Контрреволюционная деятельность духовенства

      Духовенство — православное, католическое, лютеранское, магометанское, а также сектантские организации, — занимало по отношению к Советской власти резко враждебную позицию.

     Происходивший в конце 1917 и в начале 1918 года всероссийский поместный собор православной церкви явился организующим контрреволюционным центром. Делегаты собора, состоявшие сплошь из «князей церкви», представителей буржуазии, дворянства и чиновничества, наглядно демонстрировали антисоветскую сущность собора. Церковный собор с первых же дней своего существования развил антисоветскую деятельность. Осуществлялась она под руководством патриарха «всея Руси» Тихона (Белавина). По указанию Тихона при каждой церкви был создан «совет прихода», целью которого являлось объединение местных антисоветских элементов. Церковные «обители» — монастыри, скиты — превращались в оплоты белогвардейщины и опорные пункты контрреволюции.

     В Москве был создан «Московский совет объединенных приходов» («дело Самарина-Кузнецова», январь 1920 года), связанный с уездными организациями подобного же рода. По существу этот совет являлся московским областным центром церковной контрреволюции.

       Судебным следствием по делу патриарха Тихона было установлено, что он вел в 1918 и 1919 годах переговоры с «Национальным» и «Тактическим» центрами для согласования контрреволюционной деятельности. «Между Тихоном Белавиным и вождями зарубежной контрреволюции установилась с первых дней Октябрьской революции тесная и непрерывная связь, не прекращавшаяся, в сущности говоря, ни в один из периодов борьбы белых против Красной республики... Осенью 1918 года Тихон вошел в официальную связь с гетманом Скоропадским, в лице его уполномоченного Кривцова, посетившего патриарха со своим адъютантом» (из обвинительного заключения по делу патриарха Тихона).

      Летом 1918 года, когда Советское правительство проводило декрет об отделении церкви от государства, тихоновцам удалось спровоцировать в ряде городов восстания и антисоветские выступления. Последние, начинаясь с единичных выходок, разрастались в погромы, сопровождавшиеся убийствами советских работников. Контрреволюционные выступления церковников произошли в Москве, Казани, Саратове, Рязани, Уфе и других городах. Погромщиками было убито 138 коммунистов.
 
      В Звенигороде и Павловом посаде под Москвой церковники своей контрреволюционной агитацией вызвали волнения среди населения. В Николо-Угрешском монастыре органами ВЧК был раскрыт очаг подготовлявшегося мятежа.
 
      И тут не обошлось без участия Троцкого. По его распоряжению в июле 1918 года было освобождено помещение Московской духовной семинарии, занятое перед этим одной из частей Красной Армии по ордеру, выданному жилищным отделом. Церковное руководство предполагало использовать здание духовной семинарии для размещения в нем своего подпольного штаба по подготовке восстания в Москве. Тихоновские ходатаи обратились за содействием к Троцкому и получили из его секретариата «охранную грамоту», в которой говорилось, что «семинария и епархиальный дом никаким реквизициям и уплотнениям не подлежат и находятся всецело в распоряжении собора и высшего церковного управления». Командир части, занявшей помещение, получил распоряжение немедленно очистить семинарию.

      Церковный шпионско-террористический «центр» принимал также активное участие в локкартовском заговоре и других подрывных актах иностранных разведок. Патриарх Тихон даже заключил с Локкартом особое соглашение, по которому обязался в случае успешного осуществления преступных замыслов заговорщиков немедленно устроить во всех церквах торжественное богослужение.

      Тихона неоднократно посещали официальные представители Англии и Франции: английский консул в Москве Оливер и сотрудник французского генерального консульства в Москве граф де-Шевиньи. Через упомянутых лиц французскому правительству было сообщено «благословение» патриарха иностранной интервенции в Советской России, начавшейся весной 1918 года  (Фрунзе, Соч., т. I, стр. 366–367).

      Тихоновский агент в Архангельске епископ Павел активно занимался формированием белых отрядов. Одновременно перед английским правительством через архиепископа Кентерберийского было возбуждено ходатайство об оставлении в Архангельске союзнического десанта. С этой целью в Лондон был послан Лелюхин.
 
      В подрывной деятельности не отставали служители и других религиозных культов. Особенно отличалось католическое духовенство. Римский архиепископ Роап и епископ Цепляк возглавили заговор против Советской власти. Контрреволюционная организация, которой они руководили, была тесно связана с польским генеральным штабом и получала шпионско-диверсионные директивы непосредственно от «святейшего» папы римского.

Источник: В.Минаев, «Подрывная работа иностранных разведок в СССР». (Часть первая). — М.: Воениздат НКО СССР, 1940. Книга на сайте: http://militera.lib.ru/h/minaev_v/index.html


Рецензии
Вы этому верите? Белавин был первый революционер и в составе Синода предал Царя, рвавшись к патриаршеству обязал присягнуть Временному правительству весь православный народ письменно...

Скобелев   24.03.2019 20:17     Заявить о нарушении