Осень в Словении

       Земля в иллюминаторе.

       Облака за иллюминатором напоминали собой бескрайнее снежное поле. Чистое и мягкое. А ведь еще несколько минут назад, пока самолет набирал высоту, была видна земля. Точнее, огромный город, раскинувшийся во все стороны света на многие километры. Дома и дороги, трубы и снова дома. Через гигантский город течет полноводная река грязно-бурого цвета. И повсюду многочисленные дымы из труб. Людей с такой высоты не увидеть. Зато отлично видны плоды их трудов. И плоды эти с высоты птичьего полета выглядят скорее удручающе, несмотря на их явный размах.
       Я еще раз посмотрел на облака, немного пожалев про себя, что их нельзя потрогать рукой. Хотя очень хочется. И пробежаться по ним тоже нельзя. Или можно? Как поется в одной давней песне: «Воздух выдержит только тех, только тех, кто верит в себя!». Так что все возможно. Песня ведь не будет врать.
       Кстати, о песнях! Я вытащил из сумки плеер, воткнул в уши клипсы наушников и, нащелкав на дисплее некий инструментальный альбом, блаженно откинулся на спинку кресла. В последнее время я стал отдавать предпочтение музыке без слов. Если честно, надоело копаться в чужих смыслах. К тому же, тенденция такова, что авторы песен на русском языке стали повторяться. Одни и те же мысли бродят из песни в песню. Причем независимо от возраста авторов этих мыслей, их стилистических и нравственных ориентаций. Из года в год мы слушаем одинаковые постулаты. Из разных уст – но все равно одни! Только слова меняются или переставляются местами. И еще меня стало раздражать нытье в песнях. Что не поэт – то нытик, прости Господи! Исключения из этих унылых правил встречаются. Но все реже и реже. Поэтому лучше слушать инструменталы. Или песни на английском языке.
       К своему стыду я еще не так хорошо освоил инглиш, как хотелось бы. Все время некогда. Работа, заботы. Хотя скорее просто лень. Но ее пора уже победить. Потому что мир пусть и медленно, но все явственнее с каждым днем лишается внутренних границ и становится все более открытым для общения и обмена разнообразной информацией. В первую очередь благодаря Интернету. А инглиш, как не крути, язык давно ставший международным. На нем говорят фактически все люди, живущие на территории нашей планеты от США до Филиппинских островов. Впрочем, русский язык, со временем, тоже обещает стать таковым. В каких только уголках этого огромного мира нельзя встретить выходцев из России! Но все-таки если это и произойдет, то еще очень не скоро. А посему нужно победить лень и во что бы то не стало выучить инглиш.  С тем чтобы в один прекрасный день ощутить гордость, когда в ответ на вопрос: «Do you speak English?» ты не мямлил что-то нечленораздельное, а с открытой улыбкой сказал: «Yes, of course!». И это было бы чистой правдой.

       Долгие сборы.
 
       В этот раз я как никогда долго размышлял о том, куда поехать в отпуск. Вообще отпуск в октябре – не самый лучший вариант. Фактически по всей планете в это время погода идет на слом. Где-то начинается сезон дождей, где-то к дождям еще добавляются ураганы. А где-то наступает такая же глубокая осень, как и в России. С теми же дождями, холодным ветром и вечно серым небом. Но часто бывает так, что выбирать не приходится. Именно так было и у меня. Как начальство на работе определило – так и хорошо.
       Какие я только варианты не рассмотрел – Испания, Израиль, Вьетнам, Чехия, Гоа. Но в итоге остановился на Словении. И это притом, что я очень хотел поехать на море. Хотелось нырнуть в ласковые волны и плавать там, среди рыбок и медуз. А потом развалиться в шезлонге на пляже и, глядя на закат, не спеша потягивать через соломинку какой-нибудь экзотический коктейль.
       Я в этом году на море так и не был. У Словении есть выход к Адриатике. Но в октябре там никто уже не купается. Поэтому я решил отложить мечту о море на неопределенный срок и поехать в Рогашку Слатину. Отзывы о самой стране и об этом курорте я слышал самые разные. Одни твердили, что там скучно. Другие с горящими глазами утверждали, что нет лучшего места для поддержания своего здоровья в тонусе. А ведь о здоровье тоже нужно думать! И нервы нужно поберечь. А со скукой я не знаком в принципе. Поэтому отсутствие суеты свойственной морским курортам, в данном случае было скорее плюсом. К тому же, раз уж так все сложилось. Не знаю как вы, а я стараюсь всегда и во всем находить для себя нечто положительное. И нужно учесть, что во всем без исключения оно, это самое положительное обязательно имеется.

      Полет нормальный!

      Я летел в самолете, принадлежащем словенский авиакомпании «Adria Airways». Самолетик был небольшим. Кресла в два ряда с двух сторон. Между ними узкий проход. Туалет тесный. Пока повернешься в нем, обязательно несколько раз откроешь задвижку, задевая ее  локтем. А следующий нетерпеливый посетитель, не давая тебе опомниться, уже начинает открывать дверь с выражением на своем лице, типа: «Ну, чо, ты все?!». Нет, не все! Я еще только начал!
      Впрочем, три часа можно и потерпеть, в конце концов. Стюардессы были приветливы, но не слишком симпатичны. Я уж было взгрустнул, подумав, что не увижу в Словении симпатичных женщин. Но тут принесли обед, а к нему полбокала вина и я подумал, что все, в общем-то, не так и плохо. И салон не такой уже узкий. И стюардессы ничего так. Вторые полбокала убедили меня в этом окончательно. Вино было словенское. И я понял, что от скуки там точно с ума не сойдешь.

        Муё моё.

        А вот и аэропорт города Любляна! Земляаааааа!!! Словения встретила нас хорошей, не по-осеннему теплой погодой. В России такая погода называется бабьим летом.  Прохожу все кордоны, получаю багаж, иду на выход. Ищу глазами человека с табличкой моего туроператора в руках, который должен обеспечить трансфер в отель. Мужчина представляется, как Муё. И мы идем с ним к машине. Отлично! Хоть не придется трястись в автобусе вместе с кучей туристов. Муё положил вещи в багажник, сел за руль и мы поехали. Вечерело. В дороге нам предстоит провести полтора часа. И мы начинаем неспешную беседу. Муё рассказывает мне о Словении. А я ему о России. Выясняется, что мой водитель целых пять лет жил в Москве и был задействован в строительном бизнесе. А сейчас живет на своей Родине и занимается бизнесом туристическим. На русском языке он говорит весьма сносно, так что мы с ним хорошо понимаем друг друга.
        С его слов картина получалась следующая. Словения – небольшая страна, в которой проживает чуть больше двух миллионов человек. Доходы у населения находятся примерно на одном уровне, а потому отсутствует классовая ненависть. Средняя зарплата – 1000 евро. А средняя пенсия – 800 евро. Неплохо для маленькой страны, где нет своих нефти и газа, да? При этом услуги ЖКХ у них стоят в среднем 250 евро в месяц. Не пошикуешь, но на достойную жизнь вполне хватает. Работа есть всякая. Все зависит от образования и желания работать. А словены народ трудолюбивый. Я смотрел на проносящиеся за окном автомобиля возделанные поля и виноградники, на чистые улицы городков и поселков, на лишенные шика, но при этом симпатичные и ухоженные дома, и понимал, что так оно и есть. Балконы почти в каждом доме украшены живыми цветами, что придает им дополнительный уют и умиление. И возле каждого дома один-два автомобиля. Джипов и Мерседесов я там не видел. Люди предпочитают более экономичные и соответственно практичные авто. Одеваются скромно и со вкусом, предпочитая не бутики, которые в Словении еще нужно поискать, а бюджетные магазины, где достаточно приличные вещи можно купить, начиная от 5 евро. Свою статусность в Словении люди доказывают не внешней мишурой и пусканием пыли в глаза, а честным трудом.
     - Словения несколько веков была под австрийцами, а позже под немцами, - рассказывает между тем Муё, - вот они и научили нас порядку и трудолюбию.
     Слушая его слова, я невольно вспомнил свою поездку в Германию несколько лет назад. А затем вспомнились поездки по России. Еще тогда я поймал себя на горькой мысли, точнее вопросе оставшемся без ответа – а кто из нас по-настоящему выиграл войну? И тогда, бродя по красивым и ухоженным улицам Дрездене и Бамберга, я укрепился в мысли о том, что настоящая победа в войне определяется отнюдь не капитуляцией проигравшей стороны. Скорее всего, она определяется тем, сможет ли правильно распорядиться своей победой одержавшая ее сторона. Думал я о чем-то таком и проезжая по прекрасному словенскому автобану.
     - А какое главное национальное блюдо в Словении? – спрашиваю я у Муё.
     - Картошка с мясом, - не задумываясь, отвечает он. – Вообще блюда из картофеля крайне любимы словенами. И еще мы очень любим белые грибы.
      Услышав это, я понял, что у славянских народов куда больше общего, чем мы можем себе представить. Это касается, в том числе и языка. К концу второй недели пребывания в Словении, я уже почти все понимал из разговорной речи и даже уже мог прочитать многое из написанного на словенском языке. Такая же ситуация была у меня и в соседней Хорватии, когда мне довелось там побывать. Несомненно, что наши языки имеют одни и те же корни происхождения. 

        Прибытие в Рогашку Слатину.

        Пункта нашего назначения – отель «Донат» мы достигли с Муё когда уже совсем стемнело.
        - А вот и «Донат», - сообщил мне Муё, - один из лучших отелей в Рогашке.
       Глядя в темноту за окном авто и на слабо освещенное здание отеля, я невольно вспомнил попугая Кешу, героя советского мультфильма:
       - Ты куда меня завез? – спросил он у водителя трактора Василия.
       - Совхоз «Светлый путь»! – с гордостью ответил тот.
       - Какой светлый?! Не видно же ничего!
      А водитель трактора Василий ему и отвечал:
      - Завтра рассветет, все и увидите!
       Выполнив все регистрационные формальности на рецепции, и попрощавшись с Муё, я отправился к себе в номер. Он оказался вполне приличным. Комната с двуспальной кроватью, столиком и двумя стульями, плазменным ТВ и кондиционером. Санузел, как и водится в таких номерах  совмещенный и просторный. Смущало только ковровое покрытие на полу и бетонное здание отеля. Но с этим ничего уже поделать было нельзя. Как следствие через какое-то время в номере стало душно, и забился нос. Открыв балкон, номер удалось проветрить. Правда, на включенный в комнате электрический свет налетели лесные клопы и жуки-солдатики. Сказывалась теплая погода, и близость к отелю невысоких гор, сплошь покрытых густым лесным массивом.
       Спешно переодеваюсь с дороги и направляюсь на ужин в ресторан отеля. У меня заказан полупансион, то есть завтрак и ужин. Причем насколько я помню, можно заказывать все, в том числе напитки, цена которых в путевку уже включена. Глаза от усталости в кучку, но поесть надо. На рецепции мне говорили, что я должен подойти к официанту и отдать ему спецталон на питание. Подхожу к одному, он занят, к другому, тоже типа подожди. Наконец какая-то не слишком приветливая тетечка-официант обращает на меня внимание. Сажает за один из столов, который находится прямо под работающим на полную мощность кондиционером. Я ей говорю, что мне этот стол не подходит. Она, состряпав недовольную мину на лице пересаживает меня за другой стол. Затем дает мне меню. Я его открываю, пытаюсь найти записи на русском языке и, не найдя таковых, начинаю у нее спрашивать, что можно заказать. На русском языке официантка говорит хуже, чем Муё. Но мы в итоге сложных переговоров сошлись на говядине и вине. Причем она уверила меня, что мясо будет мягким. Какое именно вино и в каком объеме, она у меня не уточнила. А я с дороги был столь рассеян, что не стал сам этот момент уточнять. Пока несут горячее, иду к шведскому столу с закусками и десертами. Какие-то творожные рулетики и брокколи, запеченные в сухарях, разнообразные овощи, как в сыром виде, так и приготовленные на пару, пирожные и различные, в том числе фруктовые десерты в стаканчиках.
         Набираю полную тарелку всего понемногу. Наивно полагая при этом, что смогу все это съесть. Официантка тем временем приносит горячее и бутылку белого вина. Наливает мне для пробы в бокал. Я пробую и понимаю, что жутко хочу пить. Именно поэтому вино показалось мне приличным. То есть я даже не уловил его настоящего вкуса. Я просто высосал пробник и согласно кивнул головой. Официантка налила мне полный бокал, поставила бутылку на стол и ушла. А я выпил бокал, все еще не понимая вкуса вина. Понял я его только после третьего бокала, когда бутыль опустела больше чем наполовину, а на столе волшебным образом материализовался чек на 30 евро. То есть бутылка этой откровенной кислятины именно столько и стоила. Обидно… Да и говядина оказалась жесткой. И самое главное, что не денег жалко. Если бы вино оказалось хорошим, то.… Да и денег жалко, если честно. Не успел приехать в новую для себя страну, а уже налетел на кислятину за 30 евро.
       По идее эта официантка должна была мне разъяснить, что в их отеле в стоимость путевки включены только те напитки, которые подаются на завтрак. А в обед и на ужин – все напитки за отдельную плату. Наверняка туроператор, у которой я покупал путевку, говорила мне об этом накануне поездки. Но ведь она говорила и много чего другого, имеющего большее значение. К тому же официантка должна была уточнить, сколько мне нужно вина – бокал или целую бутылку. Она ничего этого не сделала. А я сам был уставший и тоже этого не сделал. Век живи, век лошись.
        Мораль сей басни такова – никогда не ходите в ресторан, будучи уставшим с дороги. А уж если пришли, то не спешите сразу заказывать напитки. Осмотритесь, съешьте что-нибудь, а уж потом принимайте решение о том, что именно будете пить.
        За все время пребывания в «Донате», из заказанных на ужин горячих блюд мне наиболее запомнились, поскольку очень понравились – запеченный с овощами ягненок, оленина с пюре и телятина со сложным гарниром. Все остальное тоже было неплохим и вполне съедобным. Кухня в отеле отличалась достаточным разнообразием. Особенно в первую неделю моего пребывания там.
        Однажды на ужин среди прочего был предложен осьминог. Но я, если честно, не решился его заказать. Кто знает, а вдруг это был размороженный Пауль? Да-да, тот самый осьминог-предсказатель. Это было бы, по меньшей мере, непочтительно к столь знаменитому животному и неуважением к поклонникам европейского футбола.
    
        Утро вечера мудренее.

        Какая самая лучшая одежда на отдыхе? Футболка, шорты и шлепки. Этот вариант хорош для пляжного отдыха. А еще? Рубашка и джинсы. Ну, это, в общем-то, универсальный вариант. А еще какая? Спортивный костюм. Именно! Для отдыха на курортах типа Рогашки Слатины это наиболее удобный и практичный вариант. Почему? Все очевидно. Спорткостюм не стесняет движений, его можно быстро снять, к примеру, придя на процедуру, он не мнется и его не так страшно испачкать, как скажем фирменный пиджак. При этом также желательно учесть, что спорткостюм не должен быть слишком дешевым и абсолютно синтетическим. Желательна расцветка  спокойных тонов и внутренняя подкладка у него должна быть сделана из хлопка.  В таком костюме можно даже пойти в ресторан отеля на завтрак.
        Что я и сделал. А народу-то на завтраке! Не в пример больше, чем на ужине. Смотрим, что за публика приезжает в Словению. Немцы, итальянцы, русские, украинцы и казахи. Если честно, я был крайне удивлен таким обилием казахов среди отдыхающих. Судя по всему, живут наши бывшие соотечественники весьма неплохо, раз могут себе позволить  сюда приезжать.
         В числе отдыхающих в этот период в отеле Донат, оказался и народный артист Казахской ССР, певец и композитор Ескендир Хасангалиев с супругой. Мы сидели в ресторане через два стола друг от друга, что позволило нам познакомиться и регулярно общаться на разные темы. Они приехали на два дня позже меня, и так сложилось, что в день моего отъезда Ескендир Утегенович  давал бесплатный концерт в ресторане отеля Рогашка. Хотя я и был приглашен на это мероприятие Маэстро лично, по понятным причинам я не смог на него попасть, о чем жалею.
        Так-с… Что у нас тут можно поесть? Ага, яичница. Сосиски и бекон. Творог со сметаной, обильно политый сверху медом. Добавляем туда же грецкие орехи, изюм и миндаль. Далее отстаиваем длинную очередь к кофемашине. Берем кофе с молоком. Вот завтрак чемпиона и готов!
        После завтрака идем в медицинский центр, который соединен с отелем крытым стеклянным переходом, в котором почему-то весьма прохладно даже в жаркие дни.
         Чем наиболее славен курорт Рогашка Слатина? Ответ очевиден - минеральной водой «Донат». Спектр ее целебного действия весьма широк. Но более всего ее можно порекомендовать тем людям, у которых имеются проблемы с органами пищеварения. А также тем, кто хочет очистить свой кишечник ото всего лишнего и ненужного. Шлаки и засорения долой! Но, учитывая, что эта вода содержит активные вещества, пить ее нужно аккуратно, четко следуя рекомендациям врача.
         Придя в медицинский центр, я сразу направился на рецепцию, где записался на прием к врачу со смешным для русского уха именем Илонка. Врач оказалась женщиной среднего возраста. Прием пациентов она вела при участии переводчицы. Доктор расспросила меня обо всех проблемах касающихся здоровья, после чего положила на кушетку и долго щупала живот. Затем огорошила меня вопросом какие именно процедуры я рассчитывал делать в их медцентре. Если честно, я и не знал что конкретно можно делать в их центре и ожидал ее совета по этому поводу. Для этого я и заплатил 38 евро за прием. В итоге она расписала в карточке, как именно мне следует принимать воду, и назначила классический массаж, минеральные ванны, а также ингаляции с минеральной водой.
        Надо сказать, что при покупке тура в Рогашку Слатину, стоимость лечения в пакет не входит. К примеру, в Чехии, в Карловых Варах, лечение входит в стоимость тура, а в Словении процедуры будут у вас за отдельную плату.
        В итоге я решил на процедуры не ходить, поскольку слышал о них самые противоречивые отзывы от других отдыхающих. Не знаю как вы, а в вопросах медицины я стараюсь прислушиваться к мнению тех людей, которые уже были на приеме у того или иного врача и делали ту или иную процедуру. Если все в один голос говорят, что это стоящее дело, то я иду. А если мнения разделяются, то лучше не торопиться.      
        Придя в питьевую галерею, я на рецепции получил закрепленную за мной номерную четырехсотграммовую кружку и пошел дегустировать знаменитую минералку «Донат». Галерея была круглой, светлой, с мраморным полом. По всему периметру помещения расставлены фикусы в больших горшках. Вдоль стеклянных стен установлены банкетки и специальные краны, из которых подается минеральная вода.  На вкус она оказалась весьма противной. Но пить можно. В той же галерее имеется еще одна минеральная вода – «Стирия». Она мягче на вкус. И ее рекомендуют пить в том случае, если «Донат» оказал на вас слишком слабительное действие. Считается нормальным, если у вас после приема «Доната» стул происходит три, максимум четыре раза в день. Если больше – прием воды лучше прекратить совсем или временно перейти на «Стирию». Она воздействует на кишечник куда мягче «Доната», а полезных свойств у нее при этом не намного меньше.
       Ближе к концу своего отпуска в Словении я, последовав совету опытной отдыхающей, приехавшей в Рогашку Слатину уже в восьмой раз, прошел курс классического массажа спины в велнес-центре «Патриция», расположенном в  цокольном этаже Виллы Гольф. Массаж мне делала женщина с красными волосами и прекрасной фигурой по имени Клаудиа. Помимо классического она также делает рефлекторный массаж, более известный как массаж стоп. Мне не раз в своей жизни доводилось прибегать к услугам массажистов. И должен вам сказать, что это был лучший из них.
        Клаудиа честно отрабатывает 30 евро за классический и 29 за рефлекторный массаж. Сеанс длится 30 минут. И за это время она беспрерывно работает над вашей спиной или ступнями. Причем делает это продуманно, выявляя пальцами проблемные зоны от шеи до ягодиц, работая над этими зонами особенно тщательно.  Хозяйка велнес-центра Патриция и все ее сотрудники – очень приветливые и веселые люди. Русским языком они владеют в разной степени совершенства, но для взаимного понимая их уровня познаний вполне достаточно. К примеру, я успешно смог развеять для Клаудии миф о том, что Черное море сродни Мертвому морю в Израиле по плотности воды и объему в ней соли. Об этом ей рассказала клиентка из России. Хотя вполне возможно, что мы с этой клиенткой просто отдыхали на разных Черных морях. Кто знает! У всех ведь разные понятия о черном цвете и плотности воды. В итоге Клаудиа даже захотела съездить в отпуск на Черное море и может быть даже в Россию. Даешь налаженный культурный обмен между Россией и Словенией! Ура, товарищи!

        Лучше гор могут быть только горы.

        Город Рогашка Слатина небольшой, особенно исходя из российских реалий. Население в районе десяти тысяч человек. Люди живут преимущественно в частном секторе. Но есть также и многоэтажные дома, большая часть которых построена в начале прошлого столетия. Стоит отметить, что в двухэтажных словенских домах частного сектора, как правило, проживают отнюдь не родственники, а две самостоятельных семьи. Сами дома, а также дворы и прилегающие территории поддерживаются в идеальном порядке. Город окружен горами, поросшими густым лесом.
      Символ курорта – Пегас. Мифический конь с крыльями. Памятник ему установлен в самом начале курортного парка, на специально отведенной для этого круглой площади. Памятник несколько странный. Скульптор по каким-то неизвестным причинам не озаботился детальной проработкой Пегаса, кроме одного занятного аспекта. Детородный орган мифического персонажа как раз выполнен с особой тщательностью и находится в явно эрегированном состоянии.
      Курортная зона представляет собой ухоженный парк, замыкающийся со всех сторон зданиями отелей-санаториев, а также зданиями гостиниц, в которых есть возможность снять апартаменты на любой срок. На сегодняшний день список отелей таков – Рогашка, Стирия, Штольсмайер, Сава, Вилла Гольф, Словения, Александр, Донат и Слатина. Первые три расположены вдоль центральной аллеи курортного парка и представляют собой единую сеть отелей, с общим бассейном и паркингом. Это три старинных особняка, которые поддерживаются в идеальном порядке.
      Сава – отель несколько более новый, и состоит из двух больших зданий, в том числе с учетом примыкающего к нему и входящего с ним в единый состав отеля Загреб.
      Донат – самый новый отель. Он замыкает собой курортную зону. Это бетонное многоэтажное здание, равно как и прилегающий к нему медицинский центр, на первом этаже которого расположена питьевая галерея.
      Что касается Словении, Виллы Гольф и Слатины, то они помещаются в старинных особняках, расположенных не на основной аллее курортного парка, а на примыкающей к ней.
       Александр – опять же старинный особняк, расположенный на горушке, из окон которого открывается превосходный вид на курортный парк. И это несомненный плюс. А минус в том, что на водопой вам придется ходить с горы на гору. Причем три раза в день. Впрочем, это все на любителя.
       Во всех отелях различные расценки на проживание и разнообразные условные преимущества. В каждом они свои. В первую очередь это относится к качеству питания в ресторане и к размеру бассейна. В настоящее время рядом с отелем Слатина и в окрестностях прилегающих к Донату строятся еще два новых отеля.
       Наиболее любимая туристами гора расположена в шаговой доступности от отеля Донат. Туда я и направился на прогулку. Туристическая тропа или терренкур представляет собой довольно широкий серпантин, плавно поднимающийся от основания горы до самой ее вершины через густо растущий лес. На каждом повороте тропы установлены удобная скамейка и урна. В урнах – пластиковые пакеты, которые, судя по всему, регулярно меняются. Что сказать – культурная страна!
       Невольно вспомнились урны в парке возле моего дома и вываливающийся из них мусор. А также скамейки, установленные всего год назад. Причем ножки каждой из них были вмонтированы в бетонное основание. И что? А, ничего! Большая их часть уже исчезла, а другие просто сломаны. О чем это говорит? Рановато нам на Европу равняться, ох, рановато!
       Кроме скамеек также имеются турники, брусья, подвешенные к перекладинам гимнастические кольца и другие спортивные снаряды. Так что неспешную прогулку вверх по горе можно разбавить спортивными упражнениями на самом что ни на есть свежем воздухе. Стоит отметить, что разнообразные спортивные площадки, на которых установлены тренажеры и гимнастические снаряды, имеются в разных частях Рогашки Слатины, преимущественно в курортной зоне. Вход на них бесплатный. Также есть теннисные корты. Они уже платные – в районе 35 евро за час игры. Имеется и горнолыжный склон, функционирующий в зимнее время. Так что любителям спорта и активного отдыха там тоже найдется, чем себя занять.
      Я шел, вдыхая чистейший воздух, пинал приятно шуршащую под ногами палую листву и думал о вечном. А какая в этом году была красивая осень в Словении! Листва имела цвет от ярко красного, до золотого. А насколько тепло было на улице! Приветливое Солнце грело фактически по-летнему. Я снял куртку и побрел дальше в одной футболке. Теплый ветерок приятно щекотал лицо.
       Впрочем, не стоит думать, что в Словении такая погода каждую осень. Как мне рассказали Клаудиа и Андрэа, еще одна сотрудница «Патриции», занимающаяся косметическими процедурами, в прошлом году в октябре уже лежал снег. Так что я был чрезвычайно рад воспользоваться столь прекрасным моментом и насладиться чудесной осенней погодой, каковой уже давно не было дома.
       А вот, наконец, и вершина горы. Боже, какой потрясающий открывается отсюда вид! Горы и леса. Дома и виноградники. Небо и облака. Просто прекрасно!

       По морям, по волнам.

       В отеле Донат имеется свой велнес-центр. Там можно сделать разнообразные косметические процедуры, а также любые виды массажа. В том числе тайский массаж. Его вам сделают самые настоящие тайки, специально выписанные руководством отеля из самого Таиланда. Девочки они веселые, знающие при этом, в какой момент стоит изобразить полное непонимание языков, как английского, так и русского. Как правило, это происходит тогда, когда изнеженный процедурой мужчина попытается их убедить в том, что тайский массаж должен охватывать не только спину и конечности, но и другое, крайне нуждающееся в энергичном массировании место.
       В стоимость тура у меня входило неограниченное посещение бассейна и сауны. Что ж, пойдем, поглядим на все это великолепие! Облачившись в банный халат и шлепанцы, я отправился на минус первый этаж, в царство воды и релакса.
       Симпатичная девушка приветливо улыбнулась мне и спросила, из какого я номера. Не знаю как насчет других номеров, а мой она запомнила сразу. Все последующие посещения, когда на рецепции сидела она, мне уже не нужно было называть свой номер. Мы говорили друг другу: «Добра дэнь!» и обменивались улыбками. После чего ее легкая фигурка энергично скользила вдоль большого стеллажа, с полок которого ее маленькие руки хватали банное полотенце и простыню для сауны. Получив эти обязательные атрибуты, я прикладывал ранее выданный мне на рецепции отеля резиновый браслет со встроенным чипом к считывающему устройству на турникете и проходил в раздевалку.
       Бассейн в отеле Донат примерно 20/15 метров в передней и задней частях. По центру его размеры несколько скрадываются круглой купелью термального бассейна. Для полноценного плавания этого размера вполне достаточно. Главное, чтобы никто не путался под ногами и руками. А такие люди  находятся всегда.
        Мною давно замечено, что плохо умеющие или совсем не умеющие плавать люди очень любят находиться именно посередине бассейна. Кроме того, там всегда плещутся мечтающие похудеть гиппопотамы. Я видел подобных персонажей во всех без исключения бассейнах, в которых мне приходилось бывать. Эта закономерность мне непонятна и неприятна. Но не будешь же, в самом деле, скандалить, скажем, с пожилой дамой? В конце концов, нервы дороже. И если ты действительно умеешь хорошо плавать, то будь любезен – лавируй. Покажи класс и оплыви нежданно вставшую на пути непоколебимую скалу! Это ведь и дополнительная гимнастика, однако.
        А лучше всего выбрать правильное время для посещения бассейна. Мне более всего нравилось сразу после обеда, либо уже после ужина. Второй вариант даже интереснее. В это время в бассейне включается подсветка, а основное освещение приглушено. Весьма романтичная и таинственная атмосфера получается. Тела, особенно женские скользят в воде, освещенные насыщенным синим светом, что придает их очертаниям дополнительную загадочность и аппетитность.
      После плавания очень приятно погрузиться в термальный бассейн. В горячей воде ты сразу согреваешься и можешь подставить, скажем, спину мощным струям подводного массажа. Вопреки распространенному заблуждению, вода в бассейне, в том числе термальном не минеральная, а из водопровода. Как мне объяснили работники велнес-центра, если посетителей немного, то воду ничем не обрабатывают. А если их становится больше, то вода хлорируется. 
      Завершив купальные обряды, и снова облачившись в халат, я покинул зону бассейна и, пройдя через коридор с гордо поднятой головой, что твой патриций, начал неспешное восхождение на второй этаж, где оказался в банном комплексе. Чего тут только не было! Обычная сауна, биосауна, инфракрасная сауна, турецкая баня, снежная пещера, русская баня и маленький бассейн. А также лежаки для отдыха, бар, кулер и терраса для воздушных ванн.
      Отдельного упоминания заслуживает снежная пещера. Дело в том, что в этом боксе лежит самый настоящий снег. А температура ниже нуля. Так что если вы от души попарились веником в русской бане, то можете окунуться в снег, прямо как на исторической Родине. Причем не обязательно зимой, а в любое время года. 
      Также имелось два душа, причем открытых. Деления по половому признаку тут нет и быть не может. Как известно, в бане все равны. Именно поэтому посетители должны заходить в помещение сауны без купальников, плавок и шлепанцев, имея при себе только простыню, чтобы ничто не мешало получить настоящий релакс. Интригующе, скажете вы? Да, пожалуй.

      О, Олимия!

      Если вы отдыхаете в Рогашке Слатине и регулярно пьете минеральную воду «Донат», то вам нужно трижды подумать над целесообразностью дальних экскурсий. Как уже было отмечено ранее, эта вода обладает ярко выраженным слабительным эффектом. Что совершенно неплохо для очистки организма. Но в то же время этот факт может поставить вас в весьма неловкое положение в случае дальней поездки. 
       Судите сами! Экскурсия в Любляну рассчитана почти на целый день. С 10 утра и до 19 вечера. А если соберетесь поехать, скажем, в Вену, то из отеля автобус убывает в 7 утра, а вернетесь вы только в 22 часа. Кроме того, почти во всех местных турагентствах стоимость ранее оплаченной поездки не возвращается. Я лично потерял на этом 50 евро. Так получилось, что я осознал невозможность поездки на экскурсию именно в тот день, когда она должна была состояться. А оплатил я ее за неделю до этого. И деньги мне не вернули. Так что думайте, и не повторяйте чужих ошибок.
      Лучше всего в данном конкретном случае выбирать экскурсии непродолжительные, рассчитанные на несколько часов. И такие тоже имеются. К примеру, поездка в Олимию. 
      Что за чудесное местечко эта Олимия! Доставит вас туда машина, стилизованная под паровозик. К нему прицеплены два вагончика, рассчитанные на двадцать человек каждый. Экскурсовод и машинист-водитель одеты в самую настоящую форму работников железнодорожного транспорта начала XX века. Оба веселые и общительные. Особенно экскурсовод. Зовут его Ёшко.
      - Дамы и господа! Приятно познакомиться! – говорит нам Ёшко, стоя на небольшой платформе между вагончиками. А состав тем временем потихоньку едет по дороге. – Меня зовут Ёшко. Не Ёжка и не Ёжик. А именно Ёшко. Также меня можно называть Иосиф.
      Ёшко рассказывает о достопримечательностях и населенных пунктах, которые проплывают за окном. Вот завод, на котором вода «Донат» разливается по бутылкам и отправляется в магазины. Причем не только Словении, но и в другие страны, в том числе в Россию. Вот завод по производству косметики «Афродита», известной своим высоким качеством и производимой исключительно из натуральных ингредиентов
       Погода на улице замечательная! Травка зеленеет. Солнышко блестит. Листва самых ярких цветов и оттенков в сени к нам летит. Вокруг дороги поля и виноградники. Пряничные домики. Коровы и лошади. Из динамиков доносится словенская фольклорная музыка. Крайне динамичная и сплошь позитивная.
       Олимия – небольшой поселок, находящийся примерно в часе езды от Рогашки Слатины. А сколько всего интересного в нем имеется! Первый пункт нашей поездки – оленья ферма. Мы выгружаемся из вагончиков и осматриваемся по сторонам. Ферма расположена на горе, с которой открывается чудесный вид на прилегающие окрестности. Я ожидал, что увижу оленей в загонах и клетках. Но все оказалось иначе. Олени – взрослые особи с ветвистыми рогами и молодняк, чьи рожки еще только начали проклевываться, свободно гуляли по полям и лужайкам вокруг фермы. Мирно щепали травку, играли между собой и с любопытством разглядывали многочисленных туристов.
        А этого добра тут хватало! Большая часть туристов сидела в кафе. Немцы пили пиво и ели рульку. Итальянцы поглощали спагетти. А мы, туристы из России в виду ограниченного времени (вся экскурсия рассчитана на 4 часа), хотели успеть везде. И в первую очередь покормить оленей. 
        Через несколько минут появился хозяин фермы со специальной баклашкой в руках. А в ней – кукурузные зерна. Каждому из нас он щедрой рукой выдавал по большой горсти, а мы подзывали к себе оленей и кормили их прямо с ладони. Взрослые особи отнеслись к этой забаве абсолютно равнодушно, а молодняк хоть и с опаской, но все-таки подходил и угощался нашим подношением. Губы у оленят были теплыми и немного шершавыми.
       Затем мы направились в фермерский магазинчик. Там можно было приобрести мед с местных пасек, а также колбасы из оленьего мяса, сыр и разнообразные сувениры. Все продукты, кроме меда можно перед покупкой дегустировать.
       После этого наша большая компания села в паровозик и спустилась с горы в поселок. Оказавшись на центральной улице Олимии, мы первым делом отправились в мужской монастырь. Но не для того, чтобы принять постриг, конечно. Сначала послушали лекцию об истории монастыря, сидя на удобных скамьях в храме. Католические соборы отличаются красивым и в то же время скромным убранством. Мое особое внимание привлек сделанный с большим искусством макет, обыгрывающий сюжет рождения на свет Спасителя.
      Затем мы осмотрели старую аптеку, представляющую собой музей лекарственных препаратов из прошлых времен. После этого проследовали в новую аптеку, в которой приветливый монах и помогающие ему Ёшко сотоварищи продавали всем желающим травяные сборы, настойки и мази. Прейскурант медицинских изделий, в том числе на русском языке, можно было взять здесь же. Все лекарства произведены монахами из трав, выращиваемых ими на подсобном хозяйстве при монастыре. Стоит отметить, что монахов всего четверо. И при этом они успевают поддерживать в идеальном порядке храм, монастырь и хозяйство. Правда им приходится работать для этого по 15 часов в сутки. Но судя по их улыбкам на упитанных лицах, они только рады этому.
       Выйдя из монастыря, мы направились в находящийся неподалеку шоколадный бутик, который содержит семья местных жителей. Шоколад эксклюзивный, производится здесь же. И выбор его поистине огромен – разнообразные конфеты, шоколадные плитки, подарочные наборы и прочее.
       Нагруженные пакетами, усталые, но довольные мы сели в паровозик и направились в сторону заключительного пункта нашего путешествия – пивоваренного завода «Haler». По прибытии большая часть туристов, в том числе и я, предпочли дегустацию уже готового продукта в прилегающем к заводу кафе посещению цехов и прослушиванию лекции о таинствах производства. Что нам теория! Нам практику подавай!
        Когда мне принесли кружку светлого, искрящегося в солнечных лучах пива, я был крайне удивлен большому количеству мошек, известных в народе, как «пьяницы», которые кружились вокруг сосуда с напитком, норовя в него нырнуть. Сначала я подумал, что мне принесли прокисшее пиво. Но потом посмотрел на кружки соседей и убедился, что у них такая же история. И при этом все пьют, да нахваливают. Я решил, что нечего кочевряжиться и тоже сделал внушительный глоток. Пиво оказалось весьма приятным на вкус. Через какое-то время мы разговорились с мужчиной, сидящим за моим столом. Оказалось, что он приехал из соседней Хорватии. Да еще и профессор информационных технологий, работающий в тамошнем Университете.
        Я у него спросил, почему вокруг пива мошки летают. В России я такого феномена ни разу не наблюдал. Возможно, это связано с тем, что некоторые отечественные производители делают пиво с применением химикатов и консервантов. Во всяком случае, так мне рассказывали люди, имеющие отношение к пивоваренному бизнесу.
       Профессор объяснил мне, что пиво на заводе «Haler» производится исключительно из натуральных хмеля и солода. Процесс брожения также происходит естественным путем, без какого-либо химического вмешательства. А эти мошки на всякую химию лететь не будут. Как пчелы летят на мед, так мошки летят только на хорошие продукты, склонные к брожению. Выслушав его речь, я предложил тост за научный подход. А потом мы с ним решили, что надо бы еще взять грамм по сто пятьдесят граппы за знакомство. После пива виноградная водка легла в организм просто душевно. Россия и Хорватия – дружба навек! Ура, товарищи!
       Окончательно повеселевшие после кафе туристы расселись по вагончикам и покатили в Рогашку Слатину. По дороге Ёшко рассказывал нам разнообразные местные байки и анекдоты. В основном про тещу. Я слушал его и в итоге пришел к выводу, что тещ не любят ни в одном славянском народе. И у каждого народа есть анекдоты, частушки и басенки про тещ и об условных победах зятьев над ними. После этого женщины захотели петь. И затянули «Напилася я пьяна». Ну, а что еще, в самом деле, петь русскому человеку в Словении? К тому же после дегустации пива.
        Посередине пути наш машинист остановил состав и устроил проверку билетов. Конечно, это была шутка. Сначала был произведен розыгрыш призов по номерам ранее приобретенных нами билетов. А затем каждому туристу выдали одноразовый стаканчик, в которые машинист щедрой рукой наливал сливовицу, произведенную им в домашних условиях. После сливовицы он разлил по стаканам чудесного, необычайно ароматного ликера, также произведенного им лично. Всем тем, кому напитки понравились, было предложено после прибытия в Рогашку приобрести их у нашего водителя за весьма умеренную плату. Литр сливовицы  - 3 евро. Литр ликера -  8 евро.
       Когда мы снова тронулись в путь, петь захотелось уже и мужчинам. Над словенскими полями и виноградниками, в вечернем мареве, резонируя от освещенных солнечным закатом облаков, летел нестройный хор луженых русских глоток:
                Ой, мороз, мороз!
                Не морозь меня!
                Не морозь меня,
                Да моего коня!

       Coda.

       На этой лирической ноте я позволю себе закончить рассказ о поездке в чудесную, спокойную, красивую и в целом очень приветливую страну Словению. Поеду ли я туда еще раз, если будет такая возможность? Да, несомненно.
       Тут и сказочки конец! А кто слушал – молодец!

В качестве оформления использована авторская фоторабота Александра Хлупина "Осень в Словении".


Рецензии