Гений русского слова эссе

ГЕНИЙ РУССКОГО СЛОВА                К 195-летию И.С.Тургенева (9.11.1818 - 3.9.1883)
Об этом человеке – русском дворянине, прожившем большую часть сознательной жизни в зарубежье, говорить можно бесконечно, ибо таково его обширное литературное наследие: оно не знает границ ни во времени, ни в формах. И всё, что написал Иван Тургенев – стихи и поэмы, рассказы и очерки, пьесы и повести, и, конечно же, шесть его знаменитых романов – вызывает восторг у каждого, кто ценит русскую литературу, любит великий русский язык.
А я хотел бы начать свой опус с цитирования самого юного Тургенева – из его первой автобиографии:  «Мне 17 лет было тому с неделю. Я хочу написать всё, что я знаю о себе – всю мою жизнь… Написав свою жизнь теперь, я не стану трогать этой тетради лет до пятидесяти (если доживу), и тогда мне наверное приятно будет вспомнить, что я думал, что я мечтал в то время, когда я писал эти строки…» Мне лично неизвестно, осуществил ли Иван Сергеевич это свое намерение когда-либо за прожитые им 65 лет, но зато я доподлинно знаю, насколько насыщенны и плодотворны были все его последующие годы. И вот этим знанием хотелось бы поделиться с нынешним читателем.
Широкую известность И.С.Тургеневу принесли его первые романы – «Рудин» и «Дворян-ское гнездо», хотя, на мой взгляд, ранее написанные им произведения иных форм были отнюдь не менее талантливы. А всё дело в том, что у романов оказалась значительнее социальная и даже социально-политическая окраска. К ним большинство читателей отнеслись пристрастнее, и мнения их были нередко противоречивыми. Если в ранних рассказах, пьесах и повестях Ивана Тургенева критикой отмечались весьма меткие характеристики персонажей («Записки охотника»), а в особенности – превосходные описания русской природы, то в романах того же автора виделось уже нечто новое, заставлявшее задуматься о пороках в общественной жизни и в государственном устройстве Российской империи.
В своем Предисловии к романам, написанном в 1880 году, И.С.Тургенев отверг обвинения критиков в отступничестве, в изменении однажды принятого им направления. «Мне кажется, - писал он, - что меня скорее можно упрекнуть в излишнем постоянстве... Автор «Рудина», написанного в 1855-м году, и автор «Нови», написанной в 1876-м, является одним и тем же человеком». Спорить с Иваном Сергеевичем по поводу его взглядов на себя самого, думаю, не имеет смысла. Но, что касается поэзии Тургенева и его малой прозы, то их автор и вышеупомянутый автор шести романов всё же кажутся мне весьма различными людьми. И дело, очевидно, в том, как с годами некогда юный романтик превращался, под влиянием нового окружения, в оппозиционного царизму философа и демократа.
Вначале это был «Современник» - литературный журнал пушкинской «закваски», в кото-ром начинал печататься молодой Тургенев. Он близко сошёлся с его постоянными авторами – Добролюбовым, Герценом, с Некрасовым, который стал редактором журнала, подружился с «неистовым Виссарионом» - Белинским. А они, сразу оценив громадный литературный талант молодого писателя, усиленно подвергали его «огранке», естественно – со своих революционно-демократических позиций. Но задача эта была не из лёгких – после нелестной рецензии Добро-любова на роман «Накануне» отношения между ними резко ухудшились. И уже в следующем романе – «Отцы и дети» - Тургенев очень узнаваемо описал Добролюбова, придав многие его черты главному герою – Базарову.
Не прошли бесследно для гениального литератора и репрессивные действия власти, со-славшей его на три года в деревню – в родное ему Спасское-Лутовиново. Именно там, на Орлов-щине – в родовом имении его матери – прошло детство Ванюши, и большая часть персонажей тургеневской прозы и поэзии почерпнуты в этом живописном, исконно русском крае. Внезапная смерть в 1852 году любимого писателя Н.В.Гоголя подтолкнула жившего в ту пору в Петербурге Ивана Сергеевича к написанию статьи, которую цензура изъяла из печати. Но автор был челове-ком упрямым и сумел опубликовать ее в Москве, за что и оказался в ссылке. Собственно, истин-ной причиной опалы стали его «Записки охотника», вышедшие тогда отдельной книжкой, – Александр II cчитал Тургенева «бельмом на глазу». А, попав из ставшей уже привычной обстановки столичного бомонда в патриархальную среду своего детства, Тургенев испытал новый прилив жажды творчества, создав в тот период целый ряд рассказов и свой первый роман «Рудин».
Не могли не отразиться в творчестве И.С.Тургенева и романтические перипетии его собственной жизни. Первой его любовью, в 15-летнем возрасте, стала красавица и поэтесса княжна Екатерина Шаховская, которая была старше него и «закрутила» роман с его отцом – отставным кирасирским полковником и отъявленным ловеласом. В последующем юный студент не был столь опрометчив, и очередной его роман состоялся лишь 6 лет спустя. Хотя, скорее это был лишь физиологический акт близости с белошвейкой Лукерьей Ивановой, но именно вследствие этого Тургенев стал отцом. Позднее свою дочь, названную Полиной, он увёз из России и ввел ее в дом Виардо, где и сам прожил остаток жизни.
Со знаменитой французской певицей Иван Тургенев познакомился в 25-летнем возрасте, и вспыхнувшая тогда любовь к ней во многом определила внешнее течение его жизни. Хотя сама европейская звезда первоначально не обратила особого внимания на еще мало известного писателя. Но, несмотря на это и неодобрение матери, Иван Сергеевич по окончании петербургских гастролей Полины Виардо поехал с ней в Париж, с тех пор на протяжении нескольких лет сопровождая ее в заграничных турне. Возвращение в Россию, ссылка, разрыв с «Современником», водоворот двусмысленных отношений с Виардо и воспитывавшейся в Париже дочерью накладывали негативный отпечаток и на характер Тургенева и на всё его творчество. А жизнь его, после 1856 года, начинает делиться на «европейский, зимний» и «российский, летний» сезоны.
В 1862 году едва не случился разрыв отношений с Полиной Виардо, но уже год спустя про-изошло их новое сближение. До 1871 года они живут в Бадене, а после окончания франко-прусской войны возвращаются в Париж. Там Тургенев близко сходится с Г.Флобером и через него с братьями Гонкурами, А.Доде, Э.Золя, Г.де Мопассаном, а с 1874 года организует с ними просла-вившиеся «холостяцкие обеды пяти» в парижских ресторанах. Он фактически становится посред-ником между русской и западными литературами, при этом стремительно растет его общеевро-пейская слава. В 1878 г. он был избран вице-президентом на Международном литературном конгрессе в Париже, а в следующем году становится почётным доктором Оксфордского университета.
В то же время Тургенев не теряет связи с земляками, оказывает материальную и творче-скую помощь русским эмигрантам. Популяризация русской художественной литературы на Западе стала тогда его ревностной и постоянной заботой. А в свой приезд на родину в 1879 году Иван Сергеевич встретил восторженный прием – после долгих лет охлаждения к нему как писателю молодежь 70-х вернула ему и горячие симпатии, и признание его литературно-общественных заслуг. Но в правительственных кругах восторженная оценка творчества писателя вызвала недовольство и ему дали понять, что желателен его скорый отъезд из Петербурга. И всё же в следующем году Тургенев принял участие в открытии в Москве памятника А.С.Пушкину, перед которым он преклонялся с юных лет, считая его своим учителем.
В 1882 году проявились первые признаки тяжелой болезни, и Тургенев долго и мучительно умирал на чужбине, тоскуя по родине. Он написал тогда своему другу, поэту Я.П.Полонскому: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу – родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу». Тургенев скончался от миксосаркомы 22 августа (3 сентября н.с.) 1883 г. в Бужевиле неподалеку от Парижа. Тело его по инициативе родственников было перевезено в Россию и 27 сентября, при небывалом стечении народа, что вызвало серьезную тревогу власти, было погребено на Волковом кладбище Петербурга. Смерть Тургенева стала событием, отозвавшимся во всем культурном мире. «Европа единодушно дала Тургеневу первое место в современной литературе», - писал лондонский журнал «Атенеум». Другой западный журнал отмечал: «Если теперь за границей читают Пушкина, Лермонтова, Достоевского и Писемского, то это вследствие того, что сочинения Тургенева проложили путь за границу его предшественникам и преемникам».
В некрологе на смерть писателя Щедрин писал: «Тургенев был человек высокоразвитый, убеждённый и никогда не покидавший почвы общечеловеческих идеалов. Идеалы эти он проводил в русскую жизнь с тем сознательным постоянством, которое и составляет его главную и неоценённую заслугу перед русским обществом. В этом смысле он является прямым продолжателем Пушкина, и других соперников в русской литературе не знает». Точнее выразиться просто невозможно!.. Зато новый Государь всея Руси Александр III промолвил лишь: «Одним нигилистом меньше». А в прокламации народовольцев, распространявшейся тогда в Петербурге, прозвучал голос революционной молодежи: «Барин по рождению, аристократ по воспитанию и характеру, «постепеновец» по убеждениям, Тургенев, быть может, бессознательно для себя самого своим чутким, любящим сердцем сочувствовал и даже служил русской революции. Не за красоту слога, не за поэтические и живые описания картин природы, наконец, не за правдивые, неподражаемо талантливые изображения характеров вообще – так страстно любит Тургенева лучшая часть нашей молодежи, а за то, что Тургенев был честным провозвестником идеалов целого ряда молодых поколений, певцом их беспримерного, чисто русского идеализма, изобразителем их мук и душевной борьбы…»
А в заключение мне хотелось бы привлечь внимание публики к такому тургеневскому жанру как романс. Еще в молодые годы писал он тексты для салонных исполнителей, а после знакомства с Полиной Виардо Иван Сергеевич сочинил специально для неё целый цикл романсов. Но истинно народным, который зачастую именуют просто «старинным», стал романс «Утро туманное». Текст его был написан Тургеневым в ноябре 1843 года, буквально накануне его знакомства с французской певицей. Но именно это доказывает, что в этом стихотворении, названном «В дороге», отражены не переживания в связи с любовью к ней, на чем настаивают многие.                Утротуманное,утроседое                Нивыпечальные,снегомпокрытые                Нехотявспомнишьивремябылое                Вспомнишь и лица, давно позабытые.
Как раз тогда подошёл к концу его довольно продолжительный роман с Татьяной Бакуниной, сестрой известного революционера-анархиста. Их знакомство произошло в июне 1841 г., после его возвращения из Берлина, где он изучал философию Гегеля. Семья Бакуниных жила в то время в своем тверском имении Премухино. Таня была младшей дочерью в семье и, - по свидетельствам современников, - имела тонкую, экзальтированную натуру, склонную к идеализму и мечтательности. Красивая, начитанная блондинка с синими глазами, казалось, была создана для молодого Тургенева. При первой встрече с ним ей показалось, что она ждала его всю жизнь. Молодые люди с самого начала увлеклись друг другом: долгожданные встречи с прогулками, беседы и жаркие споры сменялись томительными разлуками, заполняемыми оживленной перепиской.               
Вспомнишьобильные,страстныеречи                Взгляды,такжадноинежноловимые                Перваявстреча,последняявстреча                Тихогоголосазвукилюбимые                Их роман продолжался и в Москве, и в Премухино, и в Шашкино, орловском имении Бееров, друзей Бакуниных. Однако, чувства Татьяны не разбудили в ней глубокую и самозабвенную страсть, хотя ей и казалось, что она любит Тургенева: « ... я готова ненавидеть вас за ту власть, которой я как будто невольно покорилась ... расскажите кому хотите, что я люблю вас, что я уни-зилась до того, что сама принесла к ногам вашим мою непрошеную, мою ненужную любовь ... ». А Тургенев становился все более и более холоден к ней: « ... клянусь вам богом, я говорю истину, я никогда ни одной женщины не любил более вас – хотя не люблю и вас полной и прочной любовью ... ». В этом же письме он называет ее «сестрой» и «лучшей единственной подругой». В 1843 г. в их отношениях возникла трещина, а вскоре наступил окончательный разрыв ...               
Вспомнишьразлукусулыбкоюстранной                Многоевспомнишьродноедалекое                Слушаяговорколеснепрестанный                Глядя задумчиво в небо широкое.
Положенные позднее на музыку, эти душевные стихи стали любимым романсом для многих по-колений россиян. Но вопрос об авторе музыки дискутируется и в наши дни. В старинных нотных изданиях романса «Утро туманное» на месте колонтитулов с авторами слов и музыки нередко можно встретить инициалы В.В., с фамилией Абаза, или без нее. Этот «В.В.» - не кто иной, как певица Варвара Абаза, жена одного из братьев Абаза. Она издавала многие романсы, входящие в ее вокальный репертуар, под своим именем, и тем самым закрепляла за собой их авторство. Фамилия Абаза встречается нередко и с другими инициалами. Тем не менее, граф А.А. Игнатьев в своей книге «50 лет в строю» называет автором музыки этого романса не ее, а князя Н.В. Мещерского. Так ошибочно считали и другие. Но Елене Мещерской, дочери его брата Александра Васильевича, в рукописях своего отца удалось обнаружить материалы, где он рассказывает о своих бывших однополчанах. В 1843 - 1850 годах А.В. Мещерский служил в лейб-гвардии Гусарском полку, где вместе с ним проходили службу и трое братьев Абаза: Эраст, Александр и Василий. Все трое братьев владели гитарой, сами писали романсы. Подлинным же автором романса «Утро туманное» Елена Александровна, ссылаясь на мемуары отца, называет Эраста Абазу, самого талантливого из братьев из этого молдавского дворянского рода. Командуя батальоном при обороне Севастополя, Эраст Аггевич Абаза погиб, но память людская сохранила это имя – наряду с именем великого Тургенева – как подлинного автора прекрасного романса.
                ЮРИЙ ЧЕРНЫШЁВ


Рецензии