А. И. Савельев - К биографии гр. Аракчеева

Предисловие:
Обращение к архивным материалам всегда таит в себе элемент открытия. Судьба Аракчеевского архива настолько необычна и сложна, что каждая находка по теме, связанная с именем графа Аракчеева привлекает внимание. Мы представляем находку из Отдела рукописей Российской национальной библиотеки.
А. Одиноков


     Сообщил А.И. Савельев
                Два архивных документа к биографии гр. Аракчеева

    Будущему биографу гр. Аракчеева предстоит не мало труда, чтобы разобраться в массе самых разнообразных сведений об исторической личности Аракчеева, чтобы справедливо и обстоятельно выразить характеристику этого человека, оставившего по себе память с одной стороны не только сурового, но и жестокого верховника, с другой – снискавшего, в среде мелких людей, – участь которых от него зависела, – благодарность за его участие к их судьбе.
    Ал[ексей] Андр[еевич] Аракчеев, как известно, после кончины Императрицы Екатерины II, стал быстро возвышаться по службе, и, в должностях (1789 – 1799 гг.). Из подпоручиков артиллерии, последовательно повышаясь в чинах, возведённый сначала в баронское, а затем и в графское достоинство, был на той высоте могущества и силы, и пользовался такою властью, которая открывала ему полную свободу действовать и распоряжаться судьбою ему подчинённых лиц совершенно самовластно и бесконтрольно, не давая о своих действиях никому отчёта.

    В артиллерийском архиве сохранились, между прочим, два любопытные рукописные документа (1) о распоряжениях гр. Аракчеева, – один когда он был инспектором артиллерии, а другой, когда он был военным министром. Оба эти документы интересны тем ещё, что свидетельствуют, с одной стороны о суровости тогдашних военных постановлений, а с другой – о том, что, несмотря на эту строгость, злоупотребления всё-таки существовали у нас в военном хозяйстве.

                I

    В 1799 году, по сентенции военного суда, были приговорены к наказаниям различным, следующие лица:

    Шт. кап. Лопатин, за разные противозаконные проступки, был приговорён к разжалованию «на время» в рядовые. Ген. Аракчеев, принимая во внимание, что шт. кап. Лопатин, во время суда, десять лет содержался под арестом и в оковах, мнением положил: от всякого дальнейшего взыскания Лопатина освободить, но отставить от службы.

    Пор. Соколов, обвинённый в пьянстве и растрате казённого имущества, был приговорён судом к повешению. Ген. Аракчеев определил: во внимание долговременного ареста (8 лет) в оковах, пор. Соколова от дальнейшего взыскания освободить, но отставить от службы.

    Майор Семёнов и пор. Ватутин, по суду, за разные противозаконные поступки, приговорённые к лишению чинов, дворянского звания и к ссылке в работу, по решению ген. Аракчеева, во внимание к 4-х летнему их аресту и прежней их хорошей службы, отставлены от службы, без дальнейшего наказания.

    Пор. Обольянинов, за разные проступки, приговорённый судом к лишению чинов, дворянского звания и к исключению из службы, ген. Аракчеев определил: «приняв во внимание, что пор. Обольянинов три года содержался под арестом в оковах, выключить его из службы».

    Шт. кап. Скрыпкин был приговорён за разные проступки и за слабый надзор за казённым имуществом (в артил. цейхазе), к написанию « вечно в рядовые», секвестрованию его имения, ген. Аракчеев определил: выключить из службы, а имущество его продать для пополнения казённых убытков.

    Фейерверкера Кастрюкова, за растрату казённых денег (440 р.), вверенных его хранению, суд приговорил: лишить живота и повесить, а утраченную сумму взыскать с подпол. Гаствера и шт. кап. Капустина, вверивших Кастрюкову казённый транспорт. Ген. Аракчеев определил: Кастрюкова наказать шпицрутенами и по-прежнему определить на службу, а относительно взыскания растраченных денег с офицеров поручивших Кастрюкову транспорт, то ген. Аракчеев полагал бы (говориться в приказе) если не большую, то равную часть истраченных денег взыскать и с их начальника артиллерии в Казани, ген.-м. Мордвинова.


                II

    Гр. Аракчеев, будучи военным министром, по-своему характеру и своим правилам, не мог ограничиваться одними официальными донесениями, которые он получал о состоянии казённых учреждений: казарм, гошпиталей и пр., но сам посещал эти места и, в своих приказах по военному ведомству, выставлял на вид им злоупотребления, которые он находил. Гр. Аракчеев не всегда преследовал виновных, но подвергал их общественному суду.
    Так в 1808 г. он отдал следующий приказ:
«С. п. б. военносухопутный гошпиталь заботясь о больных солдатах (которых перебывало до 2500 чел.), в полгода, (с 1-го Сентября по 1-е Февраля) употребил на их содержание 10451 р. 50 коп., из коих на одно вино израсходовано было 4041 р. 45 коп., а именно: на портвейн 2184 р., мадеру 859 р. 95 коп., медок 320 р. и бурдовскую (?) водку 677 р. 50 коп.».


_____________________
(1) Архив Штаба Генерал-фельдцейхмейстера. Связка 414, № 1 – 46.

Источник: ОР РНБ. Ф. 665 (фонд А.И. Савельева). Ед. хр. № 12.


Рецензии