Чавин, Сечин и Чанкильо. Глава 6. HARD DATA

 ГЛАВА 6. HARD DATA

Вопрос, конечно, был простой, только вот ответ на него оказался не таким очевидным.

Если взять, например, совсем даже недалекие исторические времена — времена инков и расцвет их обширной империи Тауантинсуйо — то даже здесь нет единства мнений насчет численности населения, и разброс в цифрах предлагается немалый.

Из того, что я встречала — нижняя граница проходит через 3 миллиона, а верхняя поднимается до 30. Так ведь это было всего-то около шестисот лет тому назад — сущие пустяки по сравнению с более отдаленным периодом строительства и существования Чавина де Уантар.

Он настолько отдаленный, что, кажется, не так уж сложно отодвинуть его назад еще немного дальше. Вот он постепенно все отодвигается и отодвигается в глубь прошлого — хотя, понятно, что без особых на то причин никакие исследователи никуда его двигать не станут.

Но похоже, что сейчас вообще такая тенденция пошла и что касается она не только Чавина — словно появление на археологическом горизонте Гобекли Тепе придало смелости археологам из других экспедиций при проведении датировок на своих археологических сайтах. Хотя, может быть, дело совсем не а в этом -- а в более совершенных инструментах, которые появились в распоряжении у археологов в последние десятилетия — таких, как спутниковая фотосъемка, airborne laser mapping (LiDAR), роботы , медицинские сканнеры и георадары — среди других и прочих.

Для примера хочу обратить ваше внимание на Indus Vally и что существовавшую там некогда цивилизацию Хараппы -- взяли и тоже в прошлом году отодвинули в прошлое -- на две тысячи лет. Вот так вот, сразу и одним толчком Archaeological Survey of India (ASI) взяло и на основании данных, полученных в ходе радиоизотопного датирования, переместила Хараппу в шестое тысячелетие до нашей эры. И эта цивилизация сразу стала древнее, чем другие, которые существовали в Египте и Месопотамии.

Я здесь говорю о «тенденции» - потому что главное тут не путать тенденцию отодвигать цивилизации в прошлое с тем, когда они действительно существовали. Точная датировка — это зачастую еще далеко не свершившийся факт.

Но вообще-то, предваряя возможные мысли читателей, которые вполне могут возникнуть у них в голове по поводу непростых тем, которые затронуты в этой книге – тут я хочу обратить ваше внимание, что в ней, то есть, в этой книге, представлены мои личные субъективные наблюдения и что их следует воспринимать именно так, и никак иначе.

Но если среди читателей есть Некто, кто в одном лице сочетает специалиста по всемирной истории и по истории Чавина, кто является знатоком мировых религий и глубоким практиком хотя бы одной из них, кто понимает древнюю силу эндеогенов и использует их, чтобы поднять занавес майи и проникнуть за ее пределы, кто обладает несомненным мистическим опытом и связью с мощными духовными традициями ушедших цивилизаций – такой человек, несомненно, предоставил бы более глубокое проникновение в вопрос происхождения и судеб Чавина. Однако я таким человеком не являюсь и, увы, с таким человеком даже и близко не знакома. А как с этим обстоит дело у вас?

Поэтому, по возможности, я предоставляю объективное описание того, что происходило со мной в Чавине – хотя мой взгляд, тем не менее, видит все через призму моего собственного мировоззрения, что тут же, естественно, ставит под вопрос мою продекларированную и гипотетическую объективность.

Если что-то рассматривается в рамках определенного мировозрения – то являются ли результаты этих наблюдений и размышлений объективными? Может ли существовать объект без наличия субъекта? ... мое личное понимание, что нет. Даже наука – она тоже по-своему субъективна, потому что в ее основе покоится ряд положений, которые ограничивают сферу ее анализа и те выводы, которые могут из научного анализа следовать.

Но оставим в стороне это нелирическое отступление и вернемся на центральную площадь — к интересуещему нас вопросу о народонаселении Чавина де Уантар.

Для изучения доисторической и раннеисторической динамики народонаселения в последнее время стали использовать палеогенетику, радиоактивные и стабильные изотопы, а также компьютерные симуляции — и благодаря этим методам исследования стронулись с места.

И, тем не менее, несмотря на несомненный прогресс, темы доисторических и раннеисторических миграций и динамики народонаселения остаются крайне проблематичными. Так, во всяком случае, пишется в предисловии к книге «Рopulation Dynamics in Prehistory and Early History». Издана она совсем недавно, в 2012 году, чем и привлекла к себе внимание. Я прочитала ее в надежде найти интересующую меня цифру, а, кроме этого, еще хотела увидеть, каким путем к ней пришли. Однако ни в статье, посвященной исключительно Южной Америке, ни в самой книге искомые цифры я не обнаружила — может быть, просто недоглядела. Вместо этого были гаплогруппы, генетические маркеры, mt гаплотипы — все это, конечно, замечательно... в плане общего развития, однако цифры с населением — ее как не было в статье, так и под конец книги она тоже не появилась.

Но читала я эту книгу, скорее, факультативно — потому что некоторые цифры можно найти, не мудрствуя лукаво и обратившись к гуглу. Так, во всяком случае, вначале кажется, что найти можно.

И вот что гугл первым делом выудил. Цифру населения в период, который предшествовал пришествию Колумба в Америку. Цифра охватывает период, который протягивается аж с верхнего палеолита и до 1492 года. Упс... нет, такое не годится. Никак. Кроме невероятной протяженности во времени, она охватывает не только интересующий нас чавинский регион, а еще и много других территорий, к которым мы в данном случае совершенно индифферентны.

Постепенно гугловской волной прибило и другие цифры, но они тоже не очень-то подходили из-за большого размаха во времени и пространстве — а ведь Чавин де Уантар был на этом величественном холсте не более, чем просто небольшим, хотя и несомненно ярким, пятном. Если я их найду позже — обещаю вписать в эту главу.

Так что в итоге ближе всего мне оказалась не какая-то конкретная цифра, а позиция историка David Henige. Звучит она, правда, не очень утешительно, зато, на мой взгляд, разумно.

В целом его позиция сводится вот к чему. Безо всякого политеса и каких-то там вежливых реверансов в чью-либо сторону он говорит, что для определения населения в те далекие времена — формулы применяются произвольно и что это только верхняя часть айсберга проблем, сопряженных с подсчетами. Потому что базовые данные, которые берутся за основу для расчетов, являются непроверенными и зачастую выхваченными из исторических источников без учета их контекста. А кроме того — и тут он, не смущаясь, наносит некоторым своим коллегам по цеху coup de grace — заявляя, что и сами источники тоже не всегда являются достоверными. «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь» (с). Типа: И что же вы там, друзья, в свете этих неувязок высчитываете? Такое он, правда, прямо не говорит, это просто логическая экстраполяция (моя) из всего сказанного им раньше.

С такой позицией, впрочем, солидарны и другие исследователи, указывающие на «inherent difficulties in producing reliable statistics, given the scarcity of hard data».

Что, конечно, энтузиастов подсчета населения в проведении расчетов не останавливает.

Но мало того, что определить численность населения непросто ввиду вышеуказанных технических осложнений. К этому следует добавить, что результаты подсчетов еще являются функцией идеологии того, кто эти расчеты проводит. И, наверное, поэтому предоставляемые обзору публики цифры имеют такой широкий размах, как, например, в случае с инками, о чем я говорила выше.

Идеология — это как бинокль. Что через него увидишь — приблизит он к тебе предметы или, наоборот, удалит их — зависит от того, какой стороной приложить его к глазам. То есть, от идейной направленности того, кто, образно говоря, этим биноклем воспользуется, и будут зависеть итоги подсчетов народонаселения.

Скажем, бинокль берутся приложить к своим глазам сторонники колонизации и христианизации Америк. Чтобы решить, какой стороной им этот бинокль прикладывать, они призывают на помощь тезис о расовом и культурном превосходстве европейских конкистадоров над местным колонизируемым населением. И, соответственно, когда сторонники такого подхода делают подсчеты, то у них получается, что до прихода конкистадоров здесь проживала вообще скудная горстка людей.

Дальше это каким-то образом увязывается у них с тезисом, что раз людей здесь было мало, то, следовательно, все местное население было полудиким — а раз так, то вполне оправдано было внедрение привезенной из Европы идеологии и также проведение всех последующих мероприятий, которые в итоге привели к разрушению доколумбовских цивилизаций.

Если посмотреть, то и, впрямь, в ходу у них был хороший вопрос: почему библейские пророки ничего про эти цивилизации не знали? Если бы цивилизации существовали, то и пророки наверняка были бы в курсе. Да - кто бы спорил.

Защитники же местного национализма, как вы понимаете, по диаметрально противоположным идеологическим соображениям являются решительными уклонистами в другую сторону и, вглядывась через магический кристалл бинокля в прошлое, они выуживают обнадеживающе высокие цифры населения в период, который предшествовал заезду туда Колумба с бригадой его боевых конкистадоров.

И, тем не менее... что в первом случае, что во втором — все подсчеты упираются в одну и ту же hard problem. Она же недостаток hard data.

Про инков я все это рассказываю для того, чтобы поместить вопрос о населении Чавина в определенную перспективу. Которая для чавинских построек еще даже более отдаленная, чем для империи инков.

Да... но как же тогда быть, если с цифрами пока не все сложилось... то есть, с нужными и достоверными? Тогда... если за них не цепляться — потому что цепляться за них — это все равно что цепляться за воздух... тогда, можно, абстрагировавшись, исходить от обратного.

То есть... раз такая большая площадь была сооружена, может быть, ее наличие как раз и указывает на то, что было достаточное число посетителей, которое делало целесообразным строительство площади таких размеров. Вот, заточенный на экономику человек вполне может сказать: перед нами как раз тот случай, когда предложение и спрос слились в непротиворечивом единстве — даже не слились, а пересеклись на манер «Х» в определенной точке — и из их соития как раз и родилась на свет эта центральная площадь.

А если взглянуть на площадь не глазами меркантильного экономиста, а глазами современного романтика — аххх... -- Глазами романтика, которому, тем не менее, не чужд и определенный прагматизм — в разумных пределах, конечно — то романтик может сказать, заводя наверх затуманенные влагой глаза — и в них при этом отразится желтый кружок луны -- на то же он и романтик.. Представили его себе. да? «Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?»

Вот-вот... если эту площадь построили, да еще не забыли и про детали декора — не забыли гранитные плиты для ее внутренней облицовки идеально отполировать, да еще там была большая гранитная плита с изумительной по своему совершенству резьбой, представляющей, правда, непонятно кого — но назвали это изображение Медузой — значит, было для кого строить и было кому эти отполированные гранитные блоки и эту гранитную Медузу оценить. Медузу, которая — или, скорей, который - распустил по плечам, и до локтей, и до длинных симметрично загибающихся внутрь когтей, выращенных на пальцах ног — свои переплетающиеся друг с другом и аккуратно уложенные в двойную спираль дреды-змеи.

У самого интересного экспоната никогда не бывает таблички с пояснением.


Рецензии