Путешествие в Петербург

Давненько я не была в Питере. Как- то то времени не было, то средств, то вроде незачем. А тут свадьба у внука подвалила. Как ни поехать!
Раньше я летала самолетом и "с высоты птичьего полета" обозревала просторы  России. Люблю смотреть в иллюминатор: внизу все так сказочно-красиво. И кажется,  всё расположено по плану, в порядке, с учетом местности и  проживания людей. Города, как на ладони, аккуратные поля, зеленые луга, голубые озера, леса, ленты рек, змейкой извивающиеся дороги,  стада коров... всё кажется  организованным точно по замыслу человека. С высоты не видно ни мусорных свалок, ни заброшенных домов, ни  покосившихся заборов. На высоте испытываешь восхищение миром, в котором живешь.
Люблю путешествовать на поезде: пейзажи за окном, обустроенные вокзалы и вокзальчики, привокзальные площади показывают города, как "товар лицом". Снующие продавцы с продуктами для пассажиров, ларьки с водой, мороженным и всякими сладостями  - всегда делают поездку привлекательной и неповторимой. Проносятся мимо деревеньки, полустанки, мосты, столбы - они как бы  сопровождают пассажира, отвлекая от монотонности стука колес, наталкивая на размышления.
А вот поездка на машине - это совсем другое. В окно автомобиля можно разглядеть многие детали, которых с самолета не видно, да и из окна вагона тоже не разглядишь как следует. Я  в этой поездке от Москвы до Санкт-Петербурга и обратно сделала для себя открытие. Оказывается, есть две России: одна для глаз, другая - для размышления.
Что говорить, Москва с каждым годом все больше радует глаз: расширяется, цивилизуется, становится красивее и современнее. Крупные жилые массивы тянутся вверх, офисные здания из стекла и бетона сверкают окнами, поражая новой, западной архитектурой, горят огнями витрин огромные торговые центры, иномарки снуют вдоль зажатых строениями улиц, как муравьи; автобаны, эстакады, подземные автостоянки - параметры 21 века. Изменилась Москва - она теперь не только столица, она деловой  европейский город, уже выпрыгнувший из одежки конца прошлого века. Улицы Москвы не вмещают такого потока машин: Доедешь до МКАД - и кажется, что навсегда будешь зажат  обручем, опоясавшим столицу. Но и эта проблема разрешается, пусть медленно, но уже видны перспективы дать ей вздохнуть, выплеснуться за пределы этого кольца. Скоро второй МКАД появится и тогда - свобода!
А дальше дорога на северо-запад по Ленинградской трассе. Вдоль неё видно, как меняется уровень цивилизации. Столичностью уже не пахнет, а дорогу сопровождают иные жилые застройки, более простой люд, вросший в свои городки и поселки вековыми корнями. Кому -то покажется, что запахло периферией, у кого-то наоборот появится ощущения свободы после давящей на психику закованной в асфальт столицы. Проедешь Клин, Тверь - и вот уже дорога на Петербург. Дорога как дорога, их таких по России немало. И состояние ее соответствует среднему современному уровню содержания, вот только то, что видишь вдоль дорог, обескураживает: Старые деревянные домишки, построенные по одному образцу: 2-3 узеньких окошка выглядывают на длинную  улицу (если так можно назвать) вдоль дороги, такие же маленькие окна внутри дворика, куда выходит пристройка с крыльцом. Редко вокруг какого дома можно увидеть забор из деревянных почерневших от времени тесин. Еще реже увидишь за забором обработанный участок земли. В основном все вокруг домишек поросло травой - зеленой, густой, сочной, аппетитной для скота. Но... скота нет. Странно, нет коров, коз, гусей, уток. Лишь кое-где (очень редко!) увидишь теленка. Очень много домов с покосившимися крышами, в которых еще живут люди, и очень много - с заколоченными окнами и сорванными дверями.
Что это? Результат прошедшей войны или какого-то стихийного бедствия? Почему в окнах не видно жизни, почему на лугах за деревней в одну улицу никто не пасется, почему здесь не сеют и не пашут?
Тоска охватывает, когда видишь такую картину - и не в одном месте, а вдоль всей дороги практически до самого Питера - северной столицы России. Казалось, этой дороге не будет конца, но вот уж снова ширь и эстакады дорог дают такой простор движению, которому Москва может пока только позавидовать. Питер впечатляет и своим великолепием, и своей культурой, и мне так не хотелось покидать его. Надеюсь, что еще буду иметь возможность насладиться близким мне по рождению городом.
Но мне пришлось на обратном пути вновь увидеть  печальную  картину  заброшенности питерской окрестности. Невольно вспомнилось произведение А.Н. Радищева  "Путешествие из Петербурга в Москву".
«Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала». Но А.Н. Радищев видел перед собой замученное тиранией самодержавия крестьянство вдоль всей дороги от Петербурга в Москву, а я увидела - крестьянства уже нет, оно или вымерло, или перекочевало в Питер и Москву, оставив свои "наследные домишки" на дрова или продав их в качестве летних дач городским людям, не озаботившись тем, что земле нужны хозяева. Земля - главное богатство России, без крестьянина она мертва. - эта мысль перекрыла мне свадебное настроение. Но что поделаешь, если наше поколение "раньше  думало о Родине, а потом о себе". И только при подъезде к МКАДу в голову пришла мысль: "Москва ведь не сразу строилась". Значит, и дорога от Петербурга в Москву найдет своих хозяев. Скорее бы!


Рецензии