Один талант

Лицейская драма в двух актах

Действующие лица:

Лирит - поэт, прирожденный, молодой талант, самородок;
Муза - девушка поэта и его муза;
Люций - мнимый друг Лирита, бездарный поэт;
Овод - старый редактор газеты;
Автор - человек за сценой, произносимый вслух все мысли поэта Лирита (где указано в тексте);
Массовка - толпа людей на балу.


АКТ ПЕРВЫЙ
Дорога в бездну

Действие I
(Лирит, Муза)

Тусклый свет. Стул. На стуле сидит Лирит и пишет стих. За сценой автор диктует мысли поэта.
Стих стопорится, но тут появляется Муза, и Лирит продолжает писать своё творение. Муза кружится по сцене, поэт заканчивает писать; свет гаснет.

Действие II
(Лирит, Муза, Овод, Люций)

Свет включается; офис, стол. Овод читает стих поэта и восхищается.

Овод: Гениально! Какие рифмы! Какая полнота строки! Голосистые стихи! Лермонтов, Пушкин… Их великий путь скоро станет твоим путем.
Овод и Лирит замирают в дружеском рукопожатии.
Рядом с Оводом сидит Люций (его мысли никто из играющих больше не слышит).
Люций (обращаясь как бы к Лириту): Да, гений. Спору нет. Но чем я хуже? Многие годы старания, усердия и кропотливой работы над стихами летят в бесконечность. (Обращаясь к Оводу): Уже в который раз он не видит моих стихов, не хочет замечать их гениальность… Он восхваляет другого! Как он смеет… Это богохульство. Путем Лермонтова, Пушкина… Бездарность!!! ( нагло бросая листы со стихами, резко уходит. Диалог Овода и Лирита продолжается).
Овод: Нет, голубчик, ты не должен просить меня публиковать тебя… Это я прошу… Дай мне возможность отразить всю силу твоей Музы на листах своей газеты.
Лирит (мысли): Как я польщен… Я всё ж замечен. А может он блефует? Многие меня не знали… И тут такое. Я не верю во всё происходящее…
Овод: Сегодня в моём доме званный ужин. Будет вся интеллигенция, почитаемые люди. Я бы очень хотел тебя с ними познакомить.
Муза: Какая честь, ты приглашен! А ты считал себя бездарным, но сегодня вечером ты будешь в центре внимания самых уважаемых людей. Они полюбят тебя. Главное – не бойся. Сохрани своё достоинство, а главное – особую мысль в твоих стихах, которая заставить их сердца биться чаще… Поражай…
Лирит (мысли): Как ты пророчишь, так оно и будет.

Действие III
(Лирит, Овод, Люций, Массовка)

Овод: Такой прекрасный вечер, господа! Благодарю, что нашли время и пришли ко мне! Я давно хотел вас видеть в одной компании! Пожалуй, хватит длинных и бессмысленных речей. Пусть бал считается открытым!
Лирит ходит по сцене, по среди толпы, и о чём-то думает. В углу стоят Овод и Люций.
Овод: Мой друг, Вы видели талант? Таких талантов мало на планете (оба смотрят на Лирита).
Люций (с насмешкой): Да, хм, талант. Вы присмотритесь: а может, новизна, пришедшая к нам с Дальнего востока?
Овод: Да ладно Вам; он молодой поэт, но так … !!! не пишут даже ветераны…
Люций: Вы, друг мой, увеличить рады его труды в чужих глазах. Вы посмотрите: наши ветераны намного лучше могут написать.
Овод: В вас зависть говорит, мой друг!
Люций: Да мне завидовать ему… (с ухмылкой смотрит на поэта). Невозможно… Абсурд.
Овод: Давайте, лучше я Вас познакомлю!.. (ищет взглядом среди толпы Лирита; находя, подзывает рукой к себе).

Действие IV
(Лирит, Муза, Овод, Люций)

Овод: (подзывая Лирита): Приветствую Вас, молодой талант. Вот это Люций, прекрасный автор. А это Лирит. Я надеюсь, (смотрит искоса на Люция) вы всё же станете хорошими друзьями.
Люций и Лирит пожимают руки. Овод покидает сцену.
Люций: Мой друг, я слышал Вы талант… Или Овод склонен к преувеличенью?..
Муза (появляется из толпы): Не сомневайтесь, он талант бесспорный. Его стихи как песня в тишине. И в этой серой массе один лучом от солнца он блестит.
Люций: Под серой массой Вы поздразумели нас?! Так почему же объясните.
Муза (стихами): Алкоголь, наркотики, плотская страсть… Вот это движет Вашим вдохно­веньем. А он парит, мечтая не упасть… Оставьте в глубине свои сомненья.
Муза уходит; Люций обращается к Лириту.
Люций: Да, странный контингент. Не смыслит ничего в талантах… Но Вы же Лирит, Вы интеллигент! И знаете, что допинг в этом деле важен. Здесь душно, друг мой, выйдем на балкон.

Действие V
(Лирит, Люций)

Люций: Коль стать решили Вы поэтом, сквозь допинг все должны пройти. Берите, друг, я угощаю (протягивает косячок).
Лирит отворачивается и стоит в раздумьях.
Люций: Ну, что Вы, друг, берите! Берите!! Или обидеть Вы меня хотите?..
Лицо Люция становится хмурым.
Люций: Ах так!
Лирит (мысли): Брать или не брать… У них свои причуды здесь. Так засмеют же… Того и боле, расскажет Оводу, а тот в обиде будет на меня… По слухам, он и сам побаловать любитель. Брать так брать. (Выхватывает сигарету у Люция).
Люций: Позвольте, я Вас обслужу… (Протягивает зажигалку).

Действие VI
(Лирит, Муза, Овод, Люций)

Лирит не заметил как пламя поднеслось к сигарете. Он тяжело закашлял.
Лирит (мысли): Куда Вы мысли… Что со мной творится? Весь мир плывет. Душа парит как птица. Я вижу мрак, беспечность дна… Из чувств – улыбка лишь одна.
Люций: Я вижу друг, Вы обкурились! Как Вы могли, в такой приём!!! Поэт во всём знать должен меру!
Люций уходит, Лирит остается на балконе наедине с собой, сохраняя беспечную улыбку на лице.
Люций возвращается в большой зал и резко запрыгивает на стол, громко выкрикивая в толпу…
Люций: Смотрите, люди: боль и блажь… Куда уходит мир морали? Наш гений, музы верный страж стоит, обкуренный, в печали! (Обращаясь к Лириту): Ну, прочитай нам что-нибудь! Своей бездушной жизни тени… Дай нам постигнуть мыслей суть… (молчание, затем медленным, прерывистым безнадежным голосом продолжает): Твой мозг зачах уже от лени…
Овод (вырываясь из толпы): Да что пристал к нему: не видишь, он в раздумьях! У молодых поэтов так душа тонка. А ты устарел и уж давно бездарен, признай это, признай!..
Люций (с глубочайшим презрением): Вы… критики! Осколки серой массы! А ты за жизнь свою и рифмы не черкнул… Сидеть и думать Вы всегда горазды…  А от твоих заметок мир давно уснул.
(Уходит и хлопает дверями).
Муза, вырываясь из толпы, выбегает к Лириту.
Муза: Что ты наделал, ты теперь в цепях… И рифма от земли не оторвется. Пойми, ты жизнь свою погубишь! На чести на твоей пятно…
В смутном сознании поэт мыслит.
Лирит: Да кто из нас поэт, скажи на милость… Здесь я, позвольте, гений слов. И я согласен с Люцием, с поэтом. Вы… Вы создания серых дураков. Я ухожу. Прощайте, господа.
Муза: Постой, поэт! Ведь ты безумен!
Муза хватает Лирита за руку и останавливает его. Поэт разворачивается и в агонии даёт Музе пощечину, после чего спешно покидает сцену.

АКТ ВТОРОЙ
Бездна

Действие I
(Лирит, Овод)

Овод: Да, друг, вчера вы нарубили дров. Народ ушел в печали. А Люций… Просто он таков. Себя давно он богом мнит. Уволил проходимца…
Лирит (мысли): Да… Бедный друг… Мне жаль таланта. Погибает… Ему помочь я был бы рад, но только чем…
Овод: Итак, вернемся к делу. Вот заказ (протягивает бумаги, лежащие на столе). До пятницы, прошу вас, напишите.
Лирит (мысли): До пятницы?!! Конечно напишу! Ведь я… (гордо поднимает над головой руку, но вспомнив прошлые события, быстро опускает ее и меняя интонацию мысли, скромно договаривает): Я… я не плохой поэт!

Действие II
(Лирит, Люций)

Лирит дома, сидит на стуле.
Лирит (мысли): Итак, заказ. Мой первый в жизни. Война… Война… Что я знаю про Вторую Мировую… Хм… Остановился пульс. Оцепенело сердце…. Сердце, сердце… Какую рифму бы на сердце…
Лирит судорожно ходит по комнате. На его лице – отчаяние.
Лирит (мысли): Как я… Не могу придумать даже рифму… Так... Муза!! Зо-о-олотце моё…
Музы нет. Лирит в возмущении, недоумении. Стук в дверь. Появляется Люций в очень плохом состоянии.
Люций: Простите, друг, я столь незваный гость… Но я подавлен. Некуда податься. А вы… Столь чистый мыслью поэт, надеюсь, принять меня готов.
Лирит: Конечно, друг, я понимаю Вас. Ну, что же, проходите, не стойте у двери.
Люций: Простите, друг, коль я вчера грубил, поймите правильно, я был в отчаянии, и этим Вас обидел… Но почему же Вы всегда молчите?..
Лирит: Поймите, я всегда в раздумьях… Но скорбь моя сегодня велика. У Вас, учитель, я спрошу совета: что делать, коль не пишется строка?..
Люций (оживленно и лукаво): Мне кажется, вчера мы говорили… Про важность допинга, и здесь как раз уместно это применение. Ведь вспомните, что Вы вчера стихами слагали речь свою… в агонии письма…
Лирит (мысль): Но допинг… Где его достать?..
Люций: И далеко же Вам ходить не надо. Таланту надо помогать… (и протягивает сигарету).
Лирит смело берет и прикуривает.
Люций: А как покурите, попробуйте чиркнуть хоть пару строк… Узнаете отличие от Музы…
Лирит докуривает.
Лирит (мысль): Теперь заказ… На чём же я остановился… Остановился пульс. Оцепенело сердце……… Открыта настежь в ад мне дверца!
Лирит завершает стих в агонии…
Люций: Мой друг… Вы слышали несправедливость: меня уволил пакостный старик. Поможете восстановить справедливость?..
Лирит: Да я бы рад помочь… Но чем?!
Люций: Отдайте друг мне ваш заказ… А следующий себе возьмёте.
Лирит (мысль): Конечно, как я сам не понял. Пускай он мой заказ возьмёт, а я и в следующем блеснуть смогу… (теперь говорит Люцию): Возьмите, друг, мне ничего не жаль. Но Вы меня снабдите сладким вдохновеньем…
Люций: (радостно пожимает руку). Я доброты щедрее не встречал, чем Ваша доброта! (Отдает весь портсигар). Возьмите всё!
Люций берет стих и уходит.

Действие III
(Лирит, Муза)

Лирит закуривает в одиночестве. Одну… Вторую… Следующую… Снова и снова. Вдруг сердце обрывается… Взгляд замирает…
Муза (появляется из-за кулис): Любимый! Что ты гибнешь в одиночестве… И едкий дым сгубил талант…
Лирит: Прости… Я слеп был и не слушал. Звездною павшей я потушен. Не ляжет больше та строка… Немеет белая рука. И мысли, и чувства… Канул в бездну.
Всё…

Действие IV
(Овод, Люций)

Люцию восхищенно рукоплещет огромный зал. Овод с восторгом на лице пожимает поэту руку и вручает литературную премию.
Овод: Гениальный! Гениальный поэт! И как я мог сомнениям поддаться! Мне стыдно, что не признал я гения в тебе…
Люций: Не стоит извиняться, вы не виноваты. Литература – труд, который требует терпения. Никто еще легко не пробивался… Но смог я… Достоин уваженья!
Овод: Так-то оно так… Но скажите, что же стало с тем талантом? С Лиритом, - с ним знакомились недавно… Надеюсь, не забыли?..
Люций: Я признаться, и забыл его уже… Говорят, что очень плох. Бездарен стал совсем – и строки сложить не может… Говорил же Вам… Ничего хорошего не вышло из него… (переводит тему): Разрешите, друг мой, мне откланяться. Зрители меня заждались уже совсем… 
Люций спешно разворачивается и покидает сцену, оставляя Овода наедине с собственными мыслями. После небольшой паузы опускается

ЗАНАВЕС.


Авторы позволили себе напомнить читателю о том, что в 2005 году этот спектакль с успехом прошел в академическом лицее города Зарафшана (Узбекистан), где они и учились.

Так,
Люция сыграл Сергей Колесников,
Лирита – Владимир Моденов,
Овода – Александр Шарипов,
Музой была Наталья Мартыненко,
а в массовку были приглашены ребята из групп.

2005 год.


Рецензии