием «баланка». Оно крепилось на спине подобно рюкзаку, и состояло из двух рядов планок с тесёмками. Нижние концы планок были соединены, а между верхними концами находилась тесёмки, на которые накладывались брёвна – до трёх штук. Переносимые брёвна частично зажимались сдвигающимися планками.

Трудности погрузки я опускаю – трудности забываются быстро. Но три бревна для молодого человека – это не очень-то легко, вдобавок изнурительная переноска в баланках довольно большого объёма погружаемых на баржу брёвен. 

И вот мы загрузили трюм и отчалили. Тут подул ветер из Уланского ущелья. Это означало, что следует ожидать довольно большого шторма. Для начала пришвартовались в Ананьевке. Но шторм продолжал усиливаться. В таких случаях стоянка у берега опасна – баржу может разбить о дно или выбросить на берег. Пришлось выходить в открытое море и идти дальше.

Шторм не игрушка. Но нам стало интересно. Повыскакивали из трюма на нос. Он поднимался высоко, а потом падал вниз – дух захватывало. Скоро всех закачало. Помню: курсанта по фамилии Панин так закачало, что он непрерывно бегал то в гальюн, то к борту. Всем было смешно, но ему было не до смеху.

Утром две девушки, которые работали на буксире «Комсомолец», над нами смеялись: «Эй, вы, «лётуны», посмотрите на борта!»

Когда шторм прекратился, баржу затянули в глухую бухточку, а буксир «Комсомолец» уехал на ремонт – повредил винт.

По вечерам на берегу разжигали костёр, грелись и сушились. Дровами частично спасала баржа, откуда мы потихоньку таскали свои же брёвна.

Спали в трюмах. В горах осенью ночи очень холодные – температура опускалась до минус 5-7-и градусов. Чтобы не замёрзнуть, приходилось кооперироваться. В команде был мой земляк Мишка Некрытов – мы кооперировались с ним. Брали два тонких соломенных «подматраса», на них клали гимнастёрки и брюки. Накрывались двумя хлопчатобумажными одеялами и шинелями. Когда поворачивались – толкали друг друга в бок.

Андрей Попов, ещё один земляк, весь покрылся фурункулами. От работ его освободили, но с винтовкой в карауле он всё же стоял.

Руководили нами два офицера, которые по очереди ездили во Фрунзе за продуктами.


Простояли недели две. Офицер, который уехал за продуктами, ждал нас в Рыбачьем, а мы в Григорьевке прохлаждаемся. Продукты закончились. Была только соевая крупа с керосиновым запахом, которую сначала не ели. Что оставалось делать? По бревну и на берег – палить костёр и петь песни.

Как-то мне дали задание принести с берега пресной воды для кухни – вода в Иссык-Куле солёная. Спускался по трапу. Одна нога ещё стояла на трапе, а другая – уже в лодке. Растянулся и упал в воду. Побежал к костру сушиться. Но, видимо, промёрз до костей, – что потом сказалось на здоровье.

Песни – песнями, а кушать хочется. Решили с Мишкой пойти в село на менку: обменять мыло и байковые портянки на картошку. В общем, ничего не выменяли – совести не хватило. Возвращались в темноте. Машина с продуктами приехала. Объявили построение, ждут, пока все соберутся. Часа два простояли и готовы были разорвать нас на части. Повезло, что замком взвода, молдаванин, меня уважал, потому что я от работы никогда не сачковал. Он сказал просто: «Если кто тронет Любивого, дело будет иметь со мной!» Но к чаю сахар всё равно не дали.               

Потом вернулся буксир «Комсомолец». Зацепил баржу и потянул в Рыбачье. Там и разгружались в обратном порядке.

Раздали нам сухой паёк: по кольцу колбасы и буханке хлеба. Пир был для всех. До села Быстровка добирались автобусом, оттуда – в открытых вагонах возвращались в свой батальон во Фрунзе. Замёрзли, как цуцики.

* * *
Итак, о Герое Советского Союза В. П. Петрищеве. Василий Петрович родился 18 октября 1923 года – старше меня на 4 года. Место рождения – Талас, Киргизия.
Звоню в газету «Вестник Замоскворечья». Прошу дать номер телефона Героя Петрищева В. П. Получаю и набираю номер. Слышу бодрый голос Василия Петровича, которому уже исполнилось 89 лет. Рассказываю ему о нашей встрече в военкомате Таласа. Как будто это было вчера. Он всё помнит. Оказывается, мы с ним учились в одной школе и жили на одной улице Таласской, он в 57 доме, а я – в 104-а. Призывались из Таласа, только он в 1941 году – во Фрунзенское пехотное училище, а я – в 1944 году – в эвакуированную Одесскую школу военных пилотов.

Ещё интересные вещи. Герой Советского Союза В. П. Петрищев получил звание Героя в Харьковской области, село Полевое, за взятие высоты Петрищева, 201,7. А Герой Советского Союза из Киргизии Асанов Даир Асанович, которого я хорошо знал, получил звание Героя тоже в Харьковской области, село Пятницкое.   

Через Посольство Кыргызстана в Украине я передал для Василия Петровича свою книгу «Отец…». Эту же книгу через Посольство передал Баюк Татьяне Аркадьевне, директору харьковской школы № 95, где находится музей Героя Советского Союза Василия Петровича Петрищева.

В Харьковской же области есть историческое село Соколово, где состоялось боевое крещение подразделения Людвика Свободы. К истории этого подразделения я имею некоторое отношение, поскольку боец 1-й отдельной Чехословацкой бригады Лидия Маркияновна Уваренко – моя родственница, о которой я не раз публиковал информацию, и архив которой – с орденами и медалями, фотографиями и личными документами – находится в настоящее время у меня. 


Рецензии