О выборе рода деятельности

  Философов часто упрекают в постусловии, дескать, в их рассуждениях нет конкретики, они поверхностны, или глубоки, но абстрактны. Якобы, обычные, простые, распространённые явления можно было охарактеризовать, разобрать, описать гораздо проще, не вдаваясь в детали, не говоря лишнего. Такой является весьма распространенная точка зрения людей, смутно разбирающихся в философии, как таковой, или не испытывающей к ней никакого интереса, не понимающих ее. Немудрено, что это мнение не до конца справедливо. Философия, как копилка практически всех мировоззренческих систем, действительно включает в себя множество лишнего знания, знания неверного и неистинного. Но вместе с тем, несмотря на то обстоятельство, что человеческая душа много времени проводит в поиске истины, а находя, нередко, принимает за истину заблуждение, а истину игнорирует, в философии присутствует множество полезного знания, но опять же, требующего критического осмысления. Философия – это наука практическая, за пределами практики и жизненного опыта, существующая только в виде человеческих домыслов. Ее изучение, в первую очередь, оттачивает способность критически мыслить, самостоятельно искать истину, и, помимо всего прочего, существенно подрывает веру в авторитеты; а это уже немало значит. Ведь никакая другая наука, так наглядно не демонстрирует, до чего могут заблуждаться даже выдающееся умы человеческие. Впрочем, мы сегодня мы будем говорить не о философах, и не философии. А вместо этого проанализируем проблему выбора в условиях влияния извне, и проанализируем качество, сопряженное со степенью влияния, на индивидуальные решения человека. Не пугайтесь, даже если вы не любите философии, далее все будет предельно просто.   
  На протяжении всей своей жизни, как я уже неоднократно упоминал, человек сталкивается с проблемой выбора. Выбор этот может быть незначительным, не имеющим судьбоносных последствии, таким, например, как покупка йогурта определенной фирмы и вкуса (с учетом даже того, что он окажется просроченным, ведь йогуртом смертельно отравится практически не возможно, а вдаваться в такие размышления, в которые пускаются некоторые анти-фаталисты, что отравление могло воспрепятствовать посадке на автобус, который, впоследствии, попал в аварию, мы не будем), а  способен быть судьбоносным, таким как выбор будущей специальности, или выбор спутника жизни. Наше разграничение достаточно условно, ведь, на самом деле, как порой и происходит, не всегда незначительный выбор таковым и является, а значительный, впоследствии, оправдает ожидание. В частности, выбор образовательного учреждения и обучение в нем, никак не повлияют на будущую профессиональную занятость, а со спутником жизни, через короткое время окажется не по пути, но, тем не менее, так принято, и для точки опоры так думать все же удобнее; а то, в самом деле, никакого порядка, один философский бардак. Так вот для начала мы попробуем разобраться в необходимости привлекать со стороны советчиков в таких вопросах, а затем, к каким советам прислушиваться. 
  Я упомянул о выборе спутника жизни, для жизненного пути несомненно очень важном, и если осуществляется на многие годы, бесспорно, во многом изменяет судьбу человеческую, скрашивая ее, или напротив очерняя. Однако в этом выборе существует судьбоносное предопределение, которое может быть нарушено из-за поспешности в данном вопросе. Тем не менее, в делах амурных я не силен, и тема эта весьма обширна, и многолика, и многообразна в выборе вариантов, поэтому ее разбирать аналитическим путем крайне сложно, вследствие уже того обстоятельства, что сердечные порывы и чувства в осуществлении этого выбора играют немаловажную роль. Проанализируем другой, который я также упомянул, но осуществление которого напрямую зависит от разума, от взвешенности и рациональности наших доводов. Это выбор будущей профессии, да и вообще деятельности, не только профессиональной.
 Через трудности этого выбора, в наше время, проходят практически все, помимо тех школьников, за которых, заблаговременно, решили родители, и они покорно смирившись, на протяжении всех пяти лет выполняли родительскую волю, удовлетворяли их амбиции. Любопытно, но вместе с тем закономерно, что этот разряд студентов подходит к выполнению учебных задач с явной неохотой, нежеланием, даже с отвращением, в некоторых случаях. Не секрет, что студенчество и без того не легкое время уже потому, что вместо положенных сорока пяти минут приходиться отсиживать вдвое больше, записывая на скорую руку материал сложного содержания. Это вызывает некоторое беспокойство, и выматывает, в первую очередь эмоционально. Теперь мне не понятно для чего это делается. Однако мое мнение сугубо индивидуальное, а раз так, то выскажу предположение, что это возможно оттого, что некоторые из преподавателей хотят настроить студентов на будущую учебу, а некоторые попросту хотят, чтобы молодое поколение пережило ту степень внутреннего стресса, беспокойства, которую они ощущали в молодости. А быть может я и ошибаюсь. Как бы то ни было, какие бы мотивы не двигали преподавателями, и особенно работниками деканата, первое время психологически сложное. Недосыпание, боязнь отчисления, быстрое записывание лекции, все это в комплексе изматывает молодой организм давлением на нервную систему. Опять же дело не в системе, а в людях, которые эту систему формулируют, а в нужные моменты ее маневренно огибают себе во благо. Эти факты должны поставить человека перед выбором – идти учиться в вуз, даже если имеются способности, или получить среднее образование, а затем заочное высшее образование, получение которого не требует ни умственного труда, ни умственных способностей, а только денег. По этой причине и снижение ценности диплома, как ценной бумаги, в целом. Кстати говоря, это обстоятельство тоже должно навести человека на мысль – а стоит ли тратить деньги, время, а самое главное здоровье, впустую, потому что высшее образование, как процесс имеет ценность только для любителей знания, любителей учебного процесса. Одной из первых ступеней в выборе будущей судьбы – это выбор учебного заведения и профессии. Для этого, как я полагаю, не стоит в состоянии нервного состояния, словно бы за  человеком гонится стая псов, судорожно перелистывать страницы учебных заведений, и в конечном итоге откладывать справочник на потом, вследствие невозможности взять себя в руки. В этом процессе немаловажную роль играют родители. Если они поддерживают и стараются раскрыть, понять действительные способности и предпочтения, с учетом материальных возможностей, то выбор будущей профессии и учебного заведения осуществляется спокойнее и рациональнее. Эмоциональные всплески в спорах только затягивают процесс и увеличивают риск необдуманного решения. Однако выбор будущей профессии, пусть даже в наше время невысока вероятность устроить по профессии, все же лежит не на родителях, а на школьнике. Именно ему, целые четыре или пять лет, обучаться или терпеть. Это, наверное, в наше полное неопределенностью время, самый главный выбор – обучаться в удовольствие, с интересом, или все пять лет терпеть, растрачивая молодость. Первоочередная задача в принятии данного решения, определиться к какому разряду ты принадлежишь в большей степени: аналитиков, естественников, или гуманитариев. Проще говоря, изучение каких наук дается легче: математики, физики, геометрии, или русского языка, истории, обществознания, либо биологии, химии. За десять лет обучения это возможно сделать. Второе в чем нужно определиться, это сама профессия, с учетом, предрасположенности к изучению наук, в связующем звене с типом мышления, умственными способностями. Если быть конкретнее, то, в случае если, школьник испытывает явное предпочтение к изучению гуманитарных дисциплин, он должен выбирать из учителя гуманитарных наук, переводчика, филолога, юриста, экономиста и так далее. Если же его прерогатива точные науки, то список востребованных на рынке труда специальностей значительно расширяется. Однако это деление весьма условно, объясню по какой причине. Если школьник, заблаговременно, в классе хотя бы девятом решает, что обязательно нужно поступить на врача, а химию он с восьмого класса не учил, но при этом чувствует в себе желание и способность, он может самостоятельно, наняв репетитора, если позволяют средства, обогатить свои знания по данной дисциплине, и в конечном итоге поступить по желанию. Опять же, это нужно сделать заблаговременно, не затягивая. При этом, конечно, категорически не следует слушать недоброжелателей, да и не только недоброжелателей, а еще и людей, которые живут прошлым, когда диплом о высшем образовании давал неоспоримые гарантий трудоустройства на работу по профессии. Наше время совершенно иное. И если вы поступаете не в МГУ, СПБГУ или МГИМО, то вероятность устроиться на работу сокращается до наличия круга знакомых, которые могли бы вас устроить. В данном случае, как правило, и знания, и диплом имеют второстепенную значимость, важность. Поэтому самое, наверное, главное в осуществлении этого выбора – это выбрать ту профессию и ту специальность, освоение знаний которой будет приносить удовлетворение, даже удовольствие, повышать интеллектуальный уровень, и сама учеба, была хотя бы терпима. В случае же если человек выбирает специальность, к которой у него абсолютно никакой предрасположенности, то, в силу того, что его жизнь превратиться в тягучую и беспокойную пору, самое, наверное, лучшее что с ним может случиться это отчисление.             
   


Рецензии