Народный календарь, 7 - 13 ноября
Родительская неделя. Коли 8 ноября холод и снег, то весна поздняя и холодная, а если оттепель - зима и весна теплые. Если Дмитриев день по снегу, то и Пасха по снегу. Но какая бы погода ни была - шла неделя поминовения усопших. Люди шли на могилы предков, угощались блинами с маслом и мёдом: «Помяни, Господи, честных родителей». А в церквах и соборах накануне этого дня «совершалась вселенская панихида о всех погибших на поле битвы».
9 НОЯБРЯ. КАНУН НЕНИЛЫ-ЛЬНЯНИЦЫ.
Что делали мужики в этот день - можно только предполагать. Кто вернулся с заработков - празднует, попал на Дмитровскую неделю, помянул родителей, а теперь в компании таких же односельчан за стаканом вина решает вопрос: кому на Руси жить хорошо? Не может русская душа без этого.
Парни были заняты несложными позднеосенними делами: ждали санного пути, ухаживали за скотиной, молотили хлеб те, кто не ус¬пел раньше этого сделать. Все бы хорошо, да перспективы на вечер не было. Нет вечерок-посиделок: девки заняты. Девушки готовили «обыденную пелену». Обычно, чтобы подготовить к употреблению льняной холст, необходимо было пройти через определенные этапы работ: вымочить и обтрепать лён, спрясть его, соткать холсты, отбелить их. И только после этого из него можно было шить изделия. На эти операции уходили осень, зима и часть весны. Работа большая, трудоёмкая.
И вот весь этот цикл работ нужно было проделать в течение суток, до утра 10 ноября, и получить «обыденную пелену». Таковы условия этого девичьего марафона, корыстной гонки за женихом.
Это сегодня не важно, умеет ли делать что-либо будущая жена. А раньше... Если невеста не умела готовить пишу, содержать дом, жать и вязать снопы, прясть и ткать - выполнять женскую работу, какая же она жена и хозяйка? Недоразумение сплошное. С нею семьи не будет. Только разор и убыток. Потому и присматривались парни к девкам не месяц и не три. Потому и девушки старались показать себя, не упустить момент. Вот одним из таких моментов и был день 10 ноября.
10 НОЯБРЯ. НЕНИЛА-ЛЬНЯНИЦА И...ПАРАСКЕВА.
С утра девушки устремлялись в церковь: освятить свои первины, «обыденную пелену». Там же, в церкви, молили Параскеву о хорошем женихе и выходили на улицу на суд и «льняные смотрины».
Из двенадцати важных пятниц в году две были главные: девятая (10 ноября) и десятая, перед Михайловым днем (21 ноября). Они считались стоящими "ближе к Богу". Значит, и молитвы, обращенные к ним быстрее могли достичь цели.
Не случайно эта неделя окрашена в «женские» тона: Богородица, Ненила. Пятница. Начинались зимние вечера и бесконечные женские работы. С Богом!
11 НОЯБРЯ. АВРАМИЙ-ОВЧАР, АНАСТАСИЯ-ОВЧАРНИЦА.
Поздняя осень. Глубокое предзимье. Но зимнего снега еще нет. Ещё гремят цепА на гумнах. Еще выезжают на телегах, а не на санях. Но сани уже готовы. И уже прилетели зимние птахи: щеглы, снегири, синицы. Уже вернулись к Казанской мужики-отходники. И первые морозы прокладывают путь зиме.
А пока не очень холодно, надо начинать стрижку овец, чтобы к суровым морозам успела вырасти новая шерсть.
Стригли овец. Как всегда, начало важного дела сопровождалось определённым ритуалом. И если в южных областях России уже заканчивали стрижку, то в северных только начинали. Пекли пироги, угощали ими пастухов и принимались за дело.
12 НОЯБРЯ. ЗИНОВИЙ-СИНИЧНИК.
Зинькин день. Синица - порошам вестница. Кормили синиц зерном и... салом. Первое массовое появление синиц около домов говорит о наступлении больших холодов.
13 НОЯБРЯ. ЮРОВАЯ.
Бог его знает почему, но о празднике иртышских рыбаков знала вся Россия: во всех календарях и месяцесловах пометка о нём есть. То ли потому, что это был поход за красной рыбой, ценной и доброй, купцы ждали этой путины, а то и видели, как это делается, и разносили славу «по всей Руси великой». То ли потому, что этот праздникаврал был шумным, многолюдным, азартным, одним словом - юровым. То ли еще почему, но 13 ноября – юровая, праздник иртышских рыбаков. Подобный осенний праздник был и у яицких, уральских казаков, такой же шумный и ватажный, с баграми и сетями. Праздник праздником, но рыба во многом решала их продовольственные и экономические проблемы. По всей вероятности, этот обычай перерос масштабы регионального, уралосибирского, и стал российским.
А там, где не водилась красная рыба или не было рыбаков (что маловероятно), был другой праздник-соблазн: охота на зайца.
Охотники уже несколько дней пристально вглядываются в небо: какой будет погода? Готовят охотничьи снасти, собираются, обсуждают и потирают от предвкушения руки: берегись, косой!
И вот этот день наступал, 13 ноября. Кончалось предвкушение и наступаю вкушение. Перед охотой сходились на пирушку в одну избу. Но если уж выпадал снег, то пирушка откладывалась до окончания охоты в этот день. Воистину: «Охота пуще неволи». Но зато уж на другой день на столе был «именинный заяц», поджаристый, горячий, вожделенный.
И хотя охота была по-русски азартной, подготовка к ней была серьёзной, с элементами мистики. Если ловили капканом, то заранее выслеживали пути-тропинки зайца. Все петли окуривали дымом багульника. Творили молитву или «словинку» и выходили из деревни незамеченными. И добычу из петель прятали, чтобы никто не заметил, и старались привезти её потом, не сразу. Без зайца с первой охоты возвращаться было стыдно. «Коня положили, да зайца уходили». «Не дорог конь - дорог заяц» - поговорки об этой охоте и об этом азарте.
Ну, а у хозяек в этот день были свои заботы: переводили кур в «зимние квартиры», метили слабых и старых. И не зря это делали, ох, не зря! Завтра Кузьминки.
А так как «у природы нет плохой погоды», а начало зимы даже радостно, то и я с радостью и искренне поздравляю всех именинников этого переходного времени.
8 ноября: Афанасий, Дмитрий.
9 ноября: Андрей, Капитолина, Марк.
10 ноября. Арсений, Дмитрий, Прасковья, Степан, Терентий.
11 ноября: Анастасия, Анна, Мария — ваше время пришло.
12 ноября: Анастасия, Зинаида, Артем и Марк.
Счастья вам и тепла!
Свидетельство о публикации №213110600557