Свобода и несвобода

Помнится, Дмитрий Анатольевич Медведев, находясь на президентском посту, в одном из своих выступлении произнес такую фразу: свобода лучше чем несвобода. Фраза действительно в своем роде верная, и человеку современному очень приятная на слух, но достаточно абстрактная, всеобъемлющая разные уровни свобод, и ограничении. Поэтому, спустя продолжительное время, накопив в этой области некоего опыта, путем наблюдений и анализа, я попытаюсь, пусть не разобрать все уровни по деталям, но, по крайней мере, разграничить эти уровни. По крайней мере, пофилософствовать, а этого уже, как минимум, сподвигнет читателя на собственные размышления. И быть может, они будут гораздо вернее моих.
Само понятие свободы, если анализировать его обобщенно, достаточно расплывчато, и чтобы понять его суть, нам необходимо прибегнуть к приведению примеров. Причем каждый, обособленный пример будет раскрывать различные уровни свободы.
Пусть не все, но многое, как известно, познается в сравнении. И свобода в числе этого множества. Свобода, как ощущение свободы душевной, в первую очередь, рождается в условиях, когда былое рабство, будь то греховное, или зависимость от конкретного земного хозяина, отпускает человека или он самостоятельно, путем собственного выбора, опять же, осуществляемого в рамках свободы выбора, разрывает его узы. В сравнении с былым рабством появляется ощущение свободы; это, я думаю, понятно. Вместе с тем, ощущение свободы в одном человеке не гарантирует аналогичное ощущение в другом, которому рабство, как таковое не было знакомо. Я полагаю, что Христианин - бывший наркоман ощущает большее освобождение от греха, нежели интеллигент, который рюмки водки за жизнь свою не выпил, и познал Господа, живя по совести. Я полагаю, что не стоит спорить над тем, что освобождение от греховных пороков у них, по качеству, количеству, различное. И интеллигент поэтому, наверное, и меньше чувствует ощущение свободы, потому что не настолько был порабощен грехом. Духовная свобода от грехов от внешних обстоятельств слишком не зависима, она зависит более от пристрастий и поступков человека. Это что касается духовной свободы.
За духовной свободой следует свобода душевная. Душевная свобода отличает ощущением свободы, и от внешних обстоятельств зависит существенно, отталкивается от них, но далеко не всегда. Следует заметить, что раб покорно выполняющий свою работу, и уважающий своего господина ощущает более свободы, нежели работник, ненавидящий свою работу, и начальника своего. А между тем, их отличает разный уровень свободы. Раб зависим от господина не только в работе, но и в повседневной жизни; работник же, в свою очередь, взаимодействует с начальствующим только плодами своего труда, своим временем. К сожалению эти два состояния, в наше время, часто путаются. Тем не менее, если не отрываться от действительности,и не пускаться в трансцендентные размышления, то стоит определить, что раб, конечно, в большинстве случаев ощущает себя более несвободным, если так можно выразиться. Рабу присуще ощущение, что за ним следят, его направляют в действиях, ругают не по существу, когда он не выполняет уже никакой свободы, ведь как такового свободного от рабства времени нет; он раб в любое время суток. Тогда как работник, мало того, что свободен в выборе рабочего места, ограниченных разными сопровождающими факторами, но все же свободен, но и имеет, помимо рабочего времени, еще и свободное время, которым имеет право распоряжаться, по собственному усмотрению. Некоторые даже на работе ощущают себя свободными от самой работы. Думаю, это не новость. Однако моя цель - не рассмотрения трудовых взаимоотношении, а анализ видов, уровней, и широты свободы.
Под свободой, некоторыми людьми, нередко понимается вседозволенность, попрание законов государства, общественных, нравственных устоев. Такая свобода часто оканчивается несвободой уже материальной, абсолютной, казалось бы. Но и это не вполне ясно.
Некоторые личности и в тюрьме, пусть не чувствую полную свободу, по крайней мере, ощущают в себе ее больше нежели другие заключенные, кто полагает, что на воле оставил все, и жизнь закончена. Человек смирившийся, но надеющийся более свободен, нежели узник, который поставил на своей жизни крест. Впрочем, об этом легко только рассуждать.
Свобода душевная зависит от внешних обстоятельств, от обязанностей, и обязательств, и человек успешный, благополучный, семейный, едва ли мысленно свободнее узника, находящего в тюрьме. Но он способен по возможности избавиться от гнетущих мыслей, путем сокращения уровня своего потребления, своей семьи, если это, конечно же, возможно. В этом заключается его мысленная свобода. По части передвижения, прогулок, и прочего подобного он, естественно, свободнее узника, или раба. Но мысленная свобода все же у последних шире, а вот насчет душевной - зависит от конкретной ситуации.
Свобода - это в первую очередь ощущение ее, зависимое, в зависимости от человеческих потребностей, от того, что человек себе позволить может и чего не может. Зачем, скажите, человеку свобода покупать имбирь, если от его употребления у него случается аллергия, или для чего человеку незрячему свобода в выборе салона для приобретения машины. Этим я хочу сказать, что многая свобода нам не нужна, некоторой за всю жизнь свою мы не касаемся. Она проходит мимо нас и мы ее не замечаем. Однако главное, что у нас есть - это свобода выбора. И это, наверное, еще более абстрактная фраза, чем сказанная в былое время Дмитрием Медведевым.


Рецензии
Тяжело читается... А мысль правильная

Светлана Васильева 7   14.01.2014 02:31     Заявить о нарушении
Я старался как мог, простым языком излагал ) Наверное просто потому что толком не отредактировал

Дмитрий Швец 7   14.01.2014 09:52   Заявить о нарушении