Гл. 7. Уход Лииной матери
Мария Петровна, Лиина мать, болела с мая 2001 года. С той поры, как Руслан и Надежда, жившие в то время гражданским браком, нашли Марию Петровну лежащей без сознания в огороде её новогродовского дома. Вызвали «скорую», отвезли больную в больницу. Это был инсульт.
Семьи обеих дочерей дружно ухаживали за больной. Привозили продукты, лекарства и всё необходимое для лечения. По очереди дежурили возле больной и днём, и ночью.
Общими усилиями, медиков и близких, Мария Петровна потихоньку приходила в себя. И дело пошло на поправку. Вскоре её выписали из больницы.
Энергичная бабулька не могла смириться с долей старенькой, больной «клуши». Она хотела по-прежнему жить в своём новогродовском доме, заниматься своими курами, а также садом и огородом. Но вся эта домашняя работа, а также одинокая жизнь в доме, таили в себе опасность нового инсульта.
В тёплое время года она теперь жила в доме Людмилы Кирилловны, а с наступлением холодов мы забирали её к себе: на пятый этаж четырёхкомнатной городской квартиры. Одолевать эти бесконечные ступеньки было для больной большой проблемой.
В 2003 году Мария Петровна осталась у нас после зимы (забрать её к себе у Людмилы Кирилловны долго не получалось). Весной и летом Марии Петровне было в тягость сидеть в стенах пятиэтажки. Она просилась, чтобы её отвезли туда, где она может ходить по земле, сидеть на травке.
В июле она попала к Людмиле. А осенью её отвезли в село, к Алле, родной сестре Людмилиного мужа Владимира. Алла сама предложила такой вариант. В отличие от Людмилы она была домохозяйкой и могла ухаживать за больной, выводить её на двор и т.д.
Посоветовавшись, мы решили, что это будет оптимальный вариант для больной. Мы и Людмилина семья привозили сюда регулярно нужные продукты, давали деньги Алле. Мария Петровна в последнее время совсем плохо ходила, на ногах её были болячки, видимо, от сахарного диабета. Но духом она старалась не падать и при наших с ней встречах держалась с улыбкой и даже с оптимизмом.
Мы ей привезли иконки, её книжки и тетрадки с молитвами и она старалась творить хоть часть из тех молитвочек, которые так любила читать в прежнее время, когда жила у нас.
В пятницу, 18 марта 2005 года во второй половине дня мы поехали втроём (Лия Кирилловна, я и наш старший сын Эдуард) навестить больную Марию Петровну.
Мы уже въехали в Лисовку, где больная жила у Аллы, когда позвонил Вадим, сын Людмилы Кирилловны, и сообщил взволнованно, что бабушке плохо и она умирает.
Мы сообщили, что скоро будем. Но мартовская дорога была вся в выбоинах и огромных весенних лужах, - быстро ехать не получалось. Вадим ещё раз позвонил…
Когда мы приехали Мария Петровна была совсем ещё тёпленькая, но душа уже покинула ее тело…
Ровно пять месяцев усопшая не дожила до восьмидесяти лет.
На похоронах и поминках Лию Кирилловну пришлось вести с двух сторон под руки, - собственные ноги её буквально подкашивались.
В тот день симптомы её физической немощи внешне были очень похожи на те, которые были в последние годы у ее матери…
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №213111000578