Кипр экспромтом

               
   
  Мои знакомые, словно сговорившись, собрались весной на Кипр. Стали спрашивать у меня совета – ведь я была на Кипре дважды. Я добросовестно рассказывала все, что помнила, а потом внезапно жажда путешествий охватила и меня.
      Почему снова Кипр?  Смутно захотелось разгадать одну загадку. В прошлую мою поездку сюда  остров  выставил полчища добрых духов, чтобы предупредить меня о смертельной опасности. Каждую ночь мне снился покойный муж и все мои умершие родственники. Ни с того ни с сего  в день приезда разбилось зеркальце в пудренице. Я отмахивалась от суеверий. Как же я была поражена, когда вскоре после возвращения узнала истинную причину этих странных сновидений и примет!
И вот, пережив то, что мне выпало пережить, спустя два года я снова решила навестить Кипр.
 
                Попутчики.

    В аэропорт  надо приезжать за три часа. После недавнего терракта в Домодедово здесь, по слухам, скапливаются огромные толпы на входе в зал вылета. Приезжаем. Пятиминутная очередь к металлоискателю. Секундная процедура на стойке регистрации. Еще две минуты – пограничники. И три минуты – спецконтроль. Всё.До вылета – два часа сорок пять минут.  Прохожу в зал ожидания. Здесь приткнуться некуда.  Давно уже заняты все места. Люди, как и я, приехали загодя, и теперь ждут объявления о посадке в самолет.  Наконец, нахожу свободное место. Погружаюсь в полудрему. Поднялась в три часа ночи. Сейчас – начало шестого.  Но подремать не удается. Рядом с моим креслом в нише у окна страстно ссорится пара. Уже не молодые, точно за сорок. Оба высокие, статные, мужчина лицом похож на актера Игоря Бочкина, женщину я вижу со спины. Кожаный черный прикид, густые ровно подстриженные волосы ниже плеч. Взволнованный низкий голос.
-Леша, пойми, я не гожусь для жизни в деревне. На х… мне твой коттедж? На х… мне твоя мама? Я – женщина, Леша! Я хочу стричься у дорогих стилистов, я хочу ездить в фитнесс-клуб, куда ездят все нормальные люди. Я хочу, чтобы одежду на меня шили кутюрье, а покупаю все на говенных стамбульских базарах! Пойми, я не привыкла к такой жизни! Я выросла в городе!
-Таня, ты выросла на окраине! В доме с печным отоплением! Кому ты мозги компостируешь? И я что, против того, что ты женщина? Таня, стригись у кого хочешь! Продавай яйца по 60 рублей  за десяток – и вперед! А маму мою ты не обижай. Мама  должна чувствовать себя нужной нам. Она меня без отца вырастила, а теперь – что , одной ей жизнь доживать? 
-Леша, яйца и по 57 рублей плохо раскупают, а ты говоришь– за шестьдесят! Размечтался! А моя мама нас троих вырастила. Еще был четвертый, но у нее случился выкидыш.  Так что моя мама не хуже твоей мамы. А живет в городе. И не вы…тся, как твоя мама. Я привыкла в городе жить, Леша! Мне деревня не в кайф!  Так что,  если ты не купишь мне джип, чтобы я могла в любой момент в город уехать, - ну, по магазинам, к подругам – то тебе, Леша, п…ц!
-Мне п…-ц? Нет,  моя дорогая, п…ц тебе! Возьму вот и разведусь с тобой! И разведусь!
 -Давай, Леша, разводись!  Только сначала верни мои деньги, которые я вложила в твои яйца!
   На парочку оглянулся весь наш ряд. Раздались смешки и неприличные комментарии.
    И тут кто-то из них с грохотом выронил бутылку виски. Странно, но она не разбилась. Это событие как-то сразу объединило нашу пару. Они дружно стали ползать по полу в поисках крышки. закатившейся под мое кресло. У женщины оказалось довольно красивое лицо с правильными чертами. Найдя крышку, они сделали по последнему глотку и  неожиданно  для наблюдателей  крепко расцеловались, что-то бормоча о сыне, которого надо откупить от службы в армии. Тут объявили посадку на  Анталью, и супруги нетвердой походкой  заспешили к выходу, держа друг друга под руки, то и дело оступаясь и подбадривая  себя  мощной  энергией великого  русского устного языка. 

                Самолет

       Боинг -747. Три ряда кресел, с виду просторных, а на самом деле рассчитанных на людей максимум 48  размера одежды.  Кое-как втиснулись. Мне досталось место не просто возле прохода, но и с видом на крыло самолета. Ну, с какой-то стороны это неплохо. Спокойнее  как-то. Не видишь, что внизу. Плохо  то, что со стороны прохода тебя постоянно толкают. Я достала ноут-бук, но печатать оказалось невозможно- теснота. Читать большой журнал по той же причине я не смогла.  К моей радости, полет длился  всего три часа вместо предполагаемых четырех.  Командир экипажа  то и дело сообщал, какой город у нас под крылом.  Очень любезно с его стороны, и весьма успокаивает пассажиров. О предстоящей посадке в аэропорту Ларнаки ка вэ эс почему-то объявил торопливо и сбивчиво.  Самолет коснулся полосы , чуть подпрыгнув, и взревел моторами. Потом мы долго катились по летному полю мимо небольших озер где по берегам стояли, поджав лапу, явно чокнутые фламинго. Иначе их пугал бы рёв двигателей.

                Отель
    
    Ларнака встретила теплым слабым ветром. Плюс 21 градус. 9 утра.  Еще почти час едем до Айя-Напы. В переводе «святые камни».  Наш отель стоит на горке. Лишний раз убеждаюсь, что в отзывах  на сайтах люди пишут всякую ерунду. Например, что если из номера вид не на море, то в окно ты видишь пустырь. Чушь.   Здесь нет никакого пустыря. Буйные заросли мимозы. Запах, как в парфюмерном магазине.
 
   У стойки на ресепшен ( как это по-русски?) две расторопные администраторши-киприотки. Они  немного знают русский язык. Передо мной несколько пар. Девушки просят их подождать до двух часов- номера не готовы.  Но мне, как ни странно, везет. Заселяюсь сразу же. Прелестный номер с террасой  и выходом в розарий. Розы красные, чайные, желтые, бордовые. Уже отцветают. С моей террасы виден и бассейн внизу,  и море с парусником. Если повернуть голову в сторону острова – там гора, коттеджи местных жителей, цветущие заросли кустарников. На дорожках то и дело встречаешь  крупных ящериц, ныряющих из-под  ног в цветущие заросли.
   Справа и слева от меня  живут компании молодых людей, по трое в номере. Мой номер тоже рассчитан на троих. Квадратная комната, примерно 22 метра.  Очень красивая мебель – широченные кровати, стол с двумя креслами, секретер, комодик, , огромное круглое зеркало, стулья – все это с плетеным орнаментом. Очень уютно и красиво. Думаю, номер продается по низкой цене  из-за сантехники. Она старая. Когда ее поменяют, это будет номер-люкс.
       В отеле очень много детей.  Футболисты-юниоры сборной острова. Они, естественно, терроризируют  тех , кто приехал сюда в расчете на спокойный семейный отдых. Носятся, кричат,  толкаются, занимают лучшие места у бассейна и в холле…  Их тренеры и наставники не носятся и не кричат, но ведут себя хамовато.  Наблюдать за ними любопытно, но всё же отрадно, что на днях они уезжают.
    Здесь, в этом отеле, кроме меня, отдыхают еще несколько одиноких дам. Одна из них, вероятно, в прошлом актриса. Стройная, все еще красивая, но с ненормально увядшим лицом.Выглядит на все восемьдесят лет. Но живая, энергичная, уплетает завтрак с большим удовольствием и нисколько себя не ограничивая.  Позже встретимся возле бассейна. Она к тому же еще и курит!  Эта дама – англоговорящая, но есть и парочка наших. Научились отдыхать соло. Когда-то я без ужаса не могла подумать  о поездке без спутника. А сейчас –получаю удовольствие от  своей абсолютной независимости.
   Рядом загорает молодая русская пара. Пожаловались мне, что им дали старый потрепанный номер. Все возможно, нужно , значит, заранее интересоваться у турагента, не «убитый» ли товар они предлагают.
   Оказывается, переходник, который мне дали под залог, - теперь мой. Они его так ненавязчиво продают. Сюрпрайз! Значит, предполагается, что я снова приеду сюда отдыхать.
  Вай  фай за неделю был доступен полтора дня.  Только за деньги. Два с половиной евро – 15 минут, 4 евро-полчаса, 6 евро –час.
         

                Остров

   Кипр-волшебный остров. Под  утро, когда я заснула во второй раз после ночного пробуждения, пришел муж. Живой, здоровый. Проснувшись, долго не могла поверить в то, что его нет рядом.
    Материалисты обвинят в фантазиях, если не в легком помешательстве. Нет. Возможно, эти штуки проделывает с нами подсознание. Еще говорят, что покойные снятся к перемене погоды. Интересно, а почему? Вот и правда, погода поменялась. Вчера был солнечный жаркий день, сегодня над островом висит дымка, небо в облаках и дует довольно прохладный ветер. Но все же зачем Сашке нужно было появляться так реально, чтобы сообщить мне об этом? О перемене погоды?  На самом деле, это ужасная мысль, что и после смерти души должны  наблюдать за тем, что творится на земле, приносить оставшимся  близким какие-то вести, предупреждать о чем-то…
   Уж забыли бы они нас совсем, и начали какую-то новую жизнь, раз не могут продолжать земное существование.

               
                Курортная жизнь.
   
    Гид признает: в Айя-Напе  с автобусным сообщением плохо.  Только два года, как здесь ходит общественный транспорт. Расписание –один раз в полчаса. Сегодня попробую доехать до порта. Третий раз я на Кипре, третий раз- в Айя Напе, а до центральной набережной еще ни разу не добралась.
   В первый раз я попала на остров благодаря своей предпринимательской жилке, унаследованной от предков-миллионеров. Эта жилка у меня расположена в голове. К сожалению, еще ни разу мне не попался достойный компаньон для реализации моих идей. И эти идеи значительно позже приходили  к другим людям, которые на них очень  здорово  наживались.  Тогда, уже пятнадцать лет тому назад, мне пришла идея о специализированном турагентстве – дальше раскрывать существо дела не буду. И тут же нашлись партнеры на Кипре. Десять дней возили по острову, показывали отели, приглашали в гости. Если бы мне удалось заинтересовать кого-нибудь из российских предпринимателей, получился бы отличный проект. А так - просто остались приятные воспоминания. Например, о той незабываемой Пасхе, которую мы провели в Ларнаке, а потом в горной деревушке.
  Пасха на Кипре – самый любимый народом праздник.  Пост соблюдают, но совсем не так строго, как православные в России. Рыбу есть не возбраняется. А она тут всегда свежая. Перед началом пасхальной службы перед всеми храмами жгут чучело Иуды. Молодежь пляшет, кричит, свистит, пускает фейерверки. Потом долгая, очень долгая служба. И уже за полночь нас привозят в дом гречанки Елены – матери одного из наших предполагаемых партнеров. В Ларнаке на окраине у нее довольно простой и небогатый дом – а, между прочим,  один из ее четверых сыновей депутат парламента. Елене 80  лет, это полная невысокая женщина в простом чёрном платье, с веселыми глазами. Нас усаживают за стол на почетные места  - по  левую руку от хозяйки дома. За столом, кроме нас, четверо рослых здоровых мужиков, сыновей Елены. Их сестры, жены и дети устроились в соседней комнате, поближе к кухне.  Уже половина первого ночи, есть совершенно не хочется. Но интересно же принять участие в греческом традиционном обряде разговления. На столе – несколько начатых больших бутылок со спиртным. На них никто и смотреть не хочет. В глубокой миске – пара десятков вареных яиц в обычной скорлупе. Еще одна миска – с мясом отварного ягненка. (Прочитала эти слова – и ужаснулась. Как людям не стыдно резать и варить ягнят!)
 Третья миска – с нарезанными половинками лимонов. Женщины приносят супницу. Куриный бульон со взбитыми яичными белками. В чашку с бульоном полагается еще выдавить сок половинки лимона. Взрослым наливают по рюмке вина и местной водки, детям- лимонад. Все поздравляют друг друга с воскрешением Христа. Не христосуются, только пожимают руки.  Вот, собственно, и вся трапеза.  Спустя полчаса мы уже едем в гостиницу. А на другой день нас везут в горы, в гости к теще и тестю депутата. Его жена  Ники, двое детей, второй наш будущий партнер, Евангелос, переводчица Ира с мужем Володей, тренером футбольной команды города Ларнаки. Едем на трех машинах. Это черные новенькие "Мерседесы".  Непонятно, как , но мы пробираемся по серпантину деревенских узких улочек. Белые небольшие аккуратные домики , сады с цветущими деревьями. Пока хозяева сдвигают и накрывают столы, мы отправляемся гулять. Завидев нашу троицу – две дамы и девочка-подросток, к низким заборчикам подходят жители, как правило, пожилые люди . Здороваются, жестами приглашают зайти. Мы благодарим, но отказываемся. В саду у наших хозяев уже накрыты два длинных стола. Один – для мужчин ( и нас , разумеется, как гостей, усаживают туда же).второй  – для женщин и детей.  Еды – страшное, ужасное, неимоверное количество.
    Оставим в стороне овощной букет – это гора всякой молодой зелени, вкуснейшие местные помидоры и огурцы. В разных мисках, плошках и на подносах гостям по случаю  Пасхи предлагают: шашлыки, голубцы в виноградных листьях, блинчики с разной начинкой, жареных кур, торт Наполеон. Вина – немерено. После еды женщины приглашают нас прогуляться до церкви. Мы идем по тропинке в гору к небольшому строению, рядом с которым укреплен на двух крепких ногах с перекладиной вверху симпатичный колокол средних размеров. Ники нагибается, достает из-под половичка большой ключ и отмыкает дверь. Мы входим в небольшую светелку с образами. Ники раздает нам свечи из коробки, принесенной с собой.  Потом все расходятся к иконкам, зажигают свечи, что-то свое шепчут и прикладываются к образам. Буквально через 10 минут таинство закончено. Гасим свечки и тихо выходим из этой удивительной церквушки. Ники закрывает дверь и прячет ключ обратно под расшитый половичок.
 
  – Я провела здесь все детство, каждое воскресенье, а то и чаще ходила молиться, - Ники улыбается. – Вот и намолила свое счастье.
 Муж обожает Ники и явно ею гордится. Она – врач косметолог, от клиентов отбою
нет. Двое детей, сын и дочь. Счастливая семья греков-  киприотов.  Настроение  омрачается только один раз за весь день -  когда кто-то произносит слово Фамагуста. Лучшие пляжи на острове, северные территории под властью турецкой армии.  Мне, как человеку со стороны, не слишком понятны горестные чувства греков. Ведь и они не сразу заселили Кипр, до них здесь  была своя история. Но об этом я молчу. Благодарим хозяев, прощаемся и покидаем деревню.Никогда мы не забудем это путешествие.

   
     Спустя много лет я опять еду в горы Кипра. На сей раз, на экскурсию. Туристам предлагают посетить масличные деревни – посмотреть, как делают оливковое масло, как солят оливки. Брехня.  Туристов просто привозят в лавку, где можно попробовать и купить масло. Внизу, на равнине, тоже можно купить такое же масло – даже дешевле.
Но туристам  все равно хочется куда-нибудь съездить и что-нибудь посмотреть.
Вот они,   пытаются разогнать коктейлями вечернюю скуку. Сидят в холле гостиницы, слушают музыку.
    Обалдеть! Темнокожий настройщик играет на рояле пахмутовскую мелодию «Опустела без тебя земля».  Вечерний концерт – сплошь русское ретро 70-х годов. Поют поляки – солист и солистка. Поляков очень много – и на стойке обслуживания, и в анимации.
  Наш  молодой крепкий  соотечественник , заигрывая с гидом-полькой, спросил : а вы знаете кипрский язык?  Он смешалась – нет кипрского языка! Только диалект!   Ну да, кипрский диалект от греческого отличается довольно сильно. Намешано много заимствований – из романских языков.   
    Интересная модная деталь - у польки на белых брюках прямо в ягодичной области нарисована черная мужская ладонь.
  Здесь, кстати, принято переодеваться к ужину,в пляжных шлепанцах и шортах не пустят в ресторан. Еда очень вкусная, особенно хороша свежайшая рыба.
Без маленьких чертенят-футболистов в отеле стало резко скучно.  Народу в отелях очень-очень мало. Хотя погода хорошая, все цветет , и вода не меньше 20 градусов.
А потом погода испортилась. Совсем, как у Хэма в «Фиесте».  Подул холодный ветер, небо закрыли свинцовые тучи. Барашки на море. Было бирюзой, стало сапфиром.
   Это на юге острова. А мы ездили на север, в горы. Там – ветрено, но солнечно. 8 градусов, но все равно ветровки хочется снять. Отдала бутерброды  деревенским худым котятам. Они были очень счастливы.
    Моя подруга Оля,профессор, биолог, с которой мы оказались в этой поездке, вывела , как она выразилась, интеллектуальную формулу своих впечатлений:
- Виды офигительные, запахи охренительные.
Действительно, красиво здесь в горах, и хороши дороги. Но больше одной экскурсии брать нет смысла. Должно очень повезти с гидом – чтобы не раздражал и хорошо рассказывал. И с попутчиками. Чтобы нее доставали плоскими шутками и не пели народных песен.
   
    Ну, еще попробовали кипрское вино, знаменитую «Коммандарию», которой здесь причащаются. Общеизвестный кагор не хуже.   
   Монастырь Киккос в горах – красивое зрелище. Особенно приятно, что , как у католиков, в церкви есть сиденья – и кресла, и стулья. 
    Безусловно, лучшее место отдыха  в Айя Напе – это Нисси Бич.
   Самый лучший пляж, самая приятная улица с магазинами и ресторанами. Самый большой сад у моря.
    Но, например, мой номер по величине не уступает большому угловому номеру моих друзей, а по дизайну  и комфортности  даже превосходит.  У них на балконе за маленьким круглым столиком тесно даже вдвоем, а у меня на террасе свободно размещаются четверо. Жаль только, что ко мне никто не приходит в гости… 
   


Рецензии