ЗАРА
Было это давно, но не очень. Во времена советские. Тогда на Кавказе стреляли редко, в основном на свадьбах и праздниках.
Если какой-никакой национализм и был, он тщательно скрывался. Все многочисленные народы, населяющие и Закавказье, клялись в вечной дружбе друг к другу и к великому Русскому народу.
Поэтому русских туристов, альпинистов и просто путешественников, встречали везде с распростёртыми объятиями. Поили, кормили, угощали. Примерно как в фильме «Кавказская пленница».
Так и мой знакомый, в те времена студент столичного университета, собиратель устного творчества, традиций и обычаев народов Кавказа, никаких неудобств в своих многочисленных и частых путешествиях, не испытывал.
Кроме неудобства обязательного употребления непомерного количества спиртных напитков. Но молодой организм выдерживал многократные перегрузки сравнительно легко. Папка с будущей диссертацией тяжелела день ото дня, наполняемая всё новой и новой информацией об интереснейших обычаях и традициях.
Забравшись в своих путешествиях почти до границы с Турцией, так что однажды его проводник показал ему в туманной дымке гору Арарат, к которой, по преданию, пристал Ноев ковчег, наш путешественник проснулся в один из дней рано утром в одном из горных селений от странного шума.
Наскоро умывшись, филолог вышел на улицу. Он увидел нечто необычное и труднообъяснимое.
Горел большой красивый каменный дом. Рядом с домом была масса народу. Почти всё селение собралось. Но никто не пытался тушить пожар.
Наоборот, все выглядели весёлыми и возбуждёнными. Играл маленький оркестр местных музыкальных инструментов. На небольшом возвышении, покрытом коврами, в кресле, так же покрытом красивым узорчатым ковром, сидел важный, крупный, с большими седыми усами человек и, по всему было видно, принимал поздравления.
Рядом с ним стоял не менее важный и толстый, с такими же большими усами, другой человек. И тоже принимал поздравления.
Время от времени, к пылающему дому, превозмогая нестерпимый жар, быстро подбегал кто-то из жителей, бросал что-то в огонь. Кто пригоршню зёрен кукурузы, кто кусочек мяса или хлеба, кто зелёную веточку дерева или просто щепку. Это было похоже на жертвоприношение. Жертвоприношением это и было.
Как объяснил нашему путешественнику его проводник Арсен, знавший больше дюжины языков народов Кавказа, на этот раз им повезло остановиться в селении довольно странного племени.
Говорили они почти по-армянски, но армянами себя не считали. Если армяне в повседневной жизни обращаются друг к другу «ара», жители селения на такое обращение обижались.
Они называли друг друга «зара». Причём звучало это почти как «зора», вернее «зоара».
Будучи внешне правоверными христианами григорианцами, в армянские церкви они не ходили, священников и Католикоса не признавали. Они были зороастрийцами. Огнепоклонниками.
Эта древняя религия, обожествляющая солнце и огонь, каким-то непостижимым образом сумела сохраниться в отдалённом горном селении. Дома и одежду горцев украшали изображения и символы солнца.
Это было главное божество. На груди, там, где у православных обычно нательный крест, они носили круглую серебряную бляху с символическим изображением солнца и молний, очень напоминающим сложную свастику.
Огонь для них был не просто огнём. Это была эманация солнца, его воплощение на грешной земле. Огонь очищал всё. Он пожирал всё ненужное, отжившее, старое.
Огнём бог-Солнце мог наказать за неблаговидный поступок, покарать за преступление. Но мог и уничтожить врага!
О подробностях этого древнего вероучения мало кто знает, потому что хранится оно в глубокой тайне. Отступника, тайну поведавшую непосвящённым, неизбежно пожирает огонь.
Что же происходило в селении в этот день? Оказывается, ничего необычного. Просто один уважаемый и богатый глава рода, накопил достаточно денег, чтобы купить новый большой дом в понравившемся ему красивом месте. И купил его.
А другой богатый и уважаемый глава другого рода, продал ему дом. Чтобы добавить денег к уже имеющимся и купить себе дом в другом, ещё более красивом месте.
Но, по верованиям жителей селения, в старом доме, который простоял почти сто лет, накопилось слишком много грехов его прежних обитателей.
А зачем старые грехи новому хозяину? Да и старому они ни к чему. Из дома вынесли оружие, старинную посуду, другие металлические вещи, вынесли ковры.
Сам дом подожгли. Подожгли торжественно. Огонь принесли с горы, где он вечно тлел в небольшой пещерке. Зажженный однажды от молнии. Сохраняемый и подкармливаемый сухими трутовиками древним, как мир, стариком, которого кормило по очереди всё селение.
Сколько было старику лет, не знал никто. Не было в селении человека, помнившего его мальчиком или юношей. Он всегда был стариком. Сколько лет было огню, не знал и сам старик.
Несколько десятков небольших холмиков, поросших яркой зелёной травой, с остроконечным, похожим на язык пламени камнем, постепенно сравнивались с землёй возле пещеры.
Это были могилы хранителей огня. Вернее памятники. В могилах ничего не было. Хранители были принесены в жертву огню, а их пеплом посыпали холмики, земляные пьедесталы для знаков огня.
Дом горел хорошо. Это был добрый знак. Выгорит всё, что может гореть. Выгорит дерево, старая рухлядь, ненужная мебель и прочая дребедень. Вместе с этой дребеденью, сгорят людские грехи. Камни останутся.
Из них новый хозяин построит новый дом. На красивом месте, которое он сам выбрал. Выбрал для себя, своих детей и внуков, для своего Рода.
Вот такая история. Такой обычай.
Арсен рассказал, что жители селения вовсе не дикари, не ведающие цивилизации. Многие представители этого народа живут в разных городах мира. Но всегда в частных домах. Потому что сложно сжечь квартиру, а потом её восстановить. А дом можно.
Правда, делается это уже не так торжественно и празднично. Ведь обычные, непосвящённые люди, не любят пожаров. Они не понимают, что огонь – это бог. А богу нужно приносить жертвы. И не нужно накапливать грехи. Особенно чужие.
Приходится устраивать огнепоклонение ночью, когда никто не видит. Нужно, опять же, предусмотреть крайне нежелательное появление пожарных.
Пожарным можно немного заплатить. Это входит в цену дома в хорошем месте. Платить за дом нужно обязательно. Если покупаешь у единоверца.
Если тебе понравилось место, где живёт человек не понимающий силу солнца и огня, можно заплатить только за место. Потом. После того, как дом будет принесён в жертву. Так дешевле.
- Но это же поджог! – воскликнул студент.
- И потом, могут погибнуть люди! – добавил он.
- Люди - это те, кто верит в солнце и огонь, – невозмутимо сказал Арсен.
- Остальное – пища для огня, – добавил он флегматично.
- Но неужели об этом никто не знает? – спросил соискатель учёной степени.
- Почему не знают? Люди знают. А остальные узнавшие – подарок божественному пламени.
- Пойдём потихоньку, – добавил он, взяв потенциального учёного под локоток одной рукой, другой отворяя легко скрипнувшую калитку.
Студент всё понял. Он не думал. Сработал инстинкт опытного боксёра.
Благо Арсен держал его за левый локоть, правая рука была свободна.
Аккуратно сложив сомлевшего проводника под каменную ограду, собиратель традиций и обычаев, не прихватив с собой даже куска хлеба, через эту самую ограду перепрыгнул и дал дёру.
Как он добирался до мест жилых, рассказ особый и длинный. Да и к делу он уже не относится.
Под впечатлением путешествия, за малым, не стоившим ему жизни, он стал интересоваться случаями странных пожаров в столице и других крупных городах.
Оказалось, что у огненной религии достаточно много последователей самых разных национальностей. Здесь и разочаровавшиеся в исламе мусульмане, и бывшие христиане, и даже иудеи.
Особенно много бывших атеистов. Это и понятно: стремление человека к Богу естественно. Искусственные запреты на традиционные религии, породили религиозные воззрения странные и уродливые, с точки зрения здравого смысла, но вполне логичные, простые и понятные для их адептов.
Из того факта, что орёл может долго, не мигая смотреть на солнце, огнепоклонники сделали вывод, что эта птица священна, что орёл – сын бога-Солнца.
Поэтому изображение орла – это скрытое, сакральное изображение солнца. А сам орёл - это воплощение бога-солнца на земле, как и огонь. Вот такая святая троица получается.
Из этого вытекает следующий вывод: люди, воспринявшие новую, но очень древнюю религию - это орлы. Их сообщество – стая гордых птиц, способных и имеющих право управлять другими людьми, пока не просветлёнными божественным пламенем. Пламя, огонь веры, распространяется неудержимо.
Его не может остановить никто и ничто. Светозарное солнце всесильно, всемогуще и неумолимо. Такими следует быть и людям-орлам.
Скоро придёт время, когда вся планета будет объята пламенем. В котором сгорят все грехи людские. Сгорит всё грязное и непотребное. Включая оставшихся нечестивцев, не воспринявших Свет Солнца.
Земля покроется свежей зелёной травой, по которой будут гордо шествовать люди-орлы. Из остывших камней они построят новые Светлые селения. С садами, парками и прудами. Никаких городов не будет. Не нужны они орлам.
И бог будет один. Бог – солнце.
Много чего нового узнал учёный.
Однажды он заметил, что по вечерам его сопровождают до подъезда неприметные личности в неброской одежде. Утром ожидают такие же.
Потом у него сгорела дача. Было похоже, что случайно. Он быстро распродал что успел и, не говоря никому ни слова, уехал в далёкий маленький южный городок.
Где обретается до сих пор, зарабатывая на жизнь статейками в местных газетах.
К пожарам, мой странный знакомец, старается не приближаться.
На всякий случай.
Хотя многие из них, по его словам, его очень интересуют.
С точки зрения науки, традиций и обычаев.
Свидетельство о публикации №213110700433
Константин Кривошеев 02.04.2015 11:41 Заявить о нарушении
Владимир Воронин 13 02.04.2015 17:22 Заявить о нарушении