Парадокс

Когда мысленно переношусь в год 1953-й, смутно припоминаются отрывки из разговоров взрослых, мне непонятных, но привлекательных своей манерой изложения. Обычно громогласный отец и не менее темпераментная матушка всегда вели диалог между собой открытый и слышный. Но тогда что-то с ними произошло - из галереи доносились лишь приглушенные голоса и отрывки фраз: "... не может этого быть...   а вот в "Правде" написано... ты сама читала? ...да все об этом говорят... тише, здесь ребенок... он еще маленький... на собрании узнаем, ...надо же, и врачи, оказывается, тоже...парадокс, да и только!" К тому времени врачей я уже знал, и надо сказать, относился к ним не очень приветливо, поскольку однажды, отравившись веткой армы, попал в больницу, где меня, не церемонясь, промыли за милую душу. Это с одной стороны, а с другой - наша соседка тетя Тамара была врачом и лечила меня, когда я болел. Женщиной она была милой и приветливой, за что я ее любил. Фраза :"Тише, здесь ребенок" - означала, что речь идет о чем-то интересном, но мне этого знать не полагается, а "Надо же, и врачи, оказывается, тоже" -  была непонятна и потому интригующа. Хотя детское внимание и рассеивается быстро, зато память способна хранить даже незначительную информацию очень долго. Смысл разговора родителей стал мне понятен много лет спустя, и тогда из каких-то отдаленных закоулков памяти всплыли услышанные в детстве фразы...      

Парадоксальность жизни в стране СССР закреплена множеством документов. Нет, не тех, которые неизвестно почему власть до сих пор тщательно скрывает от своего народа, а тех, которые публиковались в открытой печати, в частности, в горячо любимом коммунистами всей страны печатном органе ЦК КПСС газете "Правда". По ее публикациям можно изучать тот или иной период жизни советского народа, страны, а если уметь читать "между строк", то можно докопаться и до контекста, который хотели донести власти до населения...

В 1908 году в семье рабочего фармацевтической фабрики города Москва родился сын. Судя по официальной биографии, этот "вундеркинд" в 1921 году, т.е. тринадцати лет от роду (!) лет, стал рядовым 2-й особой московской бригады (ЧОН).Затем работал на разных малоинтересных должностях и в 1932 году начал свою службу в органах ГПУ - НКВД - МГБ, где и проработал до 1954 года. И дослужился от простого уполномоченного до министра ГБ и звания генерал-полковника. Правда, закончились его карьера, биография и жизнь весьма печально: в 1954 году его расстреляли и по сей день не реабилитировали. Звали этого человека Виктор Семенович Абакумов... 
               
13 января 1953 года все советские центральные газеты под рубрикой «Хроника» поместили следующее сообщение ТАСС:
               
 АРЕСТ ГРУППЫ ВРАЧЕЙ-ВРЕДИТЕЛЕЙ

Некоторое время тому назад органами государственной безопасности была раскрыта террористическая группа врачей, ставивших своей целью путем вредительского лечения сократить жизнь активным деятелям Советского Союза.

В числе участников этой террористической группы оказались: профессор Вовси М.С., врач-терапевт; профессор Виноградов В.Н., врач-терапевт; профессор Коган М.Б., врач-терапевт; профессор Коган Б.Б., врач-терапевт; профессор Егоров П.И., врач-терапевт; профессор Фельдман А.И., врач-отоларинголог; профессор Этингер Я.Г., врач-терапевт; профессор Гринштейн А.М., врач-невропатолог; Майоров Г.И., врач-терапевт.

Документальными данными, исследованиями, заключениями медицинских экспертов и признаниями арестованных установлено, что преступники, являясь скрытыми врагами народа, осуществляли вредительское лечение больных и подрывали их здоровье.

Следствием установлено, что участники террористической группы, используя свое положение врачей и злоупотребляя доверием больных, преднамеренно злодейски подрывали здоровье последних, умышленно игнорировали данные объективного исследования больных, ставили им неправильные диагнозы, не соответствовавшие действительному характеру их заболеваний, а затем неправильным лечением губили их.
Преступники признались, что они, воспользовавшись болезнью товарища А.А. Жданова, неправильно диагностировали его заболевание, скрыв имеющийся у него инфаркт миокарда, назначили противопоказанный этому тяжелому заболеванию режим и тем самым умертвили товарища А.А. Жданова. Следствием установлено, что преступники также сократили жизнь товарища А.С. Щербакова, неправильно применяли при его лечении сильнодействующие лекарственные средства, установили пагубный для него режим и довели его таким путем до смерти.

Врачи-преступники старались в первую очередь подорвать здоровье советских руководящих военных кадров, вывести их из строя и ослабить оборону страны. Они старались вывести из строя маршала Василевского А.М., маршала Говорова Л.А., маршала Конева И.С., генерала армии Штеменко С.М., адмирала Левченко Г.И. и других, однако арест расстроил их злодейские планы, и преступникам не удалось добиться своей цели.

Установлено, что все эти врачи-убийцы, ставшие извергами человеческого рода, растоптавшие священное знамя науки и осквернившие честь деятелей науки, – состояли в наемных агентах у иностранной разведки.

Большинство участников террористической группы (Вовси М.С., Коган Б.Б., Фельдман А.И., Гринштейн А.М., Этингер Я.Г. и другие) были связаны с международной еврейской буржуазно-националистической организацией «Джойнт», созданной американской разведкой якобы для оказания материальной помощи евреям в других странах. На самом же деле эта организация проводит под руководством американской разведки широкую шпионскую, террористическую и иную подрывную деятельность в ряде стран, в том числе и Советском Союзе. Арестованный Вовси заявил следствию, что он получил директиву «об истреблении руководящих кадров СССР» из США от организации «Джойнт» через врача в Москве Шимелиовича и известного еврейского буржуазного националиста Михоэлса.

Другие участники террористической группы (Виноградов В.Н., Коган М.Б., Егоров П.И.) оказались давнишними агентами английской разведки.
Следствие будет закончено в ближайшее время.

 В этом сообщении сказано не все.Кроме названных в нем медиков, был арестован целый ряд врачей, по национальности русских: В.Х.Василенко, В.Ф.Зеленин, Б.С.Преображенский, М.Н. Егоров.Появление в списке обвиняемых нескольких русских фамилий должно было свидетельствовать об «объективности» дела врачей, а значит, и о его достоверности. Зато «еврейская составляющая» пополнилась профессорами И.А.Шерешевским, М.Я.Серейским, Я.С. Темкиным, Э.М.Гельштейном, Б.И.Збарским, М.И.Певзнером, Я.Л.Рапопортом.

 Не остался в стороне от текущих событий популярный в народе журнал "Крокодил", опубликовавший на злобу дня карикатуру на "убийцу в белом халате", с которого справедливая рука сорвала маску доброго доктора Айболита, служившую для прикрытия его злодеяний.
               
Поводом для возбуждения дела послужило письмо врача Тимашук о неверном диагнозе, поставленном группой врачей товарищу Жданову, которое было опубликовано все в той же газете "Правда".

Расследовать дело было поручено полковнику Рюмину М.Д.

А уже 20 января 1953 года был подписан указ Президиума Верховного Совета
СССР о награждении за "разоблачение врачей-убийц" доктора Тимашук
орденом Ленина.
Но в апреле газета "Правда" печатает следующее:

 СООБЩЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР

Министерство внутренних дел СССР произвело тщательную проверку всех материалов предварительного следствия и других данных по делу группы врачей, обвинявшихся во вредительстве, шпионаже и террористических действиях в отношении активных деятелей Советского государства. В результате проверки установлено, что привлеченные по этому делу профессор Вовси М.С., профессор Виноградов В.Н., профессор Коган М.Б., профессор Коган Б.Б., профессор Егоров П.И., профессор Фельдман А.И., профессор Этингер Я.Г., профессор Василенко В. Х., профессор Гринштейн А.М., профессор Зеленин В.Ф., профессор Преображенский Б.С., профессор Попова Н.А., профессор Закусов В.В., профессор Шерешевский Н.А., врач Майоров Г.И. были арестованы бывшим Министерством государственной безопасности СССР неправильно, без каких-либо законных оснований. Проверка показала, что обвинения, выдвинутые против перечисленных лиц, являются ложными, а документальные данные, на которые опирались работники следствия, несостоятельными. Установлено, что показания арестованных, якобы подтверждающие выдвинутые против них обвинения, получены работниками следственной части бывшего Министерства государственной безопасности путем применения недопустимых и строжайше запрещенных советскими законами приемов следствия.

На основании заключения следственной комиссии, специально выделенной Министерством внутренних дел СССР для проверки этого дела, арестованные Вовси М.С., Виноградов В.Н., Коган Б.Б., Егоров П.И., Фельдман А.И., Василенко В.Х., Гринштейн А.М., Зеленин В.Ф., Преображенский Б.С., Попова Н.А., Закусов В.В., Шерешевский Н.А., Майоров Г.И. и другие, привлеченные по этому делу, полностью реабилитированы в предъявленных им обвинениях во вредительской, террористической и шпионской деятельности и в соответствии со ст. 4 и 5 Уголовно-процессуального Кодекса РСФСР из-под стражи освобождены.

Лица, виновные в неправильном ведении следствия, арестованы и привлечены к уголовной ответственности.

А что же бдительный, а теперь уже и орденоносный доктор Тимашук? Как она себя чувствует, покаялась ли во взятом на душу грехе? К сожалению, это так и осталось тайной. Но ее не забыли. В том же номере, в самом конце страницы, очень скромненько, под несколькими обычными материалами, вроде «Рабочие повышают свой образовательный уровень», «Правда» как бы между прочим обмолвилась рубрикой: 

В Президиуме Верховного Совета Союза ССР:

Президиум Верховного Совета СССР постановил отменить Указ от 20 января 1953 года о награждении орденом Ленина врача Тимашук Л. Ф., как неправильный, в связи с выявившимися в настоящее время действительными обстоятельствами.

И пробыла доктор Тимашук орденоносицей  неполных три месяца. Что ж, мелочь, как говорится, но приятно.

А полковника Рюмина М.Д. действительно арестовали, и он был предан суду. Следствие длилось до 1954 года. И в этом же году все та же "Правда" на своих страницах помещает следующее: 
               
 В ВЕРХОВНОМ СУДЕ СССР

2 – 7 июля 1954 года Военная Коллегия Верховного Суда СССР рассмотрела в судебном заседании дело по обвинению Рюмина М.Д. в преступлении, предусмотренном статьей 58-7 Уголовного Кодекса РСФСР.

Судебным следствием установлено, что Рюмин в период его работы в должности старшего следователя, а затем и начальником следственной части по особо важным делам бывшего Министерства государственной безопасности СССР, действуя, как скрытый враг советского государства, в карьеристских и авантюристических целях стал на путь фальсификации следственных материалов, на основании которых были созданы провокационные дела и произведены необоснованные аресты ряда советских граждан, в том числе видных деятелей медицины.

Как показали в суде свидетели, Рюмин, применяя запрещенные советским законом приемы следствия, принуждал арестованных оговаривать себя и других лиц в совершении тягчайших государственных преступлений – измене Родине, вредительстве, шпионаже и др.

Последующим расследованием установлено, что эти обвинения не имели под собой никакой почвы, и привлеченные по этим делам лица полностью реабилитированы.

Учитывая особую опасность вредительской деятельности Рюмина и тяжесть последствий совершенных им преступлений, Военная Коллегия Верховного Суда СССР приговорила Рюмина к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведен в исполнение.

Но вернемся к нашему герою - Абакумову Виктору Семеновичу. Этот человек, прослуживший в карательных органах СССР в самый разгар сталинского "термидора", с 1932 по 1951 год на ответственных и не очень должностях, вряд ли был склонен к сантиментам по отношению к арестованным и подследственным. Школа жизни чекистов того времени была суровой. В ней не было места таким простым человеческим понятиям, как сострадание, объективность, любовь к ближнему, наконец. Всем правила верность идеям Ленина-Сталина и, конечно, любимой Коммунистической партии. Никогда не будет установлено количество человеческих душ, положенных на алтарь и принесенных в жертву этим идеям. Но если бы товарища Абакумова В.С. не покарали его соратники по партии, то его бы, наверное, Бог покарал …

Для того, чтобы понять парадокс "Дела врачей", следует вернуться в год 1951-й, поскольку предпосылки к злополучному письму доктора Тимашук находятся там, если не в году 1947-м, когда началась кампания "по борьбе с безродным космополитизмом". Мы встретимся с уже знакомым полковником Рюминым, Маленковым, Берия и, конечно же, Абакумовым.

Итак, читаем:

  Из постановления ЦК ВКП (б)
«О неблагополучном положении
 в Министерстве государственной безопасности СССР»
11 июля 1951 г.

2 июля 1951 года ЦК ВКП (б) получил заявление старшего следователя следственной части по особо важным делам МГБ СССР т. Рюмина, 1 в котором он сигнализирует о неблагополучном положении в МГБ со следствием по ряду весьма важных дел крупных государственных преступников и обвиняет в этом министра государственной безопасности т. Абакумова

Получив заявление т. Рюмина, ЦК ВКП (б) создал комиссию Политбюро в составе тт. Маленкова, Берия, Шкирятова, Игнатьева и поручил ей проверить факты, сообщенные т. Рюминым. В процессе проверки комиссия допросила начальника следственной части по особо важным делам МГБ т. Леонова, его заместителей тт. Лихачева и Комарова, начальника Второго Главного управления МГБ т. Шубнякова, заместителя начальника отдела Второго Главного управления т. Тангиева, помощника начальника следственной части т. Путинцева, заместителей министра государственной безопасности тт. Огольцова и Питовранова, а также заслушала объяснения т. Абакумова.

Ввиду того что в ходе проверки подтвердились факты, изложенные в заявлении т. Рюмина, ЦК ВКП (б) решил немедля отстранить т. Абакумова от обязанностей министра госбезопасности и поручил первому заместителю министра т. Огольцову исполнять временно обязанности министра госбезопасности. Это было 4 июля с.г.
На основании результатов проверки комиссия Политбюро ЦК ВКП (б) установила следующие неоспоримые факты.

1. В ноябре 1950 года был арестован еврейский националист, проявляющий резко враждебное отношение к советской власти, – врач Этингер. При допросе старшим следователем МГБ т. Рюминым арестованный Этингер, без какого-либо нажима, признал, что при лечении т. Щербакова А.С. имел террористические намерения в отношении его и практически принял все меры к тому, чтобы сократить ему жизнь.

ЦК ВКП (б) считает это показание Этингера заслуживающим серьезного внимания. Среди врачей, несомненно, существует законспирированная группа лиц, стремящихся при лечении сократить жизнь руководителей партии и правительства. Нельзя забывать преступления таких известных врачей, совершенные в недавнем прошлом, как преступления врача Плетнева и врача Левина, которые по заданию иностранной разведки отравили В.В. Куйбышева и Максима Горького. Эти злодеи признались в своих преступлениях на открытом судебном процессе, и Левин был расстрелян, а Плетнев осужден к 25 годам тюремного заключения.

Однако министр госбезопасности т. Абакумов, получив показания Этингера о его террористической деятельности, в присутствии следователя Рюмина, зам. начальника следственной части Лихачева, а также в присутствии преступника Этингера признал показания Этингера надуманными, заявил, что это дело не заслуживает внимания, заведет МГБ в дебри, и прекратил дальнейшее следствие по этому делу. При этом т. Абакумов, пренебрегая предостережением врачей МГБ, поместил серьезно больного арестованного Этингера в заведомо опасные для его здоровья условия (в сырую и холодную камеру), вследствие чего 2 марта 1951 года Этингер умер в тюрьме.

Таким образом, погасив дело Этингера, т. Абакумов помешал ЦК выявить, безусловно существующую законспирированную группу врачей, выполняющих задание иностранных агентов по террористической деятельности против руководителей партии и правительства. При этом следует отметить, что т. Абакумов не счел нужным сообщить ЦК ВКП (б) о признаниях Этингера и таким образом скрывал это важное дело от партии и правительства.

На основании вышеизложенного ЦК ВКП (б) постановляет:

1. Снять т. Абакумова с работы министра государственной безопасности СССР как человека, совершившего преступления против партии и Советского государства, исключить из рядов ВКП (б) и передать его дело в суд.

2. Снять с занимаемых постов начальника следственной части по особо важным делам МГБ СССР т. Леонова и заместителя начальника следственной части т. Лихачева как способствовавших Абакумову обманывать партию и исключить их из партии.

3. Объявить выговор первому заместителю министра т. Огольцову и заместителю министра т. Питовранову за то, что они не проявили необходимой партийности и не сигнализировали ЦК ВКП (б) о неблагополучии в работе МГБ.

4. Обязать МГБ возобновить следствие по делу о террористической деятельности Этингера. 

По приговору Военной  Коллегии Верховного Суда СССР от 19 декабря 1954 года Абакумов Виктор Семенович был расстрелян в городе Ленинграде.

Мыслимо ли, чтобы матерый чекистский волчище, проработавший в органах два десятка лет, вымазанный по самую макушку в крови, отправивший не одну тысячу людей туда, откуда не возвращаются, вдруг проникся большой любовью к какому-то арестованному еврею Этингеру, не распознал в нем врага  и не доложил об этом членам родного ЦК любимой компартии? Нет, немыслимо. Просто "дело" это было настолько надуманно, нелепо и глупо, что даже он, профессионал, не усмотрел в нем никакого криминала и прекратил его. За что и поплатился. Жизнью!

А теперь еще раз перечтем все документы в отношении "Дела врачей", полковника Рюмина, доктора Тимашук и министра Абакумова и попытаемся найти ответ на простой вопрос: за что расстреляли министра Абакумова? И поймем, что расстрелян он был не за то, что погубил массу народа, не за то, что во вверенном ему ведомстве царило чудовищное беззаконие, не за невинно арестованных, не за детей, благодаря ему ставших сиротами. А за то, что не дострелял! Что закрыл дело Этингера, вместо того, чтобы ему, невиновному, пустить пулю в затылок!

Парадокс, да и только!


Рецензии