Сказка из закваски

Из цикла "Фоменок"
  Это было так каждое лето. Месяц-полтора я гостила у одной бабушки, которую звала бабулей, а потом родители меня отправляли к другой, которую называла бабаней. А к бабуле привозили братишку, на два года старше меня. Мама с папой говорили, что бабушке трудно управиться с нами двумя.
Конечно, распрощалась я со слезами, потом долгий путь на пароходе и автобусе. Там всё другое: лес, река, поля, еще одна речка, избы деревянные, дворы с коровками и овечками, птицами разными. Очень мне тоже нравилось там!
Я с порога бабане Тане похвасталась:
- А я стала сказки сочинять, вот!
- Ух, как выросла, подтянулась! Дай-ка взглянуть на тебя. Ну, вечером расскажешь мне свои сказки. – Баба Таня начала хлопотать, накрывая стол.
Вот и соврала, сказала, что сказки, а у меня в запасе всего одна-единственная, но все равно не терпелось выложить её, что я и сделала после первого суматошного дня приезда, когда мы остались с бабаней одни.
- Хорошая сказка! – Улыбнулась она. – Да короткая какая-то, вроде складная, но больше смешная. Ну, расскажи ещё.
- А у меня нет больше. – Потупилась я.
- Пойдем тогда сказку делать!
- Как это делать?
- Все, что не делаешь, это и есть сказка. Вся жизнь наша – сказка. – Сказала с улыбкой бабаня. – Мне опару надо ставить, завтра хлеб буду печь, вот и будем делать сказку!
Хлеб и булки уже давно продавались в деревенских магазинах, но бабушка раз в неделю пекла свои караваи. Ох, и вкуснющие! Я пошагала с ней на кухню. Уже все спали, а моя бабаня думала уже о следующем дне.
- Для теста, как и для сказки, нужно сначала приготовить закваску, так сказать, мысль для будущего произведения, - шептала она мне, чтобы не разбудить никого. – Берем толику дрожжей, толику сахара, молочка немного, смешиваем по часовой стрелочке и ставим в теплую печку. – Комментировала она свои действия. – Это и есть первая задумка, из которой вырастит большущая сказка.
- Ой, бабань, смотри, мысли пузырятся! – Хихикнула я.
- Да, поднимается закваска, расти ей надо. Сейчас мучки добавим туда, а то мыслям некуда будет деваться! – Она тоже подхихикнула и размешала закваску с мукой. – Вот и готова опара. Пошли спать, пусть она постоит покиснет, помучается.
Я тут же вспомнила, как мучилась от своего поступка в автобусе, пока не придумала сказку для бабы Дуси. Об этом и поведала бабане.
- Всё от слова «мука», правильно ты говоришь. Ну, пойдем спать, завтра будем продолжать сказку «писать». Нужно, чтобы опара побродила.
Засыпая, я подумала, как это точно, у меня тоже мысли бродили-бродили в голове, пока на нужную тропку не вышли.
Не успела я глаза закрыть, как услышала сквозь сон:
- Пойдём сказку доделывать, дочка. Учиться, так учиться! – Бабушка тихонько меня будила.
Я полусонная, мало чего понимая, двигалась в предрассветных сумерках по деревенской избе.
- Хороша закваска получилась, хороший зачинчик, выброженный! Давай теперь еще муки добавим, сказка большой должна быть, яички для крепости-скрепости, чтобы всё ладно - складно получилось, соли-сахарку добавим, как в жизни бывает, маслица чуток, чтоб всё как по маслу было. – Приговаривала она, меся тесто в кадке. Потом выложила его на стол и давай крутить-вертеть, мять-наминать. Я ей усердно помогала. Тесто было, как живое. Даже температура такая же, как у рук. Оно пыхтело и попискивало, ну точно разговаривало.
- Теперь пусть еще постоит, отдохнёт, подумает. – Бабушка накрыла тесто белым полотенчиком, а потом и меня одеяльцем - сны доглядывать, а сама направилась доить корову Майку и выгонять её на пастбище.
      Ещё так хотелось спать, но не проснуться было невозможно. Запах свежеиспеченного хлеба витал по всей избе, а наверно через щёлочки уже проник из дома и гулял по всей улице. Он щекотал так ноздри,  что перед глазами стояли зажаренные корочки толстеньких боков каравая.
Я побежала на кухню.
- Ну вот, получилась у нас с тобой сказка, можно сказать, пять сказок.
Баба Таня налила мне большую кружку утреннего молока.
- Бабаня, это больше, чем сказка! – Уплетала я оторванную руками горбушку, изнутри которой тянулся еще парок и запивая сладким молоком Майки.
- И твои сказки должны быть такими же вкусными и полезными! – Уже серьёзно произнесла бабушка. – Чтобы люди читали и снова хотели читать, чтобы никогда им не надоедало, как и хлебушек.
- Так что мне каждый день писать? Ведь люди каждый день кушают.
Баба Таня рассмеялась:
- Ну, я например, раз в неделю пеку, хватает… Во всём меру надо знать, много мучного тоже нельзя – растолстеешь!
Я сидела, ела и думала: «Не пойму, про что она говорит, то ли про сказку, или про хлеб, - всё перепуталось уже в голове».
А бабушка словно угадала мои мысли:
- Духовная пища сродни с хлебом, даже выше. Не будет её – не будет и хлеба. Ведь, сначала все-таки рождается мысль, задумка. Только мысли должны быть чистыми и светлыми, а руки добрыми!
Я невольно посмотрела на свои руки, чистые ли они? Опять все перепутала. Нет, рано мне еще сказки писать…


Рецензии