Глава 7. 7. До свидания Москва. 1968 год
Вот и настал день 28 июня, пятница. Вечерним поездом № 1 «Москва – Киев» я и Надежда Сергеевна уезжаем домой, в Киев после плодотворной и насыщенной новыми впечатлениями, познаниями и… покупками, командировки.
Принял решение проехать по Москве на наземном транспорте, и попрощаться с городом: проведать, хотя бы «взглядом» памятные места. Конечная цель этого «бесцельного» путешествия была ул. Горького и экскурсия по ней с заходом в магазины и другие «злачные» места. Проедем, и пройдемся!
Я на троллейбусе, которые тогда «бегали по этому направлению» по Ботанической улице, проехал от гостиницы ВОСТОК до остановки возле пруда у телецентра Останкино на ул. Королева, не доехав до Южного входа ВДНХ. Решил эту часть пути пройти пешком до конечной остановки троллейбуса номер 13, на котором планировал «обзорную» поездку в Центр города. Пешую прогулку я «посвятил» знакомству с Останкинской башней, строительство которой завершили в 1967 году. К самой башне я не приближался, разглядывая ее со стороны пруда.
http://www.proza.ru/2013/11/07/1189
Потом я уточнил для себя, что: «Строительство велось с 1963 по 1967. В то время это было самое высокое сооружение в мире. Идея использовать преднапряжённый железобетон, сжатый стальными тросами, позволила сделать конструкцию башни простой и прочной. Другой прогрессивной идеей было использование относительно мелкого фундамента: по замыслу Никитина, башня должна была практически стоять на земле и её устойчивость обеспечивается за счёт многократного превышения массы конусообразного основания над массой мачтовой конструкции.
На момент окончания строительства в зоне действия передатчиков проживало около 10 млн. человек, сегодня башня охватывает территорию с населением свыше 15 млн. человек».
Это был прорыв в развитии телевидения страны. И, к тому же немного раньше, было положено начало космической составляющей телевидения. Башня впечатлила своей высотой и…красотой. Это действительно гармоничное сооружение «космической» конструкции…
От Южного входа ВДНХ я отправился в длинную поездку на троллейбусе 13-го маршрута, который тогда имел конечную остановку в центре города на проспекте Карла Маркса. Этот маршрут проходил по интересным местам, на котором расположились достопримечательности, которые запомнились мне. Вот некоторые из них.
Центральный музей Вооруженных сил СССР на ул Советской Армии. Музей был открыт 9 мая 1965 года.
http://www.proza.ru/2013/11/07/1206
1 мая 1965 год за несколько дней до открытия.
Установка ракеты Р-12 на постамент у входа в музей.
http://www.proza.ru/2013/11/07/1220
Я в нем никогда не был. Видел здание музея 28 июня 1968 года впервые из окна троллейбуса, при выезде с 2-го Лазаревского переулка (с 1976 года - ул. Советской Армии) на пл. Коммуны (теперь –Суворовская площадь). Но танк Т-34 и баллистическую ракету средней дальности типа Р-12, стоявшей у центрального входа в музей, я запомнил хорошо. Этот тип ракеты были доставлен на Кубу во время Карибского кризиса.
Сегодня там стоит ракета типа Р-9А: двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета.
http://www.proza.ru/2013/11/07/1227
Медленно проехали мимо здания Центрального театра Советской армии, на площади Коммуны.
Об артистах армейского театра у меня всегда теплые воспоминания, связанные с прекрасными постановками спектаклей, вышедших на экраны кинотеатров: «Учитель танцев» с замечательным Владимиром Зельдиным в главной роли. «Укрощение строптивой» с незабываемыми главными исполнителями Людмилой Касаткиной, Андреем Поповым и Владимиром Зельдиным.
Прекрасная игра Ларисы Голубкиной, в недавно вышедшем в 1962 году на экраны фильме «Гусарская баллада».
Незабываемые: Сошальский Владимир Борисович, Любовь Ивановна Добржанская, Федор Чиханков и другие ушедшие….
По улице Самотечной выехали на Цветной бульвар, который я посетил вчера. За Трубной площадью маршрут пролегал по Неглинной до конечной остановки на проспекте Карла Маркса (Театральный проезд).
http://www.proza.ru/2013/11/07/1255
Неглинная дом 14, далее за ним здание Госбанка.
На Неглинной, кроме знакомого мне Петровского пассажа, мое внимание привлекло стройное и гармоничное сооружение Государственного банка СССР (дом № 12).
http://www.proza.ru/2013/11/08/944
Банк в 60-е годы
Современное фото здания банка:
http://www.proza.ru/2013/11/08/949
Прибыли на конечную остановку на Театральном проезде (тогда – просп. К.Маркса)
http://www.proza.ru/2013/11/08/968
«Детский мир» в Театральном проезде.
«Детский мир». Троллейбусная остановка.1968 год:
http://www.proza.ru/2013/11/08/976
Это находилась в районе пл. Дзержинского. Я «заглянул» и туда:
http://www.proza.ru/2013/11/08/987
Станция метро ДЗЕРЖИНСКАЯ, Детский мир, памятник Дзержинскому.
У Дзержинского - за спиной здание КГБ:
http://www.proza.ru/2013/11/08/996
Пора выбираться на улицу Горького. Решил подъехать: нужно «начинать спешить» - время бежит быстро. Сел на троллейбус в сторону Охотного ряда. Вышел на Манежной площади у гостиницы «Москва».
В план входило: просмотреть достопримечательности ул. Горького и посетить нужные магазины. Без подарков из Москвы возвращаться нельзя!
"ПОХОД" ПО УЛИЦЕ ГОРЬКОГО. 1968 ГОД.
Улица Горького (бывшая Тверская) в 1968 году начиналась от пл. 50-тилетия Октября (так переименовали в 1967 году Манежную площадь). Улица получила это название в честь писателя А.М. Горького (Пешкова) в 1932 году, и включала в себя бывшую Тверскую улицу и 1-ю Тверскую-Ямскую. У Белорусского вокзала улица Горького переходила в Ленинградский проспект. «Горького» была главной улицей Фрунзенского района Москвы, протяженностью более 2,5 км.
«Тверской» ее назвали по наименованию торгового пути в сторону Твери, сложившегося еще в 15 веке. Это была парадная дорога к Красной площади и в Кремль, по которой с 17 века въезжали иноземные послы, которых торжественно встречали у Тверских ворот Земляного города, где затем образовалась Триумфальная площадь ( с 1935 до 1992 – площадь Маяковского). При Петре Первом улица стала началом пути из древней столицы в «молодую». Ее застраивали богатыми усадьбами знати и скромными домиками простого люда. Поэтому вековые парки либо становились частью пышных усадьб, либо приусадебными огородами у маленьких деревянных домиков «незнати»…
Я последний раз путешествовал по ул. Горького в 1957 году. Поэтому решил пройти или проехать по всему пути, сравнивая с тем, что я запомнил 11 лет назад…
http://www.proza.ru/2013/11/09/1365
На месте, неизменно стояли гостиница «Националь», смотрящая своими окнами на площадь в сторону Манежа, Александровского парка, Исторического музея (это сторона, которая «относилась» в 1968 году к проспекту К. Маркса и имела номер 14), и – на торец здания Госплана СССР – на Горького (дом номер 2/12) и, которым в эти годы руководил Байбаков Николай Константинович. А так же «просматривала» четные номера 2, 4 улицы Горького: жилые, построены в 1937—1940.
Эта сторона «Националя» числилась под номером 1 (ул. Горького).
http://www.proza.ru/2013/11/09/1448
Гостиница «Националь» построенная в 1901—1903 годах арх. И. А. Ивановым.
«Гостиница «Националь» открылась в 1903 году и стала лучшей и самой дорогой гостиницей Москвы. Здесь в разное время Федор Шаляпин,Римский-Корсаков, Иван Бунин, Анри Барбюс и другие известные личности. После Октябрьской революции «Националь» была превращена в «1-й Дом Советов», а в марте 1918 года в номерах «Националя» поселились члены Советского правительства. Здесь проживали Дзержинский, Свердлов, Троцкий, Ленин и Крупская».
По прежнему гостиницу украшало знаменитое майоликовое панно на фасаде, с индустриальным пейзажем советского времени.
http://www.proza.ru/2013/11/09/1459
Первозданное панно на главном фасаде, было выполненно в Абрамцевских мастерских по рисунку Павла Ворфоломеивича Кузнецова: «слева две женских фигуры, женщина с ребёнком в центре композиции, и бородатый мужчина справа»… Во время октябрьских боёв 1917 г. сильно пострадало, и было заменено в 1918 г. на панно с индустриальным пейзажем».
Но сразу за «Националь» на номере 3 росло-возрастало какое-то несуразное здание-высотка в виде «спичечного коробка» стоящего на «попа»!
Это шло строительство гостиницы «Интурист»
«Здание, представлявшее собой пример «кубической» архитектуры, имело 22 этажа, на которых располагалось 436 номеров, в том числе 70 люксов и 13 апартаментов. Облик «Интуриста» сильно контрастировал с окружающей здание исторической застройкой (гостиница «Националь» и театр Ермоловой)».
Строительство гостиницы ИНТУРИСТ: Горького 3 http://www.proza.ru/2013/11/09/1494
Дом № 5 — дом М. Т. Гонцова 1835 года постройки, в 1886—1889, арх. С. Ф. Воскресенский перестроил его в «Постниковский пассаж». В 1930-х гг. тут помещался Театр В.Э. Мейерхольда А с 1938 — Московский драматический театр им. М. Н. Ермоловой и по сей день. А были планы в 70-е годы театр перебазировать в другое место. На этом месте планировали построить второе здание – «Интурист»-лилипут: здание гостиницы но меньшей высоты.http://www.proza.ru/2013/11/10/1341
Далее, до Советской площади, все было таким, каким я помнил с 1957 года:
http://www.proza.ru/2013/11/10/1535
Улица Горького в 1968 году: по нечетной стороне дом 7 – Центральный телеграф, дом 9 - жилой дом. Дом 13 (с флагом на фронтоне) – Моссовет на Советской площади.
На четной стороне – напротив: дома № 2-4, 6 — дома, построены в 1937—1940:
http://www.proza.ru/2013/11/10/1616
Посмотрим поближе:
http://www.proza.ru/2013/11/10/1646
Дом № 7 — Центральный Телеграф, построен в 1926—1927, арх. И. И. Рерберг, инж. С. З. Гинзбург.
Левее – строительство здания ИНТУРИСТ (просматривается среди ветвей дерева) и здание театра им. М. Н. Ермоловой.
Неизменный «глобус» с фрагментами герба СССР на телеграфе:http://www.proza.ru/2013/11/10/1656
http://www.proza.ru/2013/11/10/1678
Дом № 9 - Здание построено в 1949, арх. А. Ф. Жуковым Цоколь этого дома отделан гранитом, предназначавшимся для памятника гитлеровской армии в ознаменование победы над СССР, захваченным в 1941 г. после отступления немцев под Москвой. Об этом я помнил с первого посещения Москвы.
В этом доме прошли последние годы учёного-химика Н.Д. Зелинского. Здесь в 1949-62 гг. жил архитектор А.В. Власов, в 1949-64 гг. академик В.С. Немчинов. Также в этот дом привезли и прописали в 1950 г. итальянского физика Бруно Понтекорво, добровольно переехавшего в Советский Союз.
Наконец, промежуточная «остановка» на Советской площади:
http://www.proza.ru/2013/11/11/833
Дом № 13 — дом московских генерал-губернаторов, построен в 1782—1784, архитектором М. Ф. Казаковым, в 1939 — передвинут на 14 м вглубь квартала, в 1944—1946 надстроен и перестроен с изменением фасада архитектором Д. Н. Чечулиным.
«В 1782-84 гг. для московского генерал-губернатора З.Г. Чернышёва на Тверской был выстроен новый особняк (архитектор - предположительно М.Ф. Матвеев). Для здания использовался камень от разобранных стен Белого города. Дом был П-образный с «ушами» - основное здание фасадом на Тверскую с жилыми флигелями за ним. Во внутреннем дворе располагались хозяйственные постройки. Первоначальная окраска была жёлтой. В 1785 г. особняк был выкуплен казной у вдовы графа Чернышёва под официальную резиденцию администрации города и стал называться «Тверским казённым домом».
В 1812 г. дворец сильно пострадал от французских бесчинств, последствия которых были устранены только к 1815 г. Однако в 1823 г. особняк сгорел, и на время ремонта канцелярия губернатора с чиновниками съехали в специально арендованные помещения. В 1839 г. часть хоздвора была перестроена под квартиры чиновников.
Во 2-й пол. XIX в. при губернаторе В.А. Долгоруком в «Тверском казённом доме» часто проводились торжественные приёмы и балы, до которых он был большой охотник. Однажды князь стал жертвой афериста Шпеера, который пользуясь знакомством с главой древней столицы, получил разрешение показать особняк английскому лорду, а после «продал» его британцу за огромную сумму, выдав фальшивую купчую. Скандал был замят с трудом (эта легенда описана у Гиляровского в книге «Москва и москвичи», а Борис Акунин всего лишь «украл» у него этот сюжет).
После смещения Долгорукова, новый губернатор Москвы, брат царя - Сергей Александрович Романов, произвёл перепланировку здания и полную смену интерьеров особняка, а также оборудовал отопление, водопровод, канализацию, установил электрическое освещение, телефон и лифты. Конюшня во дворе превратилась в гараж. Позже, в 1892 г. была переоборудована и вновь освящена домовая церковь при доме губернатора, существовавшая с 1806 г.
После февральской революции 1917 г. должность генерал-губернатора была упразднена. В октябре 1917 г. в особняке размещались Военно-революционный комитет и штаб Красной гвардии, а сама резиденция московского наместника царя позже стала Моссоветом. Естественно, при новой власти от роскошных убранств и залов не осталось и следа. Домовой храм был уничтожен в 1921 г.
В 1929-30 гг. Моссовет подвергся реконструкции: в частности, были снесены боковые флигели бывшей усадьбы Чернышёва - на их месте построили пятиэтажное здание Облисполкома. В 1937 г. началась реконструкция улицы Горького (бывшей Тверской), в результате которой она была сильно расширена. Здание Моссовета оказалось чуть ли не посередине Тверской.
В 1939 г. дом весом в 20 000 тонн был скреплён металлическим каркасом и передвинут на 13,5 м от проезжей части. Переезд готовился 4 месяца, а прошёл за 40 минут. После войны, в 1946-47 гг. Моссовет был надстроен с трёх до пяти этажей с переделкой фасада и выкрашен в тёмно-красный цвет». (Из Википедии).
Напротив: памятник Юрию Долгорукому на Советской площади (Тверская площадь).
http://www.proza.ru/2013/11/11/960
Немного об истории площади и памятника:
«Князь Юрий Долгорукий - основатель Москвы». Памятник установлен в 1954 г. Скульпторы С.М. Орлов, А.П. Антропов и Н.Л. Штамм, архитектурное оформление В. Андреева.
http://www.proza.ru/2013/11/11/991
Ранее на этом месте находился памятник генералу Скобелеву, выдающемуся русскому полководцу, герою Русско-Турецкой войны 1877-78 гг. Памятник был уникальным. Сооружён в июне 1912 г. Его поставили на добровольные пожертвования по всей стране. Автором был отставной подполковник П.А. Самонов, далеко не профессиональный скульптор. Однако памятник был очень выразительным и, кроме того, уникальным в инженерном смысле: композиция всадника на коне имела всего две опоры – задние ноги лошади. В России имелся ещё один подобный монумент — конная статуя императору Николаю I в Санкт-Петербурге (скульптор П.К. Клодт. Тем не менее, памятник был уничтожен по инициативе властей рабочими завода «Гужон» 1 мая 1918 г. во исполнение декрета «О снятии московских памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг».
http://www.proza.ru/2013/11/11/1009
Вместо него осенью того же года был сооружён первый памятник новой власти — Обелиск Конституции. Это была 26-метровая кирпичная трехгранная стелла, сооружение которой санкционировал Ленин.
Через год, в июне 1919 г. в композицию обелиска была включена бетонная плоскогрудая Статуя Свободы, которая должна была символизировать революцию и становление советского общества. Моделью для богини Ники стала племянница Станиславского Вера Алексеева. http://www.proza.ru/2013/11/11/1021 .
Но и «Свобода» продержалась недолго. Изготовленные из недолговечных материалов обелиск и статуя нуждались в серьезной реставрации, которую было решено не проводить.
И в ночь с 20 на 21 апреля 1941 г. под предлогом «переноса на другое место» по причине «несоответствия архитектурному облику площади» монумент был взорван. От статуи свободы осталась только голова, которая сейчас хранится в Третьяковке». (Из Википедии)
А для меня было главным то, что в доме № 6 сохранился ресторан АРАГВИ, который я с Володей Кисловым – двоюродным братом, посетил в далеком 1957 году!
Ул. Горького (Тверская) № 6 (современное фото):http://www.proza.ru/2013/11/11/1044
Я его тогда назвал рестораном «Под хвостом у коня Долгорукого».
Ресторан АРАГВИ:http://www.proza.ru/2013/11/11/1059
Новинкой для меня был магазин БЕРЕЗКА в доме 12. Торговля там шла на чеки Внешторга.
Я туда, поэтому не зашел. Но поглазел на витрины. Нашел в Интернете фото 1962 года. Таким я запомнил эту «плакучую» БЕРЕЗКУ на ул. Горького. http://www.proza.ru/2013/11/11/1072
Следующим ярким пятном в памяти остался знаменитый магазин, который называли всегда его первородным именем ЕЛИСЕЕВСКИЙ, хотя в те годы на нем была вывеска: ГАСТРОНОМ № 1.
Гастроном № 1. 1968 год.(Елисеевский магазин):http://www.proza.ru/2013/11/11/1088
Дом № 14 —построено по проекту М. Ф. Казакова в 1790-е годы. В 1820-х гг. тут находился салон З.А. Волконской. Перестроен в 1898—1901 годах архитектором Г. В. Барановским для магазина Г.Г. Елисеева.
А в гастроном я зашел, и бродил в нем как в музее, на его роскошь глазея.
Интерьер Елисеевского магазина:http://www.proza.ru/2013/11/11/1094
Немного истории:
«Этот дом является украшением улицы на протяжении уже почти 230 лет. Он построен Матвеем Казаковым в 1787-1790 годах для Екатерины Ивановны Козицкой, младшей дочери заводчика-миллионера И.С. Мясникова.
Дом Е.И. Козицкой в 1800 году:http://www.proza.ru/2013/11/12/1341
Трехэтажный дом с восьмиколонным портиком, опирающимся на высокий цоколь, проездной аркой и полукруглыми окнами. В 1824 году он стал главным великосветским и литературным салоном Москвы. Тут поселилась падчерица хозяйки, княгини Александры Григорьевны Белосельской-Белозерской (в девичестве Козицкой), - красавица-княгиня Зинаида Волконская, жена князя Никиты Григорьевича Волконского, старшего брата декабриста Сергея. Это в ее гостиной в 1826 году провожали княгиню Марию Николаевну Волконскую к мужу в сибирскую ссылку "прощальным вечером", на котором присутствовал и Пушкин. В доме бывали Жуковский, Веневитинов, П.А. Вяземский, Мицкевич, Баратынский и многие другие. В середине 1860-х дом принадлежал княгине Кочубей и сдавался пансиону Репмана, где учились дети богатых родителей, в том числе многие мальчики из семьи купцов Бахрушиных. В 1874 году особняк перестраивает архитектор Август Вебер для нового владельца миллионера С.М. Малкиеля. Дом приобрел пышный эклектичный декор. В 1898-м его приобретает купец Григорий Елисеев и подвергает здание последней глобальной перестройке. С 1898 по 1901 год над роскошными интерьерами трудился архитектор Г.В. Барановский с помощниками - М.М. Перетятковичем и В.В. Воейковым. Проходивший когда-то под домом проезд стал главным входом в "Магазин Елисеева и погреба русских и иностранных вин". Комнаты первого и второго этажей превратились в огромный торговый зал, сверкающий причудливой декоративной обработкой стен и яркими огнями изящных огромных люстр. Особняк принадлежал Елисеевым до 1917 года. Потом тут был гастроном 1, который неофициально все равно называли Елисеевским, - своеобразная визитная карточка Москвы. С этим магазином было связано одно из самых громких дел о хищениях в советской торговле. Директора магазина Юрия Соколова приговорили к расстрелу. В 2003 году к 190-летнему юбилею фирмы Елисеева новые хозяева провели реставрацию магазина.
С декабря 1935 г. до конца жизни Николай Островский жил в этом доме, где работал над романом «Рождённые бурей» (имеется мемориальная доска)http://www.proza.ru/2013/11/12/1356
С 1940 г. здесь открыт музей Н.А. Островского, сохранена обстановка личной комнаты писателя»
Квартиру-музей Н.А. Островского, я ее посещал в 1957 году.
Рядом стоит дом № 16: бывший доходные дома М.С. Логуновой
Угловой дом, 1880, арх. А. Е. Вебер, с 1936 — «Дом актёра» при Всероссийском театральном обществе, сейчас — «Галерея Актёр».
Построен в 1880-82 гг. Дом надстроен в 1935 г. Современное фото из Википедии:
http://www.proza.ru/2013/11/12/1483
В 1968 года это был действующий Центральный дом актера, дотла сгоревший в 1990 г. А «визави» на противоположной стороне улицы под номером 17 стоял «Дом под юбкой».
Таким я видел эти дома в 1957 году.http://www.proza.ru/2013/11/12/1504. Такой была эта картина и в 1968. Но балерины уже не было.
Описание дома 17 из Википедии:
«Шести–восьмиэтажный десятиподъездный кирпичный жилой дом №17.
Построен в 1940 году по проекту знаменитого зодчего А.Г. Мордвинова.
До 1958 года на угловой башенке стояла скульптура «балерины» — скульптор Г.И. Мотовилов (отсюда название).
Огромная статуя балерины стояла с поднятой к солнцу рукой. Дама была очень грациозной, и москвичи считали, что это вылитая Ольга Лепешинская, прима Большого театра.
Однако по поводу этой скульптуры весьма непристойно подшучивали. Остроумы даже сочинили стишок: "Над головою у поэта воздвигли даму из балета, чтоб Александр Сергеич мог увидеть пару стройных ног". Это намек на памятник А.С. Пушкину, который в 1952 году перенесли с бульвара на противоположную сторону. Балерины также давно нет, ее демонтировали: состояние было аварийное, и она грозила упасть на голову какому-нибудь зазевавшемуся пешеходу.
Но по старой памяти коренные москвичи называют этот дом «домом под юбкой».
До 1933 года на этом месте стояла церковь Дмитрия Солунского:
http://www.proza.ru/2013/11/12/1567
А рядом с ней в 1920-х годах находилось литературное кафе «Стойло Пегаса», где частенько бывал Сергей Есенин.
В доме жил музыкант А.Б. Гольденвейзер, квартира которого является филиалом музея им. Глинки. Многие годы в этом доме в квартире № 67 жил известный авиаконструктор, лауреат Сталинской премии, один из создателей истребителя ЛаГГ-3, М.И. Гудков (1904—1983).
В 1970-е годы в здании работало кафе-мороженое «Север». Здесь же размещался магазин «Армения» Министерства торговли Армянской ССР ( с 50-х годов).
В стоявшем ранее на углу с Малым Гнездниковским переулком доме прошли детские и девичьи годы актрисы В.Ф. Комиссаржевской.
Здесь же с 1909 по 1913 гг. жил оперный певец Л.В. Собинов.В настоящий момент на первом этаже размещается Мемориальный музей-мастерская С.Т. Коненкова».
Вот магазин «АРМЕНИЯ» я в этот поход посетил. Магазин тогда состоял из двух отделов. Один я назвал «съедобный». Второй – «вещевой». В первом накупил восточных сладостей. А во втором других подарков (платки, ювелирные национальные изделия и еще что-то в этом роде) для своих родных, друзей и подруг. Запомнился интерьер помещения: живописное мозаичное панно на стенах и орнаментальный узорный потолок. Вот и запомнился: яркой красотой и гармонией…http://www.proza.ru/2013/11/12/1593
Вернемся немного назад по ул. Горького и посмотрим на дом № 15, что за домом «под юбкой». Я его показываю со стороны площади Советской:http://www.proza.ru/2013/11/12/1610.
«Девятиэтажный одиннадцатиподъездный жилой дом – памятник архитектуры. Построен в 1940 г., архитектор А.Г. Мордвинов. Количество квартир: 177.
Здесь жили многие выдающиеся государственные деятели, военачальники, деятели науки и искусства. В 1940-71 гг. в доме жил певец народный артист СССР М.Д. Михайлов».
Меня интересовал новый книжный магазин, которого не было в 1957 году. В 1960-е гг. был открыт книжный магазин «Дружба», в котором можно было приобрести литературу, издаваемую в социалистических странах. Такой магазин был открыт и в Киеве на Крещатике. Заглянул я и сюда, прежде чем выйти на площадь Пушкина.http://www.proza.ru/2013/11/12/1626
ПУШКИНСКАЯ ПЛОЩАДЬ.
По сравнению с 1957 годом площадь изменилась: появилось новое строение за спиной Александра Сергеевича большой кинотеатр РОССИЯ. Мне понравилось завершение площади. Хотя и «хайтек», но вписался в «интерьер» этого пространства.http://www.proza.ru/2013/11/13/805
Кинотеатр стал моим: во все мои дальнейшие поездки в Москву я обязательно ходил на просмотр новинок кино. Это был «первый экран страны». Но в эту поездку я только прогулялся рядом и вокруг, осматривая это оригинальное строение. Посидел на скамеечке возле Пушкина: отдохнул после пешего хода по улице Горького.
Скамейки для отдыха у Пушкина.http://www.proza.ru/2013/11/13/829
Немного о памятнике и площади.
Названа в 1937 г. в память об Александре Сергеевиче Пушкине (1799—1837).
Для увековечения памяти поэта площадь была выбрана в связи с тем, что здесь находится памятник Пушкину работы скульптора А. М. Опекушина. Памятник был поставлен на Тверском бульваре в 1880 г., в его сооружении приняло участие все просвещенное русское общество: деньги (84 тыс. рублей) были собраны по подписным листам.
В 1950 г. памятник был перенесен на другую сторону площади, в центр ее. Это не просто первый памятник великому поэту, это примета города, символ Москвы, России. До 1937 г. — Страстная площадь; название связано с расположением вблизи Страстного женского монастыря, основанного в 1654 г.
Сохранились сведения, что площадь называлась также площадью Тверских Ворот, или Тверские Ворота — по воротам в стене Белого города (конец XVI века), через которые проходила Тверская улица.
С 1918 г. Страстная пл. недолгое время называлась пл. Декабрьской Революции — в память о Декабрьском вооруженном восстании 1905 г. в Москве.
Некоторые детали для любителей истории.
История Пушкинской площади от 16-го до 21-го века ( из ВИКИПЕДИИ)
Тверские ворота Белого города
С конца XVI в. на месте нынешней площади стояли Тверские ворота Белого города, через которые проходила дорога на Тверь (впоследствии также на Петербург). У ворот на земле, принадлежавшей будущему тестю царя Алексея Михайловича Илье Даниловичу Милославскому, в 1641 г. была поставлена церковь в честь Страстной иконы Божьей матери, с 1654 — Страстной женский монастырь. По другую сторону улицы стояла каменная двухшатровая церковь Димитрия Солунского. По другую сторону стены вдоль Малой Дмитровки находился Путевой посольский двор, где останавливались европейские послы, въезжавшие в Москву по Тверской дороге (из Новгорода). У двора близ ворот, в одни годы с монастырем была построена оригинальная трёхшатровая Церковь Рождества Богородицы в Путинках, именовавшаяся также церковью «что за Тверские ворота на Дмитровке» и сохранившаяся поныне. У ворот вдоль улицы жили в основном кузнецы: в 1641 г. за Тверскими воротами находилось 63 кузницы. В 1670 г. там, кроме кузниц, отмечено также 12 лавок, главным образом мясных и мучных.http://www.proza.ru/2013/11/13/1010
Образование площади
Ворота были снесены в 1720 г., так что на их месте образовалась небольшая площадь. В следующем же году на ней была построена триумфальная арка для торжественного въезда в древнюю столицы Петра I в честь заключения Ништадтского мира. С тех пор на протяжении XVIII в. на месте ворот регулярно ставили триумфальные арки к каждой новой коронации. Особенно запомнилась москвичам екатерининская арка 1763 г. архитектора Дмитрия Ухтомского; также была воздвигнута арка в 1773 г., в честь торжественного въезда в Москву победителя турок Петра Румянцева-Задунайского.В 1770-е годы была разобрана стена Белого города, в 1784 кузницы были переведены за Земляной вал, в 1794 были убраны также находившиеся на площади лавки. http://www.proza.ru/2013/11/13/1081
Церковь Дмитрия Солунского. Фото 1881 года:http://www.proza.ru/2013/11/13/1088.
В 1791 г. была снесена старая церковь Дмитрия Солунского (кроме колокольни) и на её месте построена новая, в стиле барокко. Церковь (впоследствии вновь перестроенная в 1832 г.) славилась своим хором, так что известен случай, когда в 1804 г. присутствовавшая публика сопроводила пение хора театральными аплодисментами и криками: «фора!» «фора!» (слово употреблялось тогда вместо современного «браво!»). В 1796 г. на месте снесённой стены появился Тверской бульвар, первый в Москве и тотчас ставший излюбленным местом прогулок.
Площадь до 1917 г.http://www.proza.ru/2013/11/13/1133
Напротив торца монастыря, в 1803 г. был выстроен особняк М. И. Римской-Корсаковой, так называемый «дом Фамусова». Считается, что именно общество, окружавшее Римскую-Корсакову, и устраиваемые ею балы описал в «Горе от ума» Грибоедов, бывавший в этом доме, равно как и Пушкин (это доказывается в известной книге М. О. Гершензона «Грибоедовская Москва»). (После смерти Римской-Корсаковой, в доме разместилось Строгановское училище технического рисунка, в советские времена — Коммунистический университет народов Востока, в котором учились в частности Хо Ши Мин и Назым Хикмет).
В 1855 году Страстной монастырь по проекту архитектора М. Д. Быковского построил стену с башнями и колокольню, ставшую отныне доминантой площади.
В 1880 году напротив монастыря, на Тверском бульваре, где любил прогуливаться Пушкин, был воздвигнут памятник поэту, работы А. М. Опекушина, созданный на народные деньги по подписке, которую открыли Иван Тургенев и Федор Достоевский.
Вплоть до 1890 года на Страстной площади торговали сеном и дровами; здесь была стоянка извозчиков и актёрская биржа. В 1872 г. от площади была проложена линия конно-железной дороги в сторону Бутырской заставы — Петровского парка (так называемая Долгоруковская линия). В 1899 г. по этой линии впервые в Москве пошел трамвай. В 1907 г. здесь же появился «первый извозчик на автомобиле», то есть шофер такси.9-10 декабря 1905 г. на Страстном бульваре были построены баррикады и произошли столкновения восставших с драгунами и армией; восставшие были расстреляны из пулеметов с колокольни монастыря. «Вся площадь залита кровью. Пожарные смывают ее» — писал в дневнике Максим Горький. Во время октябрьских боев 1917 г., площадь находилась в руках большевиков, для которых имела жизненно важное значение, так как обеспечивала связь Пресни сМоссоветом; 27 октября площадь была захвачена юнкерами, однако на следующий день отбита большевиками, которые поставили там орудия (одно — у памятника Пушкину) и повели обстрел позиций юнкеров на Тверском бульваре и их штаба в Александровском училище (у Арбатской площади).
Советская и постсоветская эпоха
Страстной монастырь был закрыт в 1919 г.; с 1928 г. в нем был антирелигиозный музей. В 1927 г. рядом было построено в стиле конструктивизма многоэтажное здание редакции газеты «Известия».
В 1937 году площадь в связи со столетием гибели поэта поменяла имя со Страстной на Пушкинскую.
В 1938 г. Страстной монастырь был снесен. Незадолго до того, осенью 1934 г. была снесена церковь Дмитрия Солунского, несмотря на протесты искусствоведов, настаивавших на охранении хотя бы уникальной шатровой колокольни XVII в.
В 1939 г. на ее месте А. Г. Мордвиновым было построено здание с башенкой, на которую была водружена гипсовая скульптура девушки, держащей над головой модель яхты (впоследствии обветшала и убрана из-за угрозы обрушения). Дом из-за этого получил прозвище «Дом под юбкой». С 1952 г. в этом здании помещается магазин «Армения». В 1934 г. были объединены, перестроены и надстроены угловой дом № 16 (1880, построен архитектором А. Е. Вебером) и трехэтажный дом 16/2 рядом с ним; в этом здании с куполом, создающем характерный силуэт площади, помещалось Всесоюзное Театральное общество, Дом актера и редакция газеты «Московские новости».
В 1948 г. по личному указанию Сталина на место монастыря был перенесен с другой стороны улицы памятник Пушкину. http://www.proza.ru/2013/11/13/1196
В 1961 г. на месте снесенного монастыря построен также кинотеатр «Россия». В 1975 г. построено новое здание редакции газеты «Известия» на месте снесенного (несмотря на протесты общественности) «дома Фамусова».
В сталинскую эпоху 1 мая, 7 ноября и на Новый год на площади устраивались народные гулянья с базарами, где продавали детские игрушки и сласти, выступлениями артистов с эстрады и военного оркестра и другие увеселения".http://www.proza.ru/2013/11/13/1226
Во времена «застоя» Пушкинская площадь стала традиционным местом диссидентских демонстраций, начиная с первой из них — «митинга гласности» 5 декабря 1965 года. Демонстрации на 5 декабря (День конституции) стали после этого ежегодными, и начиная со второй в них принимал участие Андрей Сахаров.
В эпоху «перестройки» площадь стала главным центром общественной жизни, так как на стендах перед редакцией «Московских новостей» вывешивались свежие номера газеты, и вокруг стендов постоянно собиралась бурно обсуждающая их и дискутирующая на политические темы толпа. 21 августа 1988 г. при разгоне несанкционированного митинга «Демократического союза», посвященного годовщине ввода советских войск в Чехословакию, был впервые применен спецназ, жестокость которого вызвала общее недовольство[. Местом митингов, как санкционированных, так и не санкционированных, Пушкинская площадь остается и в начале XXI века, в частности, она стала ареной крупных Маршей несогласных в 2007 г.
31 января 1990 года на Пушкинской площади открылся первый в СССР ресторан «Макдоналдс», что стало знаковым событием и вызвало фурор: чтобы попасть в него, надо было отстоять несколько часов в очереди на морозе».
Но в 1968 году еще на месте был «Дом Фамусова». Не трогали и бывший Дом Сытина.
Здание газеты ИЗВЕСТИЯ было в первозданном виде (постройки 1927 года).
Издательство ИЗВЕСТИЯ. Слева от него – дом Фамусова. 1968 год
http://www.proza.ru/2013/11/13/1251
История строительства:
«Известия» занимают высокое здание с рядом больших круглых окон на верхнем этаже, которое фланкирует Пушкинскую площадь с севера.
Дом редакции и типографии газеты «Известия ЦИК СССР и ВЦИК» – самая значительная работа Григория Бархина, основателя целой династии архитекторов. Работа над проектом началась в 1925 году при участии инженера А.Ф. Лолейта, а закончен он был в конце 1927 года. Это полиграфическое предприятие продолжило дореволюционную традицию, начатую Федором Шехтелем: совсем рядом находилась типография «Утро России», построенная для Рябушинских, а в Трехпрудном переулке – «Скоропечатня Левинсона».
Комплекс был выстроен к десятилетию Октябрьской революции на Страстной площади, рядом с монастырем, который будет снесен в 1930-е годы. Участок не совсем правильной формы заняли два корпуса – производственный и редакционный. Между ними был поставлен лестничный блок, благодаря которому внутри квартала образовался дворик. Со стороны площади был единый фасад. В первоначальном варианте проекта над лестничным блоком была башня высотой в 12 этажей, но с 1926 года было запрещено строить здания выше семи этажей внутри Садового кольца.
Фасад здания представляет собой четкую решетку вертикальных столбов и горизонтальных перемычек, образующих квадраты оконных проемов. Эта геометрическая схема выглядит незаурядно благодаря целому ряду художественных приемов. В квадратную клетку каркаса были включены вертикальный витраж лестницы и система балконов, смещенных к углу здания, что немного нарушало монотонную симметрию и придавало динамику.
Зодчий – академик еще с дореволюционных времен, – не примкнувший к архитекторам-авангардистам, тем не менее очень точно воспринял новый стиль и создал настоящий шедевр, вызвав зависть коллег-конструктивистов. Последние, например, утверждали, что якобы круглые окна не отвечают светотехническим расчетам.
Интересно, что Г.Б. Бархин наблюдал за строительством, не выходя из дома. Он жил на другом конце той же площади в знаменитом доходном доме инженера Нирнзее (тогда это было самое высокое здание в Москве). Постоянный надзор обеспечил очень высокое качество отделки. «Дом Известий» штукатурила та же бригада итальянцев, которая занималась отделкой Музея изобразительных искусств, а в штукатурку по аналогичной технологии замешивали гранитную крошку.
К сожалению, угол «Дома Известий» был застроен в 1975 году новым корпусом редакции газеты. Новый проект подготовил архитектор Ю.Н. Шевердяев, который не понял всю ценность замечательного произведения архитектуры авангарда».
Бывший дом известного книгоиздателя и просветителя Ивана Сытина.
ул.Горького №18, теперь Тверская № 18а
Дом Сытина в 1968 году:http://www.proza.ru/2013/11/13/1281.
«Его построил в новом модном стиле московский архитектор А.Э.Эрихсон для редакции газеты И.Д.Сытина "Русское слово" в 1904 году. Немалую площадь в нём занимали и жилые помещения. На первом этаже размещался книжный магазин хозяина.
Фасады здания оформлены по рисункам художника И.Я.Билибина.
Как архитектурный памятник раннего модерна, несмотря на относительную строгость архитектуры и симметричное решение фасада, дом остается целостным и законченным сооружением этого стиля. Прихотливо изогнутые линии фасада и торца обращают все как бы в беспокойное и вечное движение плоскостей, поднимающихся кверху и завершающихся массивным мезонином с фасада и стильной архитектурной конструкцией с торца.
Нависающие карнизы по углам дома, поддерживаемые специальными опорами, архитектурные изыски изогнутых линий по краям фасада и в торце, форма балконов и балкончиков, сложные переплеты окон - все выдержано в стиле модерн с его тягучей, длящейся линией, отражающей саму суть этого стиля - приближение архитектурных форм к природе.
Этот мотив особенно богато разыгран в растительных формах чугунных решеток как на фасаде, так и в торце дома, а также в орнаменте мозаичного пояса, отливающего золотом, с алеющими на нем маками.
Дом И.Д.Сытина является не только редким памятником архитектуры, но представляет собой большую историческую ценность. Здесь бывали М. Горький, А. Куприн, В. Немирович-Данченко и другие деятели культуры и искусства.
В него с Пятницкой улицы и со Старой площади переведены типография и редакция принадлежавшей Сытину газеты "Русское слово"; кроме них в здании разместились книжный магазин, в верхнем этаже - квартира Сытина. В этом доме (Тверская, 18 ) Сытин жил с 1904 по 1928 годы, (а в последующие годы до своей смерти в 1934 году – в доме №12 по Тверской).
В первые годы советской власти в здании размещалась редакция и типография газеты «Правда», секретарём которой работала М. И. Ульянова. На здании установлена мемориальная доска. Позднее в здании находилась редакция газеты «Труд».
В 1979 году дом был передвинут на 33 метра в сторону Настасьинского переулка ради строительства нового здания издательства "Известия". При этом часть здания было уничтожено.http://www.proza.ru/2013/11/13/1314
На отрезке улицы Горького от Пушкинской площади до площади Маяковского мое внимание привлекли два строения. На нечетной стороне: «Музей революции» – дом № 21.
На четной стороне – новое строение гостиницы МИНСК (дом № 22) . Здание такого же типа, как и строящийся тогда ИНТУРИСТ: но - «спичечная коробка на боку».Снесли в 2006 году.
Гостиница МИНСК в 1968 году:http://www.proza.ru/2013/11/13/1332
Поэтому остановимся только у музейного здания.
Здание музея. Современное фото:http://www.proza.ru/2013/11/13/1344.
Здание Музея революции, было построено в конце XVIII века в стиле позднего классицизма: дворец графов Разумовских, 1777—1780. С 1831 по1917 годы в нем размещался московский Английский клуб.
Английский клуб упоминается в «Былом и думах» А. И. Герцена, «Анне Карениной» Л. Н. Толстого, «Евгении Онегине»А. С. Пушкина («львы на воротах»).
В 1924 году здание передано Музею революции.
Здание привлекает внимание своей архитектурной гармонией, ярко красным цветом с белыми колонами. Что очень его отличает от окружающих строений до сих пор. Теперь музей называется «Государственный центральный музей современной истории России».
ПЛОЩАДЬ МАЯКОВСКОГО http://www.proza.ru/2013/11/13/1361
Площадь Маяковского (Триумфальная) и памятник В.В.Маяковскому, на переднем плане - улица Горького (Тверская), слева - Концертный зал имени П.И.Чайковского, справа - гостиница "Пекин", в тунеле проходит Садовое кольцо (Большая садовая улица). 1968 год
Площадь возникла на месте Тверских ворот Земляного города и в дальнейшем реконструировалась и расширялась. Начиная с 1721 по 1834 года на ней устраивались триумфальные арки (ворота) по случаю различных знаменательных событий.
Но после того как у Тверской заставы Камер-Коллежского вала в 1827—1834 гг. были воздвигнуты новые Триумфальные ворота, эту площадь стали называть площадью Старых Триумфальных Ворот.
В 1920 г. площадь переименовали в честь московского большевика Михаила Петровича Янышева (1884—1920), погибшего в Гражданскую войну, но это название не было утверждено и в большей части источников даже не упоминается.
В 1935 г. получила название пл. Маяковского в память о поэте Владимире Владимировиче Маяковском (1893—1930). В 1992 г. утверждено название Триумфальная площадь.
ПАМЯТНИК МАЯКОВСКОМУ.http://www.proza.ru/2013/11/13/1371
На заднем плане - гостиница "Пекин". Прямо за памятником здание, которое сейчас уже не существует. Это был театр "Современник" (здесь он был основан и находился до своего переезда на Чистопрудный бульвар в здание кинотеатра "Колизей" в середине 1970-х годов).
Памятник Владимиру Маяковскому был установлен в 1958 году19 июля в Москве на площади Маяковского (сейчас это Триумфальная площадь). Авторы монумента — скульптор А. П. Кибальников и архитектор Д. Н. Чечулин.
Александр Кибальников работал над скульптурой Владимира Маяковского шесть лет, и к 1958 году она была готова. Чтобы выбрать оптимальное расположение памятника на площади Маяковского, был изготовлен его деревянный макет в натуральную величину, который перемещали по площади.
Торжественное открытие памятника состоялось 28 июля 1958 года на площади, с середины 1930-х носящей имя Маяковского. На открытии памятника присутствовало много народа. Представители общественности, писатели, деятели искусств поднимались на сцену и произносили речи. Впоследствии памятник Маяковскому стал традиционным местом встречи поэтов.
Скульптура, выполненная из бронзы. Маяковский стоит с распахнутым пиджаком в позе чтеца. В его левой руке — записная книжка. Автор монумента — скульптор А. П. Кибальников — в 1959 году был удостоен за свою работу Ленинской премии.
«Большая фигура Маяковского расположена на невысоком постаменте, из монолитной глыбы лабрадорита Головинского месторождения. Лицевая поверхность отшлифована. Памятник маловат для обширного пространства площади, недостаточно высок и постамент, что зрительно ещё больше увеличивает её. Поэт как бы обращается ко всему окружающему; движения его решительны и смелы»
На постаменте высечены строки Владимира Маяковского:
«И я,
как весну человечества,
рожденную
в трудах и в бою,
пою
мое отечество,
республику мою!»
Маяковский Владимир Владимирович (1893-1930) - русский поэт. В дореволюционном творчестве форсированная до крика исповедь поэта, воспринимающего действительность как апокалипсис (трагедия "Владимир Маяковский", 1914, поэмы "Облако в штанах", 1915; "Флейта-позвоночник", 1916; "Человек" 1916-17). После 1917 сотворение социалистического мифа о миропорядке (пьеса "Мистерия-буфф", 1918, поэмы "150000000", 1921, "Владимир Ильич Ленин", 1924, "Хорошо!", 1927) и трагически нарастающее ощущение его порочности (от стихотворения "Прозаседавшиеся", 1922, до пьесы "Баня", 1929). В поэме "Во весь голос" (1930) утверждение искренности своего пути и надежда быть понятым в "коммунистическом далеке". Реформатор поэтического языка, оказал большое влияние на поэзию 20 в. Покончил жизнь самоубийством».
Вот и все, что «осталось» в Википедии сегодня о Владимире Владимировиче, творчество которого мы подробно изучали в школе, учили на память его произведения. Они нам нравились. Я даже пытался с ними выступать со школьной сцены…
Свой маршрут по Горького в тот день я завершил у здания Концертного зала имени Петра Ильича Чайковского.http://www.proza.ru/2013/11/13/1393
Немного истории из Википедии.
«На месте современного здания с 1901 года располагался театр «Буфф-миниатюр» французского антрепренера Шарля Омона, позже — театр легкого жанра «Зон», а после революции Театр РСФСР. В 1920-х гг. здание было передано Театру имени Мейерхольда (ТИМ, с 1926 — ГосТИМ). Новое здание было задумано режиссером-реформатором как самый большой и современный театр в Москве. В 1938 году строительство было в основном закончено. В 1939 году Мейерхольд был арестован и впоследствии расстрелян. Недостроенное здание было передано Московской филармонии. В 1938 году в его угловой части была открыта станция метро «Маяковская», в 1940 — закончена внутренняя отделка нового концертного зала, в котором многое сохранилось от первоначального проекта (архитектор Черин). Оригинальная эллипсоидная форма зала обеспечивает прекрасную видимость и слышимость в любой его точке.
В глубине сцены был установлен орган немецкой фирмы «Валькер», привезенный из ленинградского собора Св. Петра и Павла. С 1959 г. в зале смонтирован электрический орган чехословацкой фирмы «Ригер-Клосс», впоследствии дважды реконструированный (1970, 1977).
Открытие нового концертного зала Московской филармонии, получившего имя П.И.Чайковского, было приурочено к 100-летию со дня рождения композитора. 12 октября 1940 г. в исполнении Государственного симфонич¬еского оркестра СССР под управлением А.Гаука и К.Иванова прозвучали Шестая симфония, «Франческа да Римини», 1-я часть Первого фортепианного концерта, арии из опер и романсы. Солистами выступили Л.Оборин, П.Норцов, Е.Кругликова, В.Давыдова и М.Рейзен. За 60 лет существования в зале проходили крупнейшие музыкальные мероприятия, Всесоюзные и Всероссийские смотры академических и народных коллективов, симфонических оркестров, дека¬ды и дни культуры и искусства союзных и автономных республик СССР и зарубежных стран.
С 1962 года зал стал одной из главных площадок Международного конкурса имени Чайковского. Он был ареной Всесоюзных конкурсов балетмейстеров, артистов балета, международных шахматных турниров и киносъемочной площадкой.
В сезоне 2004-2005 гг. Концертный зал имени П.И.Чайковского предстал перед слушателями в обновленном виде. В зале были проведены несколько независимых акустических экспертиз, в том числе Института акустики АН РФ из Санкт-Петербурга и Кафедры акустики физического факультета МГУ, которые дали рекомендации по ремонту. Летом был проведен первый этап реконструкции: в зале установлены новые кресла, отреставрирован пол, в Германии изготовлена легко трансформирующаяся дополнительная сцена. В результате изменилась пространственная концепция зала, расширились его творческие возможности, значительно улучшилась акустика.
Теперь можно легко разобрать партер и разместить на этом месте оркестр, освободив сцену для постановок опер, или достроить сцену для исполнения масштабных произведений, требующих увеличенных составов исполнителей. Концертный зал имени П.И.Чайковского, сохранив свою праздничную торжественность, стал гораздо удобнее для артистов и слушателей.
Сейчас в КЗЧ проходят выступления ведущих солистов, симфонических оркестров, хоровых, хореографических,фольклорных, эстрадных коллективов; ставятся оперы в концертном исполнении,музыкально-драматические постановки. В зале проходят фестивали и конкурсы «Русская зима», «Московские звезды», «Московская осень», «Таланты России», вечера балета, выступления танцевальных коллективов, Пушкинские праздники и Дни поэзии и т.д.
Московская филармония проводит здесь около 300 концертов в год».
Прощальный обед в "НАЦИОНАЛЬ" http://www.proza.ru/2013/11/13/1415
Обратный путь я совершил на троллейбусе, доехав на нем до гостиницы НАЦИОНАЛЬ.
Решил пообедать в ресторане этого фешенебельного, исторического отеля. Зашел вестибюль и выяснил, что на первом этаже только бар, а в ресторан нужно подняться на второй этаж. Что я и сделал, «освободившись» от покупок в гардеробе на первом этаже.
Если меню своего «исторического» обеда в ресторане гостиницы МОСКВА я хорошо запомнил, то меню в НАЦИОНАЛЕ абсолютно не помню. Но насытился…
Но тогда узнал, что, «отдыхая» в ресторане гостиницы НАЦИОНАЛЬ на цокольном этаже, художник Андрей Иогансон придумал этикетку водки «Столичная».
«На ней изображена гостиница «Москва», как раз под тем ракурсом, который увидел художник со своего места. Этикетка интересна с «точки зрения» маркетинга тем, что с момента создания (приблизительно 1937—1938 г.) практически не подвергалась изменениям».
Я же в тот день ничего не придумал, так как нужно было спешить за вещами, и перебазироваться на Киевский вокзал к вечернему отправлению поезда МОСКВА-КИЕВ.
Киевский вокзал в 60-е годы. Вид на МИД на Смоленской площади за Москвой рекой.
http://www.proza.ru/2013/11/13/1424
До свидания Москва! До новых встреч! Утро 29 июня в субботу мы встретили на киевской земле. Здравствуй Киев!
4 ноября 2013 11 часов 13 минут.
Фото на вставке из интернет "Начало ул. Горького в 60-70 годы"
ПРОДОЛЖЕНИЕ http://www.proza.ru/2013/12/23/1160
Свидетельство о публикации №213110701138
А в Концертном зале имени П.И.Чайковского я получила огромное эстетическое удовольствие от голоса Елены Образцовой.
Спасибо, Игорь, за интересную многогранную экскурсию! Что-то вспомнила, а о чём-то от Вас узнала.
Светлана Шаляпина 17.12.2020 22:04 Заявить о нарушении
Игорь Браевич 17.12.2020 23:28 Заявить о нарушении