Наука Жить Хорошо
НАУКА ЖИТЬ ХОРОШО
введение в проект
Построение Общества всеобщего благополучия
проект построен на основании
парадигмы Понимания и теории Природного объекта
2002
Аннотация
Статья посвящена вопросу практического использования наших знаний для своей же пользы. Рассмотрение здесь начато сначала, или почти сначала, то есть с момента возникновения политического уп¬рав¬ления знанием, в особенности наукой. Обсуждается настоятельная необходимость строительства новой науки и целостного знания, построения образовательных программ для ликвидации безграмотности в принципиальных областях управления как личной, так и общественной жизнью.
Оглавление
Предисловие 4
Введение 5
Каждый решает сам 6
Научная традиция 7
Существо проблемы: наука и научная традиция 7
Основные черты научной традиции 9
На переломе эпох 10
Основные черты новой парадигмы 10
Разумность – основная черта новой эпохи 11
Современное состояние знания 12
В каком мире мы живём? 14
Уклад современной общественной жизни 14
Особенность современного этапа жизни на Земле 16
Пути к ближайшему будущему 19
Путь, в действительности, — один 19
Священное право 22
Логика Целого 28
Послесловие 31
Литература 31
Предисловие
Наверное в нашей жизни это случилось впервые: вся страна искала способы устроить свою судьбу наилучшим образом. Именно страна — вся! Не одно только правительство, которому это должно делать по определению, не одни только учёные экономисты и политологи, не одни только философы, писатели, режиссёры или общественные деятели, не одни только диссиденты или защитники прав человека… Нет, все действовали одновременно, вместе, и более того — сообща! Правительство предложило свою программу и все заговорили о самоуправлении. Для практической отработки проектов самоуправления правительство выделило ряд регионов, каким, например, был Фрунзенский район Москвы. Повсеместно, и особенно в таких районах, возникали кооперативы, клубы, малые предприятия и общественные объединения, действовавшие сообща друг с другом, местным населением и госадминистрацией. Руководители регионов, крупных предприятий и целых отраслей народного хозяйства искали проекты комплексного и всестороннего развития, а создатели таких проектов, наконец, стали находить возможности воплотить их в действительность. Засветился надеждой БАМ. Большой десант брошенной на произвол судьбы великой стройки в поисках проектов развития своих регионов развернул широкую деятельность в комсомольской гостинице "Орлёнок" в Москве. Правительство обещало дать деньги. Новое развитие получило прочно утвердившееся уже к тому времени движение МЖК — была создана Всесоюзная ассоциация Молодежных жилых комплексов. Весной 1989 года в Москве в микрорайоне Сабурово прошёл учредительный съезд всемирного объединения "Экополис мира"…
За короткий срок было проделано много разной теоретической и практической работы…
Вы узнали время, о котором я говорю,— это начало той разрухи, которая и до сих пор ещё называется перестройкой. Перестройки не получилось. Те люди и те силы, которые способны были строить, показали эту свою способность в тех немногочисленных проектах, которые успели осуществиться, или хотя бы начаться. Но объединиться и выработать программу для всей страны за два-три года, конечно, было невозможно.
Но актуальность вопроса "Как жить?" и "Как жить хорошо?" нисколько не уменьшается. Причём эти вопросы одинаково актуальны и лично для каждого, и для самых разных по размеру и способу объединения коллективов и обществ: для семьи, для производственного коллектива, для жителей города, микрорайона, населенного пункта, края…
Думается, этот вопрос — "как жить хорошо?" главный в нашей жизни, и об этом главном пойдёт наш разговор.
Предисловие нового издания в 2013 году
Статья сейчас опубликована без каких-либо изменений. Это предисловие к текущему времени я сейчас создаю и добавлю в статью чуть позже, как только оно будет готово. Текст статьи менять я, скорее всего, не буду. Но предполагаю продолжение разговора, причём добавится новая – практическая тема. Я сейчас изучаю практику использования такого целостного механизма, который реально существует уже несколько лет на нашей планете.
Введение
Есть один одинаково важный для всех вопрос: устроить свою жизнь. Свою, и своих детей. Казалось бы, чего проще? Сколько поколений сменилось на памяти Земли, какой опыт мы должны иметь! — Но где он? Мы построили грандиозную (как нам кажется) цивилизацию, больших, головокружительных успехов достигли наши науки! — Но где знания о том, как нам жить хорошо?
Давайте поищем эти знания! Знаний о том как жить хорошо накоплено и хранится в разных местах немало, одна наша задача —собрать их. Вторая задача: построить из них новое знание — науку жить хорошо. Разговор о том, как это можно сделать, мы сегодня и начинаем.
Основой нашего разговора станет наука будущего, многие части которой существуют уже сегодня. Используя эту науку, мы сможем решить такую непростую задачу как обустройство своей жизни. Может быть даже окажется, что это вовсе не так сложно, как представляется нам сейчас.
Мы будем много говорить о науке и об учёных. Но статья адресована всем людям, и касается каждого человека, ведь в действительности, первая и главная профессия каждого человека — быть учёным. Любой, самый далёкий от научной деятельности человек, тем не менее постоянно решает множество самых разных и очень непростых жизненных задач, то есть ведёт свои наблюдения, ставит эксперименты, проводит исследования, логически их обобщает… Эта деятельность ничем не отличается от работы профессионального учёного. Хотя отличается — самым главным. Учёный, особенно в современной наукообразной традиции, большей частью занимается своими фантазиями или, в лучшем случае, какими-нибудь частными вопросами. Однако все люди на протяжении всей своей жизни изучают самое главное — Жизнь. Они и есть настоящие исследователи, им посвящаю я эту работу.
Наш разговор мы начнём с определения нового понятия: наукообразная традиция. Увидим, чем она отличается от науки, и какую роль она играет в современной западной цивилизации. Далее, отметим разницу между умным и разумным человеком, заодно познакомившись с понятием Целого. Умные люди построили эту дикую, дикарскую, цивилизацию. Мы обсудим, в чём заключается её антигуманный характер, почему она ведёт человечество к дикости и животноподобному существованию. Здесь нам встретятся малоизвестные факты нашей истории, которые самым пагубным образом сказываются на нашей сегодняшней жизни. Выделив главные моменты в современном состоянии знания и главные особенности современного этапа жизни на Земле, мы попробуем нащупать пути выхода из тупиковой ситуации в ближайшем будущем. Ключевая роль в этом движении принадлежит науке, но не современной, а новой науке, которую ещё предстоит построить. Это будет даже не столько наука, сколько полноценное Знание, объединяющее разные формы знаний, сейчас разрозненные: науку, религию, эзотерику, искусство и повседневный жизненный опыт. В конце концов, мы придём к очевидному для многих результату: жить следует по законам Природы, а не измышлять фантазии своим ограниченным умом, как это происходит в практике современного государственного строительства. Однако мы подойдем к этой очевидности практически — обсудим, что и как нам следует делать сообща и индивидуально, чтобы начать жить в согласии с Природой, а не в борьбе с ней. Основы Естественного законодательства, затронутые в качестве примера в конце разговора, послужат вполне конкретным ответом на поставленный вопрос: "Как жить хорошо?". Жить хорошо — это действительно целая наука, давайте начнём с ней знакомиться.
Каждый решает сам
Мы не имеем критериев для оценки жизненных ситуаций. Поэтому оценку того, что хорошо и что плохо, как лучше, кто прав, а кто ошибается, и другие, подобные этим, мы оставим определять тому, кому это зачем-то надо. Каждый, кто этого желает, кто иначе не умеет, пусть оценивает свою собственную жизнь, себя или других людей, события, происходящие в мире, пусть спорит с себе подобными. Мы не будем этим заниматься — это не наш метод.
Нашим ключевым словом будет слово Понимание. Понимание — это процесс осознания всего, что вы есть, и всего, что вас окружает. Этот процесс обязательно заканчивается практическим применением достигнутого знания в своей жизни. Если происходит понимание, не остаётся времени, желания или необходи¬мости сочинять оценки, критиковать или спорить, навязывать другим своё мне¬ние…
В основе данной статьи лежит научный метод познания мира, построенный мной некоторое время назад. Он включает в себя парадигму Понимания, теорию Природного объекта и некоторые научные достижения, полученные в результате применения этого метода к изучению сложных природных процессов, каковыми, в частности, является жизнь человека или общества. Утверждения, которые встречаются в статье, не являются произвольными допущениями, а выражают либо достаточно простые факты, либо обобщения этих фактов. И то и другое — вещи не придуманные, но проверяемые. Обобщения фактов, которые Вернадский назвал эмпирическими обобщениями, обладают многими замечательными свойствами. Здесь я отмечу одно из них: они неоспоримы, так как являются выводом, следующим из огромного опыта. Принимать их во внимание или нет, пытаться с ними спорить или изучать их, — это каждый решает для себя самостоятельно.
Остаётся, может быть, последнее предварительное замечание. Жизнь человека протекает в двух основных измерениях: индивидуальном и общественном. Возможно, личное благополучие больше зависит от состояния общественной жизни, чем мы сегодня это себе представляем. Более того, как вы увидите в главе "Разумность — основная черта новой эпохи", внутренний мир человека и окружающий его внешний мир — это в каком-то смысле одно и то же. Знание этого убирает границу между внешним и внутренним миром, между личной и общественной жизнью. Вопрос лишь в том, чтобы владеть этим знанием, уметь применять его. Но это ещё один момент выбора, который каждый делает самостоятельно.
НАУКООБРАЗНАЯ ТРАДИЦИЯ
Разным эпохам нашей истории соответствуют разные уклады общественной жизни и разные системы знаний, разные представления о том, как устроен мир. До недавнего времени господствующим мировоззрением было религиозное мировоззрение. С течением времени на Землю приходили новые религиозные учения, так как изменялась жизнь человека. Но в последнее время умами всего человечества завладела наука. Её усилиями был построен современный технологический мир, от неё ждут решения всех современных проблем. Однако…
Существо проблемы: наука и научная традиция
Из всех живых существ на нашей планете Земля одни только люди озабочены тем, как устроить свою жизнь получше. Вся природа живёт гармонично, и только человек на ровном месте создаёт себе проблемы. Только человек построил вторую природу – цивилизацию, которой, однако, вряд ли можно гордиться. Цивилизация поместила человека в комфортные бытовые условия, но по-настоящему его не спасает: человек нисколько не менее чем животные или растения подвержен стихийным явлениям природы. Мы знаем, что деятельность человека оказалась разрушительной для него самого и угрожает уже всей жизни Земли.
Превозносить науку, за её многочисленные технические достижения, или упрекать, за отсутствие достижений организационного, системного и планового характера? Чем сильна наука — там все относительно хорошо: удивительные, просто волшебные технологии и технические устройства. Но их использование не просто оставляет желать лучшего, — оно бывает недопустимо ошибочным и преступным, когда ведёт к разрушениям, загрязнению среды или является средством насилия. Является ли такое положение вещей естественным для современной науки? Действительно ли она так сильна в одной области и столь неспособна в другой? Почему так получилось, и был ли такой печальный результат человеческой деятельности неизбежен?
В нашей современной культуре постоянно происходят подмены понятий и терминов. Это в первую очередь касается понятия науки: то, что мы называем наукой, в большинстве своём является наукообразной традицией.
Современная наукообразная традиция была сформулирована 400 лет назад людьми, которые (как это теперь представляется) прозорливо увидели, какую роль наука будет играть в производстве и строительстве жизни в будущем, и подчинили её своему влиянию. Обратили внимание на науку потомки венецианских олигархов, перенесшие свои капиталы в Англию и захватившие постепенно управление страной. Одним из видных участников этих событий был Фрэнсис Бэкон, построивший проект первой Академии наук — Лондонское королевское общество, и провозгласивший в 1620 году в "Новом органоне", так сказать, "научную" парадигму, которая и превратилась со временем в наукообразную традицию.
Наука тогда только начинала обретать устойчивые формы, в первую очередь благодаря появлению и распространению книгопечатания. Многотиражные издания надёжно фиксировали, сохраняли и передавали знания, которые прежде терялись при устной передаче или при потере рукописей. С самого начала, со времени, когда наука только находила своё лицо, её направили в нужную сторону — крайнего материализма и примитивизма. Следуя Ф. Бэкону, от науки требуется: увеличивать власть человека над природой (это — цель науки); очищать разум от заблуждений, под коими, в частности, понималось избавление от "идолов" и "призраков"; а основным способом получения знаний признавалась индуктивная обработка опыта и экспериментальных данных. Вот что такое парадигма : всего несколько фраз, но какой эффект! — Постепенно развиваясь под управлением этой парадигмы, наука стала одним из самых эффективных инструментов эксплуатации и человека и природы.
Современная наукообразная традиция как бы не имеет закона собственного существования и развития: парадигма науки нигде не сформулирована и не узаконена. Это, однако, не означает, что такой закон отсутствует. Неявное существование или затруднённый доступ к некоторым документам является одним из следствий современного политического управления наукой.
Таким образом, в нашей действительности мы имеем две структуры: науку, которая добывает новые знания, решает проблемы и должна бы быть свободна в выборе целей, средств и методов исследования, и наукообразную традицию, которая занимается только одним – политическим управлением наукой.
Такое разделение в казалось бы монолитной научной среде почти никем не осознается. Учёные, которые увлечены своими интересными и важными, но частными задачами, не знают и не стремятся узнать действительное положение дел в науке. Администраторы от науки тоже вряд ли понимают, что в действительности они представляют не науку, а наукообразную традицию. Интуитивно, и учёные и люди, не принадлежащие научной среде, выделяют всё же эти две части: науку и наукообразную традицию, изобретая понятные из контекста, но ничего не объясняющие термины, такие как: академическая наука, официальная наука, истинная наука, классическая наука и т.д. Эта всеобщая изначальная научная безграмотность стоит в ряду первых причин многих бед сегодняшней жизни.
Основные черты наукообразной традиции
Основная и самая главная черта наукообразной традиции: её скрытность. Её основные положения как бы отсутствуют — это чисто политический приём. В таком случае — нечего критиковать, ничего нельзя изменить, нельзя просто возразить и совершенно неясно, откуда возникли барьеры и преграды на пути исследователя. Именно поэтому возможны утверждения, которые действительно часто звучат в среде науки: "Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда". Наукообразнаяная традиция обладает силой проводить в жизнь подобные свои мнения, а наука (учёные) не имеют силы (или достаточного сознания) просто выучить историю науки и построить правильный логический ряд событий, приведших науку и всю нашу жизнь к существующему положению вещей.
Усвоение человеком неизвестных положений неизвестной парадигмы проходит неосознанно и неявно в продолжение отлаженного учебного процесса и закрепляется всем строем жизни современной цивилизации. С самых детских лет у человека не возникает вопроса: "Может ли быть иначе?". А если такие вопросы и случаются — они быстро уходят, так как ему быстро показывают, что иначе быть не может. Объяснить не могут, сам этот человек ответа на свои вопросы не найдёт, а вся среда будет к нему крайне враждебна, пока он не станет таким как все, то есть не вступит в принятую традицию.
Сейчас положение чуть-чуть изменилось, по крайней мере, в России. Здесь в вузах начали читать авторский курс "Концепции современного естествознания", появились учебники, в которых пришлось сформулировать эту скрытную парадигму наукообразной традиции современным языком. Более или менее полно и последовательно она теперь изложена и доступна анализу, критике, обсуждению и, хотелось бы думать, — осознанию…
НА ПЕРЕЛОМЕ ЭПОХ
Об уникальности нашего времени сказано достаточно много, но ещё далеко не всё. Где и какие перемены происходят и происходят ли? Этот вопрос волнует каждого, но точного ответа нет. Ещё более важен вопрос о том, с чем мы столкнем в ближайшем будущем и можем ли мы уже сейчас действовать более эффективно для сохранения и продолжения своей жизни?
Основные черты новой парадигмы
Если мы увидели и осознали действительное положение дел, мы можем его исправить. Это значит, что мы сконструируем новую парадигму, которая позволит: 1) свободно изучать мир и 2) ответственно применять знания в практике строительства жизни. Это уже два положения нашей новой парадигмы. Далее, обязательным будет требование точности, конкретности и подробности в определении каждого термина и понятия, которые мы используем в своей работе.
Здесь не место представлять всю парадигму, достаточно сказать, что она есть. Это, во-первых, парадигма Понимания, частично изложенная в моих немногих статьях и выступлениях на конференциях и семинарах, во-вторых, научные достижения многих учёных, построивших законченные составные части науки нового времени. Есть новая парадигма, более того: есть новая наука, которая ведёт человека к полному пониманию и осознанию происходящего. Значит, возникает вопрос: как этими знаниями воспользоваться?
Разумность – основная черта новой эпохи
Кончается эра умного человека и начинается эра человека разумного.
Умный человек не видит всего мира, он увлечен одной идеей, задачей, заботой и все своё внимание направляет только на неё. Изучая свой вопрос, решая задачу, он находится в потоке впечатлений, образов, идей, за пределы которых он выйти не может. Они полностью заполняют ум такого учёного и этот небольшой лоскуток, распознанный в Природе, представляется такому учёному картиной всего мироздания, последней и абсолютной истиной. Увлечённость человека и пробелы в обра¬зо¬ва¬нии, в частности неумение медитировать, увидеть себя и своё дело со стороны, другие личностные качества, вроде гордости, чувства собственной важности, крепко удерживают его сознание внутри собственных идей, внутри лоскутка картины мира. Это частичное знание воспринимается им как полное, самодостаточное и абсолютно истинное.
Разумный человек видит и за пределами луча – он видит весь мир. Это значит, что его исходные предпосылки помогают ему смотреть широко, непредвзято и корректировать своё восприятие мира, так как Целое, которое он не теряет из виду, это штука безграничная, значит всегда могут встретиться неожиданности, которые нужно суметь включить в свою картину мира (рис.2). При этом человек в этой модели – не точка, а такая же сфера (рис.3). В равной степени ему следует наблюдать полноту своего собственного внутреннего мира, особенно потому, что видимый и воспринимаемый внешний мир и узнаваемый, ощущаемый внутренний мир в пределе, в абсолюте совпадают, являясь подобием друг друга, так как и то и другое является Целым. Это и есть понимание известной форму¬лы: Микрокосм подобен Макрокосму. Изучая внешний мир и внутренний, мы изучаем разные стороны одного Целого. Эта большая работа ведёт к разумной деятельности.
Разумная деятельность подразумевает умение исходить из Целого и приходить к Целому же, но изменённому. Это значит, что здесь присутствует умение предвидеть, прогнозировать, предсказывать результаты планируемых поступков, а также умение следовать этим прогнозам, отказываться от разрушительных и ошибочных действий.
Современное состояние знания
Сейчас в нашем распоряжении огромное количество новых знаний, открытий, изобретений, технологий, образцов новой техники... Мы могли бы жить в волшебном благоустроенном мире! Неразумность, как и другие пороки, присущие современной цивилизационной дикости, не позволяют нам достичь в обычной жизни того, что сделано уже в лабораториях. Более того, мы находимся на грани уничтожения, боремся за выживание. И это в то время, когда есть всё, что необходимо: и техника, и технологии, и знания и возможности для владения ими.
Мир сейчас переживает эпоху кризисов и потрясений, сопровождающих многочисленные изменения и перестройки, происходящие повсеместно, как в Природе, так и в жизни людей, государств и всего человечества. Самым непосредственным образом эти изменения касаются всех сторон нашей культуры, в особенности науки и других форм знания. Знания о Жизни и Природе имеют разные формы. Это не только наука, но в равной степени искусство, религия, эзотерика и опыт повседневной жизни людей. Каждое из этих пяти видов знания говорит нам об одном и том же: о Жизни, Вселенной, Природе и Человеке, говорит своим языком, касается разных сторон и глубин действительности. Пришла пора построить единое Знание, органично включающее в себя эти пять форм знания. Кратко охарактеризуем их.
Наука, как форма знания, возникла в середине второго тысячелетия. Постепенно сформировались на¬ука и научная традиция, о чём мы говорили выше. К настоящему времени наука прошла путь от своего возникновения к вполне развитой общественной структуре, обладающей большой мощью. Противоречие науки и наукообразной традиции теперь настолько велико, что являет собой величайший кризис современной культуры.
Искусство — это область знания, которую можно назвать лабораторией жизненных ситуаций, где проверяются, испытываются, моделируются самые разные стороны нашей жизни в огромном диапазоне реальных и фантастических обстоятельств.
Религия содержит знания, ставшие доступными людям благодаря откровению, полученному достойным представителем человеческого рода. Источник их ещё недоступен человеческому уму. Эти знания продиктованы в виде, подходящем для использования, изучения и руководства людьми данной эпохи.
Эзотерика, или мистика, это знания, добытые собственными усилиями, личной практикой, включающей осознание происходящего с тобой.
Повседневный жизненный опыт складывается из обобщения человеком обстоятельств своей жизни. Каждый человек несёт в себе свой личный жизненный опыт, свои личные достижения и обобщения. Наиболее важные из них становятся народной мудростью и фольклором.
Сейчас эти пять видов знания существуют обособленно. А требование сегодняшнего дня состоит в том, чтобы объединить их в единое знание, наподобие того, как из разных цветов составляется замечательный букет.
В каком-то смысле наша действительность повторяет эпоху середины закончившегося тысячелетия, когда появилось книгопечатание. Именно благодаря этому изобретению появилась возможность сохранять информацию в неизменном виде и переносить её на далёкие расстояния и через большие промежутки времени даже в другие эпохи. Учёные смогли накопить и связать воедино знания, полученные разными людьми в разных странах и в различные эпохи. Это послужило основой для построения научного знания.
Техническая сторона нынешней ситуации похожа на ситуацию, которая сложилась в мировой культуре после изобретения книгопечатания. Типография, в виде компьютера и принтера, теперь стала личным достоянием многих людей. Современный транспорт, теле- и компьютерные коммуникации почти мгновенно связывают воедино весь мир. Следствием этого будут грандиозные перемены в культуре. Главное состоит в построении единого Знания, органично объединившего известные ныне формы знания: науку, искусство, религию, эзотерику, повседневный человеческий опыт. Возможно, пути к этому единению мы наметим в последующих разделах этой статьи.
В КАКОМ МИРЕ МЫ ЖИВЁМ?
Попробуем определить наиболее уязвимые места в укладе нашей современной жизни, формирующие ту действительность, в которой мы находимся. Начнём наше обсуждение сначала. А начало — это рождение человека и его обучение. Роддом и школа: это два исходных места, откуда приходит в мир современный человек. В роддоме он появляется в нашем мире физически, а в школе рождается представитель современного общества, в меру интеллектуальный, в меру бездуховный…
Уклад современной общественной жизни
Неправильное понимание терминов и неуместное их использование — одна из главных бед современности. Она тесно связана с главной ошибочной доктриной современного мира: стремлением цивилизовать человека, "окультурить" его. Стремление улучшить человека в действительности не новое, оно встречается, наверное, на протяжении всей известной нам истории. Однако величественнее и правильнее оно от этого не становится, так как в любой момент времени оно одинаково ошибочно и безперспективно.
Человек — создание Бога, творение Природы, иначе говоря, Космоса — то есть некоторой естественной целостности. Всякая и любая его социализация, как и любое другое насилие — это обеднение его природных возможностей, ограничение его Божественных задатков и создание препятствий на пути его естественного движения по его собственный судьбе. Обоснование этого естественного положения вещей не обязательно искать в религиозных учениях или философских построениях. Природа утверждает естественный ход событий во всяком акте рождения нового человека, а затем, позже, во всяком признании нами его талантов и способностей, которыми она каждого щедро наделила, и которые затем были развиты, а правильнее сказать — недоразвиты, в процессе современного обучения.
Рождение младенца — это не исключительный медицинский случай, вроде особого заболевания. Это естественный здоровый процесс, не имеющий никакого отношения к медицине. Из-за страха перед неизвестностью одичавшие в цивилизованном мире люди не могут обходиться без назойливого и вредоносного контроля медиков — это точно дикарское состояние. Однако опыт Чарковского изменил отношение к беременности и родам. Клубы семьи, которые возникают повсеместно, — это реальная возможность для каждого, кто понимает, вернуться в естественную культуру жителя Земли.
Сейчас многие интеллектуалы отмечают, мягко говоря, недоразвитость, дезориентированность, безответственность, неорганизованность и наличие многих других отнюдь не лестных качеств, которые в изобилии можно наблюдать в среде простых людей, толпы, стада… Термины придумывают какие кому не лень. Такое представление действительности приняло уже официальный характер, по крайней мере, в некоторых кругах, породивших и утверждающих разделение мира, в котором целые страны, названные странами-изгоями, отнесены к недоразвитым, поскольку они не соответствуют неким стандартам. Дело вовсе не в том, что стандарты эти придуманные и не имеют никакого разумного смысла. Вопрос в том, что такое положение вещей принимают как естественное, будто животноподобный облик человека и есть его естественное состояние. Такое представление о человеке и человечестве формирует в каждом наукообразная традиция в образовательном процессе, которому подвергается каждый в каждом цивилизованном государстве.
Отметить явление, которое очевидно — это небольшая заслуга. Мы зададимся вопросом: "Что происходит на самом деле? Является такое положение вещей естественным?" Попробуем найти причины и источники дикарского существования нынешнего общества.
Итак, младенец, прошедший ужасы роддома и потерявший изрядную долю здоровья, попадает в среду цивилизационной дикости, к которой он вынужден приспосабливаться. У него ещё хватает сил оставаться жизнерадостным и открытым миру, быстро расти и учиться, несмотря на непонимание его потребностей родителями и воспитателями, безграмотных в вопросах рождения и развития человека, нечувствительных к его потребностям и особенностям, руководствующихся фантазиями, выдумками и глупостями, порождёнными наукообразной традицией и внедрёнными ею в общественную практику под видом научных рекомендаций. Раннее детство заканчивается и человек попадает в ещё более сложные условия: он попадает в школу. Здесь, в бюрократически-казённой обстановке, излагают специально подобранный материал таким образом, что полным ходом идёт формирование новых представителей того человеческого стада, очевидность которого общепризнанна. Таким образом, на испорченную во время медицинских родов природную основу человека позднее накладывается новая порча: ущербное образование.
Итак, главный элемент общества — человек — испорчен надёжно и почти неисправимо. Какое же общество могут составить такие люди? Именно то, какое мы наблюдаем — дикое во всех отношениях: в отношениях между собой, в производстве, в распределении общественного продукта и природного достояния, во взаимодействии с природой…
Особенность современного этапа жизни на Земле
Замечательный образ происходящего сейчас с нами на Земле я встретил в интересной книге "Разгадка русской азбуки — смысл жизни". Её автор Ю. Минин сравнивает современный хаос и неразбериху с процессом превращения гусеницы в бабочку. Тот организм, который был прежде гусеницей, превращается в куколку, где, защищенный твёрдой оболочкой, он каким-то непостижимым образом в короткое время перестраивается в прекрасную бабочку, которая снова возвращается к свету и свободе движений.
Мы в Советском Союзе, а теперь уже в его "независимых" осколках, возможно, более других в остальном мире испытали этот переход от упорядоченности к хаосу, который имеет и другое название — обретение независимости. После советской упорядоченности и регламентированности стихия независимости коснулась всех и каждого: республики превратились в государства, предприятия стали самоуправляемыми, граждане самостоятельно решают что им делать и делать ли хоть что-нибудь: хочешь — спи на печи, хочешь — заводи своё дело… Общественные отношения, конечно, не исчезли, но претерпевают многочисленные изменения… Получится ли в результате этого процесса, кажущегося стихийным, прекрасная бабочка? Станет ли наш мир лучше, разумнее? Интересно было бы узнать, чем все это кончится. Но вот что не только интересно, но и важно: это знать что сейчас делать, как действовать?
Люди, населяющие Землю, хотя и представляют собой очень пёструю картину, хотя и разделены множествами различий, границ, преград, предрассудков, тем не менее, являются неким целым природным объектом, обладающим всеми атрибутами, принадлежащими любому Целому. Как Целое, человечество существует и меняется по вполне определённым законам. Так было прежде, так будет и дальше, пока люди будут жить на Земле. Отголоски процессов, которые происходят с естественным природным объектом Человечеством по естественным законам жизни Целого, более или менее ясно ощущаются многими людьми. Одни из них сочиняют научные статьи или целые науки, другие создают художественные произведения, а кто-то привносит своё понимание этих процессов в свои общественные, политические или экономические проекты.
Конечно, до недавнего времени единство, общность и взаимосвязанность всего населения Земли можно было поставить под сомнение, поскольку плотность населения была совсем небольшая. Но сейчас, в наше время, это — очевидность, и вопросом является конкретизация уже наступившего общежития. С ответом на этот вопрос мы запоздали. Хаос, в котором находится сейчас мир — убедительное этому подтверждение.
Итак, если мы находимся внутри кокона, неплохо было бы знать, чем он наполнен, какие элементы мира находятся в нашем распоряжении? И дальше: что нам следует использовать для строительства нового мира, и отчего нужно избавиться? Как нам следует действовать, к какому результату стремиться?
Многие исключительные особенности нашего времени отмечены в литературе и научных работах, поэтому я бегло остановлюсь только на самом главном и имеющем непосредственное отношение к теме нашего разговора.
Смена тысячелетия — это не просто редкое и вдохновляющее календарное событие. Как показал в своей книге "Знаки русского Бога" Василий Николаевич Глаголев, каждое новое тысячелетие наполнено собственной энергией, имеет свои цели и задачи. Смена тысячелетий занимает 200-300 лет. Сначала 100 или 150 лет завершается предыдущее тысячелетие и начинают действовать вибрации наступающей эпохи, а затем такое же время уходит на окончательное преобразование условий жизни к новым требованиям. Ближайшая история полностью подтверждает теорию В. Глаголева. Середина XIX века была ознаменована несколькими важнейшими событиями, которые можно рассматривать именно как влияние новых энергий наступавшего третьего тысячелетия. Во-первых, тогда начался тот технологический бум, к которому мы сегодня так привыкли, и не представляем себе, как можно жить, не изобретая непрерывно что-нибудь новое. Во-вторых, массами начала овладевать коммунистическая идеология, которая наделала столько шуму. В-третьих, и это, наверное, главное: на Землю пришла новая религия Бахаи, в наши дни давно уже являющаяся мировой религией. Насколько мне известно, это единственная религия, имеющая своё представительство в ООН, то есть активно участвует в общественной жизни планеты. Наибольшее и вполне очевидное влияние на мироустройство оказала технология — мир быстро и неузнаваемо изменился. Коммунистическая идеология оставила в истории планеты яркий и не вполне однозначный эпизод, а новая религия пока не проявила себя в широких массах, но возможно здесь ещё все впереди — религия вещь достаточно ёмкая и развивается по своим неспешным законам.
Всё ускоряющееся изменение мира привело в начале ХХ века к необходимости введения всеобщего образования и повсеместной ликвидации безграмотности. Эта задача была решена, и теперь мы имеем достаточно грамотное население планеты, понимая под грамотностью её самую примитивную составляющую: умение читать, считать сдачу в магазине, понимать время по часам и написать хотя бы несколько строк казённого текста.
Сегодня наступила пора новой кампании по ликвидации безграмотности. Теперь уже требуется освоить те знания, которые напрямую касаются законов жизни человека на Земле, для того, чтобы быть готовыми действовать в согласии с Природой, а не вопреки ей, как это происходит до сих пор. Технология сосредоточила в наших руках громадные силы, но не научила разуму — правда, это не её дело. Грамотному поведению человек может научиться в других областях знания, как раз в тех, которые не могут занять подобающего им места в обществе, поскольку наукообразная традиция пока ещё препятствует этому. Современное положение вещей долго не продлится: либо наукообразная традиция довёдет свою линию до логического конца, теперь уже очень близкого, — полномасштабного кризиса цивилизации и полного конца света для всех: и для бедных простых людей, и для тех, кто считает себя избранным и защищённым от превратностей судьбы; либо она прекратит своё существование и станет возможным разумное общественное действие, что и требуется современным сложным миром на планете, что всегда требуется Космосом и встречалось в истории человечества в больших или меньших масштабах. Другими словами, сейчас требуется ликвидация дикости, искусственно созданной и поддерживаемой наукообразной традицией, ликвидация культурной безграмотности. Повторю, что для этого уже есть все необходимые знания и замечательные средства для их распространения.
Сегодня мы имеем удивительное противоречие. С одной стороны, весь мир дробится вплоть до индивидуума, создаётся иллюзия, будто каждый сам себе государство; с другой стороны, современный транспорт, средства связи, экономическое и торговое сотрудничество, действия международных предприятий и организаций и многие другие реалии современности очень крепко увязывают весь мир в одно целое. Это противоречие наукообразная традиция решить не может, хотя выход из создавшейся ситуации почти очевиден.
ПУТИ К БЛИЖАЙШЕМУ БУДУЩЕМУ
На протяжении всей истории жизни на Земле люди мечтали и бредили о справедливой и счастливой жизни, взывали к ней, сражались за неё… Чего больше было в их стремлениях: знания или эмоций, действий или переживаний?
Теперь же мы попробуем увидеть — предугадать — пути, какими нам следует идти сегодня.
Жить хорошо, жить в обществе всеобщего благополучия — это не цель, а следствие, которое наступит после правильно организованных усилий, ведущих к преобразованию жизни, вначале своей личной и, как следствие, во всём обществе, в естественную целостность. Попробуем, исходя из известных нам законов Природы, понять, что это значит. Разговор этот долгий, а начнём мы, как всегда, с главного — попробуем определить самые существенные и необходимые элементы нового мира.
Путь, в действительности, — один
Путь, в действительности, один — поумнеть, точнее — обрести разум, о чём мы говорили чуть раньше. Но ведь жизнь не остановишь! Даже если все вдруг поймут и захотят поумнеть, а значит, будут согласны обучиться необходимому знанию, — как это осуществить? Умнеть и учиться придётся только в процессе проживания всей уже сложившейся жизни, затрачивая дополнительные силы на освоение нового знания и преобразование себя. Это хоть и трудно, но вполне возможно. Правда, обсуждать здесь нечего — далеко не все горят желанием заниматься какими-нибудь переменами, а из тех немногих, у кого такое желание есть, не все сумеют его осуществить.
Сейчас многие учатся. В том числе учатся и с целью лучше понимать мир, себя и события своей жизни. Существуют различные курсы, школы, группы, а также книги и другие издания для совместной или индивидуальной работы. Все вместе они создают замечательное разнообразие возможностей для ищущего человека. Это стихийное творчество, наставничество и ученичество соответствует одной стороне мира — его разнообразию: мир, в котором мы живём, многолик и многообразен. И мы сами отличаемся большим разнообразием характеров, темпераментов и других качеств, поэтому, хорошо, если у каждого есть возможность найти себе занятие по душе.
Но если бы мир был только разнообразным, он рассыпался бы, чего не происходит. Наоборот, можно убедиться, что мир, в котором мы живём, обладает связностью, цельностью и многими другими качествами, которые показывают нам, что мир этот является Целым объектом. Этот Целый объект мы будем называть Космосом или Вселенной, или ещё Жизнью. В области создания нового знания целостность Космоса будет отражать объединённая, целенаправленная и планомерная работа. Поэтому, стихийная и независимая деятельность отдельных авторов и лидеров различных направлений знания, с одной стороны, и планомерная систематическая и взаимообусловленная работа учёных и преподавателей, с другой стороны, это два необходимых вида деятельности в Обществе. Они представляют собой два способа поведения всякого природного объекта, в данном случае Общества, известные издавна как мужское и женское начала [1]. Именно благодаря их совместному действию, благодаря результатам, которые рождают тот и другой вид деятельности, достигается устойчивое и адекватное развитие природного объекта. Планомерной работы, ведущей к построению науки третьего тысячелетия, сейчас очень не хватает.
Построение новой науки и целостного знания является единственной возможностью выйти из современной разрухи и преодолеть множественные кризисы. Если человек в своём поведении, чтобы действовать не в ущерб себе, вынужден пользоваться своим разумом, то любая, даже небольшая группа людей может пользоваться для своего руководства тем знанием, которым она обладает. Как уже понятно, под знанием я понимаю не только абстрактные и теоретические сведения и мнения по их поводу, а в первую очередь — умение пользоваться всеми доступными знаниями в своей практической деятельности соответственно обстановке.
Обстановка сейчас как никогда требует разумного руководства. А это означает, что требуется построить новую структуру управления Обществом. Такой структурой станет специальный научный институт управления, построенный в соответствии с новой наукой и проводящей это новое целостное знание в практику общественной и индивидуальной жизни. Этот институт заменит собой нынешние законодательные структуры в Обществе. Нынешнее фантастическое и ошибочное законодательство, отражающее фантазии и безграмотность соответствующих законодательных органов, будет заменено Естественным Законодательством [5] и Возвратным правом [6], построенными в соответствии с законами Природы в Институте управления Обществом. Этот Институт будет решать все общественные задачи: построение законов, разработку проектов общественного развития, планирование и координацию общественных действий, осуществление и курирование хода выполнения наиболее важных проектов, подбор и расстановку кадров, их обучение. Собственно, сам этот Институт и определит свои функции, поскольку его главная задача, как первой и главной структуры в Обществе, построить Общество как Природный объект, то есть создать в нём структуру и способы её функционирования, соответствующие природным требованиям для всякого Природного объекта.
Общество, как некое Целое, состоит из других Целых, которыми являются, например, Человек, Семья, Производственный коллектив и некоторые другие объединения людей. Задачей Института управления в таком случае будет построение естественной гармоничной общественной структуры, где каждый Природный объект будет жить своей естественной жизнью.
В середине второго тысячелетия в западной Европе возникла новая форма объединения: нации-государства. Такой же процесс шёл на территории нашей Родины, во время объединения русских земель вокруг Москвы. Это стало началом новой эпохи в развитии общества и экономики. Сейчас настала пора следующего этапа — построение общества всеобщего благосостояния.
Строить такое общество можно и должно с использованием всех современных знаний и с учётом требований современного мира. Нации-государства, построенные таким образом, имеют возможность объединиться по законам Целого, образовывая более масштабные объединения. Наибольшим из таких объединений разных стран и народов было бы Человечество, построенное на этих же принципах разума.
Может быть, вы думаете, что это невозможная задача? — Она будет невозможной до тех пор, пока не будет построена новая наука. А такая наука уже есть! Сейчас она, разделенная на части, хранится у авторов новых научных направлений. Остаётся только объединить эти знания, проводя серию консультаций с этими учеными. Консультируя друг друга, они станут первыми носителями нового целостного знания, которое понесут дальше в виде учебных курсов и проектов общественного развития.
Священное право
Подойдя к этому вопросу — создание новой науки и Института управления — наш разговор можно было бы закончить, поскольку дальше следует приниматься за выполнение намеченной задачи. А когда Институт будет создан, он разработает проекты и рекомендации. Но мы постараемся заглянуть в будущее, поскольку в основе работы этого Института будет лежать наука, которая обезпечила появление данной статьи. Свои рассуждения мы попробуем проверить доступным нам общественным опытом, который уже имел место в нашей истории.
Начнём с главного: со священного права каждого человека на естественные условия жизни. Священного, потому что это природное право каждого из нас. Оно является следствием того, что сама жизнь и рождение каждой отдельной индивидуальной жизни — это природное явление. Природа обезпечила человека всем необходимым: плодородной землёй, чистым воздухом, чистой водой, богатым растительным и животным миром… А Человеку Природа дала все необходимые способности для того, чтобы он мог удовлетворить все потребности, свои и своей семьи. Итак, чисто природно, то есть естественным образом, человек с самого рождения оказывается в подходящей для жизни среде. Каждый взрослый здоровый и нормальный человек в состоянии добыть себе пищу, устроить жильё, обзавестись одеждой и другими необходимыми предметами. Если ему не мешать.
Значит, если человек уже имеет всё необходимое для жизни, естественно и разумно предположить, чтобы люди, контактируя друг с другом, а тем более объединяясь, не ухудшили это естественное, природой данное изначальное положение вещей.
Иначе говоря, мы можем сформулировать основное требование, которое следует признать главным и первым законом общественной жизни: Закон о природном праве каждого человека на полноценную жизнь, которая не может быть хуже, чем жизнь здорового человека в здоровой природной среде.
Можно ли найти способы исполнения этого закона?
Давайте действовать по порядку. План нашего обсуждения следующий. Сначала рассмотрим один из сценариев действия этого закона, стараясь следовать ему самым идеальным образом. Потом поищем в известной нам истории факты, которые могут иметь отношение к нашей теме. И наконец, попробуем сделать вывод или прогноз на будущее.
Итак, начнём. Что этот Закон означает для людей, живущих исключительно в природной среде, мы уже обсудили. Эти люди обезпечивают себя охотой, собирательством, используют доступные природные ресурсы для устройства дома и удовлетворения других потребностей. Живут они небогато, даже трудно, но, допустим, следуют обсуждаемому нами сейчас закону, и не препятствуют другим в обезпечении себя всем необходимым, может быть даже помогают. Как могло бы развиваться такое сообщество?
Допустим, в некотором объединении людей пришли к решению обзавестись промышленным производством.
Когда они всем миром построили завод, начавший производить очень нужные вещи, в их среде произошли такие изменения.
Из общего достояния для постройки завода и осуществления процесса производства потребовалось выделить землю, строительные материалы и специалистов строителей и рабочих, а потом и работников этого предприятия. По сравнению со своим предыдущим состоянием, их объединение потеряло некоторую часть своего природного достояния, а люди, занятые в строительстве и производстве вообще лишились возможности содержать себя привычным образом. Однако эта затея оказалась полезной и в целом сделала их всех богаче. В соответствии с главным Законом, это объединение ; то есть все вместе ; просто компенсировали строителям и рабочим их потери.
Индустриализация продолжалась, условия жизни становились лучше, поэтому численность этого объединения увеличилась, и оно выросло в общество. Каждый член этого общества пользовался некоторой частью общего достояния: каждый был обезпечен не только минимально необходимым набором продуктов питания, но безплатным образованием, медицинской помощью, некоторым количеством денег, другими безплатными услугами и увеличивающимся свободным временем, которое он мог использовать по своему личному желанию. Не забудем, что размеры материального снабжения (продуктами, вещами, деньгами) ограничены смыслом Закона: они должны исключить угрозу жизни и здоровью человека. Это значит, что человек может неопределенно долгое время находиться без работы, что ему гарантированы свобода и независимость в выборе своего образа жизни. Это — уважение, которое общество равным образом оказывает каждому, независимо от его возраста или заслуг. С другой стороны, это минимальное снабжение только лишь позволяет человеку выжить, но не более. Для того, чтобы быть полноценным членом общества, пользоваться всем его достоянием, нужно трудиться, производить нужные людям продукты или оказывать услуги, которые соответствующим образом будут оплачены.
Элементы картины, описанной в примере, встречаются в жизни. Многих привлекает социальная защита, существующая в Западном мире; многие жалеют о том, что разрушилась социальная политика СССР; очень привлекательны своим общественным устройством города-коммуны. Вот пример из Западного мира.
Американец Боб Фриселл, автор книг — мировых безтселлеров, и руководитель психологических тренингов, рассказывает о радикальной перемене в своей жизни: "Мне тогда исполнилось двадцать шесть лет, меня уже не могли призвать в армию, и я больше не испытывал нужды в своей работе. Я вот уже три года как окончил колледж, и все это время преподавал математику в школах. Я устроился на работу по единственной причине — Вьетнам! Это было "не моё"; я чувствовал себя как рыба, выброшенная на берег. Когда наступил мой двадцать шестой день рождения, я сказал: "Так вот. Я собираюсь бросить преподавание и буду делать то, что всегда хотел делать!". Для меня это означало, во-первых, попробовать свои силы в профессиональных соревнованиях по кеглям. Во вторых, переехать в Калифорнию. Вскоре для меня любимым удовольствием стало находиться где-нибудь на лоне природы. Таким образом я и соединился с природой. Я настроился на неё, и это впервые произошло по-настоящему. Кроме того, я вновь открыл собственную непосредственность и того ребёнка, который жил во мне. За этим все и последовало."
У нас в Советском Союзе законы не позволили бы осуществить такую программу, даже на ваши собственные средства. Каждый советский человек обязан был трудиться; и за это был обезпечен всем необходимым не только для выживания, но и для образования и развития себя и своих детей: безплатные услуги (здравоохранение, спорт и физкультура, образование, библиотеки), свободное время, деньги для приобретения самого необходимого. Кроме того, каждый или почти каждый снабжался так называемыми пайками, которые распределялись по месту работы или среди разных групп населения. Таким образом, элементы Закона, который мы обсуждаем, присутствовали в достаточно полном объёме. Это делало жизнь советского человека защищенной и устойчивой.
К обсуждению примеров из нашего опыта мы ещё вернёмся, а пока продолжим наблюдение за нашим идеальным Обществом. Из всего своего достояния оно выделяет некоторые средства, достаточные для осуществления главного Закона, которые поровну распределяются между всеми:
1. В натуральном выражении. Общество выделяет некоторую часть имеющихся в его распоряжении продуктов питания для снабжения каждого самым необходимым. Каждому выделяется совершенно одинаковый "паёк", содержание которого зависит от имеющегося богатства в обществе, но не более того, что требуется для обезпечения человека необходимыми средствами для выживания.
2. В денежном выражении. Каждый получает деньги, благодаря чему он может полнее удовлетворить свои индивидуальные потребности, например приобретая необходимую одежду.
3. В виде услуг. Наиболее необходимые услуги, с точки зрения главного Закона, предоставляются безплатно. К ним могут быть добавлены и дополнительные услуги разных специалистов и в разных сферах жизни.
4. Личное свободное время — мерило богатства и независимости. Использование своих творческих способностей для творческого труда позволило человеку уменьшить свою зависимость от необходимости обязательной борьбы за существование. Увеличивая производительность труда, человек не только создаёт больше необходимых продуктов, но и затрачивает на это меньше времени. Количество свободного времени и возможность плодотворно его использовать — один из важнейших показателей общественного достояния и культуры. Закон о Природном праве гарантирует каждому полную неприкосновенность его личного времени.
Давайте вернёмся к примерам из жизни и вспомним, как мы недавно жили. Советское общество обезпечивало безплатные услуги, а также предоставляло свободное время и заботилось о его увеличении. То есть третий и четвёртый пункты из нашей идеальной картины имели место в нашей реальной жизни. Начисто отсутствовал первый пункт — снабжение продуктами в натуральном виде. На первый взгляд кажется, что отсутствовал и второй: денежное довольствие. Однако это не совсем так. Деньги, в количестве достаточном для поддержания жизни, получал каждый. Более того, — обязан был их получать. Как это делалось, мы знаем: с использованием института рабства: государство заставляло человека становиться наёмным работником. В результате, человек, особо ничего не делая на рабочем месте, получал свои 100 рублей. Была и шутка такая, что это не зарплата, а пособие по безработице. Иначе говоря, пункт второй тоже выполнялся — косвенным образом. Но давайте по порядку.
В советском обществе, как могли, выполняли идеологические установки, которые требовали улучшать жизнь отдельных людей и всего общества, указывая направление движения: к коммунизму. Это означало, что Советское государство действует не в соответствии с законами Природы, а оказывает милость: проявляет заботу о своих подданных. Поэтому, это не право каждого человека жить свободно и независимо и иметь свою долю в общественном продукте, а мудрацкое решение партии и правительства обезпечить каждого необходимыми средствами к жизни, а в перспективе — удовлетворить любые его материальные притязания, каким виделся этим правителям коммунизм. Следовательно, человек, получая от государства то, что оно посчитало возможным ему выделить из своего достояния, обязан ему, что и выражалось в порабощении этого человека путём найма его на государственную службу.
В предыдущих разделах статьи мы уже пришли к выводу, что для построения Общества всеобщего благополучия вернее всего выбросить всякие идеологии и начать жить по законам Природы. Тогда Общество будет не из милости содержать людей, его составляющих, попутно обращая их в рабов, а прямо введёт в действие Закон "О природном праве человека на полноценную жизнь".
Вернёмся опять к Советскому Союзу. Допустим, экономисты посчитали, что экономика страны позволяет во исполнение Закона ежемесячно выделять каждому гражданину 100 рублей. Или может быть, 90, или 50, 30. Таким образом, окажется выполненным и второй пункт, имеющий место в нашем идеальном Обществе. Другими словами, политика насильственной оплаты навязанного труда в СССР можно считать неуклюжей попыткой обезпечить каждого средствами к выживанию.
Интересную мы обнаружили особенность. В мире действуют одновременно и в тесном переплетении друг с другом две противоположные тенденции. С одной стороны, осуществляются социальные программы, защищающие жизнь человека; с другой стороны,— общественные отношения строятся на основе рабовладения, которое пренебрегает этими социальными программами и даже использует их в своих интересах.
Путь к ближайшему будущему один, но мир задержался на распутье. Как богатырь в русской сказке стоит на развилке трёх дорог перед камнем, где кем-то оставлено предупреждение путнику, выбирающему свой путь, так и мы оказались перед выбором: в строительство какой жизни вложить свои усилия? Прямо перед собой мы видим тот идеал, который так созвучен нашим мечтам и мыслям. Но далековато он, и дорога не особенно видна. По одну руку — такая знакомая картина безмятежного счастья советских будней, оболганных, правда, сегодняшними безумными приспешниками западной цивилизованности, растоптанных и уничтоженных поспешными, ошибочными или намеренно искажёнными интерпретациями нашего недавнего прошлого. Дороги туда вообще не видно, да и не очень хочется всё-таки. По другую руку — захватывающий новизной и настырной рекламой, иллюзиями и неизвестностью блестящий и красивый мир удовольствий и исполнения желаний. Новенькая скоростная дорога к нему строится и благоустраивается. Куда идти?
А стоит на развилке камень, и что-то на нём написано. Подходим ближе и видим: "Логика Целого". Прочитаем?
Логика Целого
"Если вы строите свою жизнь на сиюминутном, вы попадаете в затруднение с Целым, так как оно никогда не истощится. Целое должно быть увидено до того как вы построите ваш город, до того как вы построите ваше жилище. С видением целого вы можете творить свою жизнь и план своей жизни; вы должны жить с видением целого".
Эти замечательные слова Ошо Раджниша — целая программа к действию. Сумеем ли мы соответствовать ей?
Начали мы с самого естественного вопроса, актуального для каждого: как устроить свою жизнь? Этот вопрос, на первый взгляд в большей степени личный (или семейный), чем общественный. Но он привёл таки нас к самым серьёзным общественным и общепланетарным проблемам. В какой степени личная судьба связана с общественными порядками — отдельный интересный и важный вопрос. Общего ответа здесь нет, то есть у каждого это получается по-своему. Однако, обратившись к проблемам общественным, мы сразу вернулись к проблемам глубоко личным, так как оказалось, что мы сразу обнаружили тот замкнутый круг, из которого нет выхода: безпомощный младенец теряет изрядную долю здоровья в руках акушеров, затем, подрастая, он теряет всё больше здоровья и способностей, окруженный внимательной "заботой" родителей и преподавателей. Но эти акушеры, родители и преподаватели уже прошли путь, по которому теперь движется новорожденный, они уже потеряли всё, чем были богаты, интересны, уникальны… Теперь они все, нисколько не задумываясь, обламывают малыша, пока не приведут его к такому же состоянию. Именно это состояние — отход от Природы, потерю Культуры, я назвал дикарским состоянием. Не диким, а дикарским, чтобы не путать с естественной природной и дикой формой жизни животных. Они, говоря нашим человеческим языком, и культурные и цивилизованные. Здесь на Земле только люди оказались некультурными и нецивилизованными. Для определённости и однозначности в этом непростом и часто спекулятивном вопросе добавлю, что критерием культуры здесь служит не техника и технологии, не наука или произведения искусства, а достижения Духа, которые проявляются в естественном строе личной и общественной жизни, полностью согласованной с Природой и Космосом. Так, например, живёт племя темьяр, о котором упоминает Самюэл Данкелл в своей книге "Позы спящего". Эти люди "развили до поразительной степени способность решать свои жизненные проблемы во сне. … Члены племени с детства учатся достигать контроля над своими мыслями во время сна и даже вызывать определённые сновидения. Используя сновидения, "запрограммированные" с помощью предварительной медитации, они способны избавиться от многих видов страхов и фобий — и в результате социальные конфликты среди этих людей практически изжиты". Вот это — культура: владение своими способностями, это — цивилизация: спокойная и творческая среда жизни в контакте с Природой. Дальше Данкелл пишет: "Хотя людей племени темьяр приходится называть примитивными в строго этнографическом смысле, их способность конструктивно использовать сны представляется изощренным талантом, которому могут позавидовать многие из нас в "цивилизованном" (кавычки здесь поставил Дан¬келл!) мире, — ведь они создают нечто подлинно творческое из трети своей жизни, проводимой в мире сна." Современный западный учёный, изучая сон — природный процесс, и достигнув понимания этого явления, пришёл к переоценке понятий культуры и цивилизации. Мир, в котором мы живём, — это "цивилизация", то есть цивилизация_в_кавычках (вот так, одним словом). Можно ска¬зать иначе: это — примитивная этническая западная цивилизация. Помните, мы говорили, что есть очень важный момент, который привыкли оставлять без внимания — это терминология и определения. Если вы пристально смотрите вглубь явления, вы начинаете его понимать, и вы узнаёте его имя — вы знакомитесь с ним. Знакомое явление уже не сможет вас одурачить, не сможет управлять вами, а как с ним быть дальше, вам или уже ясно, или вы это вскоре обнаружите.
Что же мы обнаружили? — Глубочайшую связь личности и общества. Современное общество — это громадный пресс, который постоянно давит на каждого человека, препятствуя ему реализовывать его собственную индивидуальность. Человек, в свою очередь, непрерывно сопротивляется этому давлению. В какое-то время это сопротивление более сильное, в какое-то — ослабевает, кто-то сопротивляется больше других, но результат один: с одной стороны, человек (любой человек) измучен этой борьбой и значит не является здоровым и полноценно действующим, не может полностью реализовать свой природный потенциал; с другой стороны, общество, состоящее из таких людей является дикарским и животноподобным, а значит не имеет никакой перспективы, что мы и наблюдаем на протяжение всей известной нам истории. Сказать, что общество состоит из людей — это банальная очевидность. Общество состоит из напряженной и непрерывной борьбы с людьми его составляющими, также как человек, вынужденный жить в этом обществе, состоит в большой степени из последствий агрессии общества и из собственного противодействия этой агрессии. Непрерывность и значимость этой борьбы остаётся неосознанными, поэтому расхожая формула: каков человек — такое и общество, остаётся красивым крылатым выражением, которое служит разве что предпосылкой к возможности действительного перехода личных качеств отдельных индивидов в соответствующие качества всего общества. Та кухарка, которая могла бы управлять государством , действительно сможет это делать, даже из своей кухни, если она осознает такое положение вещей. Понимал ли автор этого тезиса сам, что в нём заложено и каким образом кухарка может его реализовать?
Похоже, теперь мы получили исчерпывающую картину того замкнутого круга, который никак не выпускал нас из своих пределов. В этом вопросе существует много иллюзий, уводящих в рассуждения, кто прав и кто виноват, как нужно было кому-то когда-то поступить и так далее. Существует много лазеек, в которые, якобы, можно убежать от действительности, от этого жуткого общества — всё это тоже иллюзии и самообман. Мы последовательно определили важные узловые точки, преобразование в которых может радикально изменить ситуацию. Каждая из них состоит из двух частей, зеркально отражающих друг друга:
- наука и наукообразная традиция;
- парадигма наукообразной традиции и невежество учёных, культурных, политических деятелей и прочих лидеров, не владеющих необходимой исторической перспективой;
- особое противоречие — между природными качествами человека, и искусственной дикарской культурой, которая служит противовесом всему естественному.
В такой ситуации очень трудно и, наверное, невозможно, решить, с чего можно начать, и трудно рассчитывать на успех, начав, наконец, где-нибудь, потому что всегда приходится действовать на два фронта: в той сфере, куда прилагаешь усилия, и в её зеркальном отражении. Остаётся одно пространство, которое не участвует в этих противоборствах. Это — ваш внутренний мир. Конечно, внутренний мир человека сильно связан со всеми этими проблемами. Мы полностью вовлечены в жизнь общества, в борьбу за лучшую жизнь, участвуем в текущих событиях, следим за новостями, переживаем. Это всё так, — но это наш выбор. А если обратить внимание на себя, на свой внутренний мир? Вспомнить, что вы — божественное творение? Приведите себя в порядок, придите к полноте понимания, к целостности… Никто не может этому помешать. Труднее вам это сделать или легче — другой вопрос. Конечно, если есть возможность уединиться, быть в течение необходимого времени наедине с природой, это замечательно, это облегчает внутреннюю работу. Но каковы бы ни были условия вашей жизни, вы не можете сделать ничего лучшего, чем обратиться к самопознанию, к поиску сокровищ в своём внутреннем мире. Обретя целостность, вы сможете действовать целостно, а значит сумеете построить и дом и город. А что построили люди ограниченные, не достигшие полноты знания, мы видим вокруг себя. Мы в этом живём.
Послесловие
Сейчас, в 2013 году я добавлю новое послесловие.
Литература
1. А. Гагин. Парадигма Понимания – проект науки нового тысячелетия. В трудах Международного конгресса “ИнтерЭНИО-99” Научные основы и прикладные проблемы энергоинформационных взаимодействий в природе и обществе. М., 2000.
2. Ю.П. Минин. Разгадка русской азбуки — смысл жизни. М.: Издатель Воробьев А.В., 2001.
3. В.Н. Глаголев. Знаки Русского Бога.
4. Джеральд Роуз. Захват власти в Англии Венецией. Шиллеровский институт науки и культуры, Бюллетень №4 (3)
Свидетельство о публикации №213111101297