12. За право быть человеком

12.ЗА ПРАВО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ.

     Жизнь круто изменилась. Я уже говорил, что в войсковом приёмнике старослужащих солдат мы почти не видели. Как бы не было трудно, все мы были одного призыва. Всё доставалось поровну. В подразделении каждый сразу же ощутил всю бесправность своего положения. Если днём, вливаясь в общий поток повседневных дел, мы терялись в серой солдатской массе, то вечером, когда офицеры расходились по домам, наступал полнейший беспредел.
     Пожалуй, этот период моей солдатской жизни достался особенно тяжело. Уже через неделю мы с Андрюхой, прижатые к забору за задней стеной казармы, стояли у той черты, за которой жизнь может запросто перейти в абсолютное свинство.
   -Брось камень,-
повернулся ко мне Андрей. Ставший вдруг спокойным его голос напугал меня больше, чем угрозы обступивших нас ублюдков.
   -Мы пойдём в дизбат, но половину из вас сейчас унесут в морг,-
он шагнул вперёд. И толпа отступила. Нет, это не значит, что нас оставили в покое. Жизнь не стала легче. Началась изнурительная, часто никому не нужная работа на износ.
Из наряда сразу же приходилось заступать в следующий. В четыре утра вернувшись с кухни, уже в семь, после общего подъёма, нужно было драить полы. Задача состояла в том, чтобы не сломаться. А это происходило сплошь и рядом. Проснувшийся среди ночи дед мог разбудить спящего на соседней койке молодого и поехать на нём в туалет. Мог, надев на него ошейник с поводком, сделанным из ботиночного шнурка, неторопливо шлёпая тапочками, прийти в курилку и, привязав свою «лошадку» к дверной ручке, весело беседовать с корешами.
     Мне нисколько было не жаль этих сломавшихся молодых парней. Кроме брезгливости я не испытывал к ним никаких чувств. И жизнь подтвердила мою правоту. Не прошло и года, как именно они, приняв эстафету, стали проделывать подобные вещи, напрочь забыв, в каком дерьме купались сами.
     Тогда с дедовщиной особо не боролись. Теперь другое дело. Складывается такое впечатление, что в армии кроме этого больше и проблем-то нет. Создано множество комитетов, в которых мамы защищают своих обиженных детей. Вот этих женщин мне действительно жалко. Да только об этом раньше думать надо было. Если к восемнадцати годам в человеке нет нравственного стержня, то, как его не защищай, ему всё равно, всегда и везде будет плохо. И физическая сила здесь не имеет никакого значения. Я видел, как маленький, тщедушный паренёк вдруг распрямлял спину, и ничто на свете не могло его согнуть. И тут же здоровый и сильный превращался в полное ничтожество. А главное, следовало бы задуматься: откуда берутся эти деды? Они же не прилетают с другой планеты?  Они, как раз и вырастают из самых униженных и обиженных.
     Уже на гражданке, когда кто-нибудь, вспоминая службу, рассказывал о том, как он там разбирался с молодыми, я всегда начинал расспрашивать о его первом годе солдатской жизни. Человек моментально замолкал. По опыту знаю, кто выстоял в первые, самые трудные месяцы, никогда не будет унижать слабого. А крутыми дедами, как раз и становятся те, кто лизал сапоги, и за кого заступались мамы из комитетов.


Рецензии
Я - та мама, которая помогла врачам признать сына негодным к службе. А если бы не получилось, не просто заступалась бы за него, а порвала бы всех дедов на ремешки, если бы почувствовала, что ему угрожают. И мне плевать на статистику плевать на то, жалеет кто-то таких мам или нет, у меня один сын, жизнь даже без армии найдёт способ на нём оттоптаться, я категорически против этой "школы мужества".
И ваш текст, как и другие истории очевидцев только укрепляют такую позицию.

Фарби   02.03.2020 16:03     Заявить о нарушении
Вопрос, а чем другие ребята хуже вашего сына? Почему они за него должны служить?

Сергей Маслобоев   02.03.2020 16:16   Заявить о нарушении
А почему вы так странно ставите вопрос? Есть люди, которые искренне хотят служить -- на здоровье. Есть контрактники. Этих в армии, вообще, должно быть подавляющее большинство, если не все 100%. Сначала обеспечьте моему сыну армию, как в Израиле, где не существует дедовщины, где по субботам домой приходят и где солдат, попавший в плен ОБЯЗАН ответить на любые вопросы врага, ибо его жизнь всегда в приоритете. Тогда я буду относительно спокойна.

Фарби   02.03.2020 16:28   Заявить о нарушении
А, кто вам дал право решать, какая должна быть армия. Вы что, начальник Генерального штаба? Вы что думаете, у моих однополчан, с которыми я прошёл огонь и воду матерей не было? Но отслужили честно. И я нисколько не жалею, а даже скучаю по тому времени. И друзья настоящие у меня именно с той прекрасной поры. Сейчас мне приходится принимать людей на работу. Поверьте, работа у нас хоть и трудная, но престижная и прилично оплачиваемая. Желающих много. Но я никогда не возьму человека, закосившего от армии.

Сергей Маслобоев   02.03.2020 16:36   Заявить о нарушении
Для начала мне не очень нравится формулировка "Кто вам дал право решать?.." -- я гражданка своей страны, честный налогоплательщик, соответственно, право у меня есть. К человеку, не понимающего такого простого факта я и не советовала бы кому-нибудь идти к вам на работу, хоть золотом осыпьте. А если по существу, то я лично не знаю никого из отслуживших, кто вернулся бы без травм физических или психических. Этого больше, чем достаточно, чтобы хотеть оградить своего ребёнка.

Фарби   02.03.2020 16:51   Заявить о нарушении
А, почему вас, гражданку, имеющую право должен защищать я и мои друзья, пока ваш сынок будет прятаться за мамину юбку? Ну кто-то же должен?

Сергей Маслобоев   02.03.2020 16:59   Заявить о нарушении
Да, про ваших однополчан, прошедших огонь и воду... А почему, вообще, такое (муштру, дедовщину и прочий прекрасный экстрим) необходимо проходить? Знаете анекдот про муху, которая в окно бьётся? Её спрашивают, зачем ты бьёшься, вон же форточка открыта, лети себе! А она отвечает: "Ну, нет! Бабка моя билась, мать билась и я буду!". Так и прекрасные вояки, вроде вас: "другие мучаются, значит и следующие должны!".

Фарби   02.03.2020 16:59   Заявить о нарушении
Я, наверно, плохо объясняю, сергей. Никто не говорит, что армию необходимо упразднить. Мир таков, каков есть и правители любят играть в войнушку. Так вот, армия должна быть цивилизованной, пример выше. Тогда не будет вопросов. А пока не меня надо защищать, а мальчиков, которых армия калечит.

Фарби   02.03.2020 17:02   Заявить о нарушении
Прошу прощения за маленькую букву в имени -- торопилась.

Фарби   02.03.2020 17:03   Заявить о нарушении
Фарби, во-первых я не обиделся. Во-вторых, ну вы сами себя послушайте. Я имею права, но не хочу иметь обязанностей. Согласитесь, странная логика. Представьте себе, допустим, Ваш сын придёт работать в коллектив, которым я руковожу. Ну и что будет? Даже развивать не хочу эту тему...

Сергей Маслобоев   02.03.2020 17:09   Заявить о нарушении
Сергей, мой сын давно сам руководит коллективом, не хочу вас разочаровывать, но вы ему не нужны.) Что до прав и обязанностей, то они предельно понятны. Как гражданка своей страны, как мать я уверена, что армию необходимо реформировать так, чтобы в ней ни при каких условиях не возникало дедовщины, самоубийств и всякого уничтожающего всю идею защиты маразма, типа крашеной травы. Мне становится скучно повторять это так много раз, вы меня не слышите. Нравится биться в стекло -- бейтесь.

Фарби   02.03.2020 17:19   Заявить о нарушении
Не завидую я коллективу, которым руководит Ваш сын. Но сейчас о другом. Ваш случай, вообще-то редкость. Чаще бывает по другому. Ко мне приходят женщины со словами: "Сергей Александрович, возьмите моего оболтуса, может хоть вы из него сделаете человека?" И ведь беру. Я не буду Вас ни в чём переубеждать. Вижу, это бесполезно. Хватит терпения, прочитайте:
http://www.proza.ru/2012/02/16/948
И попробуйте представить в этом коллективе своего сына и таких, как он.

Сергей Маслобоев   02.03.2020 17:27   Заявить о нарушении
Сергей, вы так настойчиво и наивно впариваете какой-то свой коллектив, что я беспокоюсь -- так не хватает людей? У моего сына всё отлично, у него есть дело, в котором он достиг серьёзных успехов, ну не пойдёт он к вам.))

Фарби   02.03.2020 17:30   Заявить о нарушении
А мне подобные маменькины сынки и не нужны.

Сергей Маслобоев   02.03.2020 17:33   Заявить о нарушении
Надо же, всё-таки не обошлись без оскорблений. В общем, следовало ожидать.

Фарби   02.03.2020 17:34   Заявить о нарушении
Да, какое же это оскорбление? Я просто называю вещи своими именами. Понимаю, сейчас мир перевернулся с ног на голову. Но во времена моей молодости вряд ли бы какая девчонка стала встречаться с парнем, закосившим от армии. Это сейчас всё решают деньги. А тогда всё-таки нужно было быть мужиком.

Сергей Маслобоев   02.03.2020 17:38   Заявить о нарушении
А мужик, вероятно -- это тот, кто легко обзывает других "маменькиными сынками" по причине откоса от армии, считая, что это и есть его имя? А чего сразу не "сапогом ему на шею" или что-нибудь такое же брутальное? "Мир перевернулся" потому, что, оказывается, можно без армии прожить? Вы, вообще, про пацифизм слышали что-нибудь? Или всю жизнь тоскуете по дедовщине, она же у вас с молодостью ассоциируется, да? У меня для вас новость: мир не перевернулся, он стал гораздо разнообразней, в нём можно не только счастливо прожить, но и действительно пользу своей стране приносить, не маршируя.

Фарби   02.03.2020 17:48   Заявить о нарушении
Кстати, мы никому не заплатили ни копейки, это не понадобилось. Хотя по сути это ничего не меняет.

Фарби   02.03.2020 17:50   Заявить о нарушении
Фарби, насколько я понимаю, Вы сыночка без отца вырастили. Большую ошибку совершили, что послужить он не сходил. И не надо себя оправдывать и успокаивать. Послушайте старого умудрённого краба, который по крайней мере раз пять здоровался с ангелами у входа. Да не спрячется Ваш сыночек от жизни. Всё равно настанет момент, когда придётся разогнуться и глянуть беззубой в рожу. Всё, прощайте. Зря Вы не захотели почитать про коллектив, который я Вам впариваю.

Сергей Маслобоев   02.03.2020 17:53   Заявить о нарушении
Старый краб ошибается по всем пунктам, главный из которых: я не оправдываюсь, я утверждаю. Сын (а не "сыночек") вырос абсолютно самостоятельной личностью, преодолевает с блеском всё, что жизнь ему предлагает. А на провокационное заявление про безотцовщину даже отвечать противно -- не ваше крабовое дело. Ещё в постель ко мне вы не лазили. Прощайте.

Фарби   03.03.2020 09:21   Заявить о нарушении
Удивительно, но в этот момент: http://proza.ru/2021/03/07/306 вспомнил про Вас.

Сергей Маслобоев   15.08.2021 17:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.