Метаморфозы

                “Познал я всё, и сокровенное  и  явное,  ибо
                научила   меня  Премудрость,  художница  всего.
                Она  есть  дух  разумный,  святый,  единородный,
                многочастный,      тонкий,       удобоподвижный,
                светлый,    чистый,    ясный,    невредительный,
                благолюбивый,        скорый,        неудержимый,
                благодетельный,    человеколюбивый,     твёрдый,
                непоколебимый,     спокойный,      беспечальный,
                всевидящий     и     проникающий   все    умные
                чистые    тончайшие    духи.   Ибо  премудрость
                подвижнее    всякого  движения,  и  по  чистоте
                своей сквозь  всё   проходит  и  проникает. Она
                есть дыхание силы  Божией  и   чистое  излияние
                славы        Вседержителя:        посему    всё
                осквернённое  не входит в неё...  Она  одна, но
                может  всё, и,  пребывая  в  самой   себе,  всё
                обновляет, и, переходя  из рода в род в  святые
                души, приготовляет друзей Божиих и  пророков...
                Она  быстро  распростирается  от  одного  конца
                до другого и всё устрояет на пользу... Если кто
                желает  большей   опытности,   мудрость   знает
                давно  прошедшее  и  угадывает  будущее,  знает
                тонкости      слов    и   разрешение   загадок,
                предузнаёт  знамения  и  чудеса  и  последствия
                лет и времён...“.
               
                Библия. Книга премудрости Соломона (7.8).
               

 


     Когда человек создаёт, он конструирует определённую стратегию поведения и действует сообразно этой схеме. Творческий человек ещё более погружён в процесс, он не только живёт в нём, но и подчиняет иногда даже своё окружение. Либо этому человеку даётся то окружение, которое способствует (или наоборот препятствует) продвижению к цели. Но в любом случае, даже наши родные могут играть доминирующую роль в нашем творчестве, человеку даётся такой спутник жизни, который без оглядки посвящает всё своё время второй половине. Жена Льва Николаевича Толстого, например, переписывала от руки его романы. Творческий человек настолько отрекается от жизни, что биополе вокруг него меняется, и он на самом деле живёт в другом измерении. Поэтому все гении немного не в себе (как точно отражено этим словосочетанием состояние творца!). При этом окружающие могут считать их не совсем нормальными.

     Иллюстрацией к теме отношений с близкими, где речь идёт о творческом процессе, могут служить воспоминания об Александре Сергеевиче Пушкине А.П.Араповой, дочери Н.Н.Пушкиной, которая со слов матери рассказывает о жизни семьи Пушкиных в то время. Заметим, что Наталья Николаевна – первая красавица Петербурга, – не обладала глубоким интеллектом, и муж не посвящал её во все нюансы своего творчества. Она, кстати, сама пробовала писать стихи, на что Пушкин говорил: “Стихов твоих не читаю. Чорт ли в них, – и свои надоели”.* Итак, А.П.Арапова рассказывает: “Когда вдохновение сходило на поэта, он запирался в свою комнату, и ни под каким предлогом жена не дерзала переступить порог, тщетно ожидая его в часы завтрака и обеда, чтобы как-нибудь не нарушить прилив творчества. После усидчивой работы он выходил усталый,
 
* Переписка, II, номер 647, стр. 356. – П.Е.Щёголев. Дуэль и смерть Пушкина. (Исследование и материалы). – Москва, “Книга”, 1987.

проголодавшийся, но окрылённый духом, и дома ему не сиделось. Кипучий ум жаждал обмена впечатлений, живость характера стремилась поскорее отдать на суд друзей-ценителей выстраданные образы, звучными строфами скользнувшие с его пера. С робкой мольбой просила его Наталья Николаевна остаться с ней, дать ей первой выслушать новое творение. Преклоняясь перед авторитетом Карамзиной, Жуковского, или Вяземского, она не пыталась удерживать Пушкина, когда знала, что он рвётся к ним за советом, но сердце невольно щемило, женское самолюбие вспыхивало, когда, хватая шляпу, он, со своим беззаботным звонким смехом, объявлял по вечерам: “А теперь пора к Александре Осиповне (Смирновой) на суд! Что-то она скажет? Угожу ли ей своим сегодняшним трудом?” – Отчего ты не хочешь мне прочесть? Разве я понять не могу? Разве тебе не дорого моё мнение? – и её нежный и вдумчивый взгляд с замиранием ждал ответа. Но, выслушивая эту просьбу как взбалмошный каприз милого ребёнка, он с улыбкою отвечал: “Нет, Наташа! Ты не обижайся, но это дело не твоего ума, да и вообще не женского смысла”. – “А разве Смирнова не женщина, да вдобавок и красивая?”. – с живостью протестовала она. – “Для других – не спорю. Для меня – друг, товарищ, опытный оценщик, которому женский инстинкт пригоден, чтобы отыскать ошибку, ускользнувшую от моего внимания, или указать что-нибудь, ведущее к новому горизонту. А ты, Наташа, не жужжи, и не думай ревновать! Ты мне куда милей с твоей неопытностью и незнанием”.*      
 

* “Новое время”, 1907, номер 11413. 
     там же.
     орфография и стилистика здесь соответствуют оригиналу.

    Аккумулируя на себе исследовательский процесс, человек подсознательно подключается к информационному полю Земли и получает оттуда искомый материал. Особенно наглядно это видно на судьбах известных людей, которых озарение настигло, например, во сне. Сама его личность притягивает к нему, как магнитом, нужных людей, и окружение выстраивается сообразно его потребностям. Провиденческие силы, зная задачи каждого конкретного индивидуума, плетут узор человеческой жизни. Именно они “способствовали раскрытию творческих глубин в личностях наших художников и мыслителей... Только материалистическая слепота может заставлять проходить мимо бесчисленных свидетельств об этом со стороны  наших поэтов, писателей, музыкантов, философов, начиная с Сократа и ещё раньше, кончая Гоголем и Александром Блоком”.* По всей видимости, эти же друзья помогают человеку преодолевать барьеры общения, возникающие по причине незаурядности гения. Трудно сказать – счастье это или наказание, когда страсть сжигает человека изнутри и заставляет изливать из себя накопленное интеллектуальное богатство. Художник не в силах противиться импульсу, который, как моторчик, начинает работать внутри, и требует освобождения. Вдохновение, как и любовь, накрывает такого человека с головой и держит в своей власти, пока не исчерпает себя до конца. Можно сказать, что в это время они сами себе не принадлежат и находятся во власти Неких Сил, хотя многие из творцов и не отдают себе в этом отчёта. Философ Д.Чопра даёт такое определение сути творцов, как “божественная неудовлетворённость”, которая руководит действиями созидателя... К слову будет сказать, эти Силы способствуют развитию мира в плане духовного и эстетического совершенства, и инструментом, как бы технократично это ни звучало, позволяющим приблизиться к идеалу, являются Мастера – писатели, поэты, художники, скульпторы. Созданные ими полотна и персонажи имеют метапраобразы** в другом мире и живут своей жизнью. Именно поэтому следует опасаться криминальной составляющей
 
*    Даниил Андреев. Собр. соч. в 3-х томах. Т.2. Роза мира. – Москва, “Московский рабочий”, Присцельс, 1995. – 607 с. с ил.
**  там же.

любых произведений, будь то живопись, скульптура или литературное произведение – как мать отвечает за своё дитя, так и писатель, давший жизнь своему герою на страницах книг, несёт полную ответственность за его действия. Некоторые персонажи вымышленных героев настолько энергетически сильны, что сила воздействия на человека может быть очень серьёзной; известно, например, что около “Джоконды” Леонардо да Винчи в Лувре не так уж редко падают в обморок посетители. Обилие негатива в сегодняшнем мире, где много зла и насилия (взять хотя бы наше телевидение), свидетельствует о борьбе Добра и Зла, – что происходит наверху, то и внизу. Любой человек свободен в своём выборе. Зло привлекает человека больше, потому что для него не требуется духовной работы и ограничений в чём либо. О последствиях почему-то никто не задумывается.      

     Поскольку жизнь сталкивала меня как с талантливыми, так и с обычными людьми, сразу скажу, что иногда этой разницы не замечаешь. Обычный человек иногда полон противоречивых поступков, а гений ведёт себя совершенно адекватно. Да, некоторые странности могут существовать у человека, мыслящего другими категориями, нетрадиционно, но это можно рассматривать всего лишь как милый каприз, да и только, ведь суть заключается не в частностях. Не могу отнести себя к таковым, и, тем не менее, то ли в силу своей чуткой душевной организации, более тонком интуитивном восприятии мира, приходится сталкиваться с необъяснимыми и порой загадочными явлениями не только в своей жизни, но и в творчестве.

     Первый интересный эпизод произошёл, когда один из трёх моих рассказов собирались печатать  в альманахе, и редколлегии предстояло выбрать, какой именно. Вскоре я зашла в магазин мебельной фабрики “Восьмое марта” и мне буквально всучили фирменный журнал фабрики, хотя я не намерена была покупать мебель, и отказывалась от журнала и навязчивого сервиса сотрудников магазина. Зря отказывалась. Через день дома на досуге открыла журнал и замерла – на одном из разворотов красовалась сценка из рассказа “Чужой”. Актёры точно соответствовали сюжету моего рассказа не только по возрасту, но даже по обстановке. Самое смешное, что этой иллюстрацией фабрика демонстрировала свою современную(!) мебель. Как это могло совместиться здесь, не понятно – революционная ситуация в России и нынешнее время. Я сразу поняла, что именно этот рассказ пойдёт в печать. Вечером мне позвонил Владимир Петрович, руководитель литературной студии, и сказал:
–   Мы отобрали рассказ, который будем печатать, хотите знать, какой?
–   Я уже знаю, что вы будете печатать рассказ “Чужой”.         
–   А откуда вы знаете? – опешил он.
–   Мне знак сегодня был.., – ответила я.
     Люди, как правило, с недоверием относятся к таким вещам. Он не стал расспрашивать, что и как.

     Второй раз я ощутила влияние, когда работала над трилогией “Время любить”, основанной на личных биографических данных. Вторая часть трилогии посвящена лётчику Владимиру. По телевизору стали показывать фильмы про лётчиков именно с этим именем, и также совпадало время действия романа и фильма. Даже любовные истории были несколько похожи на любовь, отражённую в моём повествовании. Потом я взяла в руки книгу, стоявшую на полке всю жизнь, но до которой раньше руки так и не доходили, и в книге – та же история про лётчиков, про серьёзную девушку и начало романтических отношений между главными героями романа. Огорчило меня лишь то, что по прошествии года после написания трилогии, певец Дима Билан выпустил свой роман с одноимённым названием, и мне пришлось искать другое название для моего опуса.

Редактируя третий том, посвящённый свадьбе, со мной случился следующий эпизод. Я пришла в поликлинику и сидела на топчане, дожидаясь своей очереди в процедурный кабинет, кроме меня в рекреации находилась ещё одна пациентка. Вдруг в помещение входит мужчина и встаёт прямо передо мной – вылитый жених по роману, только посетитель поликлиники, соответственно прошедшему времени – уже в возрасте. Так бы Виктор выглядел сейчас. Боясь обнаружить свой интерес, лишь изредка кидала в сторону мужчины мимолётные взгляды и опасалась, как бы люди не заметили моего замешательства. Невольно я оказалась свидетельницей того, чего не может быть по определению. Провидение нашло для меня типаж, сходный с оригиналом, и решило ещё раз продемонстрировать свою причастность к происходящим в данный момент событиям моей творческой биографии. Мужчина был высок ростом, худощавого телосложения, с несколько удлинёнными чертами лица. Он был одет в обтягивающие джинсы, вязаный блейзер; его движения, манера общения и даже кисти рук – всё совпадало до мелочей. Меня разбирало любопытство – как его зовут? В это время к мужчине подходит приятель, они, приветствуя друг друга, здороваются за руки, и из дальнейшей беседы случайно встретившихся друзей я узнаю, что двойника зовут Андрей. Не совпали только две детали – цвет глаз и имя. 

     Оформляя одну из книг, я пребывала в творческом поиске, перебирая несколько вариантов, и остановилась на одном из них. Для осуществления желаемого требовалось половину белого листа закрасить коричневой гуашью, посередине между белым и коричневым (книга имела название “Светлое и тёмное”) положить красную розу, пришить нитками ствол цветка плотнее к бумаге, и всё это великолепие сначала отсканировать, а потом на фотошопе убрать нитки… Через день зашла в магазин и увидела в продаже бумажный пакет с аналогичной картинкой, только вместо коричневого цвета был фиолетовый, вместо большого размера - как раз уменьшенный до формата книги размер коллажа, и вместо красной розы – розовая.
 
    Работая над романом “Песня жаворонка” мистические совпадения стали буквально преследовать меня. В романе есть эпизод, где я вскользь пишу о фильме “Гулящая” с Людмилой Гурчено в главной роли. Гурченко родом из Украины и первый фильм с её участием снимался именно там. Картина содержит массу национальных особенностей и на Украине, где я в то время находилась, она произвела довольно сильное впечатление. Второй раз я увидела этот фильм спустя тридцать с лишним лет именно в то время, когда я о нём писала. Фильм никогда раньше не показывали ни по телевидению, ни тем более на широком экране, и о нём нигде не было даже упоминаний. Моя знакомая, которой 73 года, сказала, что впервые слышит, что существует такой фильм, хотя эта дама дока во многих вопросах. У меня были мысли относительно того, надо ли упоминать в романе о фильме, и ответ на поставленный вопрос не заставил себя долго ждать.
 
     Возник ещё один вопрос: надо ли в конце романа давать историческую справку о городе, примыкающем к деревне? Ведь совсем недавно, когда я задалась этим вопросом и неожиданно по Интернету нашла информацию не только о городе, но и о селе, о котором написано в романе, – удивлению моему не было предела. Даже село оказалось не простое, каких великое множество на Украине. Так что соблазн включить историческую справку о селе Корница и городе Изяслав был достаточно велик. И опять по телевизору я натыкаюсь на абсолютно заурядный фильм о русской деревне и незамысловатых желаниях простых людей. По времени действия фильм совпадает со временем, о котором написан роман. Меня остановило только последнее, я захотела погрузиться в то время. О том, что в фильме присутствует любовная пара такого же возраста, что и в романе – это как-будто само-собой разумеется, я уже ничему не удивляюсь, и даже то, что главного героя зовут тем же именем – тоже. Но вот когда в конце фильма на экране возникли последние титры и пишущей машинкой (аналогия – компьютерный текст) был выведен текст: “Деревня Барабаши – одна из многочисленных деревень России, похожая на другие…”, мне стало понятно, почему я сейчас смотрю этот фильм. Историческая справка, таким образом, тоже вошла в текст романа.

     Однажды зимой, работая над рассказом “Матронушка”, посвящённом блаженной старице Матроне Московской, почувствовала цветочный запах. В доме цветов нет. Яркий аромат присутствовал в воздухе в течение 20 минут. Вечером, перед сном, пришла догадка – Матронушка оказала великую честь и на невидимом уровне присутствовала рядом, “помогала”. Казалось бы, надо радоваться, а я почему-то испугалась, и радость и испуг одновременно присутствовали во мне… Когда через неделю ситуация повторилась, я уже понимала происходящее, и с благоговением улыбалась, и стеснялась, и немного боялась, но мои пальцы по-прежнему порхали над клавиатурой ноутбука. Сердце переполнялось блаженством – сама Матрона способствует творчеству и видит, как я работаю над рассказом о ней. Почувствовав запах, взглянула на часы, засекая время. Через 20 минут запах исчез.

     Подбирая иллюстрации к циклу зарисовок “Девочка моя”, пробовала на принтере разные варианты. Папка с названием “Ангелы” хранилась в жёстком диске. Утром я села за ноутбук и включила его. Вдруг стоящий справа принтер самостоятельно начинает процесс печати и постепенно из его недр выплывает изображённый во весь лист Ангел. Печать довольно шумный процесс и я вздрогнула. Но самое поразительное – принтер сработал сам по себе, поскольку не получил задание и даже не был подключён к ноутбуку! Второе – размер экспериментальных моделей всегда экономичный маленький, чтобы расход краски был минимален. И третье – мистическим образом иллюстрация с Ангелом смогла перебазироваться из жёсткого диска, минуя рабочий стол, прямо в принтер. Значит, Ангел даёт понять, что находится рядом со мной (зарисовка называлась “Девочка и Душа”) и помогает в таком благородном деле. Либо выбранная вчера из череды других Ангелов картинка для печати жёлто-оранжевого цвета по каким-то причинам не подходила (Ангел на ней был более крупного размера), и в книге нужно помещать именно эту синюю иллюстрацию со светящимся столбом света, в котором расположена маленькая фигура небесного вестника. Я сделала и то и другое – поблагодарила Ангела вслух, произнеся: “Спасибо, что ты рядом со мной”, и отобрала для книги синюю иллюстрацию.   

     Подготавливая материал на конкурс “Учитель, как бесценно имя это”, решила рассказать о времени работы в школе в качестве учителя. Вспоминая время семнадцатилетней давности, и пытаясь наиболее точно изобразить все происходившие тогда события, я по традиции из деликатных соображений стала менять имена героев рассказа “Географиня”. В том числе одну из героинь, по сюжету уезжающую во Францию на ПМЖ, назвала Мари Дюпон. Параллельно по телевидению начинают демонстрировать  многосерийный фильм “Сонька – Золотая ручка” об известной воровке и аферистке, промышлявшей в начале прошлого века в России, о которой ходили легенды. Вообще тематика подобного рода мне не близка, но поскольку дама неординарная, решила в качестве общего развития картину всё-таки посмотреть. Беззаботно смотрю фильм, и где-то на пятой-шестой серии меня ждёт сюрприз. По сюжету, после, казалось бы, совершенно очевидного провала, Сонька ускользает от преследовавших её жандармов, и появляется, несколько изменив свой имидж, в роли дальней родственницы одной из героинь сериала, которая якобы прибыла из Франции, и зовут её ни много ни мало – Мари Дюпон! Совпала страна, имя и фамилия.

     Я рассказала здесь лишь о самых ярких эпизодах, происходивших в моей жизни... Думается, влияние знаков очевидно. Они лишь подтверждают то, что человек идёт по правильному пути в своём поиске добра и правды. Значит, вектор движения выбран правильно и в жизни и в творчестве людей сопровождают зримые и незримые помощники. Спасибо Господу.               
               

                Москва, 29-30 марта 2012 года.          


Рецензии
Я уже и не удивляюсь ))) Спасибо, Кира, Вы так хорошо разложили то, что многие из нас чувствуют интуитивно. Хотелось бы личное добавить, о спутнике. Именно второй супруг буквально заставил меня писать, думаю, что с первым это было бы невозможно.

Елена Гвозденко   15.06.2014 18:18     Заявить о нарушении
Ничего случайного в жизни не бывает. Стать писателем - Ваша программа, заложенная Свыше. В определённый период вокруг Вас начинают концентрироваться люди, которые способствуют напрямую или опосредованно Вашему продвижению по этому пути. Даже Ваше вдохновение тоже диктуется Свыше. Если человек начинает сопротивляться своей программе - на него налагается "штраф" в виде неприятностей. Вообще - когда он действует вопреки и особенно когда это система - то вал негатива сыпется и сила удара увеличивается. Обратное действие происходит, когда человек - наоборот - старается идти "на поводу" своей интуиции. В этом случае всегда получается дважды два четыре... У меня аналогичная ситуация. Родители всю жизнь гнобили за увлечение, грозились выкинуть мои записи на помойку. За моё терпение и выдержку мне был дан такой муж, который не только создал для меня благоприятные условия для творчества, но и гордится мною.

Синтюрина Кира   21.06.2014 15:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.