Национальная идея ключ к пониманию

               НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ: ключ к пониманию.
                (краткий очерк).

Поиском общенациональной идеи сегодня не занимается только ленивый. Начиная от Путина и заканчивая каким-нибудь захудалым политологом, все как мантру повторяют: нужна общенациональная идея, способная объединить народ, придать ему  смысл существования, сподвигнуть его на созидательный труд, достойную, мирную жизнь без эксцессов и катаклизмов. Почему это произошло,  кому это нужно и зачем, я постараюсь рассказать ниже. Начну же издалека.
 
Всем знакомо выражение К.Маркса «идеи становятся материальной силой,  как только  овладевают массами».  То есть человечеству давно и хорошо известно, что народные массы, увлечённые какой либо идеей, поверившие в неё, способны ради этой идеи идти на жертвы, готовы терпеть невзгоды и лишения, только чтобы эту идею претворить в жизнь. Известно немало случаев, когда тысячи людей  одновременно добровольно кончали жизнь самоубийством, поверив в идею загробной жизни,  считая, что обретут на том свете счастье и покой. И т.д. Примеров самоотверженного, геройского, а порой и невменяемого поведения людей ради претворения в жизнь тех или иных идей, в которые они уверовали, можно привести множество.

Возникает вопрос, каким качеством должны обладать эти идеи, что должно быть им присуще, если ради них люди готовы идти даже на смерть?  В чём заключается сила этих идей? Почему некоторые идеи так живучи в социуме, что даже время не способно их уничтожить?

Отметим прежде всего, что любые идеи  являются  порождением общественного сознания,  тесным образом связаны с бытием людей, отражают это бытие, выражают наиболее существенные представления людей о своей материальной и духовной жизни. По мере исторического развития идеи накапливаются, видоизменяются, отражая возникающие новые условия жизни, оказывают сильнейшее влияние на жизнедеятельность людей.  Отдельные идеи, зарождающиеся в человеческом обществе, превращаются, в конечном счёте, в идеологию, то есть в систему идей, способных отражать первоначальную идею в комплексном виде,  в её всестороннем обосновании. 

Вот почему, когда мы говорим о  национальной идее, мы имеем в виду некую идеологическую конструкцию, обозначающую общезначимую цель, притягательную и понятную каждому,  способную чётко и ясно обосновать необходимость должного самоотверженного поведения людей, доказать им необходимость такого поведения, сделать это поведение добровольным и осознанным.

Простой, на первый взгляд,  вопрос формирования общенациональной идеи превращается, при углубленном его рассмотрении, в серьёзную теоретическую  проблему, требующую немалых общефилософских и исторических знаний.  Здесь не отделаешься примитивными политическими лозунгами (типа: Россия для русских). Необходимо понимание всего спектра общественных отношений, от общесоциологических  до социально-экономических.

К  сегодняшнему дню историческая наука накопила огромное количество материала для изучения прошлого. Совокупное  научное знание предоставляет  нам возможность дать объективное и обоснованное представление о главном векторе развития человечества, о том направлении,  которое неизбежно диктуется всем ходом исторического развития. Это касается и отдельных государств,  и наций, и народностей. Но, самое главное, это касается каждого отдельно взятого человека.

Таким глобальным направлением развития человечества является постепенное (но всё ускоряющееся) обретение свободы. Прежде всего в глобальном смысле, свободы  от природной зависимости, от материальных условий своей жизни.  Благодаря развитию промышленности, увеличивающейся производительности труда, благодаря развитию научного знания, человечество неуклонно идёт к автономизации и воспроизводству своей популяции независимо от внешних факторов, которые осваиваются, приспосабливаются к нуждам людей. Проблема обеспечения людей основными средствами к жизни в целом решена. Количество голодающих, умирающих от голода людей или не имеющих крыши над головой, неуклонно уменьшается.

Начиная с каменного топора и заканчивая высокотехнологичными механизмами, происходит неуклонное совершенствование производительных сил социума. Каждое новое поколение привносит свой вклад в этот процесс,  достигает всё более  значимых высот  в освоении  природы.

Вместе с тем, сегодня ясно, что на самом деле человечество стоит лишь в начале своей подлинной истории, что будущее познание и освоение окружающей среды принесёт бесчисленное количество нового знания и даст возможность людям вырваться на просторы вселенной и обеспечить себе тем самым безграничное существование. 

Однако такие выводы можно рассматривать лишь как тенденцию, которая преобладает лишь в конечном счёте, претворяясь в жизнь в результате множества драматических катаклизмов и пертурбаций, сопровождающих жизнь общества.  Начиная от природных (землетрясений, наводнений,  извержений вулканов, ураганов и т.п.) и заканчивая социальными (революции, войны, геноцид).

Человек живёт, что называется, «здесь и сейчас», и мало кто, на самом деле, задумывается о данных глобальных проблемах.  Каждый отдельно взятый человек думает прежде всего о себе и своих близких, и лишь в последнюю очередь о человечестве в целом.

Жизнь людей, к сожалению, очень коротка (десятки лет) в сравнении с описываемыми  глобальными процессами  (сотни лет).  Отсюда такое небрежение к состоянию будущего. Люди хотят достойной жизни немедленно, а не в далёком будущем.

И тем не менее, фактор неуклонного  усиления производительной мощи человечества налицо. Можно привести огромное количество примеров, начиная от освоения космического пространства и заканчивая глубинами океанов. То, на что способен человек сегодня, даже и не снилось нашим далёким предкам.

Но технологическая мощь общества неразрывно связана с психикой и поведением людей, с социальными отношениями. Каждый новый этап развития производительных сил приводил и к изменению положения трудящихся людей (людей, благодаря труду которых и созидаются  материальные блага, приводится в движение накопленная масса производительных сил). Трудящиеся становились всё более свободными в проявлении своей жизнедеятельности, в обществе ослабевала зависимость не только от природной стихии, но и  людей друг от друга. Человек становился всё более свободным и независимым.

Рабство, крепостная зависимость, феодальная зависимость, формальная независимость при капитализме – вот те основные вехи, которые мы можем отметить на пути  трудящегося человека к свободе. То есть, исследуя прогрессирующее развитие человечества, можно придти к выводу, что происходит раскрепощение, высвобождение сущностных сил  отдельно взятых людей, увеличивается степень свободы проявления этих сил, возможностей их применения.

Выражением всех этих тенденций является процесс глобализации, который затрагивает сегодня все страны без исключения. Огромные человеческие массы перемещаются, и процесс этот только усиливается.

Но не существует какого-то абстрактного, ни от чего не зависимого человека. Любой человек есть часть какой-либо общности, зависит от этой общности, подчиняется  существующим в её недрах социальным отношениям, вынужден выполнять предписываемые в этой общности обряды, порядки, следовать выработанным правилам общежития. Это, в свою очередь, формирует определённую ментальность членов данной общности, придаёт каждому  из них неповторимые  черты характера и поведения.

Наиболее значимыми общностями, сложившиеся в процессе исторического развития, являются нации. Нации, как явление историческое, возникли, сформировались в основном в период становления буржуазных отношений, когда нарождающаяся буржуазия была заинтересована в развитии рынков сбыта и протекционизме в отношении своего национального производства. В этот период (прогрессивный для развития буржуазных наций и человечества в целом) происходило  образование отдельных национальных государств и их «притирание»  друг к другу. Национальные идеи (идеи поддержки своей нации, идеи возвышения своей нации, идеи превосходства своей нации) были, что называется, в ходу. Буржуазия каждого государства (то есть нации, обретшей свою государственность) развивала промышленный потенциал  своей нации, стремилась всеми способами заполучить как можно больше территории, рынков сбыта, сырья, дешёвой рабочей силы.

Любая существующая нация (упрощённо будем называть так, хотя существует разница между понятиями  «нация», «народность», «национальность»)  в процессе своей консолидации обладала своими, только ей присущими особенностями, связанными с географическими условиями,  с численностью, с характером взаимоотношений с другими народами. В процессе развития нации обретали свои духовно-культурные особенности, определяющие  во многом культуру поведения,  быта, характер взаимоотношений  между людьми и сословиями и т.п.

Но все эти процессы зависели и предопределялись в первую очередь социально-экономическим потенциалом нации, её способностью быть  активной и значимой для окружающих её народов. То есть экономический потенциал нации всегда играл главную и определяющую роль в её могуществе или, напротив, упадке.

Существует классическое определение того, что называется нацией, выражающее наиболее полно все черты и важнейшие особенности этого явления. Нация есть исторически сложившаяся общность людей, возникшая на основе единства их хозяйственной жизни, языка, территории и складывающихся на этой основе  психологических качеств, духовной культуры и поведения.
Данное определение целиком и полностью соответствует научному представлению о формировании общественной  и индивидуальной психологии, о формировании единой ментальности формирующихся общностей (бытие определяет сознание).

Таким образом, диалектика исторического развития проявляется в том, что глобальное развитие человечества (общее) развивается благодаря развитию отдельных его частей – наций, между которыми в силу определённых причин (кроющихся в характере социально-экономических отношений) существуют и проблемы, и противоречия, выливающиеся в конфликты и даже в войны.

Именно формирование буржуазных наций и породило то, что мы называем сегодня национальной идеей. Стремление к свободе в социальном смысле (борьба против феодализма, против крепостной зависимости за свободу буржуазной собственности и предпринимательства) сопровождалось и борьбой за национальную независимость. Каждая нарождающаяся буржуазная нация боролась за свою территорию, за свой суверенитет,  отстаивая свои производственные и хозяйственные возможности. Народы, объединённые единым языком и ментальностью, устремлялись к свободе через борьбу с окружавшими  и соперничающими с ними за лучшие условия жизни инородцами. Основным лозунгом в этой борьбе была для каждой нарождающейся нации своя общенациональная идея – свобода, независимость и процветание своей нации. Буржуазия при этом играла прогрессивную, передовую роль, как класс, наиболее заинтересованный в развитии частной буржуазной собственности, олицетворявшей новый уровень производительных сил общества.   

Но эта национальная идея была неразрывно связана с идеей социальной – с требованием свободы от феодальных пут, с борьбой за новые, прогрессивные буржуазные отношения. По сути дела, именно приход капитализма (со всеми его прогрессивными знаниями и производственными возможностями) на смену феодализму и способствовал появлению такого понятия, как национальная идея, под лозунгами которой и сформировались буржуазные нации.

Великая французская буржуазная революция (1789-1794 гг.) проходила под лозунгом «свобода, равенство, братство».
Свобода от феодальных пут (сословных, экономических, политических и т.п.), равенство всех перед законом, независимо от происхождения, союз граждан одной нации против враждебного окружения (Франция была окружена нациями, поддерживавшими феодальные порядки).

 Основным документом, выразившим национальную идею того времени во Франции была «Декларация прав человека и гражданина». Первая же статья этого документа гласит, что «люди рождаются и остаются свободными  и равными в правах». Это ли не национальная идея, ради которой можно было бороться ?

В Соединённых Штатах Америки национальная идея сформировалась также в период буржуазных преобразований,  так называемого первичного накопления капитала, когда народы, осваивающие,  заселявшие земли северной Америки, боролись за свою независимость. Идеи свободы, справедливости, равенства также легли в основу национальной идеи США: свобода и равенство возможностей в достижении материального успеха. Это было вполне в духе нарождающегося буржуазного общества, предоставлявшего умным, сильным, предприимчивым людям массу возможностей разбогатеть.

Все эти идеи были оправданы для своего времени, являлись прогрессивными, ибо раскрывали потенциальные сущностные силы людей, предоставляли им возможность для раскрытия своих способностей, для существенного изменения своего материального положения.

Какую бы страну мы не взяли в основе её национальной идеи лежат требования свободы, равенства и справедливости. И требование сохранения единства и целостности своего народа, своей нации.  Это касается и современности, когда отдельные нации борются за свой суверенитет, за свою целостность.

Тем временем, постепенно сложился всемирный рынок, а производство и потребление стало космополитическим.  Это привело к появлению монополий и серьёзному подрыву национальной промышленности.  Её вытесняют новые отрасли промышленности, введение которых становится вопросом жизни для многих цивилизованных наций, -  отрасли, перерабатывающие  уже не местное сырьё, а сырьё, привозимое из самых отдалённых областей земного шара (нефть, газ, металлы и т.п.),  и вырабатывающие  производственные продукты, потребляемые не только внутри данной страны, но и во всех частях света (автомобили, сотовые телефоны, компьютеры и многое другое).

Вместо старых потребностей, удовлетворявшихся  национальными продуктами, возникают новые, для удовлетворения которых требуются продукты самых отдалённых стран и самых различных климатов. На смену старой национальной замкнутости  и существованию за счёт продуктов собственного производства приходит всесторонняя связь и зависимость  наций друг от друга.  Национальная ограниченность и односторонность становятся невозможны.  Плоды духовной деятельности  отдельных наций становятся всеобщим достоянием. Образуются всеобщие представления  о характере общественного развития, о сути социально-экономических процессов, об ограниченности ресурсов Земли и т.д. и т.п.
   
Одной из  таких идей, касающихся развития наций и их взаимоотношений, явилась идея равенства людей, независимо от их происхождения, от их национальности, вероисповедания и т.п. Все люди, одинаково рождённые на этой Земле, равны друг перед другом, имеют одинаковое право на существование и на человеческое к себе отношение.  Не  должно быть людей, которые всего лишь по рождению, или по принадлежности к какой-либо нации,  либо обладающие каким-то особым цветом кожи (принадлежность к этносу) находились в привилегированном отношении к другим людям.  Это общегуманистический,  общечеловеческий подход к любой отдельно взятой личности, который выработало человечество.

Иными словами, мы находимся в начале исторического периода, когда начинает формироваться человек нового типа – космополитический человек, рассматривающий себя не только  в качестве  члена какой-либо нации, но как члена глобального социума, человечества в целом. Это объективный процесс, обусловленный глобализацией.

Современный мир есть мир глобальный, в котором идут интернациональные процессы, перемешивающие  экономики и культуру, нации и народности. Противостоять этому процессу не может ни одна страна в мире. Сегодня границы открыты как никогда и интернационализация человечества идёт быстрыми темпами. При этом выигрывают  те  страны, где эти процессы не сдерживают, а умело регулируют. Примером может служить хотя бы те же США. Напротив, заскорузлость, национальная замкнутость способны лишь затормозить этот процесс, обрекая такую страну на отставание. Интернациональная же политика помогает странам в их развитии. 

Однако, скажете вы, это всего лишь слова, на самом деле всё не так, люди друг другу не равны, а, напротив, неравенство процветает на Земле.

Вот тут-то и возникает вопрос:  в чём суть и корни этого неравенства?

И, опять-таки, есть ответ и на этот вопрос. Неравенство кроется, прежде всего, в экономических условиях существования людей, прикрываемых, охраняемых и регулируемых политикой власть имущих.   

Исторические условия (неравномерность развития производительных сил) привели к различному уровню экономического развития отдельных наций. Отсюда – возникли реальные объективные условия для доминирования одних наций над другими. В определённый период возникла даже гигантская колониальная система, когда одни нации просто порабощали другие нации.  Неравенство наций выразилось в войнах,  захватах территорий и ресурсов.  Сотни миллионов людей погибли в этих войнах, которые велись,  по сути дела,  за интересы буржуазии, стремившейся обеспечить себе  рынки сбыта, сырье, рабочую силу и, тем самым, - прибыль, прибыль и ещё раз прибыль.

Россия при этом ничем от других стран не отличалась. Она также стремилась расширить границы своего господства, увеличить свою территорию, обеспечить безопасность своих границ и т.п. При этом различные нации и народности, находящиеся в пределах досягаемости и не обладавшие такой же численностью как русские, попадали в зону влияния российской власти и подчинялись ей (кто мирно, а кто и вооружённым путём). Так сложилась Российская империя, которую во многом справедливо называли «тюрьмой» народов (при царизме). При этом  представители многих национальностей подвергались весьма суровым гонениям,  для некоторых из них существовал даже  ценз оседлости.

В то же время, царская Россия к началу 20 века превратилась в довольно развитую буржуазную страну, с развитой промышленностью и, соответственно, с двумя  основными противоположными классами: собственниками этой промышленности (российская буржуазия) и неимущими (наёмными работниками).  При этом, никакого значения, какой конкретной национальности были эти  наёмные работники, не имело.  Среди капиталистов были  также люди самых различных национальностей. 

Особенностью России  начала ХХ века было и то, что в ней сохранялись остатки феодальных отношений и соответствующая им социальная структура. Огромное влияние на социально-экономическое развитие оказывали несправедливые сословные отношения (наличие дворянства и правление отжившей своё царской семьи). Привилегии дворянства были громадным сдерживающим фактором. 

Буржуазии того времени было совершенно наплевать, рабочие какой национальности подвергались эксплуатации. Главное – это получение максимальной прибыли. Совершенно также  как и в наше время, когда современная буржуазия сильнее всего эксплуатирует именно трудящихся нерусской национальности, пользуясь их бесправием  в России и невозможностью найти работу у себя на родине.

Обострение буржуазных отношений, наряду с нерешённостью отношений крепостнических, феодальных, привело  прежде всего к социально-экономическому кризису и, как следствие, к кризису политическому.

Не кризис межнациональных отношений, а прежде всего социально-экономический и политический привели к социалистической революции 17 года. 

Свержение царизма и уничтожение буржуазии превратилось в национальную идею, охватившую основную массу населения России. Мир народам, земля крестьянам,  фабрики и заводы рабочим – вот главные лозунги воплотившие эту национальную идею в жизнь.

Возникшая на руинах царской России новая советская страна была охвачена энтузиазмом освобождённых масс, провозглашала новые, передовые для того времени идеи о построении нового мира без эксплуататоров (буржуазии и помещиков), на основе научного понимания общества. Всё старое безжалостно отбрасывалось, борьба с ним провозглашалась необходимой во всех сферах общества. Естественно,  научное понимание могло лишь провозглашаться, на самом деле главенствующую роль играла политика (см. подробнее статью «Идеология, марксизм и партхозноменклатура»).

Тем не менее, наличие общезначимой цели (построение нового общества без эксплуататоров), отсутствие частной собственности (провозглашалось равенство всех по отношению к средствам производства), целенаправленная идеологическая работа со стороны государства (общеобразовательная, духовно-культурная), поддержка со стороны формирующейся интеллигенции нового типа и т.п. привели к постепенному формированию общенациональной идеи – единство всех народов СССР с целью построения нового общества. 

Эта идея (хотя она и не была сформулирована на современный лад, как общенациональная идея) целенаправленно формировалась во всех сферах жизни. Экономическая, политическая, духовная сферы были буквально пронизаны этой интегрирующей идеей.

(О проблемах и противоречиях возникшего общества речь сознательно не идёт. Это другая тема).
Вот почему до сих пор так сильна память о социалистическом прошлом, в котором, на самом деле, было много не просто хорошего, но и передового и ценного, того, что в настоящее время потеряно безвозвратно.

Скажем сразу, что социализм, в том виде, в котором он функционировал и развивался бесконечно существовать не мог. Ему требовалось существенное обновление в соответствии с теми тенденциями общечеловеческого развития, о которых написано выше (развитие по пути к свободе, равенству, справедливости). Возникшие после революции 17 года отношения и соответствующая социальная структура общества требовали серьёзного обновления. К сожалению, КПСС не справилась с ролью руководителя, произошло её социальное перерождение, что привело к захвату власти (ради захвата собственности) партхозноменклатурой и теневыми воротилами (подробнее см. работы «Дефолт совести…» и «КОМА…»).

Захват власти и собственности привёл  СССР к развалу, а все бывшие республики к капитализму. А так как этот капитализм  зарождался  в стране, уже имевшей очень серьёзный материальный, экономический потенциал, то его проявления (при дележе собственности) были наиболее отвратительны, циничны и преступны (о сути преступности нового общества читайте в статье «Причина организованной преступности в России»).

На сегодняшний день Россия представляет из себя классическую буржуазную страну среднего уровня развития. Её потенциал не идёт ни в какое сравнение с былым потенциалом СССР. В соответствии с этим изменилась и социально-классовая структура общества, которое разделилось на меньшинство (владельцы бывшей социалистической собственности и возникшие финансовые воротила) и подавляющее большинство (людей наёмного труда, не имеющих в своей собственности ничего, кроме способности трудится, обогащая своих хозяев).

Соответственно и интересы этих слоёв общества совершенно различны. Меньшинство, используя свои финансовые и политические возможности делает всё для своего дальнейшего обогащения, присваивая  бывшую общенародную  собственность, недра, леса и т.д. Количество миллиардеров и имеющихся у них капиталов растёт из года в год. Большинство же населения борется за выживание и испытывает всё усиливающийся гнёт со стороны меньшинства (инфляция, рост цен в ЖКХ, низкий, и постоянно ухудшающийся уровень социального обеспечения и т.п.).

Способна ли в такой стране возникнуть общенациональная идея, способная выражать интересы этих противоположных слоёв населения? Какой должна быть эта идея, чтобы выразить интересы абрамовичей, живущих за рубежом, воспитывающих там своих детей, и простых людей, не имеющих средств на самое необходимое (медицинское обслуживание, обучение и т.п.)?

ТАКОЙ ИДЕИ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ!!!

Её можно искусственно сформулировать по желанию власть имущих, не более того. Реально эта идея не станет достоянием масс, не пробудит в них желаемый энтузиазм и восторженные чувства. Ибо социальная составляющая этой идеи никогда не станет объединяющей для людей с такими разными социально-экономическими интересами.

Заканчивая, отметим те главные черты, которые должны быть присущи общенациональной идее.

Особенности национальной идеи:
1, Должна носить всеобщий характер, то есть должна быть принята свободно, добровольно всеми членами общества (подавляющим большинством).
2. Должна быть непротиворечивой, то есть не вступать в противоречие с реальной жизнью народа. Должна быть понятной людям.
3. Должна выражать идею социальной справедливости в том понимании, в котором эта идея существует на данном историческом этапе.
4. Должна соответствовать основным материальным интересам народа, выражать основной вектор социально-экономического развития данной общности людей.
5. Должна быть поддержана государственной властью  и соответствующей общеобразовательной и информационной политикой.
6. Должна иметь должное научное обоснование, исходя из
понимания основных тенденций развития  социума (борьба за свободу,  равенство, справедливость).

На самом деле, рано или поздно такая идея в России возникнет И суть её будет заключаться в следующем: борьба против олигархов, против капиталистической эксплуатации, против варварского уничтожения экономического потенциала России, против эксплуатации народов, за равенство всех и каждого, за социальную справедливость, за подлинную свободу сущностных сил каждого народа, каждой личности.

То есть,  национальная идея с необходимость будет  неразрывно связана с требованиями социального освобождения, с требованиями становления свободы, равенства и справедливости.  В силу исторического развития – для каждого народа, для каждого человека.

Вот только когда?


Рецензии
В ЕБН-овской конституции запрещена идеология!!! Смешно. Как предполагается ее запретить? Может быть имеется в виду запретить ее «овладение массами»? То же не до конца понятный механизм запрещения. .Идеологий в обществе много . Например.
в кинофильме «Верьте мне, люди» рецидивист Каин сформулировал следующую идеологию. «Вот в Америке каждые 10 минут - налет. Потому и Страна богатая». Каждый социальный слой в любом обществе имеет свою идеологию, т.е цель формирования социально-экономической системы. В «перестроечную эпоху» в сознание людей вбивалась следующая идея построения экономической системы: нужно все отдать «эффективным», они немного поворуют, не без этого, но потом на наворованное, в порядке милостыни организуют нам такое же состояние блага, как в Америке. Ан нет. Более прав Каин. Воровать будут беспрерывно, а массам будут всякие млечины-сванидзы-пивоваровы внушать, как было плохо во времена нелюбимого ими «совка». Сейчас стало немодным анализировать происходящее с позиций марксизма. Но теория систем говорит о том, что возможны только 2 типа социально-экономических систем: первые имеют целью созидание ресурсов (положительная дивергенция), вторые на их разворовывание (отрицательная дивергенция). Именно система второго типа и создана в результате «демократических преобразований 90-х. Долго ли будет существовать такая система?. А до исчерпания накопленного при «совке». .

Вадим Новохацкий 2   20.11.2013 13:57     Заявить о нарушении
С иронией, какой же вы наивный человек с наивным вопрошанием. Ведь, конституция 1993 года и представляет собой Идеологию, но только Либеральную и прозрачную, а значит, вполне невидимую, почти невидимку. И вот эта Идеология-"невидимка", она же либеральная, встроенная в конституцию, как раз и запрещает какую-либо иную ВООБЩЕ. Схема безупречна. И она оченно тонко выражена устами Льва Шестова аж в начале 20-го века:

"...самое обременительное и тягостное в книге,
это общая идея. Её нужно всячески вытравлять...
Нет идеи, нет идей, нет последовательности,
ЕСТЬ ПРОТИВОРЕЧИЯ, но ведь этого именно я и
добивался, как, может быть, читатель уже угадал
из самого заглавия. Беспочвенность, даже
АПОФЕОЗ БЕСПОЧВЕННОСТИ..."
(Лев Шестов)

А теперь замените слово "в книге" на слово "в конституции" и получите удивительное превращение, как конституционный ЗАПРЕТ на всяческую идеологию.

А в чем фокус превращения? В том, что сам либерал-фокусник мошенничает, говоря, мол, что общее-целое призрак, общего-целого не существует.

Спрашивают у мошенника-фокусника, а что же существует. И тот отвечает, мол, существует только частное и его множество или множество противоречий частного. Ему оппонируют, мол, но ведь Такое уже есть мировоззрение или зрение на мир как целое, почти метафизика. Но изворотливый ум либерала и тут чего-нибудь придумает в энтом роде.


Бармин Виктор   11.12.2021 22:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.