Герой

       Дело было  осенью 1971 года. Я только что прошел курсы молодого бойца, вернее, молодого милиционера. Изучали мы уголовное, гражданское право, приказы и инструкции МВД, проходили физическую подготовку – в общем, я был готов к выполнению своих служебных обязанностей.
      В то время на территории, подопечной отделению милиции, выставляли 10-11 постов в ночную смену. Тогда никаких раций у нас не было, и посты  выставлялись так, чтобы, в случае необходимости, на помощь могли прибежать по свистку с соседних постов. А услышит сосед или нет – это уж как повезет. Звонить по телефону мы могли только из штабов ДНД (добровольных народных дружин), где размещались и участковые инспектора. Они по вечерам патрулировали по району вместе с дружинниками, в случае необходимости выполняли роль понятых - у нас милиции всегда не доверяли, и требовалось «подтверждение общественности», хотя чаще всего это была чистая формальность.
     В тот день я заступал на пост в ночную смену в районе "Покровки". Так называется район в конце Садовой улицы, часть Лермонтовского проспекта, между Фонтанкой и Мойкой. Пост достаточно большой, пока обойдешь – так и час  времени пройдет. "Покровка",в то время, было местом  неспокойным: проживало там много ранее судимых, воры имели в этом районе свои «хазы», или просто квартиры, где они прятались. Жили здесь и скупщики краденного. Поэтому, когда нас инструктировали, обращали особое внимание на постоянную бдительность и напоминали, чтобы мы не спали в штабе ДНД. Командир отделения, в течение ночи, обходил посты и появлялся один-два раза, на каждом.
    Обходя свой пост, я обратил внимание на группу молодых парней. Стояли они недалеко от угла Лермонтовского проспекта и Садовой улицы, как будто, окружили кого-то. Я решил подойти поближе и понаблюдать.  Парни были чем-то увлечены и не обращали внимания на окружающих, да на улице никого и не было: время около двух часов ночи, будни, народ уже спал. Подойдя поближе, я увидел, что они окружили пьяного мужика и его обыскивают. Мужик был здорово поддавший и слабо от них отбивался, упрашивая, чтобы они его не трогали, так как у него ничего нет. Парней было пятеро, лет по 18-20, все выпившие. Они смеялись и шарили у него по карманам. Что мне было делать?  Я один, а их пятеро. Пока побегу вызывать помощь, пока прибегут, тут уже никого не будет. И тогда я решился. Вытащил пистолет и, тихонько подойдя сзади, каркнул: «Стоять, руки за голову! Малейшее сопротивление – буду стрелять!». Видно, у меня был достаточно грозный вид, да и решимость действий налицо, так что они все дрогнули, безоговорочно подняли руки, и я повел их в штаб ДНД, прихватив с собой потерпевшего. Ребята были здорово напуганы, видно было, что это не грабители и не хулиганы, а домашние мальчики, которые решили немного "развлечься", ограбив пьяного мужичка.
    Из штаба я позвонил в отделение милиции, и, узнав, сколько у меня задержанных и за что, оттуда тут же примчались, забрали всех, а я остался дежурить.
   После смены, утром, приехал начальник отделения милиции и стал подводить итоги. Я, конечно, ожидал похвалы – по крайней мере, за задержание и решительные действия. Как в сказке говорится: «Одним махом – пятерых».
   Начальником отделения милиции в то время  был Буряков Павел Михайлович, воевал в Великую Отечественную, потом в Прибалтике воевал с бандитами, так называемыми «лесными братьями». Видел много чего, имел большой опыт борьбы с преступностью и к своим сотрудникам относился уважительно, независимо от их и своей должности. К нему, соответственно, было такое же отношение. В дальнейшем, в своей службе, я всегда ориентировался на его работу.
   Но вернемся же к нашей истории. Подвел начальник отделения итоги работы  за ночную смену, а про мое задержание ничего не сказал. Только когда всех отпустил, обратился : «А вы зайдите ко мне». Я шел за ним в кабинет и думал, что он хочет отметить меня лично, наверное, премию даст.
  Зашел я в кабинет и, как положено, доложил. Так и так, прибыл по вашему приказанию. И тут, уважаемый мной Павел Михайлович обращается ко мне с нецензурной бранью. Что, мол, ты делаешь, такой-этакий, с ума сошел, что ли?! Ты что, хочешь, чтобы тебя убили? Как смеешь ты, один, задерживать пятерых? Я опешил, но все же пытался как-то оправдываться, что человека грабили ведь, а пока я бы бегал, все бы скрылись. А он мне: «Тебе повезло, что сопляки были, а нарвался бы ты на настоящих бандитов, то лежал бы там, и оружие они бы с собой забрали».
   В общем, навалял он мне «под завязку». На всю жизнь я запомнил, что геройство надо тоже с головой проявлять.


Рецензии
"... видно было, что это не грабители и не хулиганы, а домашние мальчики, которые решили немного "развлечься", ограбив пьяного мужичка". Интересная какая трактовка из уст профессионального стража правопорядка.

Петр Портупеев   23.10.2021 13:15     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.