Как трудно быть Богом?

  Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа.                Ин. 3, 8.

   Думаю, что многим читателям название этой статьи покажется знакомым и многим из них придут на память давние юношеские переживания и мысли, связанные с популярной повестью братьев Стругацких.
   Я много раз читал и перечитывал эту романтическую и вместе с тем мудрую историю из жизни «прогрессоров»*(см. краткое содержание). При каждом прочтении я находил в ней новые смыслы и достоинства. Но только недавно мне удалось (с помощью моей жены) осознать, насколько христианским является название, да и главная тема этого произведения. Потому что представление о сострадающем, страждущем вместе с людьми Боге, характерно именно для христианства. И это притом, что авторы повести были идейно очень далеки от религии, мало того, они активно и искренне исповедали атеизм. Но, «Дух дышит, где хочет» и вот, повесть, написанная для советских школьников в самый разгар хрущёвских гонений на церковь, доносит до них один из величайших смыслов Божественного Бытия.

   Речь идёт о Божьей Любви, о Его Сострадании и Жертвенности.

   Подумайте, дорогой читатель – разве же не сострадание, не любовь и не жертвенность направляют все помыслы и поступки прогрессора Антона, ставшего на той чужой планете благородным доном Руматой? Разве же не эти бесценные качества делают его воистину благородным, нравственно высоким, выше всех окружающих его людей? И если он терпит поражение, (ведь его яростная месть в финале означает отчаяние и крушение его миссии), то это закономерно.  Не может сам человек понести Крест Господень! Окружающий мир живёт по другим законам, а он – всего лишь человек, который исчерпал свои душевные силы и может в своей трагедии опереться только на ненависть. Он страдающий человек, а не Бог, который всё может простить. Да и не знает он Бога, а только богов из мифологии. Он наивно считает, что человеческий разум это высшая сила, созидающая лучший мир.
   Но разум не может ему дать ответ о смысле происходящего! Никто не может объяснить ему – ни Комкон, ни Всемирный Совет, в чём состоит смысл жизни и смерти, почему его любимая должна умереть, а злобный гад, дон Рэба остаётся жить? Почему тупые, мерзкие, гнусные людишки торжествуют в этой жизни, а любящие, самоотверженные и добрые всегда погибают? Что может оправдать для Антона все эти мучения и удержать от отчаянного мятежа, если он не верит в бессмертие души? – Может быть, вера в бессмертие человечества и в грядущий прогресс могут поддержать его? Но, нет, и не было ни одного поколения, в котором бы восторжествовали милосердие и любовь! Где оно, это счастливое будущее?! Прогресс – это всего лишь сравнительная абстракция историков. Разве человеческое счастье - это прогресс?
   Наверное, тот, кто сумел увидеть и понять относительность человеческих идеалов и жертв, сильнее других в практической жизни. Но Антон-Румата ещё не смирился с неизбежностью зла, по сути, он плохой прогрессор. Хороший прогрессор – это прагматик, который воспринимает зло, как неизбежную реальность, которая может быть использована в высших интересах (т.е. с позиции нравственной доктрины). Хороший пргрессор, купил бы дона Рэбу на корню, запугал бы его и использовал бы его режим для распространения знаний и образования. Хороший прогрессор понимает, что исторический прогресс движут далеко не добрые люди, а эгоистичные и честолюбивые политики. Хороший прогрессор владеет математикой относительных достижений и потерь.
   А Антон не владеет математикой политиканов. Любовь значит для него больше, чем все расчёты. И потому он срывается и творит кровавый праздник мести…
Но, что же дальше? Для Антона – атеиста остаётся лишь один путь – в психушку на Земле. Там его, наверное, подлечат (всё ж ХХII век на дворе) пригасят его личность и отправят на работу с подростками – как духовно близкими ему людьми. В другой реальности, не у Стругацких, он мог бы стать священником. Думаю, тогда он смог бы обрести подлинный смысл существования, покаяться и вновь исповедать Любовь, Милосердие и Жертвенность.
   Потому что только благодаря этим, НЕ ПРОСТО СЛОВАМ, жив человек…


Ноябрь 2013.


*  Для тех, кто не читал повести, поясню, что действие её происходит на другой планете, где живут очень похожие на нас люди, только на дворе у них средневековье. В герцогстве Арканарском  к власти рвётся жестокий временщик, дон Рэба. Он натравливает обывателей и лавочников на всех носителей культуры – художников, артистов и учёных. Для погромов он формирует преданные ему штурмовые отряды – серые роты. Эти же отряды он использует потом для захвата власти в герцогстве.
   Комиссия по контактам Земли (Комкон) посылает в герцогство своего агента из отряда прогрессоров, который выдаёт себя за богатого чужеземного аристократа дона Румату Асторского. Используя свои технические возможности, дон Румата спасает остатки самобытной культуры и науки Арканара, выводит в безопасные места ещё уцелевших учёных. Румата бесподобный фехтовальщик и боец, но ему нельзя проливать кровь, нельзя вмешиваться в ход истории. Это страшное испытание для него, человека из «светлого будущего». Он с ужасом наблюдает изуверство и беспредельную жестокость дона Рэбы и его подручных. Лишь немногим жертвам он в состоянии помочь, по большей части, он вынужден просто наблюдать и терпеть окружающий его ад. Не может Румата спасти и свою любимую девушку, Киру…


Рецензии
Насчет дона Рэбы не согласен.
"Орёл наш - дон Рэба!"
А так, нормально.
С уважением,

Кузьма Калабашкин   17.10.2015 18:23     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.