Концепция Бакыт Карибаевой
В своих критических и исследовательских трудах (7 монографий, 300 научно-критических статей) о современной казахской литературе и ее истории она широко использует методологию поэтического познания, прерванную в советское время. Ученый опирается на свою научно-критическую концепцию в том, что развитие казахской литературы и искусства зависит от такого поэтического познания. Современная казахская литература особо нуждается в научных аналитических работах в данном направлении. Таким образом, от художественных принципов до полноценной концепции создание данной альтернативной научной школы выпало на долю Бакыт Карибаевой. Ее исследования и статьи означают приход в казахское литературоведение новой концепции, в которой ключевое место отведено абаеведению, поскольку сегодня по-прежнему актуальна поэтика Абая, заложившая основы казахской письменной литературы, поднявшая ее на мировые художественные высоты. Задуманная в этом направлении концепция Ауэзова сегодня пребывает в забвении.
По поводу этой необходимости профессор Бакыт Карибаева в современном стиле заявила свою научную концепцию: «Абай – наш современник» (1994), «Народная значимость абаеведения» (1994), «Грамматика абаевской поэтики» (1995), «Методологические вопросы абаеведения» (1995), «Современные вопросы абаеведения» (2001), «Белые пятна абаеведения» (Жулдыз, №11, 1996), «Реализм Абая» («Шипагер», 1995), «Абай и новая литература», в книге «Художественные аспекты современной казахской литературы» (Астана: «Елорда», 2001).
Концепция начала 20 века Ахмета Байтурсынова «Абай – главный казахский поэт» не устарела, напротив, крайне необходимо сегодня развивать эту идею. Если эта концепция не будет научно развиваться, обратится в советскую демагогию-формализм, это будет означать, что современное абаеведение отстранено от жизни и искусства. Концепции Байтурсынова и Ауэзова по абаеведению в рамках советского литературоведения не имели возможности полноценного воплощения.
В то время, когда профессор Бакыт Карибаева исследовала древний жанр – поэтику лирики, в казахском литературоведении еще в силе была теория «социалистического познания», применявшаяся к изучению Абая. А поэтические проблемы, вызванные к жизни прямым участием Ауэзова - «Стихосложение Абая», «Реализм Абая», «Абай и русская литература» - не обрели полного воплощения идеи Ауэзова в жизнь, они остались на уровне схематизма.
Этому есть объективно-субъективные причинно-следственные связи. В опыте казахского литературоведения теория «искусство ради искусства» укрепилась благодаря ренесансным фигурам, появившимся на горизонте казахского искусства и науки начала 20 века, абаеведение начало входить в орбиту мирового литературоведения.
Однако в тридцатые годы прошлого века подпитанные мировой лингвистикой труды Кудайбергена Жубанова по творчеству Абая, «Литературоведение» Ахмета Байтурсынова (теория казахской литературы) выпали из оборота, их место заняла поддельная «теория» под теорию русской литературы.
Такая бессистемная «наука» не смогла обрести своего продвинутого подлинного ученого. Профессор Бакыт Карибаева убеждена, что из такого тупика науку может вывести только новая концепция. Ее зерно – национальная модель, связующая древность с современностью. Оригинальные исследования в литературоведении, отвечающие требованиям современности. Она должна брать истоки в творчестве Абая. Должна возродиться концепция Ауэзова. Основанная Ауэзовым литературная школа – сегодня сама по себе история, наука. Неслучайно, что сегодня время снова предъвляет спрос на творчество Абая. А значит, закономерно, что Бахыт Карибаева подходит к Абаю через ауэзоведение.
«Значимость ауэзоведения», «Ауэзов – мировая величина» и другие ее концептуальные статьи выводят казахское литературоведение на новый рубеж. Таким образом, осуществляется конечная цель по выводу казахской литературы в цивилизационное русло; Запад и Восток должны войти в современное казахское сознание в виде фигур Абая, Ауэзова, Айтматова. «Мир Айтматова», «Ауэзов – классик казахской литературы», «Пропитанный культурой Междуречья» и другие концептуальные статьи намечены к этой идее.
Монография Бакыт Карибаевой «Поэтика современной казахской лирики» рассматривает казахскую письменную литературу – теорию-историю-генезис казахской поэзии согласно историческим принципам поэтики. Если от лирики Абая появился прозаик Мухтар, из поэтической школы вышел Магжан. Слова крупного специалиста русской поэтики, поэта В.Брюсова - «Магжан – казахский Пушкин» - свидетельствуют о поэтической мощи школы Абая. Это судьба современной казахской литературы. Родоначальник казахской литературы –Абай – рассматривается в этой концепции как источник художественного искусства.
Ауэзов не сумел полностью проникнуться поэтикой Абая, он изобразил его исторический и художественный образ. Он приложил усилия, чтобы определить место поэта в казахской духовности в целом, иначе Абай не стал бы достоянием казахской литературы и родником казахского литературоведения. Борьба за Абая – это борьба за казахскую литературу. Эта концепция по-прежнему жизненно нужна казахской литературе.
Психологический фактор, действовавший против Абая, и сегодня требует ту мощь Ауэзова. Даже порой думаешь, что история поворачивается вспять, обратно в тот период. Это положение определяет уровень институтов.
Нападение в свое время КазАПП на Абая, школу Абая, на «буржуазную концепцию» Ауэзова демонстрирует, что Абай и Ауэзов – это родственные искусство и наука. Концепция Бакыт Карибаевой устремлена к методу систематизации этого учения.
К примеру, в казахском литературоведении поэтика лирики без классика Абая не смогла бы найти своего научного решения. Отдельные исследования советских ученых, не сумев прояснить научные методы и не заложившие теоретические начала, так и не смогли стать системным учением.
В то же время Бакыт Карибаева, соединив свою «поэтику лирику» с прерванными национальными корнями познания, выходит на уровень оригинальных исследований. Она обеспечивает целостность национального познания. Если согласно концепции Ауэзова творчество Абая подпитывалось из трех источников – Запад, Восток и родная литература, то Бакыт Карибаева в своей концепции через работу «Казахский традиционный стих и лирика» (2001) познание Абая приближает к национальному познанию. Через национальное познание Абай поднимается на уровень классиков русской литературы.
По этой целостной концепции ученого Шокан и Абай не только просветители-демократы, но и начало и будущее казахского искусства и науки. Согласно подготовленному Бакыт Карибаевой проекту эти личности – мост, связующий казахское литературоведение и тюркологию. Таким же образом Ауэзов и Маргулан, обретшие свое почетное место в истории казахской науки, соединяются с учением Шокана и Абая.
Казахский эпос и современная казахская проза исследуются в ключе этой концепции-методологии. Древняя казахская цивилизация – достояние современного познания. Современный стиль – залог новизны концепции.
Диалектическое единство настоящего и прошлого – основа исследований прозы Ауэзова, Мусрепова, Мустафина, Алимкулова, Муратбекова.
Поэтика Магжана, крупнейшей величины после Абая (2001) изучается в русле национальной поэтики, возносится на вершины мирового литературоведения. Исследования творчества этих поэтов явно указывает на свободное владение научных методов исторической поэтики Веселовского и психологической поэтики Потебни.
Свидетельство о публикации №213110901155