Казахской литературе необходима новая концепция

Газета «Ана тили», 06.09.2012.
Автор Куандык Бокай

Казахской литературе необходима новая концепция. Она есть в трудах критика-литературоведа Бахыт Карибаевой

Какие тенденции существуют сегодня в казахской художественной литературе, в чем выражается ее национальная направленность? Если провести анализ литературных произведений, написанных после обретения независимости, можно заметить, что в современной казахской литературе существует немало проблем, касающихся обновления национального самосознания казахов. Почему усиливаются тенденции в литературе, противоречащие казахскому менталитету и сознанию?
Мы часто стали слышать мнения о развитии таких негативных тенденций в художественной литературе. Объяснение этому лежит в качестве школьных учебников, состоянии литературоведения и критики. Не случайно, что если прошлый век считался золотым веком казахской литературы, наше время считается временем ее упадка. Почему в сравнении с выпускниками советских школ у нынешней молодежи, учившейся по учебным программам периода независимости, уровень образования, кругозор мышления уже, национальный дух слабее?
Проведя ниже анализ работ литературоведа-ученого, члена Союза писателей Казахстана, доктора филологических наук, профессора Бахыт Карибаевой, можно ясно увидеть, что необходима программа-концепция, направленная против плачевного состояния современной казахской литературы.
Если рассматривать инновационные проекты, определяющие сегодня стратегию развития Казахстана, с позиций художественной литературы, проект исследовательских работ ученого-критика Бахыт Карибаевой можно назвать соответствующим им трудом. Бахыт Карибаеву по справедливости можно назвать прогрессивным ученым-критиком, предлагающим новое видение казахской литературной критики и литературоведения на пути возрождения казахской национальной литературы. Карибаева выделяется тем, что объединив литературоведение и жанр критики в едином русле, вывела их в современную целостную концепцию.
Об этом свидетельствуют ее монографии и критические статьи в периодических изданиях, затрагивающие злободневные темы. Если обратиться к «конкретности» в статье Лидера нации Н.Назарбаева: «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к обществу всеобщего труда», взять конкретные «поручения», статья Бахыт Карибаевой «Культура – конкретное дело, неповторимый след» («Казак адебиеты», 23.06.06) ведет к ясному пониманию этого. Не ведут ли эти неожиданные слова к глубинам познания. Вот оно то «содержание», которого требует Глава государства. Принимая во внимание слова Лидера нации о том, что «нельзя подходить к труду с точки зрения советского периода», мы должны помнить, что следует освобождать наше мышление и поиски от вчерашней подневольной психологии. Если смотреть с этих позиций, то многочисленные труды Бахыт Карибаевой, ставшие особой системой в современном литературоведении, до сих пор не включены в официальный оборот. Таким образом, издание ее трудов в настоящее время игнорируется государственным заказом.
Чтобы служить национальному образованию и науке с национальным чувством, необходима «новая система взглядов», соответствующая политике Лидера нации. Поскольку не секрет, что художественная литература нового качества сегодня в дефиците. Разве науки и образование не общее благо всех казахстанцев?
Как говорил министр образования и науки Б.Жумагулов о статье Главы государства Н.Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к обществу всеобщего труда»: «Поручение Главы государства на одну треть посвящено науке и образованию», можно ясно понять, что нашим ученым и писателям нужно новое видение. На самом деле, почему зная о сотне реализуемых проектов, многочисленных мероприятиях в сфере культуры, произведениях, опубликованных по государственному заказу, Глава государства дает конкретное поручение «заново создать дело обучения и воспитания»?!
При том что мы «…заимствуем технологию из-за рубежа, откуда мы возьмем источник национального познания для «Евразийского пространства» согласно особому поручению Главы государства»? – говорит Бахыт Карибаева.
Глава государства Н.Назарбаев: «Я просмотрел учебники по казахскому языку, истории Казахстана, Человек и общество. Это просто ужас! Проведите по всем этим учебникам экспертизу. Столько выделили денег. Сколько у нас докторов наук. А качество учебников такое», - сказал на 3 съезде учителей еще в 2004 году. По проведенной после этого экспертизе 64% учебников были заново пересмотрены и отправлены на доработку, а остальные 36% оказались вовсе непригодными. Что изменилось с тех пор? Вместо оздоровления старая болезнь еще больше обостряется, подвергается критике общественного мнения и даже затрагивается в парламенте.
В такой ситуации невольно снова приходит на ум творчество Бахыт Карибаевой. У учителя-ученого, долгие всесторонне исследовавшей судьбу национальной литературы, ее историю и теорию, не упускавшей и прикладные ее аспекты, имеется немало трудов, основанных на новой системе взглядов. Вообще читателям Бахыт Карибаевой, поднимавшей острые вопросы критики казахской художественной литературы, известна ее устойчивая научная позиция. Еще в 80-90-е годы Бахыт Карибаева преподавала в высшем учебном заведении, занималась вопросами литературоведения, стоявшими в стороне от советской литературы. В результате она заложила основы специальных научных курсов: «Эстетика фольклора», «Поэтика казахской лирики», «Поэтика Магжана», «Современная казахская проза». Национальные корни языка и литературы, их эстетики и поэтики, Бахыт Карибаева усматривала в самых древних проявлениях, что говорит о том, что прогрессивный ученый еще в те времена придерживалась нового направления в науке.
Чего не хватает сегодня нашим школам, как не качественного образования? Разве это не следствие того, что давно уже наших прогрессивных ученых игнорируют?
Разве сегодня устарели вышеназванные труды ученого-учителя Бахыт Карибаевой? Разве ухудшились научные характеристики ее методических пособий, разработанных для высших учебных заведений?
А если приглядеться пристальнее, отвечают ли требованиям сегодняшнего дня глобализации и интернета те маститые в свое время академические учебники. В конце концов, на каком уровне простейшая грамотность наших обычных учебников и ЕНТ? Разве не стало уже банальностью приводить в качестве аргументов безграмотность и бездуховность? Лишь единичный критик-исследователь способен пройти проверку временем. Так что есть полное основание назвать Бахыт Карибаеву, часто и системно писавшую об острых проблемах «обучения и образования», преданным своему делу критиком.
Почему так актуальны ее статьи «Сохраним ценность и качество нашего языка» («Орталык Казакстан», 03.05.89), «Предмет «Литература» нуждается в развороте» («Орталык Казакстан», 16.01.88), «Одиночны ли душевные раны» («Егемен Казакстан», 13.05.91)? Почему они кажутся написанными только что? Это говорит о талантливости и новизне труда Бахыт Карибаевой.
Речь идет о том, что нужно бороться с проявлениями догматизма и социалистического реализма в нашей литературе. Работа Бахыт Карибаевой в этом направлении является прогрессивной и созидательной. Например, ее статьи «Подумаем о здоровье и грамотности нации на одном уровне» («Казак адебиеты», 24.12.00), «Какое будущее у предмета «Казахская литература» («Туркестан», 28.06.08), «На каком казахском языке будем говорить завтра?» («Деловая неделя», 03.10.08) проявляют общественные проблемы, разрушающие образование.
И вообще есть основания считать Бахыт Карибаеву первым литературоведом, утвердившим в казахской литературе новую методологию, опубликовав статью «Познает ли литературоведение литературу?» («Орталык Казакстан», 04.03.91). Своей новизной эта статья и статья «Какова критика, каков критик» («Жулдыз», №6, 1987) с точки зрения сегодняшнего дня, выступая в роли инновационного проекта, стали критическим анализом, способным раскрыть горизонты литературоведения в 21 веке.
То есть проблема образования напрямую упирается в науку. О необходимости для этого комплексных мер на государственном уровне отчетливо указал Глава государства в своей статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к обществу всеобщего труда».               
Аналитические труды Бахыт Карибаевой с позиции научно-практической и с точки зрения ясности стиля как будто относят нас во времена казахских интеллигентов начала 20 века. Значит ли это, что эта проблема не сильно сдвинулась с того положения, в котором ее оставили те интеллигенты. Если так, то неслучайно, что ученый Бахыт Карибаева выступает в качестве просветителя в начале нашего такого показательного века.
Конкретное сегодняшнее мероприятие по «обновлению старого сознания», упомянутого Главой государства, заключается как раз в основании новой методологии, предложенной Бахыт Карибаевой. Не даром ее статья «Настоящая литература зарождается только сейчас всколыхнуло старое сознание. Таким образом, было ясно указанное новое теоретическое направление казахского литературоведения. Не это ли новая наука и новое образование?!
Большое значение имеет раскрытие познания литературы Бахыт Карибаевой. Бесспорно, что ее статьи последних 10-15 лет, особенно с методологической точки зрения несут новое веяние современным литераторам.
Новое течение в литературе подразумевает комплексный образовательный проект по разработке учебника нового образца. У ученого Бахыт Карибаевой много трудов научного толка. Концепция образования по-новому прослеживается в многочисленных исследованиях Бахыт Карибаевой и в ее статьях в периодической печати.
Вообще, есть ли конкретная концепция модернизации учебников по литературе? Слышали ли мы в прессе мнения по этому поводу наших специалистов? Бахыт Карибаева по этой проблеме берет за основу классически-научный подход к национальному достоянию – языковым достижениям. Согласно концепции ученого, заложив в казахскую литературу абаеведение-ауэзоведение, национальную литературу можно будет вывести на европейский уровень.
Этим вопросом методологии Бахыт Карибаева занялась заблаговременно, опубликовав статьи «Абай – наш современник» («Орталык Казакстан», 10.07.1985), «Всенародная важность абаеведения» («Орталык Казакстан», 28.07.94), «Реализм Абая» («Шипагер», 16.03.1995), «Белые пятна в абаеведении («Жулдыз», №10,11 1996), «Значение ауэзоведения» («Ана тили», 03.12.98). Из этих статей, научных докладов на конференциях, статей в научных сборниках вузов вырисовывается концепция современного абаеведения. А в статье «Ауэзов – мировая фигура» («Казак адебиеты», 15.10.2000) ученый рассматривает Ауэзова в контексте мировой классики. Разве это не говорит о стремлении вывести казахскую литературу в русло всемирной литературы и культуры, в том числе в пространство Евразийской культуры?
В том же ключе исследуется соответствие национального достояния периода «советской литературы» современным требованиям, проверяется в аспекте нового метода-методологии.
Например, считавшийся корифеем советской литературы Сакен Сейфуллин познается с новой стороны, создается его творчески-историческая модель, обрисовывается его подлинный исторический облик («Современные тенденции сакеноведения», «Орталык Казакстан», 28.09.04), («Уроки Сакена», «Казак адебиеты», 05.05.11). Таким же образом были написаны статьи о классиках советской литературы Габите Мусрепове и Габидене Мустафине «Глобальная личность» («Казак адебиеты», 2002) – о жизни и творчестве Габидена Мустафина, «Художественный дар» («Казак адебиеты», 08.11.2002) – о Габите Мусрепове, «Яблоко от группы великих» («Орталык Казакстан», 04.12.2002) – о Габидене Мустафине.      
«Касым и Мукагали» («Казак адебиеты», 04.12.98), статьи и исследования о сливках казахской прозы Такене Алимкулове и Саине Муратбекове также ложатся в канву модернизации.
«Тайна стиля» («Жулдыз», №5 1991), «Проблема лиризма» («Орталык Казакстан», 02.01.91), «Проблемы эстетической ценности и профессионализма» («Орталык Казакстан», 18.05.1991), «Художественная ценность» - о мастерстве Такена Алимкулова («Жулдыз», №5 1992), «Мастерство Такена Алимкулова» (тезисы 16-й научно-практической конференции, КарГУ 1991) – написаны с тех же позиций.
Ученый Бахыт Карибаева немало потрудилась над тем, чтобы были изучены и познаны в своем родном пространстве яркие представители литературы и искусства нашего народа. 
Бухар Жирау, Биржан Сал, Ахан Серы, Магжан, Касым, Толеген Айбергенов, Жумекен Нажимеденов, Мукагали Макатаев, Нурлан Маукенулы – были исследованы с точки зрения языка, стиля и искусства. Этому были посвящены следующие статьи: «Поэтика Бухара» («Халык Конгресы», 28.12.1993), «Проза и лирика» (Академия образования им.Алтынсарина: 2001, 10 п.л.), «Ночной реки морщины для лица мне дай» («Простор», 1993 №3), «Живой Жумекен» («Простор», 2011 №11), «Белый сокол из Алтая» (поэтика Нурлана Маукенулы, «Жас Казак уни», 27.12.2010), «Лирика и Толеген Айбергенов» (материалы научно-практической конференции, КазГУ, 1988), «Методические рекомендации преподавания лирического произведения» (Караганда, КарГУ, 1988), «Родоначальник современной казахской лирики» - о Магжане Жумабаеве («Центральный Казахстан», 27.10.89), «Магжан Жумабаев – лирик» (КарГУ: 1992 – тезисы научной конференции), «Современная казахская лирика: вопросы жанра и стиля» - учебное пособие (Караганда: КарГУ, 8.5 п.л.), «Источник казахской лирики» («Казак адебиеты», 07.05.1993).
Эти труды можно смело назвать готовым учебником современной казахской литературы. Учащиеся общеобразовательных, специализированных и высших учебных заведений остро нуждаются в подобном учебном материале. Жизнь сама покажет всю пагубность того, что такие необходимые для образования труды остаются невостребованными и им не уделяется должное внимание.
А значит, обоснованно звучит сожаление по этому поводу Бахыт Карибаевой в ее статье «Подавление мысли – большая ошибка, даже преступление перед лицом прогресса» («Ана тили», 04.12.2008). Бахыт Карибаева высказывает свое сожаление, лично переживая за судьбу казахской литературы. В этом мы могли убедиться, прочитав статьи «Голгофа казахского профессора» («Деловая неделя», 20.03.2009), «Раздумья по поводу интеллектуальной нации» («Казак адебиеты», 04.02.2011), «К нам пришли гоголевские времена» («Айкын», 28.07.11).
Тот факт, что в 2006 году проект Бахыт Карибаевой, посвященный крупным инновационным исследованиям, победил в закрытом конкурсе и по контракту №730 были проведены научные исследования – тема для другого разговора.
Бахыт Карибаева в 2009 году представила в Министерство образования и науки от КазНПУ им.Абая 2 проекта. Один на тему нового качественного учебника, второй был посвящен вопросам методологии казахского литературоведения. Два этих ценных проекта ученого упираются в проблему финансирования. Мы считаем, что соответствующим государственным ведомствам следует уделить должное внимание вопросу финансирования этих двух проектов Бахыт Карибаевой, так как они нацелены на формирование новой прогрессивной методологии казахского литературоведения, очищенной от научных догм советского периода и направленной на возрождение национальной казахской культуры в контексте современных реалий.


Рецензии