Разум для Смысла

               

     День сегодня для меня особенный. Очень. Он не очевидный, но важный, знаковый…
Вчера с утра и практически до вечера было не по  ноябрьски  солнечно и тепло. Солнце радовалось тому, что сотворило на  нашей  планете, внимательно рассматривало. Я бы сказал: озорничало.
      Но я по другому поводу. Ждал  встречи с Днём, когда я достиг возраста   своего отца перед его уходом из жизни. Он покинул  земную Жизнь за  8 дней до своего  61 дня рождения.
       Из Казахстана  в Нижний я прилетел по телеграмме в кабине лётчиков (билетов уже не было) на второй день после смерти, но его уже похоронили..., он долго тяжело болел…
      Более  старшие  мужчины моего рода ушли из жизни гораздо раньше этого возраста. Где похоронены не знаю (и никто не знает), но один дед погиб под Сталинградом, второй  просто на фронте…  Отец  с 1943 года тоже  воевал, но если я с братом появились на свет, то Бог  уберег его от  вражеской пули и снаряда…
       Тихо и солнечно было вчера на Новосормовском погосте. День будничный. Живых людей тут на аллеях  мало, усопших очень много. Этот погост самый большой в Европе. Даже моих усопших знакомых не мало. Вместе школу заканчивали с Толей Трапезниковым… Он очень хотел стать  военным( я то никогда об этом не мечтал), но погиб при исполнении служебных обязанностей в 1984 году  30-тилетним капитаном…  Толя Красильников, мой  друг по академии, после выпуска в 1985 тяжело заболел под Семипалатинском  и… Поговорить бы с ними…
     Людей  живых  за пределами  погоста всё больше становится, а  общаться с ними хочется все меньше и меньше…
      Вот  в юные годы я всё над смыслом жизни размышлял, а  сейчас  над смыслом  Разума.  То, что умерло, не доступно разуму, то, что исчезло, но болит - ещё вернётся…
Разум-это адекватно рефлексирующий      Дух   способной к обучению и изменению материи…
    Конечно, для успеха разума важна если не максимальная( после 60 лет это не возможно), но достаточная   к о н ц е н т р а ц и я сущностных сил человека(интеллект, воля, чувства).
     Многое вокруг меняется. Большие города становятся ещё больше, выше, теснее, тревожнее. Маленькие селения  в большом количестве исчезают. Толпы сумасшедших  тифози  тысячами мечутся между   столичными  муравейниками  и орут «Русские вперед», когда на  футбольном поле бегают  африканцы за нефтедоллары…
     Разум Смысла, Смысл   Разума…
  С погоста   возвращался на маршрутке (считаю глупо по городу, где и так всем тесно, передвигаться на  личном авто). Один из пассажиров, выходя, пытался отдать проездной билет  кондуктору, но он этот «дар» не принял… А помню в 60-е, да и в 90-е с удовольствием брали, выгадывая себе «барыш». А  сейчас хотя бы в маршрутках создан механизм бессмысленности обмана. Появилась    п р я м а я   обратная связь  объекта и субъекта деятельности. Мелочёвка вроде, но  показательная.
    Гармония мыслей рождает позитивный смысл в самой Жизни. Разум очень уместен в рождающихся смыслах и очень   о п а с е н, когда  наши мысли касаются у с т о я в ш и х с я   смыслов бытия и истории. Попытки расщепить материю на ядерном  уровне – чрезвычайно опасное для человечества занятие. Дракон потребности человека брать от Жизни  Всё - способен  уничтожить не только  секретный коллайдер, но  и саму тайну  Жизни на планете.
     Я не много встречал на своей тропинке  мудрых людей, но они были. И я их помню. Была такая преподаватель культурологии   в военной академии:  Дорогова Людмила Николаевна.  Интеллигент, обаятельная  женщина, просто смелый  мыслящий человек советского времени. Удивительно  от неё  во   времена развитого социализма услышать  публично произнесённую мысль чрезвычайно важную  Сегодня. Это было похоже на должностное самоубийство: но она   в 80-е годы сформулировала пророческий смысл тайны гибели СССР:
Советская система  устояла, она созрела, а вот современный  человек ей не соответствует.
Увлёкшись могуществом, державностью государства   власть имеющие  переоценили  свои достижения в области  воспитания. Достижения были, но как показала социальная практика …
      Сегодня состояние дел на этом участке напоминают катастрофу на  «Титанике». Спасайся, кто может, и спасай детей, кто сможет.  Тут я на стороне Стерлигова…
    Тот Смысл, что умер: не доступен разуму. Тот, что исчез, но болит - ещё вернётся, и тут Разум жизненно необходим… Воспитание человека более чем оружие должно соответствовать претензиям на величие государства.На СССР в 1991 году с оружием никто не нападал.
   Сами всё развалили без Разума.

      


Рецензии
Печаль ноябрьского солнца...
Заметки больше личные, не для массового читателя.
Мудрецы говорят, сожаления не от Бога, потому просто погрущу о том, что не состоялось. Современный человек не соответствует ни советской системе, ни какой-либо вообще.
Гендерные выкрутасы, поголовная цифровизация, презрение к культуре и упадок нравственности - набросок современного общества. А система образования нацелена исключительно на продавливание невежества. Печальная картина.
При все при этом человек, несмотря на все попытки с ним расправиться, остается человеком. Разум, пусть и ослаблен, но жив!
А это значит, надежда у нас есть.
С уважением,

Нина Апенько   23.06.2023 08:34     Заявить о нарушении
ЧЕЛОВЕК-высшая форма жизни в Мироздании, со-творец бытия, жертвенность, милосердие, прощение, правда, гармония насущного, достоинство, любовь к Мирозданию и ближнему по нему.

Отказ от этих догматов приводит к эволюции Человека в биоробота. НЕИЗБЕЖНО.
Изделие-биоробот имеет дату изготовления и срок годности. По окончании срока годности изделие утилизируется.
Человек живёт вечно.
Благословений нам.

Ваня Сталкер   23.06.2023 13:34   Заявить о нарушении
Благодарю за внимание к моим достаточно давним размышлениям(2013 год..,10 лет однако прошло). Уже осторожничаю что то публиковать ... Многое сбывается... Но надежда на Позитив имеет место быть, должен быть поворот Вектора движения..,чувствую...

Владимир Казаков Нн   23.06.2023 15:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.