Корреспонденция. Итого две проблемы

Переметает за ночь ветер тропинки, идущие через молодой парк к зданию швейной фабрики. Но вот наступает новое рабочее утро, и тропинки торятся снова – люди идут на смену, и с каждым днём паутинка тропинок вокруг фабрики становится гуще и чётче. Потому что с каждым днём фабрика наращивает мощности. Потому что каждый день, учтённый специальным графиком, запускается какой-нибудь новый конвейер, ещё одна бригада или поток переходит из старой фабрики, начинает обживать помещение, цех, этаж.  И стремление руководства, рабочих-швейников ускорить этот процесс столь велико, что сроки, указанные в этом графике, смело ломаются, и сам график превращается в документ трудового энтузиазма, стремления швейников быстрее начать работать на новом месте, выпускать больше продукции для области, улучшить её качество. Свидетельствует об этом тот самый напряженный график, который отстал по срокам от действительности на новой швейной фабрике на две недели.
Бок о бок со швейниками трудятся монтажники, наладчики, строители, устраняя недоделки, подчищая мелочи и невольно заражаясь тем же энтузиазмом. Заканчиваются работы на складе сырья, монтируются стеллажи и техника на складе готовой продукции, откуда костюмы, например, будут отправляться в магазины подвешенными в контейнерах – повысится качество продукции, уменьшатся затраты времени и средств, так как не надо будет переглаживать их в магазинах. Громоздкие контейнеры будут формироваться в помещении и с помощью техники грузиться на автомашины. Ручной труд на этом участке полностью исключается. У входа установлены мощные калориферные установки, которые включаются с открытием дверей, связывающих цех с погрузочной площадкой, – в помещении будет автоматически поддерживаться постоянная температура.
Лифты, подъемники, механические тележки, конвейеры, приспособления для уборки отходов, множество приборов контроля за температурой в помещениях, за влажностью и запыленностью воздуха. Душевые, столовая, буфет, гардеробы, индивидуальные шкафчики, красный уголок, учебные конвейеры – всё это хочется просто перечислить, чтобы показать, насколько серьезно проектировщики, строители думали о тех, кто будет здесь работать. Учтена буквально каждая мелочь, бытовая и производственная. Швейники понимают это, и всё бы хорошо, если бы не две проблемы.
Первая – проблема ежедневной нормальной работы фабрики. «Наша большая беда», – так назвала её главный инженер швейной фабрики Л. А. Межерицкая. Итак.

Проблема дня
Учтя, что прессы паровые, проектировщики включили в фабричный комплекс котельную. От неё фабрика должна была получать горячую воду и, главное, технологический пар. Но городские власти котельную из проекта исключили, как вещь ненужную и даже вредную. Действительно, есть ТЭЦ – она обогреет город и высвободит десятки котельных. Одну из них (в районе привокзальной площади) можно соединить с фабрикой. И вот проложен трубопровод в 250 метров, что, несомненно, дешевле строительства новой котельной, и пар пошёл… Увы, в спешке строители плохо сварили трубы (отчего происходит утечка пара), снабженцы не достали нужных заслонок (в результате – авария)… Много еще подобных причин, порождённых спешкой, и технологический пар впервые подан только тринадцатого ноября. И то лишь на полдня.
А ведь есть договор на снабжение фабрики горячей водой и технологическим паром, подписанный представителем дирекции котельных и тепловых сетей города Архангельска, где директором Б. Г. Попов, и представителем швейников. В этом документе оговорены сроки. Сроки в действительности сдвинулись более, чем на месяц (по договору пар должен быть на фабрике 10 сентября), но это, как сказал Б. Г. Попов, вина заказчика и строителей.
Но, заверил Б. Г. Попов, скоро всё наладится. Руководству фабрики послана телефонограмма, в которой предложено устранить недостатки в тепло- и парохозяйстве. Котельная же, как только будет построена рядом с ней бойлерная, будет передана на баланс швейников. И пусть сами себя снабжают.
Действительно, всё по-умному. Запретили строить фабричную котельную – и одной дымящейся трубой в черте города меньше, не построили – и есть возможность  использовать то, что впоследствии было бы или снесено, или законсервировано. Это действительно хозяйский подход к делу. Но причем здесь швейники? Почему они, а через них наши магазины должны страдать от неразберихи, недоделок и безалаберности?
Можно и нужно было проложить трубопровод так, чтобы там не скапливалась вода, которая, охлаждая трубы, конденсирует пар, чтобы не было его утечки, отчего давление падает и не достигает нужных шести атмосфер. Необходимо было в процессе строительства подготовить всё тепловое хозяйство, укомплектовать его всем необходимым, чтобы пуск фабрики уже предполагал горячую воду и технологический пар, без которого фабрика практически не может работать.
Ну, а если уж не смогли всё это сделать вовремя, то надо поторопиться сейчас. И к 26 декабря, ко дню, которым замыкается график перехода всех рабочих в здание новой фабрики, ни о паре, ни о горячей воде уже никто не вспоминал.

Проблема будущего фабрики
Первый год фабрика будет работать лишь на 70 процентов проектной мощности. И только одной сменой. Для того, чтобы обеспечить эту смену рабочими, уже второй год  два профессионально-технических училища готовят специалистов. Столько же времени эти специалисты готовятся на самой фабрике. Насколько серьёзна проблема кадров, видно хотя бы из того, что первым в здании новой фабрики стал работать учебный конвейер.
Найм рабочих ведётся постоянно. Их обучают на пяти специальных агрегатах. Для этого приглашены опытные инструкторы. Руководители фабрики обратились за помощью к своим старым работникам, которые были на пенсии, и те откликнулись, вернулись на производство и передают опыт новичкам. Двух месяцев не доработала до 35 лет Галина Андреевна Белякова, уйдя на пенсию. «Надо уж до круглой цифры доработать, – смеётся она, – тем более, что девочки стараются, хоть и пришлось начать с того, как нитку вдевать». Действительно, стараются. Хоть и шьют пока продукцию ширпотреба – рабочие рукавицы, юбки, шорты детские.
Многие учатся, постигая нехитрую, на первый взгляд, науку швейника. И всё это будет только одна смена. Причем есть уже опасения, что на фабрике начнётся текучесть кадров.
Это давняя история. Много лет фабрика просила у своего министерства средств на жильё. И вот в этом году они были выделены. И то лишь в связи с постройкой новой фабрики, с расширением её, с увеличением в несколько раз числа рабочих. Деньги эти предназначались на проектно-изыскательские работы.
Место для строительства общежития швейники изыскали – территория старой фабрики. Использовать его им разрешили, но с утверждением в горисполкоме тянули невероятно долго. Настолько долго, что институт «Архангельскгражданпроект» не успел подготовить документацию и потому не смог заключить договор с ленинградскими изыскателями (только они проводят эти работы). Ну, не договорились – и ладно, решили в «Гражданпроекте», не горит ведь. Но, оказывается, горело – «горели» шесть тысяч рублей, отпущенные фабрике на изыскания, и «горели» лимиты на дальнейшее строительство общежития и жилого дома. И швейники поехали в Ленинград, и уговорили хороших людей из того института, чтобы начать в этом году изыскания. Уговорили, но документация от «Гражданпроекта» всё-таки нужна. А здесь уже успокоились – ведь не горит…
Почему? Откуда? Почему и откуда берётся у людей равнодушие? Неужели не понятно, что при недостатке в жилье, который ещё, к сожалению, ощутим, получить, как подарок, от Министерства лёгкой промышленности общежитие на 960 мест и жилой многоквартирный дом – за это, уж во всяком случае, стоит поработать. Ведь понятно же. Вы же сами строители – те, кто тянет волынку с делом швейников в «Гражданпроекте».
И последний штрих – если эти шесть тысяч не будут до конца года израсходованы, фабрика лимитов больше не получит. Так сказали в главке и в министерстве.
Уже сейчас отделу кадров приходится отказываться от прекрасных специалистов, которые хотели бы работать на фабрике, и ограничивать себя в наборе учеников. Уже сейчас нависла опасность текучести кадров. Всё упирается в отсутствие жилплощади. А ведь на будущий год нужно набрать еще тысячу человек рабочих для второй смены.

* * *
Заносит снегом тропинки, идущие через молодой парк. Но наступает новое рабочее утро, и паутинка тропинок вновь ложится вокруг здания фабрики – швейники идут на смену.
И немного времени осталось до того дня, которым замыкается график освоения нового сложного производства. Тогда вспыхнет свет на всех этажах, во всех окнах, загудят все механизмы и мониторы, и потянутся по улице Тимме машины с продукцией новой швейной фабрики. Беспрерывным потоком. Если, конечно, проблемы, которых на новом предприятии немало, мы все будем принимать близко к сердцу и делать всё, чтобы их не было.
Газета «Правда Севера», 2  декабря 1971 года
 Архангельск


Рецензии