Паразит история

Вася гулял по парку. Осень выдалась теплой и к середина октября листья были ещё зеленые - на большинстве деревьев. Вася гулял по парку после двух дней мороза,и листья, не успевшие толком окраситься в яркие цвета, падали слишком быстро. Листопад такой,каким Вася его представлял, настоящий, но очень быстрый. Прошлой зимой льдом реку не сковало, и никто не заметил.
Из раздумий Васечкина вывел старый знакомый Сашка Иванов. Мы с ним обменялись стандартными пожеланиями. Васька его пожурил,что не как не можем встретиться и поседеть где-нибудь в кафе, вспомнить студенческие годы. И не смог задать вопрос «А, ты замечаешь, как изменяется окружающий мир, природа? » Вместо этого сыпалось несуразные вопросы с попыткой пошутить «За время учебы тебе голову задурил?» И стандартный ответ «Освобожусь обязательно посидим»
Он побежал дальше, а Василий остался любоваться листопадом. За полчаса все деревья стали голыми… Что-то не так…

Придя домой, Вася обзвонил всех знакомых – не у кого не нашлось свободного времени. Что же спасусь от тоски знакомой книгой, чтением. Слава внутреннему предиктору, есть любимая книга на полке, где люди умеют колдовать, где что бы свершилось волшебство нужно только слова подобрать…

Уже давно стемнело, когда я смог оторваться от чтения. «Который раз я это читаю - подумал Вася – неважно…» Дочитаю и спать.

Голые деревья в свете уличных фонарей навели тоску, и не захотелось, как всегда…

Я включил компьютер и полез искать новый альбом группы «Ляпис Трубецкой». Вокруг её уже с месяц ходили странные слухи,споры - говорили об их перерождении. Запретили, точно я запомнил, когда их перестали крутить по радио, несмотря на демократию и плюрализм…

Из динамиков с хрипотцой неслось, я пытался понять.
Дзе рака зарастаяе травою
Дзе гара размауляе с гарою
Спачываюць старые героі
Не прочнецца не водны герой
Ён прыйшоў і наўгол пацяплео
Ён узнік і растала імгла
І за ім у сусвет паляцела
Пагалоска на крылах арла
Роля героя цяжкая роля
Доля героя быць на крыжы
Слова як зброя светлая мроя
Трэба ісці да паследняй мяжы
Ён ішоў а паселішчам цёмным
Ён ішоў па здячэлай зямлі
І паўсюль адчыняліся вокны
І зненацку сады зацвялі
Роля героя цяжкая роля
Доля героя быць на крыжы
Слова як зброя светлая мроя
Трэба ісці да паследняй мяжы
Не спыніць нам жыцёвые хвалі
Не змяніць нам адвечны статут
Сумны лёс у гірояў у фінале
Чорных птушак чароўны лятуць
Дзе рака зарастае травою
Дзе гара размаўляе з гарою
Спяць спакойна старые героі
Разам з імі спіць новы герой
Роля героя цяжкая роля
Доля героя быць на крыжы
Слова як зброя светлая мроя
Трэба ісці да паследняй мяжы

Удобное кресло опутывало и вместе с желанием заснуть не давало понять смысл слов. Запомнился только припев.

Проснулся в кресле. Родные в выходной день скучать не дали, но Вася нашел время позвонить Ивановну и напросился в гости. По дороге к Василию как всегда привязался алкоголик. "Что они во мне находят? Почему из толпы уже не один раз именно мене выпадает честь довести до автобуса или услышать историю о тяжёлой или легкой жизни. Почему?" - думал Вася. Но этот оказался странным, нет щетины, хотя небрежность и перегар были при нем. Поразили членораздельные слова.

- … проснись и спасай землю… как нас дурят... идиотический калейдоскоп знаний... Пушкину было около двадцати, когда умер К.Маркс… современники… - отпуская меня он добавил – Счастливого пути! Исторический путешественник!

Цветы стаяли в вазе, торт ждал пока закипит чайник. Сашкины дети шумели в зале. Он терпеливый, спортсмен. Высокий, коротка пострижен и ездит на работу на велосипеде, хоть и руководитель не большего бюро. Участвовал в КВН и первые места по городу занимал. Но везде переигрываемый, Вася это стал замечать ещё вовремя совместной работы в детском летнем лагере. Времени у него всё нет, но выходные то есть! Так что, беседа на кухне планировалась жаркой…

- Твои дети историю Белоруссии изучают. – Мы уже многое успели вспомнить, и Вася перешел к главному - Давай мы проверим, что мы со школы помним?

- Чудак ты, Вася, тебя, что жизнь мало учила? Так и не научила! Голову всякой ерундой забиваешь. Переживаешь из-за листиков,а выгода с них тебе какая? Ну, смешной ты, а ведь успеваешь себя и родных прокормить! Ладно, я историю в школе любил,давай посмотрим. – И, перекрикивая шум из зала, сказал. – Катя принеси учебник по истории. И садись уроки делать!

Обычная девочка, с интересом разглядывала меня пару секунд, так ничего, не сказав, протянула учебник и убежала!

В принципе основные даты остались те же, но добавились основания городов и по-мойму расширились пределы  да название культур каменного века. Вместо Дрыгвечей, Скифов и так далее появились культуры: Верхнеднепровская, Неманская, Палеский вариант днепро-данской архиологичной , Нервинская и типовая гребенчето-ямачной керамики.

- Ну что ты придираешься, наука развиваются, данные уточняются – сказал Александр - остальное же осталось как раньше войны, ВКЛ, Речи поспалитая, Российская империя. Да странновато, что история Беларуси заканчивается с основанием БССР. Но опять, с этого не тепло - не холодно, ни кому!

- Ты же, то же фанат фантастики. Сколько мы с тобой спорили, мечтали о приключениях... А наука. Не замечаешь? Она же перестала ответы давать. Вспомни хоть одно открытие за последние десять лет. Ну, новые корпуса машин выпускаю, ну стало два ядра в компе и всё!?... Да мы сами с тобой много чего открывали. Помнишь? Как уголь не смогли в костре спалить? А кто додумался запрещать науки - телегонию, собрилогию. Или просто слова - антитовар, жевучесть, радость, трезвость. Почему мы боимся тех, кто умней нас, и заносим их в ранг врагов? Боимся сами себя. – видя его непонимания, Васька злится и добавляет – Ничего неизведанного не осталось!? Где исследования космоса?! В передачах для восьмилетних по теленяне! А в буране кафе, ресторан - всё не нагуляются светила науки. А ты помнишь, морские истории Кусто? Он нашел на дне океана жизнь на основе не углерода, а по-мойму кремния... А что случилось с самым большим ускорителем частиц? Его же построили совсем недавно и …?!... А современные фантасты мечтают только о разрушениях! Научная фантастика умерла?!

- Тише Вася разошелся и зачем тебе учебник истории?- с испугом сказал Сашка.

- Выбрать год, в который перенестись. Ну что бы хоть немного ориентироваться… - сказал Вася, остывая, видя непонимания и сомнения в глазах лучшего друга.

- Надеюсь, ты ни кому так больше не высказывался? – все-таки улыбнулся и добавил – Нас не узнают, нас заберут.

- Ты про что?

- А это строчка из песни.

- Мне кажется, люди просто боятся путешествовать. Боятся путешествовать во времени.

Видно я перекричал телевизор, работающий в зале, к нам заглянула Катя и сказала.

- А мы сейчас бронзовый век проходим в школе.

- Спасибо за учебник иди, играй, учись дальше! – нервно сказал ей Вася отдавая учебник.

- Тебе бы сказки писать… - первым из затянувшейся паузы вышел Саша.

- Давай помечтаем. А? Вот берем первую попавшуюся дату «19 студзеня 1838г – пачалось iзданне газеты «Гродненские губернские ведомости»»

- Сходить сумку собрать? Насколько едем?

- Почему мы не можем стать героями? Вот сейчас прочитаю заклинание – Вася и сам то не верил, что получится, иронизировал, но все-таки пафосно начал –
Роля героя цяжкая роля
Доля героя быць на крыжы
Слова як зброя – светлая мроя
Трэба iсцi, да паследняй мяжы.

А дальше было не смешно, Вася с куском торта, а Сашка с чашкой в руках и в трико, оказались в другой кухне и это ещё мягко сказано. Хозяйка подбрасывала дрова в очаг.

- Приятного аппетита – услышали мы знакомую речь со спины, но все ровно вздрогнули.

- Спасибо, а вы кто? – лучшая защита - нападение вспомнил Вася, пытаясь прийти в себя – где мы?

-Вы - Хозяин дома, помещения, себя посмотрел мечтательно и сказал – в каменном веке, если считать правдой книгу, которую вам принесли на кухню.

- М…мысли ч…читаете? – сказал Сашка так и не пришедший в себя.

- Да умеем мы много, жаль слишком мало, кого из вас это интересует. Последнее что мы от него услышали, был четыре волшебных строчки.


Снова всё узнаваемо, я в гостах в домашней обстановке.

- Ой, а чего у вас дымом пахнет? История Беларуси ещё нужна? Папа, а мне Димка мешает уроки делать! Скажи ему, что бы музыку выключил!

- Это на улице листву палят. Вася подожди минутку.- В зале становится тихо.

- Ты видел? Что это было? – с нетерпением выпаливает Вася – путешествие во времени!

- Да какое путешествие, я ничего не видел и тебе не советую замечать! Я из современной науки помню, что бывают коллективные голюцинации…

Дальше беседа не получилась. Василий понял, что пора уходить.

Всю следующую неделю Васька изучал все, что связано со временем – от фантастики, до научных работ, даже выговор на работе чуть не получил. Купил учебник по истории. Жена уже начала проявлять недовольство к этакому увлечению. Вася и не пытался ей всё рассказать. Он составил план, маршрут путешествий: Великое Княжество Литовское Русское Жамойское(ВКЛ); Речь Поспалитая; Российская Империя
и период БССР, почему-то не вошедший в историю Беларуси. Одни войны и основания городов, ничего о способностях людей не говорилось, только может быть князь Всеслав Чародей, хотя здесь Вася думаю больше повлиял рассказ Пирумова «Пес Всеслава».

Стоило только прочитать припев вслух, как Вася переносился в нужную эпоху и изучал быт людей.

В ВКЛ, что бы обществу понять, кто и откуда явился Вася, понадобилось сбор целого Веча, собрание жителей города. Люди сеяли, убирали урожай, работали и мечтали все меньше. У Короткевича есть произведение «Христос приземлился у Гародне» он, что? Тоже умел путешествовать во времен? Как ему удалось так точно передать дух той эпохи.
В Эпоху Речи Поспалитой Вася попал в тюрьму, меня судили как шпиона, люди стали злее, зависливее. Даже в тесном кругу мудрецов, ни кто не допускал мысли, что Вася из будущего. Семейные ценности оставались крепкими, но их уже боялись лишний раз показать!
В российской Империи появилось крепостное право, в учебниках об этом тактично замалчивалось, а вот мои перемещения это подтвердило. Но нет худо без добра. Верхушка-элита зазналась, а обычные трезво думающие люди получили больше свободы. Невозможно сдержать прогресс. А Воська видел эти первые ростки не рабского общества.
В эпоху социализма, в БССР Вася отправляться не хотел. Ведь революция скосила таких людей! Плюс две мировых войны за такой короткий период. Он так и не разобрался, как точно перенестись в конкретные день и год. Все-таки решился. Нет, ностальгия по союзу, не оправдалось. Всё было не так, как Вася знал. Нас всех закодировали, нам навязали ложные желания, нас загипнотизировали благами... Всё больше людей мечтали быть паразитами! Как там хорошо на западе, как они хорошо устроились нечего не делая, а живут лучше нас - было в каждом, особенно к концу 20 века. Как хорошо глисту в животе, пища уже пережёвана!

Целью Васичкиной жизни стало - борьба за пробуждения самосознания и обретения настоящего разума цивилизацией. Моей надеждой стали дети - неважно Кермины или Индиго. Моя надежда в «Туче» Стругацких


Рецензии