Старый дом

  Этот дом находится в центре  Томска, буквально в 150м от «красной линии», главной улицы города- проспекта Ленина. И хотя он небольшой, и всего-то двухэтажный, все равно привлечет ваше внимание  старой архитектурой со сложной кирпичной кладкой, с уже въевшейся вековой пылью, окрасившей красный, когда-то, кирпич в темно-бурый цвет и каким-то благородством, отличающим дореволюционные строения от современных, часто аляповатых, хотя и сверкающих. 

  Зияющие окна на втором этаже, на первом они забиты деревянными щитами, подскажут вам, что в нем сейчас никто не живет, никто его не занимает. Но это только видимость…

  Да, он уже где-то восьмой год как пустует. Последние «жильцы» его были врачами городского психоневрологического диспансера, и их выселение означало, казалось, то, что скоро это здание займет какой-нибудь очередной офис, как и соседнее с ним рядом, очень похожее и построенное, видимо, в одно и то же время.

  Находится оно по воле случая совсем рядом с домом, где я раньше жил и каждый день, проходя мимо него, невольно задерживал на нем взгляд.
- Спросите почему?
– Отвечу, не знаю.

  -Нет, я действительно не знаю, почему на него постоянно смотрел ведь не царские хоромы. И, наверное, ходил бы я так еще долго и долго, натыкаясь на него взглядом, не «оживи» оно и не оставь о себе такую странную память.    

  А началось все с того, что мы с супругой решили разбить перед своими окнами, а жили мы на первом этаже обычной «хрущевки», цветочные клумбы. Быстро взялись за дело: я принес несколько десятков кирпичей, оставшихся после ремонта квартиры, и стал выкладывать ими клумбы. Потом натаскал туда земли, благо ее навезли  жэковские рабочие, и через два часа у нас под окнами красовались три клумбы.

  Но только вот, на последнюю клумбу кирпича немного не хватило, ну, примерно, десятка полтора и я пошел искать его по всему двору, находя его там-сям. Сами знаете, в наших дворах чего только нет. Но этого тоже не хватило, и я вспомнил про заброшенное здание, о котором вам и рассказываю.

  Я пошел к нему, осмотрел все вокруг, но рядом с ним ничего не нашел. Тогда я зашел в небольшую приоткрытую дверь, она находилась с тыльной стороны дома, обращенной во двор, и поэтому не являлась объектом любопытства проходящих мимо дома людей и была не заколочена.

  Там оказалось небольшое подсобное помещение, где-то 3 на 4 метра с темным провалом в стене- это была старая закопченная печная кладка, уводящим дальше в темноту дома, и нагроможденной возле этого провала кучей: мусора, земли и, вперемешку с ней, торчащих старых кирпичей.

  И сразу же у меня появилось какое-то неясное и неприятное ощущение чьего-то присутствия. Присмотревшись, я никого не увидел, подавил в себе это ощущение и стал вытаскивать из этой кучи кирпичи по одному, очищал три-четыре и относил их к клумбе. Проходить мне приходилось метров 60-70, в общем немного. А потом возвращался и брал очередную партию.

  Наверное, это было третьим моим возвращением, когда я, зайдя в уже знакомое помещение, вдруг увидел рядом с кучей, где-то в метре от нее, очищенные от земли кирпичи, сложенные аккуратной стопочкой у стены- их было, как сейчас помню, 7 штук. Раньше их, клянусь, не было! И я столько наготовить не мог в принципе, я бы столько не унес, да и когда я бы их наготовил, во сне что ли?

  Волосы у меня на голове зашевелились, может и дыбом встали– не видел, а по телу забегали мурашки, пока я лихорадочно соображал, мог ли кто-нибудь сюда войти после меня. Но нет, я отходил совсем недалеко и где-то минуты на две не больше, тем более что дом этот постоянно был в поле моего зрения. Конечно, я подумал, что кто-то мог и подшутить надо мной- соседи, там или детвора, но двор был пустынным.

  Сколько продолжалась моя оторопь я не помню, преодолевая внутренний страх, я выбрал последние нужные мне кирпичи, а те, у стеночки, трогать не стал. Чья «заботливая» рука или лапа их положила, какое «счастье» они бы мне потом принесли, леший его знает? Так, стоп, вот он-то, может быть и знает или домовой какой?

  Возле дома этого ходить я с тех пор не перестал, но в дверь ту заходить что-то больше не хочется, да и зачем, правда? Супруге своей ничего не рассказывал, еще посмеялась бы, а батюшке, духовнику своему, на исповеди об этом приключении поведал. Промолчал он на это, хотя и вздохнул как-то сочувственно, но мне и этого было достаточно - поддержал все-таки.

  Рассказал потом еще как-то в подходящий момент в компании одной теплой рыбацкой, после чего подобных историй много наслушался. А друг мой, Сашка, с которым мы в этой компании вместе были, как оказалось, однажды плутал в районе этого дома, хотя плутать там, поверьте мне, негде. Это все равно, что в трех соснах заблудиться.

  Кто виноват в том, что он плутал, то ли женщина, которая ему короткий путь дворами с монастырской горы вниз указала, чтоб напрямую шел- крюк не делал, то ли домовой «мой», кто его знает?

  Так и стоит тот дом пустым по сей день. Это в наше-то время, да в центре города?! И дверь та самая в него приоткрыта, и не вселяется в него никто или "не дают" вселиться..?
 

 


Рецензии
Вы наблюдательный человек.🙂

Стоит еще этот дом, или снесли уже?

Марина Северчанская   06.02.2023 14:16     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик! Стоит. Все в том же состоянии. С уважением,

Владимир Хмыз   07.02.2023 09:36   Заявить о нарушении
Интересно. А по какому адресу?

Марина Северчанская   07.02.2023 09:41   Заявить о нарушении
Если Вы Томск знаете, то это переулок, ведущий от ул. Гагарина к Советской параллельно пер. Нахановичей. Наискосок от дома по Советской,д.7.

Владимир Хмыз   07.02.2023 12:37   Заявить о нарушении
Бываю частенько.

Ок. Спасибо. А этот район, между прочим, связан с историей рода прошлого века. Поэтому интересно.
Вот смотрю сейчас панораму по Яндекс-карте.
Он во дворе стоит за Киномиром или за кафе по Гагарина 10? У него какой адрес?

Марина Северчанская   07.02.2023 12:59   Заявить о нарушении
"Киномир" на Нахановича, а это следующий переулок от бывшей "Белочки". Вот от неё и по этой стороне, пересекая Ленина и Гагарина, второе здание перед Советской, где трамвайные пути.

Владимир Хмыз   07.02.2023 15:12   Заявить о нарушении
Я увлеклась поисками, Владимир. По камерам ориентир либо Беленца 25, либо Советская 14 🙂


Марина Северчанская   07.02.2023 16:23   Заявить о нарушении
Сразу за ним стоит жилой дом - Советская, 9. Он на Беленца, но номер не знаю.

Владимир Хмыз   07.02.2023 17:20   Заявить о нарушении
Владимир, здравствуйте. Номер 20 у этого дома. http://2gis.ru/tomsk/gallery/geo/422848120231267/photoId/30258560090432045http://

www.tomsk1604.ru/catalog/abel-20/

Построен в 1893 году. А во времена постройки это был еще пер. Подгорный. Судя по архитекрутрным деталям, имеет историко-культурную ценность. Был жилым, входит в часть объекта культурного наследия исторического р-на Уржатка, достопримечательного места «Дворянская», как архитектурный комплекс "Усадьба томских купцов Колотиловых".
Есть несколько фотографий с ракурсов, фасад довольно крепкий и не поврежден, а вот со двора, я так понимаю, пол стены разрушено (обрушен ризалит и пристрой), видимо, из-за техногенных причин. Возможно, взрыв газа.
Есть информация: дом принадлежал купчихе Дарье Игнатьевне Колотиловой.
Вообще история интересная у этой усадьбы. С 1915 года много собственников менялось.
Читаю экспертизу и ужасаюсь варварской эксплуатации. За 130 лет так угробить здание! Остатки былой архитектурной и интерьерной красоты остались лишь на фрагментах внутри и на фасадной кладке и трубе дождевого слива.
А в 1980-х там какое-то время располагалось диспансерное отделение областной психиатрической больницы. Позднее часть помещений занимала инспекция
Госстраха Кировского района, остальные помещения были отданы под жилые. Конечно, никаких там кладов и в помине нет.
С 2018г. только усадьба признана объектом культурного наследия по ФЗ-73, законсервирована.

Вот такое дело с этим домом. Поэтому, тут ясно, что и умирало тут немало людей, и в весьма неоднозначных обстоятельствах, как на практике это бывает с больными людьми.

.



Марина Северчанская   08.02.2023 15:12   Заявить о нарушении
Вот как! Спасибо Вам, Марина! Дом действительно оказался с богатой историей. А взрыв там, может быть, и был. Ведь провал там в стене нешуточный. Только про клад я ничего не писал и даже не предполагал его наличия. Видите, как интересно! С уважением,

Владимир Хмыз   08.02.2023 17:20   Заявить о нарушении
А я вас благодарю, ведь не часто после прочтения какой-то истории хочется узнать еще больше, вот так и бывает.
Материал в документах нашла по этим домам и владельцам купце Колотилове и его супруге. Вот так случайно натыкаешься на что-то и, как клад искать, увлекательно 😀👍.
Про клад- это я в дополнение к интересу заметила. Ведь старинные, особенно дворянские и купеческие дореволюционные дома нередко с сюрпризами. Томск - вообще привлекает со всей России искателей старины. Это полезный процесс. Один изучит и готовый материал подаст. Другой - информацией может привлечь потенциальных инвесторов и покупателей/арендателей. То есть, процесс полезный для регионов. У вас есть проект "за 1 рубль", по которому всем миром собирают средства и способы реставрации.

Еще раз вам спасибо за стимулирование интереса к родной истории 🌞

Марина Северчанская   08.02.2023 17:42   Заявить о нарушении
И Вам спасибо за не гаснущий интерес!

Владимир Хмыз   08.02.2023 18:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.