Коммуна Страх буржуазии

  Вернувшись с гражданской войны в свои хутора и поселки, бывшие красные партизаны стали задумываться, как дальше вести разрушенное войной хозяйство. В первую очередь такой вопрос стоял у крестьян, арендовавших землю у зажиточных казаков.

  А таких хуторов насчитывалось довольно много: Чернышовский, Новопокровский Сосновский, Ждановский, Симбирский, Михайловский, Коноваловский, Карабулакский, Новоувальский, Богдановский, Новокондуровский, Казанский, Ильинский и другие.
 
  Они образовались в конце ХIХ – начале ХХ века из переселившихся на Южный Урал крестьян с Украины, Белоруссии, Мордовии, Самарской и других губерний. Богатые казаки, имевшие большие наделы земли, не могли сами обрабатывать свои угодья, поэтому охотно отдавали в аренду приезжим крестьянам.

  Аренду брали на пять, на десять лет и начинали строить временное жилье: полуземлянки, мазанки, из саманного кирпича или плетеного ивняком щитов. Со временем хутора разрастались, но положение временно живущих в этих хуторах оставалось до революции 1917 года. Хотя проходить службу в армии, участвовать в войне они должны были, как и все граждане России.
 
  Декрет «О земле» ими был принят с восторгом, так как земля, на которой они жили и трудились, становилась их собственностью. Поэтому к красным ушли большинство именно крестьян и бедных казаков.   
  Несмотря на трудолюбие и предприимчивость крестьян, жизнь многих из них оставалась тяжелой из-за недостатка земли, малой плодородности почв, низких урожаев.

  Декрет о земле от 26 октября (8 ноября) 1917 года давал право свободного выбора способа пользования землей: "право пользоваться землей имеет  государство, общественные организации,сельхозкоммуны,сельхозтоварищества,отдельные семьи и лица".
   
  В каком хуторе появилась первая коммуна, теперь трудно установить. Посмотрим на примере хутора Коноваловского, в пяти километрах от Браиловской,  где в декабре 1920 года собрались бывшие красные партизаны: Александр Евстюшин, Пантелей Попов, Прокопий Нестеров, Григорий Курочкин, Василий Рудяков, Михаил Орлов.

  Вопрос стоял о том, как организовать сельхозкоммуну на хуторе.  Решили вынести план организации коммуны на обсуждение хуторского схода, так как предпологалось обобществить всё имущество членов коммуны, и не возвращать его при выходе из коммуны.

  На такой рискованный шаг дали согласие только 13 семей. На первом своём собрании был выработан и принят Устав коммуны и выбран Совет. Председателем стал Александр Трофимович Евстюшин, а коммуну решили назвать в духе времени – «Страх буржуазии».
  Подобные коммуны были созданы на хуторах Чебенском («1 мая») и Новокондуровском («Имени Энгельса»).

  Весной 1921 года, перед посевными работами, свезли на общественный двор свой сельхозинвентарь: плуги, деревянные бороны, телеги и сбрую. Согнали и весь домашний скот: 17 лошадей, 4 рабочих быка, 21 корову, больше 100 овец и коз. (Всё-таки не очень бедные были семьи, раз столько было скота).

  На общем собрании обсудили план полевых работ, распределили обязанности. Предполагалось засеять до 20 десятин земли; на пахоту выпускались 2 плуга двухлемешных и один однолемешной; назначены были севачи, для ручного сева.
  Весенний сев провели организованно, дружно.
 
  Но в мае пришло известие о наступлении на Кизил армии Охранюка-Черского. Все бывшие партизаны собирались в сводный отряд Петра Бородулина. Оборона станицы Кизильской была неудачной. Были убиты 19 человек и несколько ранено, в том числе и председатель коммуны «Страх буржуазии» А.Т.Евстюшин. Армия Охранюка прошла к станице Адамовской, где и была разбита догнавшими её отрядами ЧОНа.
   
  Летом навалилась новая беда: сначала саранча сильно опустошила посевы, а потом стояла очень жаркая, сухая погода без дождей. От бескормицы начался падеж скота.
Скудный урожай зерновых собирали в лукошки по колоскам. Всё собранное зерно обмолотили и получили около 300 пудов зерна. Это на весь год питания 61 члена коммуны, да ещё надо оставить семенной фонд.

  На общем собрании решили перейти на голодный паёк, то есть на каждого взрослого и ребенка выдавали по 200 грамм муки. Выдавали сразу на трое суток. Жители добавляли в муку разные сухие травы, толкли их в ступках и пекли лепешки. Вид их был непригляден, похож на коровий помет, но в голодное время и этому были рады.

 За расходами продуктов был строгий контроль. Только благодаря этому коммунарам удалось выжить, пережить страшную голодную зиму и подготовиться к проведению весенней посевной.
  А в окружающих поселках люди пухли с голода и целыми семьями вымирали. Дело доходило даже до людоедства и трупоедения. Ели кошек, собак, мышей и крыс.
  От голода пытались спастись бегством в города, но и там умирали прямо на улицах. Хоронить было некому и замерзшие трупы складывались штабелями.

  Весной стала спасать первая зелень: крапива, лебеда, кислятка, щавель, дикий лук. Но надо было засевать поля под новый урожай. На пахоту запрягали сохранившихся дойных коров. Семенное зерно получили в виде ссуды от государства и провели весенний сев.
 
  Зная, что ячмень созревает за 84 суток, в основном сеяли его, чтобы сократить срок голодовки. Это было время очень трудного испытания новой формы хозяйствования, коллективного ведения всех работ.
   
  Лето было благоприятным для выращивания хлебов, и урожай получился хорошим. Стали молотить новый урожай ячменя и молоть муку из свежего зерна, печь хлеб и победителями вышли из страшной голодной поры.
  Во время голода в коммуну приехала учительница, в надежде спастись от смерти. За то, что она учила коммунарских детей, ей выделяли по 200 грамм муки. Учебников и бумаги не было. Писали углем на досках.

  По решению Кизильского исполнительного комитета для коммуны был выделен земельный участок площадью в 500 десятин между пос. Браиловским и хут. Базаровским, на левом берегу реки Зингейки. Коммунары решили построить новый поселок.

 На новое место перевезли свои старые избы. Для строительства жилья, складских помещений, скотных дворов стали добывать природный камень – плитняк. Для домов изготовляли саманные кирпичи (из смеси соломы с глиной.

Был построен и первый клуб. Простая землянка, выложенная из земельного пласта. Сцена была устроена прямо на земляном полу, обмазанном глиной. Здесь собиралась молодежь, проходили собрания. Организовали драматический кружок и ставили спектакли, в которых участвовали все желающие.

  Появилась необходимость в распределении труда, то есть нужны стали доярки, скотники, полеводы, строители.Назревал вопрос и в оценке труда каждой категории тружеников, так как до этого все работали как в одной семье, не получая за труд никакой платы. Все эти вопросы были поставлены жизнью коммунаров и решались на общих собраниях.

 Это был первый шаг к созданию колхозов.


Рецензии
Никогда русские не создавали коммуны. Были исключения, в основном среди староверов. Русские деревни до большевиков англичан, представляли общины с избираемым старостой, был общий фонд или казна. Но никто, ни когда не стаскивал кур, коз и инвентарь в одну кучу. Помимо зерна, сажали и картофель и прочие овощи. Голод наступил только после продразверстки, или грабежа крестьян.
Отбирали зерно и овощи, с холодной иезуитской жестокостью и хитростью. Древняя венецианская технология дурить крестьян. Свезем все в кучу братья и сестры ибо так завещал ,,маркс" христос. Не будет ни бедных ни богатых пред лицом,,маркса" господа нашего. Будем равны меж собой, и в горе и в радости, и в смерении помолимся,,прочтем заветы советской власти".
Только иезуиты не отбирали до голода, а просто заставляли работать за трудодни.
Англичане переработали иезуитскую технологию под новый лад, и отправили учеников пастырей - ленина,джугашвили,троцкого,меньжинского и пр. в российскую империю.

Дмитрий Тагиров   08.11.2013 18:02     Заявить о нарушении