Но гражданином быть обязан

Есть годы – вехи, годы – события, а есть годы совсем не примечательные, серенькие такие годы. К таким относится и год 1949-й.

Отстрекотали пулеметы гражданской, отстрелялись чекистские наганы и винтовки 30-х, отгрохотали канонады и залпы Великой отечественной. Страна стала на путь восстановления народного хозяйства, ликвидации ужасающих последствий войны. Уже не существует продовольственных карточек, отменен расстрел. Тишину нарушит лишь взрыв первой советской атомной бомбы РДС-1, которую в этом году испытают на Семипалатинском полигоне. Академия наук отпразднует свое 250-летие. Тбилисское «Динамо» займет 6 место в чемпионате СССР по футболу. Физики Капица и Иоффе откажутся от участия в партийно-политических кампаниях. Событий для огромной страны, как видим, не густо.
Гораздо больше их за ее пределами, в большом и недоступном для советского человека мире.
В этом же году будут созданы НАТО и СЭВ, состоится первое заседание Совета Европы, а в Китае придет к власти Мао Цзэдун, увеличив тем самым количество друзей Советского Союза на 700 миллионов, что заставит Америку  пересмотреть свою военную доктрину.
И, видимо, для того, чтобы жизнь советских людей стала еще лучше и веселее, 25 мая 1949 года Совет Министров СССР  примет Постановление № 2241-856сс о выселении с территории Армянской, Азербайджанской и Грузинской ССР семей членов дашнакской партии. И предпишет выселить их в Алтайский край, Томскую область и Казахстан. 

К истории вопроса. Дашнакская партия «Дашнакцутюн» («Союз») была основана в 1890 году. Программа: добиться автономии Западной Армении в составе Турции. С мая 1920 года – правящая партия армянской буржуазии. С установлением в Армении 29 ноября 1921г. советской власти прекратила свое существование. А через 17-18 лет (!), в 1938-1939 годах, были арестованы и осуждены на длительные сроки члены этой партии, лица, подозреваемые в членстве и просто оговоренные по поводу членства, что лишний раз доказывает известный постулат о том, что Председатель ничего не забывает, а его терпению можно лишь позавидовать.

Если честно, то без карты и справочника я весьма смутно представляю себе, где находится Алтайский край, кто его населяет, что там производят, какой там климат и т.д. Что Томская область - это не Южный берег Крыма, знаю точно, а Казахстан  - он и есть Казахстан, место выселения во все советские времена.               

Как водится, любому постановлению  правительства сопутствуют разные «подзаконные» акты, инструкции и т.д. И они, на мой взгляд, заслуживают того, чтобы их частично процитировать. Вот выдержка из Инструкции «О порядке выселения дашнаков, проживающих в Армянской, Азербайджанской и Грузинской ССР», объявленной приказом МГБ от 28.05.49г.:

«П.1. Выселению подвергаются дашнаки и их семьи, проживающие на территории Армянской, Азербайджанской и Грузинской ССР.
Выселяются все совершеннолетние члены семей дашнаков и их близкие родственники, проживающие совместно.
Несовершеннолетние и нетрудоспособные члены семьи следуют к месту выселения со своими родными».
Т.е. несовершеннолетние и нетрудоспособные, конечно, не выселяются, но следуют к месту выселения со своими родными.
Естественно, что на каждую семью выселенцев заводились дела. Вот отрывок из Инструкции о порядке оформления дел на выселяемых, объявленной тем же приказом, что и предыдущая инструкция:

«П.2. Основанием для заведения дел о выселении указанных семей является: документальные данные из государственных архивов или справки-меморандумы, составленные на основании следственных, агентурных и других чекистских материалов о принадлежности главы семьи к партии дашнаков, дашнакским организациям или к воинским немецко-дашнакским организациям, а при отсутствии этих данных – свидетельские показания…».

Чтобы понять, насколько достоверны «агентурные данные» или «свидетельские показания», особого ума не надо. Но вот объяснить, что означают «воинские немецко-дашнакские организации», да еще в 1949 году - тут я, что называется, пас. Этот бред объяснению не поддается.

А вот письмо начальника 1 спецотдела МВД Грузии тов. Небиеридзе , датированное 10 июля 1956 года. Пишет он в Москву начальнику 4 отдела МВД СССР тов. Новикову.
Письмо большое, поэтому приведу лишь его концовку: «Это противоречие не вяжется с логикой обстоятельства, затрудняет принятие объективных решений по рассматриваемым нами заявлениям и делам. В силу изложенного, прошу Вас дать нам соответствующие разъяснения». Забегая вперед, скажу, что ответа на это письмо не поступило, во всяком случае, в архиве МВД Грузии его нет. Что же это за противоречие, которое так обеспокоило грузинских чекистов, что им пришлось обращаться в Москву? А дело вот в чем. Сложилась действительно пикантная ситуация, «не поддающаяся логике событий». Мы помним, что дашнаков осудили в 1937-1938 годах. А потом из-за их принадлежности к этой партии выселили их семьи. Но к 1954 году у главных осужденных, из-за которых, собственно, и пострадали члены их семей, кончились сроки, на которые их осудили, и они вышли на свободу. И получилось, что дети и внуки находятся на поселении под комендатурой, вдали от родины, без права свободного передвижения и вообще без всяческих прав, а «виновники» их бед разгуливают на свободе. Естественно, пошли жалобы в разные инстанции, что и вызвало обращение в МВД СССР, на которое ответа, как видно, не последовало.

И еще одна деталь, на которую следовало бы обратить внимание. Партия «Дашнакцутюн» прекратила свое существование в 1920 году, а про родственников членов этой партии вспомнили в 1949 году, т.е. через 29 лет. Это равносильно тому, если бы в 2020 году стали репрессировать родственников приверженцев ГКЧП.

Скромная цифра 656 семей, или 2 629 душ (речь, разумеется, идет о Грузии), очевидно, показалась недостаточно соотнесенной с масштабами страны:  ее территорией, количеством населения и деяниям, творимым во благо советского народа. И, в силу такой логики, по этому же постановлению было предписано отправить в те же отдаленные места СССР турецких граждан – 206 семей, или 737 душ, турок, не имеющих гражданства, – 240 семей, или 757 душ, бывших турецких граждан, принявших советское гражданство, - 356 семей, или 1 134 души. Но и этого показалось недостаточным радетелям страны, и к уже перечисленным добавили подданных Эллинского Королевства, или, проще говоря, греческоподданных в количестве 4 246 семей, или 19 531 души, греков, не имеющих советского гражданства, – 1441 семью, или 7 088 душ, бывших греческоподданных, принявших советское гражданство, – 421 семью, или 1623 душ.

Есть в народе такое поверье: как начнешь год, таким он и будет. И, видимо, чтобы наступивший год был удачным и счастливым, было решено в начале 1950 года, по прошлогоднему постановлению, дополнительно выселить все в те же районы ираноподданных числом 704 семей, или 2 697 душ, бывших ираноподданных, не имеющих советского гражданства, - 226 семей, или 844 души, бывших ирано-подданных, принявших советское гражданство, -  234 семьи, или 930 душ.

Хорошенько поскребя по сусекам, обнаружили лиц, которых должны были выселить еще в прошлом году, но почему-то упустили: турецких граждан – 34 семьи, или 60 душ, греческоподданных – 63 семьи, или 123 души и 12 семей, или 62 души из бывших дашнаков. Ошибку, конечно же, быстро исправили и пустили их вдогонку к остальным, дабы никому обидно не было.

Разумеется, такой разнообразный «контингент» был представлен самыми разными национальностями. Были тут и турки с армянами, и курды с езидами, и грузины с евреями, и ассирийцы с татами, и азербайджанцы с греками, иранцы.

Кстати, мало кто знает, что проживал в Тбилиси настоящий иранский принц – Каджар Шамси Алиевич, который тоже был выселен в 1949 году. Его семья, избегая междоусобицы, в свое время покинула Иран и обосновалась в Грузии. К сожалению, его уже нет в живых, но его дочь Изетта до сих пор проживает в Тбилиси.
 
Примечательно, что, например, армяне, узнав, что грузин выселяли, очень удивлялись. Они думали, что выселяли только армян, а грузины удивлялись, узнав, что, кроме них, выселяли еще кого-то, равно как и азербайджанцы дивились, что выселяли не только их, и т.д. То есть каждый думал, что депортировали именно его народ.

Юрий Михайлович Лотман говорил: «Прежде, чем затевать дискуссию, договоримся о терминах». И он был, безусловно, прав. Но вот насколько он был прав, мы увидим чуть ниже.

Изучая материалы депортации 1949 года, обнаруживаешь удивительную переписку между казахскими и грузинскими коллегами по МВД. Из Казахстана пишут, что к ним стал поступать «контингент», к принятию которого они не готовы. Не создано для них никаких условий для труда, жилья, учета, надзора и т.д. А поскольку этот «контингент» все прибывает и прибывает, то они просят своих коллег из Грузии разобраться, в чем тут дело, и отрегулировать этот вопрос. Из Грузии идут какие-то невнятные ответы, что, мол, вопрос об этом «контингенте» рассматривается, решается, регулируется, утрясается, о чем будет сообщено дополнительно. Казахи же отвечают, что поступило более трех тысяч незапланированного «контингента», что с ними делать - они не знают, средств для их содержания нет, и поэтому просят поторопиться с решением данного вопроса. А в 1950 году тон их запросов принимает поистине панический характер. И неудивительно, поскольку к ним, кроме уже прибывших ранее, дополнительно поступило более пяти с половиной тысяч человек, которых они не ждали, к их приему готовы не были и что с ними делать - понятия не  имели. А грузинские коллеги ничего толком не объясняли и лишь отписывались.
Так о ком же идет речь, кто является незваным и нежданным гостем? А вот кто. Как мы помним, выселению подлежали иностранноподданные, т.е. греко-ирано-турецкоподданные. А вот граждане СССР депортации не подлежали. Но, усердствуя не в меру, чекисты Грузии перестарались и ухитрились выселить 8 830 человек, которых выселять не следовало, которых нигде и никто не ждал и к их приему готов не был. Из этого количества 5 570 пришлось на долю абхазских коллег, поскольку эти люди были выселены из Абхазии.

А теперь о терминах. Во всей многолистовой переписке по этому вопросу фигурируют два термина: «ошибочно выселенные» и «неправильно выселенные». Первым пользовались казахские чекисты, вторым грузинские. Из письма в письмо, из запроса в запрос, из ответа в ответ читаем: «ошибочно выселенные», «неправильно выселенные». И долго бы они еще строили друг другу «глазки», если бы не рыкнула Москва: «Незаконно выселенные!» А это уже серьезно, потому что закон нарушен, тут и ответить придется за незаконное выселение почти девяти тысяч (!) человек. Но, как известно, Восток дело не только тонкое, но и хитрое. В МВД Грузии тут же объявили незаконно выселенных – добровольно выехавшими на место поселения, т.е. добровольцами. И во всей последующей переписке по этому вопросу читаем о «добровольцах» или «добровольно выехавших»...

А теперь представим себе, как этот «добровольный» выезд мог состояться. Получается, что 8 830 сумасшедших решили по собственной воле покинуть благодатную Грузию (причем из них 5 570 с Черноморского побережья), оставив неизвестно кому свои дома, сады, имущество, могилы и двинуться в голодные казахские степи, где их никто не ждет, где часть из них наверняка погибнет, причем в первую очередь это будут дети и старики. Для этого они за свой счет нанимают конвой, арендуют не один железнодорожный состав и велят машинисту взять курс на Казахстан. А как же иначе можно было «добровольно» выехать в ссылку? Взять в кассе около 9 тысяч билетов? Или захватить весь воздушный флот Грузии и заставить его делать бесчисленное количество рейсов Грузия – Казахстан?
На этом метаморфозы с «добровольцами» не закончились. Узнав, что их выселили незаконно, они потихоньку, к ужасу грузинской и абхазской милиции, начали возвращаться. При этом  - отнюдь не прячась от органов правопорядка, а совсем наоборот: по приезде на прежнее место жительства шли в милицию, требовали их вновь прописать, трудоустроить и т.д.
А в Казахстане стали бить тревогу: у них совершаются массовые побеги выселенцев. Поскольку на спецучет их все-таки взяли, то номинально все возвращенцы считались беглецами, объявлялись в розыск и подлежали аресту и возвращению на место поселения. Об этом говорит обширная переписка между МВД Грузии, Абхазии и Казахстана. Но надо отдать должное грузинским милиционерам: они никого не арестовали и не отправили обратно в Казахстан, несмотря на настойчивые требования оттуда.
Так или иначе,  но с ними разобрались и в 1954 году (!) из спецпоселения освободили. Правда, при этом обязали Совет Министров Грузии выплатить СМ СССР и СМ Казахстана неустойку за понесенные расходы. Остальных же «правильно» выселенных освободили из спецпоселения в 1956 году.
Теперь можно подвести итог: по постановлению совета Министров СССР в 1949-1950 годах из Грузии было выселено 10 726 семей (всего 47 044 человека). И никто из них до сих пор не реабилитирован…


Рецензии