Свобода в выборе ограничителей свободы

Продолжая тему свободы недопустимо не упомянуть о свободе выбора ограничителей свободы, которые мы, по мере своего ума, характера, воли берем себе на вооружение, становясь их союзниками. В первую очередь, для ясности понимания дальнейшего рассуждения, следует отметить, что этой свободой пользуются практически все, начиная с самого раннего возраста, ограничиваясь лишь внешними обстоятельствами и внутренними комплексами.
Ни для кого я думаю не станет откровением, что ограничители свободы заложены в нашей сущности, в нашей человеческой натуре. Самой собой под ограничителями свободы я подразумеваю факторы и наполнители душевного мира, останавливающие человека от поступков, действий вредных для него, для окружающих его людей. Первый, самый значимый и самый, наверное, сильный ограничитель, имеющий особенную, титаническую силу в нашем внутреннем содержании, в период дошкольного возраста, это совесть. Ее мы не выбираем. Она, как наполнитель душевного мира человека, дается нам, как сплав из которого состоит наш внутренний стержень, словно деревянная трость, которую подвязывают помидорное дерево, и на которое растение, под которым я подразумеваю душу человека, растет, укрепляется, и дает плоды. Совесть наиболее крепкий, данный нам от рождения, ограничитель. Для его получения не требуется ни воли, ни характера, ни труда, лишь немного правильного воспитания. Впрочем, я слишком много писал о совести, писали и другие, но я не люблю слишком повторяться, дабы не наскучить. Вместо этого, как я считаю, полезнее будет разобрать формы воспитания, при которых совесть в ребенке либо взращивается, либо угасает. Действительно, я полагаю, что совесть, родительскими усилиями можно угасить совершенно, до зародыша. А зародыш этот становится настолько безжизненным, что искоренить его эгоисту не составляет колоссального труда.
Одной из ошибок, я бы сказал даже заблуждений, считается мнение, что детей не нужно наказывать никаким наказанием. Пусть, дескать, раскрывается, наслаждается вседозволенностью, бесчинствует. Смею предположить, что подобное мнение проистекает из тех причин, что человека самого в детстве не наказывали или наказывали слишком жестоко, вплоть до того, что у него выработалось отвращение к какому-либо наказанию вообще. Детей наказывать стоит, но разумно, без жестокости, и справедливо, не сгоняя на них обиды, причиненные начальником, или пассажиром автобуса. Другая причина по которой дети становятся бессовестными эгоистами, это несправедливое отношение к одному из детей, и поощрение даже пороков у другого. У ребенка, к которому относились слишком уж требовательно вырабатывается комплекс неполноценности, ощущение несправедливости, обиды, а впоследствии и зависть, а у разбалованного отпрыска совесть засыпает беспробудным сном. И одно плохо, и другое уже трагично. Ведь комплексы возможно преодолеть, обиду угасить, а совесть пробудить гораздо сложнее. Впрочем о совести достаточно.
Теперь несколько слов о стыде.
Несколько слов мы сказали, поэтому перейдем к следующими ограничителям, которые и являются целью нашего размышления, и которые мы выбираем сами. Первый в списке таких ограничений нравственные, Божьи законы, живя сообразно которым человек, как минимум, поддерживает свою душу и тело в чистоте, ведь ни для кого не секрет, что не только вредные привычки вредят телу, но душевные наполнители вроде зависти, обиды, ненависти, злобы, разрушительное действуют на нервную и сердечно сосудистую системы. В юном возрасте это может быть не ощутимо, но с годами дает о себе знать. Поэтому стоит искоренять в себе их хотя бы для того, чтобы, по крайней мере, поберечь свое здоровье. Это одно из редких проявлений разумного эгоизма, если вообще эгоизм сопряжен с настоящей любовью к себе, а не наоборот, как считал Эрих Фромм, с ненавистью к себе "любимому".
Теперь мы коснемся выбора ограничителей свободы, порождающие свободу иного характера.
Разумеется, и курящий человек, и не курящий, осуществляют свой судьбоносный выбор. Первый, ограничивая себя в этой свободе открывает себе свободу другую - спорт, отдых, экономия средств на различные нужды; второй не ограничивает себя в данной свободе выбора и тем самым ограничивает себя в некоторых действиях, отдыхе, пусть не сразу, но впоследствии. Человек не задумывающий над данной свободой стоит обособленно, его этот выбор нисколько не касается. Любопытно, что первые в соприкосновении с проблемой этого выбора соприкоснулись со свободой. Одни в начале, когда только сделали первый вдох ядовитых испарений, другие, впоследствии, не не раз наблюдая за курильщиками, и слушая их сетования на невозможность бросить. У этих двух, даже трех разрядов людей ( я имею в виду и людей, которым все же удалось бросить) произошло соприкосновение со свободой. У человека, перед которым данный выбор не стоял, эти размышления вызывают равнодушие. Свободы другого рода и другого характера интересны ему, но не сигареты, в его мире их как бы не существует, если не приходиться дышать ядами, которые, в помещении выдыхает эгоистичный отец, мать, сын, дочь, коллега по работе. Впрочем, в возможности вовремя уйти из задымленного помещения заключен еще один виток свободы.
Отталкиваясь от темы курения, можно провести параллели со многими другими вредными привычками, чувствами, действиями.
Выбор, сделанный некогда производит дальнейшее движение по инерции, с нарастающей скоростью, и оттого со сложностью остановиться. Все было бы замечательно, если путь прямой, но если он кривой, то возникает опасность не справиться с поворотом. Впрочем, я вижу, что внес в разрешения этого вопроса мало ясности, в силу ограниченности человеческого познания.
В заключение хотелось бы добавить, что вообще тема свободы - это тема весьма обширная, о ней можно написать целую книгу, и о ее разветвлениях можно говорить часами. Она подобна огромному ветвистому дереву, уходящему своими густыми ветвями высоко в небо, а корнями глубоко в землю. И в зависимости от выбора человека он либо взбирается по этому дереву высоко вверх, либо разрывая корни, непроизвольно, не всегда заметно для себя опускается все ниже и ниже в землю, потому что роет землю, если выражаться образно, то под самим собой.


Рецензии