Челябинск

Челябинск

В числе крупных городов Российской Федерации большая роль принадлежит городу Челябинску. Он является индустриальным и культурным центром Южного Урала. В его развитии нашли отражение общие процессы советского градостроительства, пути формирования производственно-жилых районов, реконструкции и становления нового облика центра, тенденции нового расселения в системе большой градостроительной агломерации.

На примере небольшого, но энергичного и талантливого коллектива архитекторов Челябинска видно, каких серьёзных успехов можно достичь, если работать творчески целеустремлённо.

Победа Великой Октябрьской социалистической революции положила начало коренному преобразованию могучего и щедрого Урала из отстало металлургического района крепостной России в опорный край страны Советов, дала мощный импульс развитию страны и новых уральских городов.

Выдвижение Челябинска в разряд ведущего индустриального центра в значительной мере связано с особенностями его географического положения.

Челябинск возник в эпоху бурного развития уральской горнозаводской промышленности. Однако прямого отношения к этому процессу его возникновение не имело. Он основан в 1736 году как крепость на правом берегу реки Миасса для охраны горных заводов от набегов кочевников. Преобразование Челябинской крепости в город, а позднее в уездный центр не внесло существенных изменений в его жизнь.

Оторванность Челябинска от главных транспортных путей и удалённость от металлургических заводов Среднего Урала сдерживали его экономическое развитие. Через сто лет после основания в Челябинске жило менее трёх тысяч человек. Только отмена крепостного права и распашка зауральских степей способствовало некоторому оживлению экономической жизни города.

Большое значение в развитии Челябинска сыграло железнодорожное строительство. В 1892 году к нему была проложена железная дорога от Уфы. В том же году её продолжили на восток – началось строительство знаменитой Транссибирской железнодорожной магистрали, соединившей центральные районы страны с усиленно заселявшимися необъятными просторами Сибири и Дальнего Востока.

Позднее Челябинск получил железнодорожную связь с горными заводами Среднего Урала через Екатеринбург и стал важнейшим транспортным узлом Урала. Через Челябинск горнозаводская полоса получила связь с остальной железнодорожной сетью страны. Челябинск стал своеобразными воротами переселенцев в Сибирь – через него ежегодно проходили многие десятки, а иногда и сотни тысяч переселенцев.

Изменение экономико-географического положения Челябинска в связи с превращением в железнодорожный узел вызвало его бурный рост, какого не знал ни один другой уральский город в конце 19 – начале 20 века.

Численность населения Челябинска до 1917 года составляла почти 70 тысяч человек.
В Челябинске и его пригородах появилось множество предприятий по переработке сельскохозяйственных продуктов – винокуренных, маслобойных, мыловарённых заводов. Но особенно интенсивно росла мукомольная промышленность, по уровню развития которой Челябинск обогнал все другие города Урала.

Город рос хаотично. По своему внешнему виду он был похож на большую деревню, в которой вдруг разбогатели обыватели и принялись за спешную постройку складов, банков, биржи, таможни и так далее. Вокруг города росли один за другим посёлки, получившие колоритные названия: Нахаловка, Колупаевка, Мухоморовка, Теребиловка, Грабиловка, Дешёвая Слободка, Чёртовы Бараки, Порт-Артур.

Но победа Великой Октябрьской социалистической революции положила начало коренному преобразованию могучего и щедрого Урала из отсталого металлургического района крепостной России в опорный край страны Советов, дала мощный импульс развитию старых и новых уральских городов.

В 1920 году 8 Всероссийский Съезд Советов одобрил Ленинский план ГОЭЛРО, в котором сказано: «Интересы всего народного хозяйства, регулируемого по определённому государственному плану, выдвигают Урал на первый план, так как положение Урала на границе Европейской России и Сибири с её необъятными перспективами развития, повелительно диктует возможно полное использование его богатств».

Уже по первому Ленинскому плану ГОЭЛРО в 1920-е годы наряду с Волховстроем и Каширской ГЭС зажгла свои огни первая на Урале Челябинская ГРЭС, давшая энергию новым промышленным предприятиям.

А через 10 лет Челябинск наряду с Магниткой, Днепрогесом и Турксибом становится центром индустриализации, приковывая к своим стройкам внимание всей страны. Развитие ленинских идей о рациональном размещении промышленности нашло своё отражение в создании гигантской системы новых предприятий. Урала-Кузбасса, где Челябинску отводилось одно из первых мест.

Выгодное расположение города относительно железных дорог, богатые запасы минерального сырья определили размещение в Челябинске ряда крупнейших промышленных предприятий. В течение первой пятилетки здесь были построены гигантский тракторный завод, крупнейшая на Урале электростанция, электрометаллургический комбинат, станкостроительный и электролитно-цинковый заводы. К 1939 году население Челябинска увеличилось до 300 тысяч жителей.

Так небольшой городок-крепость, основанный более чем два века назад, как форпост в системе охранных городков далёкой Уральской окраины, силой идей и волей народа становится крупным промышленным и культурным центром Урала.

В годы Великой Отечественной войны Челябинск принял и разместил на своей земле много предприятий, эвакуированных из западных и центральных районов страны, в числе которых были трубопрокатный завод, заводы металлоконструкций, мерительных инструментов и другие. Весной 1943 года дал первую плавку Челябинский металлургический завод.

В послевоенные 25 лет на территории Челябинска новые крупные предприятия не строились. Однако это не означало снижения темпов промышленного развития города. Все работающие предприятия постоянно наращивали свои мощности благодаря расширению действующих и строительству новых цехов, широкой механизации и автоматизации труда, внедрению новой, более совершенной технологии.

Челябинск являлся всегда крупным культурным центром Урала. В городе было пять театров, в том числе оперный и драматический, сеть кинотеатров и дворцов культуры, концертный зал филармонии, Дворец спорта, картинная галерея, краеведческий музей, культурные центры и БЕСПЛАТНЫЕ СПОРТИВНЫЕ БАЗЫ ПРИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ.

В Челябинске было достаточно вузов, среди которых первое место по числу студентов занимал крупнейший в стране Политехнический институт. Научно-исследовательские и проектные институты, обслуживающие отрасли народного хозяйства Южного Урала и других районов страны, - Гипромез, Промстройпроект, Гипротяжмаш, институты технической безопасности в чёрной металлургии, машиностроения, трубной промышленности, УралНИИстромпроект, Челябинскгражданпроект и ряд других.

Но подлинную славу городу создавал его рабочий класс, как и высококвалифицированная интеллигенция. Челябинск по праву называли городом-тружеником. Только один Челябинский тракторный завод дал народному хозяйству страны сотни тысяч гусеничных тракторов, а, в годы войны – десятки тысяч мощных танков, которые первыми освобождали города нашей страны и порабощённую Европу от коричневой чумы. Много челябинских танков как памятников великого подвига советского народа было установлено в освобождённой Европе. Есть он и в Челябинске. Воины-добровольцы Уральского танкового корпуса, в составе которого была и Челябинская танковая бригада, прошли с боями тысячи километров и завершили свой поход в Праге.

Кроме тракторостроителей, трудовую славу Челябинска приумножали металлурги и трубопрокатчики. Стальные трубы, сделанные челябинцами, тысячекилометровыми нитями нефтепроводов и газопроводов соединили Среднюю Азию с Уралом и Центром страны, мощные трубопроводы из челябинской стали уложены в тюменской земле.

Научно-технический прогресс в промышленном производстве отразился и на дальнейшем развитии большинства действующих предприятий, он вызвал также соответствующий рост численности населения и расширения территории города.

Дореволюционный Челябинск свободно размещался на территории, которую сегодня занимает его современный общегородской центр. Строительство в годы первых пятилеток новых гигантов индустрии коренным образом изменило сложившуюся в течение почти двух столетий планировочную структуру города. Созданы новые жилые массивы, широкие проспекты, площади, сады и бульвары, неузнаваемо изменился облик центра. В послевоенные годы город продолжал интенсивно застраиваться. Разрозненные рабочие районы, сложившиеся на первых этапах развития города, постепенно объединялись друг с другом, вырисовывались общие контуры промышленного города. Усилился рост жилищного и других видов строительства. Такой прирост был обеспечен благодаря строительству заводов полносборного домостроения, росту мощностей действующих предприятий строительных материалов и конструкций.


Рецензии
Было чем гордиться. Не вернуть, не исправить.

Сергей Ковешников   02.05.2024 19:33     Заявить о нарушении
Согласна. Благодарю!)

Тина Свифт   02.05.2024 20:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.