День парада

Поздравляю соотечественников с днём политического дурака!

«…
      На военном совете Матиуш узнал следующее: по городу возили в автомобиле фарфоровую куклу. А во время аудиенции канцлер сажал куклу на трон, незаметно дергал за веревочку, и кукла кивала головой и отдавала честь.
      В автомобиль куклу вносили на руках. Король Матиуш, сообщали в газетах, дал обет до тех пор не ступать ногой на землю, пока последний враг не будет изгнан из пределов страны.
      Уловка удалась: люди поверили. Хотя казалось немного странным, почему Матиуш и на троне, и в автомобиле всегда сидит в одной и той же позе, никогда не улыбнется, слова не вымолвит, только головой кивает да честь отдает.
      И вот по городу поползли зловещие слухи. Весть о таинственном исчезновении Матиуша просочилась сквозь толстые стены дворца.
      Во вражеском стане тоже знали кое о чем из донесений шпионов, но особого значения этому до поры до времени не придавали. Была зима, а зимой на фронте обычно затишье.
      Но когда стало известно, что войска Матиуша готовятся к наступлению, враги забили тревогу, засуетились и в конце концов выведали тайну.
      И вот накануне наступления за большие деньги подкупили какого-то шалопая, он метнул камень и угодил прямо в куклу-короля.
      Голова у фарфоровой куклы разбилась, и только рука продолжала приветственно подниматься. Столица была в смятении: одни впали в отчаяние, другие негодовали, что их так бессовестно обманули, третьи просто смеялись.
…»




P.S. Рекомендую:
Януш Корчак «Король Матиуш Первый»

Читать книгу полностью (425 Кб)

























8:02:50 07.11.2013          7641A20


Рецензии
Вы уж как-нибудь определитесь там: связан «День Парада» (День воинской славы) 7 ноября с Октябрьской революцией или нет? А то не хорошо получается. По «Рен-ТиВи» говорят, что «никак не связан»; по «НТВ» обмолвились, что парад в 41-м «был приурочен к годовщине Октября»; по «Первому» Октябрьскую революцию вообще отказываются упоминать и скромно заявляют, что в 41-ом — это был «смотр войск» (перед их отправкой на фронт); и только по «24» решились в прямом эфире оттранслировать пламенное выступление Геннадия Зюганова на митинге КПРФ. Все в красных куртках, на фоне серпа и молота на красных флагах. … Говорил здорово, без бумажки, страстно, напористо.

Молодец.

Суть сказанного сводится к следующему: идеи Маркса и Ленина обогнали своё время на долгие годы вперёд. Системный кризис капитализма пришёл снова и показал несостоятельность данной социальной системы. Если кризисы перепроизводства, регулярно случавшиеся в прошлом, как-то удалось обуздать, взяв под государственный контроль производство товаров, то системный кризис так не решается. Экономики развитых капстран вошли в рецессию не случайно. Производительные силы общества упёрлись в свой предел: противоречие между общественным способом производства и частным характером присвоения его результатов достигло наивысшей точки. Капиталы сосредоточены в руках малочисленной группки людей, а остальная часть населения бесправна и лишена возможности влиять на решения, принимаемые на государственном уровне. Растёт инфляция, безработица, падают темпы производства. Расцветают монополии, диктуют цены населению. Цены растут на всё. Народ нищает. Капиталисты становятся всё богаче.

В то же самое время, Китай демонстрирует всему миру преимущества социалистического способа производства и выходит в лидеры мировой экономики.

А наше правительство промывает мозги населению, шаманит, произносит много хороших слов с экрана, а на поверку всё это оказывается лишь трёпом. Финансирование науки, культуры и образования, как проводилось по остаточному принципу, так и производится. Как врачи, учителя, учёные и работники культуры имели самые низкие зарплаты, так и имеют. А чиновники себе самим втихаря задирают зарплаты до заоблачных высот. Естественные монополии жируют на общенародной собственности. А в бюджет и те, и другие платят одинаковый процент подоходного налога: и те кто перебиваются с хлеба на квас, и те кто получают огромные сверх доходы.

Чиновники творят бюрократический произвол и торгуют своими решениями за взятки, и совершенно лишены всяческой ответственности за те решения, которые наносят громадные убытки стране, но которые приносят доход в их личный карман. А их пожурят для вида и отпускают. Сколько говорили о конфискации имущества для взяточников, а воз и ныне там — ни тпру, ни ну. Понятно. Своя рука — владыка. Кто же будет проводить политику в ущерб собственным интересам? Никто.

В результате экономика страны управляется неэффективно. Показатели год от года падают. А средства массовой информации раздувают мнимые успехи власти и утишают народ олимпиадами, чемпионатами по футболу и благотворительностью, чтобы создать впечатление заботы руководства о своём народе.

А на поверку в любом «хлебном месте» копни поглубже — сплошное ворьё. Уж на что с центром в Сколково было связано столько надежд на разработку и внедрение передовых технологий, а и там заняты грабежом бюджетных вливаний. И никаких надежд, что эта власть может изменить ситуацию — уже нет. А у кого ещё остались, те просто легковерные люди и всю жизнь смотрят в рот начальникам и не имеют собственных мозгов.

НО!

Хотя критика Геннадия Андреевича во многом справедлива, но что могут предложить сегодняшние коммунисты России? Где взять тех самых кристально честных людей, которые бы радели за общее благо и берегли народное добро, как своё собственное? И даже если случится чудо, и таких людей завезут с Марса в достаточном количестве, исчезнет ли проблема от этого? Нет.

Хотя экономика управляется неэффективно, но, национализировав промышленность и централизовав её в едином центре, повысить эффективность управления невозможно. Потому как проблема управления сложным хозяйством существует в любой системе: хоть в капиталистической, хоть в социалистической. И чем крупнее собственность, тем управление ею — сложнее, а накладные расходы на систему управления растут.

Вот и выходит, что стихия рыночной экономики и товарно-денежные отношения не прихоть «тёмных сил», которые «нас злобно гнетут» (вернее не столько их прихоть), как объективное ограничение способности сегодняшнего руководства управлять экономикой больших производственных мощностей.

Выход из данной ситуации только один: разрабатывать новые научные методы управления и внедрять их на предприятиях. Нужно победить капиталистическое производство не штурмом и баррикадами, а более высокой производительностью труда и научной организацией производства. А главным резервом и преимуществом социализма является трудящийся человек: его сознательность, творчество и созидательный труд на общее благо страны, когда все научные знания, культура и природные ресурсы принадлежат каждому члену общества в равной степени.

И добиваться этого надо через демократию. Надо наполнять её реальным содержанием.

Если при переходе от феодальной деспотии к буржуазной демократии революционные методы были единственно возможным способом утверждения нового способа производства, то при наличии буржуазной демократии надо делать упор на агитацию избирателя, организацию рабочего движения, создания первичных организаций на производстве, развития профсоюзов и массового использования Интернета, как главного оружия трудящихся для самоорганизации и по распространению правдивой информации.

Мудman   08.11.2013 11:32     Заявить о нарушении
Прочтя написанное, любой работник капиталистического предприятия скажет мне очень простые слова:

— С какой стати я буду повышать производительность труда? Мне оно надо? Как только я начну выполнять норму на 102%, тот час она будет принята за 100%. Новая норма будет введена на всём предприятии в приказном порядке. А из каждой сотни работников двое моих собратьев окажутся безработными. А вся прибыль от увеличения числа дополнительно произведённых мною стоимостей достанется капиталисту. Может быть, он и кинет мне разок что-то в виде премии за усердие, но работать «на совесть, а не за страх» — мне не выгодно! На чужого-то дядю? … — Извините, подвиньтесь. — Дураков нет.

Если бы повышение производительности приводило к снижению цен на продукцию на рынке — тогда другое дело! Я бы поработал получше, а потом увидел, что за те же деньги могу купить больше продуктов в магазине. Но цены устанавливаю не я. Хозяин решает по чём продавать товар. А я человек подневольный. — Что скажут, то и делаю.

И потом, всякую мою инициативу, которая увеличивает производительность труда, мой работодатель всячески скрывает от своих же таких же «партнёров» по бизнесу, поскольку между ними жестокая конкуренция. И мне со своими инициативами лучше вообще не высовываться, если я хочу спокойной жизни. На производстве, где главенствуют менеджеры — надзиратели, которые как раз и приставлены к нам, чтобы следить за каждым нашим движением и выжимать из рабочего все соки, которые шелестят пустыми бумажками и отправляют наверх множество бесполезных отчётов, — всякая живая мысль снизу стала лишней и вредной для нас. И давно уже не приветствуется.

Становясь рационализатором производства, я вмешиваюсь в чуждую мне сферу интересов владельцев капитала. И ещё неизвестно чем это кончится? Если моя новинка окажется действительно ценной, то за мной начнётся настоящая «охота». Её из меня «вытрясут», выжмут меня как лимон, а от самого постараются избавиться, чтобы не проболтался конкурентам. — Не-ет… Дураков нема. Я работаю от звонка до звонка. Что предписано, то и выполняю. Не больше и не меньше. Меньше не могу — иначе меня уволят. А больше не даю, поскольку кругом всё — чужое и враждебное моему труду. Я — заложник системы, которая морит меня голодом и норовит снять последнюю шкуру.

А вы предлагаете мне проявлять сознательность! Творчески относиться к своей работе! Болеть душой за общее дело! Какое общее дело? Где оно — это общее дело? Не валяйте дурака!

.

Вот и весь сказ. Вот она — та самая среда, в которой глохнет всякая творческая мысль снизу. А рядовой работник превращается в безмозглую послушную биологическую куклу.

Мудman   09.11.2013 17:50   Заявить о нарушении
Получается, что победить капиталистический способ производства изнутри предприятия — невозможно. Надо обязательно выйти за пределы частной собственности, только тогда можно создать внутри ДРУГОГО (конкурирующего с первым предприятием) такую оплату труда, такое его нормирование, такую систему взаимоотношений со средствами производства, чтобы работник не чувствовал себя ЧУЖИМ, подневольным, наёмником в стане «сомнительных друзей».

Как это осуществить?

Один из способов — акционирование предприятия рабочими. И тут мы как раз и сталкиваемся с проблемой коллективной собственности: как «НЕ ПРОЕСТЬ» родное предприятие?

Если капиталист — один собственник, то акционеры рабочие — множество. Удовлетворить аппетиты целого коллектива, создать ему систему управления более эффективную — ничуть не проще. Ну, хотя бы потому, что договориться массе людей всегда сложнее. Все не могут «стоять у руля». Значит, будет кто-то один. А остальные превратятся в пассивное большинство. Тут и начинаются аппаратные игры, подковёрная борьба, делёж общего пирога на части. И всё будет в итоге зависеть от личности руководителя. Если это честный человек, то он сумеет организовать производство в интересах всех.

Но долго ли продержится такой «марсианин»? А если он убедится со временем, что он-то радеет за общее дело, а всем остальным — наплевать. Они всего лишь пользуются его трудом и, не вникая в суть производственных проблем, тупо требуют на собрании акционеров повышать дивиденды. И всё. Он им про новые мощности. А они: «Нам и старые сойдут!» Что будет в этом случае?

Он продаст свою долю акций и уйдёт. Скажет: «Ну, вас на фиг. Надоели вы мне». (Это в лучшем случае). А в худшем?

Наплюёт на общий интерес и станет себе карманы набивать. И превратится в того же самого капиталиста, только значительно хуже! Капиталист-то знает, что его предприятие — это его частная собственность, его капитал, который его кормит, который он завещает своим детям. Он поэтому и холит, и лелеет его. А наш директор акционерного общества уже не заинтересован в долговременном существовании предприятия — сегодня он директор, а завтра его переизберут. Скажут, что ты нам мешаешь повышать дивиденды. Власть уйдёт к другому. И у него на руках останется что? Правильно. — Акции предприятия. Если акции приносят хороший доход, то, скорее всего, он будет ими дорожить. А если он поймёт, что овчинка выделки не стоит? Как она может «стоить», если все предложения о развитии предприятия собрание акционеров похоронило? И новый директор точно пойдёт на поводу у большинства, и в результате предприятие прогорит на рынке, проиграет в конкурентной борьбе капиталисту. И акции превратятся в пустые бумажки! Чего их беречь?

А если он специально захочет «свести счёты с предприятием»? Что тогда? — Тогда он по хитрой схеме просто разорит «родное предприятие» и выкачает из него всё что можно. И кинет всех.

И в результате возникнет неправедно нажитый капитал и разорившиеся акционеры рабочие. Которые что? Правильно. — Пойдут в наёмные работники к тому же самому директору, только уже в его частную фирму. Где он уже будет проводить производственную политику, какую хочет — ни перед кем не отчитываясь.

Вот так.

В принципе, это тот же самый процесс расслоения на «бедных» и «богатых», который идёт в человеческом обществе с незапамятных времён.

И чтобы освободить труд от этого, нужно избавиться от… конкуренции. Ведь процветание одних — есть разорение других. Но как тогда развивать производительные силы? На каком стимуле? На каком «моторе» поедет экономика? Если не на жадности и обмане, то на чём?

Есть такой «мотор»!

Есть на свете страсть, которая сильнее всех остальных. — Это любопытство. И эта охота пуще всякой неволи. Готов поклясться чем угодно. Скажите человеку, что вы владеете секретом бессмертия и готовы его обменять на его душу — и он, в конце концов, согласиться на обмен. И даже не потому, что хочет жить вечно. Нет. А потому, что ему невмоготу отказаться от разгадки этой ТАЙНЫ.

Именно такие тайны и их разгадки и составляют процесс творчества. И за него человек пойдёт куда угодно. Хоть на край света. Хоть в пекло полезет…

;-)

Мудman   09.11.2013 21:58   Заявить о нарушении
Читатель сих записок (если ещё сохранил к ним интерес) скажет мне, что мой метод плох. Рассматривая каждый раз крайние проявления, я каждый раз нахожу изъяны в той или иной организации труда. И так уже всех запутал, что невозможно понять — где же выход из противоречий? Куда ни кинь, везде клин. Конкуренция — плохо. Частная собственность — плохо. Коллективная собственность — тоже плохо. Что делать-то?

Ну, хотя бы понять для начала, что искусство управления как раз и ограничивает своей эффективностью разумные пределы собственности. Раздувая эти размеры при помощи экспансии, захватывая всё новые и новые объекты, поглощая более слабых, экономическая система неминуемо начнёт разваливаться. А чтобы не развалиться, она сначала будет изобретать себе законодательные выгоды над остальными, а потом начнёт вводить военные методы руководства и, в конце концов, гарантированно превратится в диктатуру.

Больше — не значит лучше.

И второе: всякое искусство — не формально. И пока управление будет искусством, роль лидера, капитана, главы предприятия, его личностные качества будут довлеть над судьбами рядовых граждан. От его доброй или злой воли будет зависеть успех или неуспех предприятия. И только переход к научным методам управления производством снимает эту проблему. Как только станет возможно со 100% точностью предсказывать результаты управляющих воздействий, так сразу все разногласия развеются, и спорить станет не о чем.

Если бы у акционеров рассмотренного нами выше предприятия была точная компьютерная модель, которая бы позволяла просчитывать результаты различных вариантов управления, то доказательство правоты или ошибочности предлагаемых решений стали бы очевидны каждому. И они бы выбрали оптимальный режим.

Но тогда всякий на их месте мог бы сделать то же самое! И, следовательно, конкуренция между различными субъектами утихла бы сама собой.

Люди в управлении напоминают школьников, у которых нет таблицы Пифагора, а им надо решать примеры на умножение. Вот и сидят, гадают, кто попадёт, а кто промажет. Один хорош, а другой плох.

Мудman   10.11.2013 08:37   Заявить о нарушении
— Вот тебе и раз! — Воскликнет мой читатель. — Сам призывал к творчеству и сознательности, а сам низвёл и то и другое к таблице предписанных действий. Где логика? Получив такую «таблицу» человек ещё быстрее превратиться в ту самую куклу, которая у вас на картинке «честь отдаёт»…

— Ой, ради бога, успокойтесь… Ни кто не отнимает у вас привилегии творить и познавать неведомое. (И совершать свои собственные ошибки. Благо этого «неведомого» выше крыши — бери не хочу.) Речь всего лишь о том, что распоряжаясь чужими судьбами, нужно руководствоваться не своими эгоистическими или волюнтаристскими побуждениями, а проверенными научными методами. Это должно стать правилом. Пока же это — исключение.

Для наглядности пример: наверняка вы знаете, что космонавты на ручном управлении давно уже «не ездят». А заранее рассчитывают траекторию полёта, и потому старт ракеты происходит в точно назначенное время. Теперь у них есть даже автоматическая программа для стыковки (бортовой автопилот). И это позволило сократить время прибытия на МКС с двух суток, до шести часов. Можете продолжать горевать, что злобная машина отняла у космонавта руль от космического корабля. Но я с вами не соглашусь. У них забот ещё осталось в других областях превеликое множество. Так что безмозглыми куклами их назвать довольно сложно…

;-)

Мудman   10.11.2013 09:26   Заявить о нарушении