Размышления о литературно-игровых вселенных

Собственно говоря, я не претендую на роль эдакого разоблачителя-исследователя.  Просто захотелось высказать немного своих мыслей по поводу…

В советской литературе, по-моему, это явление впервые  появилось еще у Ивана Ефремова. В своих романах: «Туманность Андромеды»  и «Час быка».  Ну, по крайней мере, в тех,  которые я лично прочел ( ;-)).  Автор создал некий мир, составленный и подробно описанный,   и после прочтения, которого создается ощущение реальности и цельности выдуманного мира. Мира описанного в книге.
Потом нечто подобное я встречал еще несколько раз, как в советской фантастике, так и в зарубежной. Особняком среди них  стоят Братья Стругацкие (Аркадий и Борис,- АБС),  со своим миром ПОЛУДНЯ.  Их мир, мир АБС описанный в добром десятке романов, буквально поражает с первого взгляда, своей подробностью и добротностью, Но, не в этом суть!  А, как раз в том, что в девяностых годах, когда в связи с гибелью одного из братьев Стругацких (Аркадий) кончились те самые «АБС», их миры получили неожиданное продолжение. В конце  90-х.

Из предисловия к первому изданию «Миры братьев Стругацких. Время учеников». Борис Натанович Стругацкий:
               «Должен сразу же признаться:  сначала мне отнюдь не понравилась идея этой книги.  Она противоречила всем моим  представлениям  о законченности литературного произведения.  Если повесть закончена,  она закончена совсем и навсегда. Ни убавить,  ни прибавить.  Ни переписать,  ни тем более дописать. Как куриное яйцо.  Нельзя "продолжить" или "развить" куриное яйцо,  в лучшем случае его можно только повторить.  Но какой смысл повторять даже самое великое из литературных  произведений? ...
… С другой  стороны,  прецеденты имели место.  Это тоже верно…
…  И я сдался. Теперь, когда этот сборник лежит передо мною, уже готовый и прочитанный,  я нисколько не жалею о  своей  уступчивости. Эксперимент удался.  Миры,  выдуманные Стругацкими, получили продолжение,  лишний раз этим доказав,  между  прочим,  свое право на независимое от своих авторов существование. Я всегда подозревал,  что тщательно продуманный и хорошо придуманный литературный мир, вырвавшись на свободу, обретает как бы самостоятельное существование - в сознании читателей  своих. Он начинает жить по каким-то своим собственным законам,  обрастая многочисленными новыми подробностями и деталями,  которыми  услужливо  снабжает его читательское воображение…»
 (Я привожу цитаты А.Б. Стругацкого в сокращении, просто по факту того, что предисловие к книге занимает много места,- автор!)

То есть, что я хочу этим сказать? А то, что мир «Полудня», да и не только он, миры  АБС стали ВСЕЛЕННОЙ. Настоящей литературной вселенной, которая уже независимо от авторов, живет по своим законам. А ее герои, все эти: Руматы, Горбовские, Камереры, Шухарты, Глумовы и много-много других личностей, могут снова прийти к вам в гости и поразить своими новыми приключениями…

                Время идет и мир не стоит на месте, семимильными шагами бегут компьютерные технологии, а вслед за ними и его величество Интернет. И на первый план выходят компьютерные игры. Я ведь не зря упомянул Братьев Стругацких. Ведь именно на основе их «Сталкера» из романа «Пикник на обочине», была взята главная идейная составляющая игры  S.T.A.L.K.E.R.  Правда, сюжет немного подогнали под реалии сегодняшнего дня.  И соединили идейную суть  «Сталкера» и  реальности Чернобыльской  АЭС. Но это придало игре всего лишь тот самый шик,  реальность, отсутствием которой страдают самые крутые компьютерные игры иностранных компаний. И это не преминула не заметить огромная армия поклонников игры!  Игра разошлась с огромным успехом. Могу сознаться, что я как яростный поклонник игромира и сам бывал грешен, часами засиживался у монитора. Стараясь разгадать очередную загадку и постараться уберечь своего героя на радиоактивных окрестностях Припяти и не дать скормить его очередному мутанту, и злобному зомби…

Но и это не все! Вслед за первой частью игры, выходит и вторая, и третья части. А вот потом издатели делают ход конем. В свете игромира появляются литературные продолжения игры: «Дом на болоте, Дезертир, Эпицентр удачи, Беглый огонь». И много прочих романов, объединённых одним миром,  игровой серии S.T.A.L.K.E.R.
 Получилось нечто совершенно новое. Явление в мире книг и  компьютерных игр, как я это называю, да в принципе это уже устоявшееся название: ЛИТЕРАТУРНО-ИГРОВАЯ ВСЕЛЕННАЯ. Ты знаешь всех этих героев, ведь ты сам шел по этим развалинам и отстреливал этих же мутантов. Ты пил водку в баре: «Сто рентген», и знаешь, что если выпить одну бутылку, это немного спасет тебя от радиации.  А если две,  то ты не сможешь отстреливаться от бандитов, ввиду того, что сильно пьян и не стоишь на ногах…
 И герои новых романов воюют там же, попадают в уже пройденные тобой ситуации. И от этого они становятся тебе ближе и роднее…

Насколько был успешным проект в финансовом плане мне совершенно безразлично. Мне интересно прочесть очередной роман и пройти игру, как впрочем, и любому заинтересованному геймеру и читателю…
 Кое-кто, даже, мне может возразить, что подобные проекты уже были, в разной степени успешности и реализованности. Мне это не интересно, дело ведь не в этом.

 Я хочу просто высказаться о том, что вижу, что читаю и во  что играю …
             Практически сразу после выхода в свет романов по серии  S.T.A.L.K.E.R. появляется в сети роман МЕТРО 2033.На основе сюжетной линии пост ядерной Москвы, образца 2033 года и оставшихся в живых обитателях московского метрополитена. Это еще более оригинальный ход автора, сделать фанфик по серии, фактически фанроманов мира Сталкера.  Автор Дмитрий Глуховский, как большой оригинал, выставляет роман в сети. Откуда, после, он выходит в свет в уже бумажном виде!!! И опять же, после выхода в свет в бумажном варианте, выходит игра   (фанфик по роману фанфику!!!)  «Метро 2033»!
 Так рождается на свет совершенно самостоятельная  литературно-игровая вселенная.

             Параллельно всем этим процессам, в литературном  мире зарождается некое явление под название ЭТНОГЕНЕЗ. Здесь авторы проекта запускают не один, а целый ряд романов по сериям, ничем кроме как общей вселенной не связанными. Действие может происходить, как и настоящем, так и недавнем прошлом. Как в далеком космическом будущем, так и в средние века, и в первобытном строе. Есть некие субстанции: магические фигурки, некие личности с синими и полупрозрачными лицами, странники, обстоятельства и возможности, которые получают  люди и которые  связывают эти все столь внешне неоднородные романы и серии, в один мир вселенной ЭТНОГЕНЕЗ.
 Проект получился масштабным и ярким, в добром десятке серий вышло по три части-романа, каждый из которых интригуют и завлекают читателей буквально с первых строк. После первого сезона существования проекта, создатели вселенной запускают в свет игру. Онлайн игру ВОЙНА, по мотивам вселенной ЭТНОГЕНЕЗ.  Игра живет своей жизнью, книги продаются, но сам проект по моим наблюдениям сильно сдал в своем самом главном направлении, а именно в новых книгах. Да и те первые тройки романов-серий так и остались недосказанными, что меня как читателя не может не расстраивать…

Читатели тут могут мне возразить, что есть и масса других проектов, более успешных или более пропиаренных. Некоторые из них загнулись, не успев родиться, некоторые успешно растут и имеют массы поклонников…
Отдельно и напоследок мне хотелось бы еще остановиться на совершенно новом проекте-вселенной  ВЕРСУМ.
 Группа «молодых и гениальных» из славного города Самары запустили, (наконец-то!!!) свой  оригинальный проект. Идейной составляющей которого является отрытие Амния. Вещество которое изменило мир! Я как читатель был обрадован тем, что в основе проекта будет серия романов. Точнее сказать несколько серий с различными героями, обстоятельствами и всеми прилагаюшимися… Главную ставку организаторы сделали на тот момент, что книги будут выходить совершенно в новом формате. Не бумажном и не, в привычном нам всем электронном   форматах.  Особенностью будет то, что романы будут выходить в необычном электронном формате, в котором помимо текста будет еще масса интерактивных фишек. То есть прямо со странички, вы сможете послушать оригинальные саундтреки, написанные специально для проекта ВЕРСУМ. Узнать, что-либо подробнее, о местах действия, артефактах или героях романа. Просмотреть галерею артов, специально созданных для проекта. И еще масса вкусных няшек для поклонников проекта. Читать романы можно будет со специальной странички проекта: онлайн читалке, или скачать для себя читалку на Андроид, или на ИОС.  Параллельно к романам в спецформате, создатели вселенной обещают, НЕЧТО. А именно: КОМИКС (серию комиксов!!!), по вселенной Версум и  мобильную игру (тоже фишка!!!). В недалеком будущем обещают и компьютерные игры по мотивам вселенной ВЕРСУМ…
Проекту от роду всего лишь месяц. (Но я, лично, уже написал фанфик по Версуму!!!)
           Что с ним станет, покажет время!!! Но то, что рядом с нами живут и существуют миры, игры, романы, целые ВСЕЛЕННЫЕ, которые можно прочесть, пройти их в игре вдоль и поперек, а потом еще и прочесть целую кучу фанфиков, по-моему,  уже не может оставить никого равнодушным!!!

Ведь ни с чем не сравнить то ощущение, когда то, что ты прочел, ты сам же и ощущаешь, когда целишься в очередного монстра. Или наоборот, пройдя компьютерную игру вдоль и поперек, ты читаешь о том, как кто-то воюет и живет в том самом мире…

Как-то так!


Николай Кузнецов  aka kraft-cola  06.11.13


Tags: Этногенез, Версум, Сталкер, фанфик, литературная вселенная, игровая вселенная,Versum


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.