Грани творческого таланта
«Индустриальная Караганда»
ГРАНИ ТВОРЧЕСКОГО ТАЛАНТА
Бахыт Карибаева - ученый-литературовед, доктор филологических наук, профессор, автор семи монографий и свыше ста статей, посвященных актуальным вопросам литературной критики, член Союза писателей Казахстана.
ОНА НАША ЗЕМЛЯЧКА (сейчас живет в Алматы), одно время преподавала в КарГУ им. Букетова. В эти дни Бахыт Карибаевна находится в творческой командировке по нашей области.
У нашей гостьи достаточно редкая для женщины профессия - литературный критик. И первый вопрос, с которым я обратилась к ученой, звучал так:
-Тяжело женщине быть критиком, тем более литературным? Наверное, надо иметь мужской характер, чтобы на профессиональном уровне критиковать маститых и менее известных писателей.
- Вы знаете, я об этом как-то не задумывалась. Если я сейчас скажу: да, мне приходится нелегко, меня могут неправильно понять. Ведь меня никто насильно не заставлял стать критиком. Это был мой осознанный выбор.
Хотя временами ко мне приходят мысли: несмотря на свою женскую природу, мне в этом стремительном веке приходится быть на самом тяжелом участке литературного фронта.
Вспомним сталинские репрессии ХХ века, когда казахская литература, как и других народов, переживала тяжелейший период. С учетом уроков, которые преподносили разные исторические периоды, критики меняли методологию своих исследований, определяли свои позиции.
В годы перестройки, а именно в 1987 году, в журнале «Жулдыз» появилась моя статья «Письмо из Караганды». Она была адресована основателю казахского социалистического реализма Мухамеджану Каратаеву. В своей статье я указала на серьезные недостатки этого метода в познавательно-теоретическом аспекте. Статья имела
в литературной среде эффект разорвавшейся бомбы. Корифеи соц реализма готовы были разорвать меня на куски! А я в то время была всего лишь доцентом кафедры казахской литературы КарГУ...
Естественно, что на меня было оказано сильное давление, но никто и ничто не могло поколебать моих принципов. Я до сегодняшнего дня придерживаюсь своего направления, выбранного пути. Меня воодушевило также то, что в свое время я нашла поддержку у живых классиков казахской литературы Г. Мусрепова, М. Каратаева, С. Мауленова, Г. Каирбекова и других. Поэтому я продолжила свои творческие поиски именно в этом направлении на страницах республиканской прессы в газете «Казак адебиеты», журнале «Жулдыз» и других известных изданиях. Эти статьи стали началом нового подхода к исследованию казахской литературы. В дальнейшем я систематизировала их в собственную концепцию.
Я получила немало писем и звонков от благодарных читателей. Люди поддерживали меня мораль¬но, были признательны за смелые выступления. Можно сказать, что я была неофициальным героем, но общество подвергло меня осуждению.
- Значит, по натуре вы борец?
- Я выступаю за профессионализм в литературе, так как не приемлю халтуры. Сегодня мои труды получили признание в научной и творческой среде, а также у широкого круга читателей.
- Что является для вас объектом критики?
- Я подвергаю сомнению художественные принципы, которые применяются в казахской литературе, для этого есть основания: слаба теоретическая база этого вопроса. В
трудах многих казахских исследователей эта проблема не находит должного отражения. Русскоязычные же исследователи из-за отсутствия глубокого знания казахского
языка не могут в полной мере освоить специфику казахской литературы, чтобы делать по ней полноценные исследования. По этой причине в оценке произведений допускаются грубые искажения.
Поэтому в этой сфере очень многое предстоит сделать, в частности мне как ученому. Хотя справедливости ради надо сказать, что за годы независимости в Казахстане выросла целая плеяда талантливых писателей.
- Вы долгие годы работали в нашем городе. Как вам сегодняшняя Караганда?
- Мне очень нравится нынешний облик шахтерской столицы. По душе мне новая политика и идеи руководства области. Они перекликаются с задачами, которые ставит Президент страны Назарбаев. Я считаю, что в социальной и духовной жизни Караганды начался новый период.
На этой святой земле переплелись судьбы многих знаменитых людей.
Порой они носили трагический отпечаток. Эта аура на энергетическом уровне чувствуется и сейчас. Свой творческий путь последователь великого просветителя Абая, видный политический деятель Ахмет Байтурсынов начинал простым учителем в каркаралинской школе. При царском режиме он был посажен в тюрьму. За эти же прогрессивные взгляды он одним из первых казахов был репрессирован в годы сталинского террора и расстрелян.
Семь лет провел в печально известном Карлаге сын знаменитой русской поэтессы Анны Ахматовой и не менее известного Николая Гумилева Лев Гумилев, автор фундаментальных исследований по древнетюркской истории, которые представляют собой уникальное научное наследие.
В жизни мне тоже доставалось за мои взгляды, Я очень хочу - если проводить исторические параллели, - чтобы такие печальные ошибки впредь не повторялись.
- У вас есть жизненное кредо?
- Считаю, что человек, какой бы профессией он ни занимался, всегда должен быть чист перед собой и своей совестью. В этом плане Караганда стала для меня строгим учителем: здесь многое было пережито, передумано. Но из своей жизни в этом городе я почерпнула немало полезного. Порой меня охватывает гордость: не каждый литератор имеет такую судьбу.
- Бахыт Карибаевна, чем вы сейчас занимаетесь?
- В основном наукой. Мое ученое звание - не дань новомодным веяниям, а моя внутренняя сущность. Сегодня возникает необходимость в создании новой концепции казахского литературоведения, что требует новых методологических подходов. Я уже сказала, что тщательно систематизирую все свои исследования, так как хочу создать фундаментальную базу для написания новых учебных пособий. Планирую также издать книгу в жанре документальной прозы.
История меняется и обновляется новыми данными, сведениями и событиями. На месте не стоит и литература. Вот почему для ее объективной оценки необходимы совершенно новые подходы.
Беседовала
Гульнар ИСКАКОВА
Свидетельство о публикации №213110901194