Школа, которая необходима
Это первый в жизни концерт. В зале сидят папы и мамы, с замиранием слушают. Сравнивают ревниво: а мой лучше играет!
Умилительные махонькие девчушки в газовых нарядных платьях – как раз к такому случаю, серьезные маленькие мальчики с бабочкой и в черном костюмчике… Кто-то сбился, но аплодисменты зала покрывают его ошибку.
Я слушаю, и каждый раз изумляюсь этому чуду: пришел пяти-шестилетний малыш, ни читать, ни писать, а тем более играть на фортепиано не умеет, и вот через несколько месяцев концерт – и он на сцене. Удалось. Получилось – и у него, и у нас. Первый шаг в мир музыки сделан. Точнее говоря – шажок, но сколько труда стоит за ним!
Вроде и не первый ученик, и методика отработана, и проколов никогда не было, но все равно – великое изумление, что он играет…
…Выпускной вечер. Концерт выпускников.
Юноши и девушки выходят на эту самую сцену и играют – по-разному, кто как успел научиться. Одни – очень скромно, но чисто и уверенно, другие – ярко, смело, бегло.
А у меня перед глазами стоит картина: малыш выходит и садится за инструмент, а ножки не достают до пола, поэтому преподаватель подставляет маленькую скамеечку, чтоб не болтались…
И трудно поверить, что вот эти, взрослые, были когда-то теми, крохотными…
В такие минуты меня покидают все сомнения: значит, мы все – на своем месте, и вся до этой минуты жизнь была правильно прожита, и годы учебы – не зря, и выбор профессии – верен, если они играют…
«Музыка – зачем она, что он (она) зарабатывать будут? … Потерянное время – лучше бы в футбол гонял… Инструмент ставить некуда, а вдруг он (она) расхотят учиться, что с ним делать?... музыкальная школа – не главное, не хочет, пусть не ходит…»
Вот такое иногда слышишь от родителей наших учеников.
Горько?
Да, действительно, это не самая высоко оплачиваемая профессия. А какая – «самая»? Есть, конечно… Грабить банки, например, очень выгодно… пока не поймают.
Не все в мире измеряется деньгами. Возможность заниматься любимым делом, пожалуй, стоит того, чтобы закрыть глаза на величину «банковского счета». Когда идешь на работу и радуешься предстоящему дню, когда все легко и выполнимо, когда удачи приносят глубокое удовлетворение – разве это того не стоит? Нервная система на любимой работе дольше сохранится здоровой…
Лучшая работа – эта та, которую ты умеешь делать. Когда твои индивидуальные способности и сфера деятельности совпадают. Тогда и перспективы есть. И это еще спорный вопрос – о маленькой зарплате. На любом поприще, если ты востребован, есть возможности.
Это я так, размышляю. Например, над судьбой девочки, которая часами просиживает за инструментом, подбирая и сочиняя, и которую родители уговаривают выбрать экономику или юриспруденцию, поскольку «там» платят больше…
Но это будет потом, когда пролетят годы и сегодняшние малыши вырастут из коротких платьиц, когда задумаются, чем же заняться в жизни…
А сейчас я смотрю на наших крох и пытаюсь предугадать, кто же из них дойдет до выпускного экзамена.
Музыка – это не так просто, как кажется на первый взгляд. Вот этому малышу понадобиться много усилий, чтобы научиться играть. И музыкальные способности – это еще не все. Мало иметь слух и голос. Нужно уметь ими воспользоваться. Логическое мышление, память, воображение, усидчивость, интеллект - необходимые условия воспитания музыканта или того, кто желает научиться играть. Соответственно, начиная учиться, все это развивается.
Те, кто играют – они другие. Музыка дает мощный импульс развитию остальных способностей. Уже с первого урока видно, умеет ли малыш мыслить логически. Если может – ноты запоминаются мгновенно, стоит только понять, по какому принципу они именно так разместились на линеечках. А если понять не в силах – как мучительно долго они запоминаются!..
Чем раньше начинается обучение – тем лучше. Ребенок начинает прислушиваться к звукам, и оказывается, что их сочетанию нет числа. Вот это радует и поднимает настроение, вот от этого хочется плакать. Чем больше с детства ребенок слушает музыку, тем легче его обучить – у него уже накоплено много слуховых впечатлений, нужно только помочь ему в них разобраться.
Изучение языков невозможно без развития слуха – я имею в виду произношение. Тому, кто поет в хоре и играет на музыкальном инструменте, легче воспроизводить звуки чужого языка. Музыкальный слух здесь незаменим. Даже отличная память не поможет в произношении.
Кстати, память при занятиях музыкой также развивается. Как-то незаметно с песенкой сразу запоминаются и слова, и зрительная память становится более цепкой, натренированная на запоминание этих непонятных точек с палочками – нот. И постепенно в маленькую головку входит много информации, сопутствующей музыке.
В древнем мире аристократ обязан был учиться играть на лире или там флейте…, чтобы уметь получать удовольствие от музыки. В древней Спарте знали цену военным песнопениям, поднимающим боевой дух, и умело этим пользовались.
И не только там. Музыка везде, где требуется воздействие на человека – на войне, на торжествах, в церкви.
И когда говорят: зачем она нужна, пусть лучше гоняет на улице, а то детства нет, мне странно и горько…
И еще родители иногда выдвигают такой аргумент – «он (она) все равно не будет музыкантом». Ну да. Платить за обучение, покупать инструмент, тратить нервы, когда не хочет заниматься…
Детям вообще свойственно больше любить играть на улице, чем на пианино или другом инструменте. Это нормально. Если бы они с рождения рвались учиться всему, отпала бы нужда в родительском воспитании. Попробуйте ради эксперимента ничего не заставлять их делать. Пусть себе играют, пока не вырастут… представили?
Стремление к обучению нужно воспитывать, к сожалению, это качество не относится к врожденным. Культивировать. Бережно следить за маленькими росточками и всеми силами охранять их – ведь розы вы оберегаете от сорняков, которые растут быстрее, чем розы…
И главная цель обучения в музыкальной школе – культивировать в детях то, что римский патриций и афинский аристократ называли получением удовольствия от музыки. Открыть сердце для нее. Научиться понимать этот всеобщий язык. Вынести из этих стен миг радости, когда ты блестяще исполнил пьесу и зал аплодирует тебе. Миг самоутверждения и торжества, победы над собой, ибо ему предшествовали годы труда.
Да, кто-то непременно станет музыкантом. Кто-то вернется сюда в качестве преподавателя. Кто-то пойдет дальше по этому пути и станет знаменит. Но это – немногие, кому дан дар тонкого слуха и гибкого голоса.
А остальные должны унести умение радоваться услышанной музыке, как старой знакомой.
Тем, у кого в детстве была музыкальная школа, повезло. Музыка незримо помогает во всем, стоит за спиной, поддерживает, подсказывает. Лишних знаний не бывает, и чем больше их – тем лучше.
…Концерт окончен. Все «артисты» вышли для поклона и прощальной песенки, и зал аплодирует им. Они смешные и растерянные, когда их фотографируют. Важные: мама радуется, значит, они сделали хорошо, что выступали. (Как много может сделать мамина улыбка! Там, где бессильны принуждения, мамино одобрение или неодобрение может изменить все!)
«Артистов» так много, что не помещаются в кадр, и фотограф отходит в конец зала. Это будет замечательная фотография – праздник посвящения в музыканты.
И мне хочется, чтобы этот праздник для них длился всю жизнь…
Ольга Полевина.
Свидетельство о публикации №213111000082
(К сожалению, не могу теперь читать Вас помногу, как раньше, но заходить буду обязательно!)
Генриетта Солтанова 08.01.2014 01:58 Заявить о нарушении
Ольга Полевина 13.01.2014 21:47 Заявить о нарушении