Посвящается светлой памяти Эстер Долгопольской

ВСЛЕД

Она ушла. Её больше нет. Такой кипучей, энергичной, всегда жизнерадостной, очень женственной, - её больше нет с нами. Остались слова,  СЛОВА, которые она  любила и понимала их сокровенный смысл.
Из  «О, текст, ты наша жизнь и бессмертие!»  Эстер  Долгопольской:
«Вот мы, больше миллиона людей, пишем на русском языке, и как это многим здОрово  удаётся! Как слова, сложившиеся в текст, дают нам надежду, держат нас на плаву, хватают нас в объятия, обещают и оправдывают, дают пищу:  крепки, как Любовь, Слова! Они же, эти самые слова, складывающееся в текст, убивают, как смерть и пуля, и дают жизнь, как воздух и солнце!»  (http://www.proza.ru/2009/10/18/664)
«О! Читать слова! Жить ими! Любить их – слова – эти переливы и шум,  мысль и бормотание, крик и музыка…
- Да пребудут вечно разные слова во всех их ипостасях, слова, которые так иногда удачно складываются в  текст!»
«Слова…   Это переливы и шум,  мысль и бессмыслица,  это бормотание и крик, это  музыка и стихи – и всё это слова,  которые даруют  жизнь или бессмертие…»  («Почему мы пишем»)
Милая,  добрая  и отзывчивая,  с её наивной полудетской  манерой  часто употреблять  заглавные  буквы, с её восклицательными знаками, подчёркивающими повышенную  эмоциональность, Эстер  Долгопольская  беззаветно любила и хорошо знала  поэзию,  музыку, литературу.   Она писала о  музыке так, как может рассказать только поэт:
«Утром Меир слушал Шопена, в середине дня – чаще всего Скрябина…    Филиппинец не мог запомнить всех этих фамилий,  но потом поразмыслил и  подумал, что имена Святых-то он запомнил, постепенно выучит и эти имена – Бетховен, Шуберт или Лист – это просто. Вечерняя молитва называлась Бах – кратко и совсем легко.  Филиппинец рассказывал своим друзьям, которых много приехало работать в тёплую и влажную страну, населённую старенькими, довольно беспомощными людьми, о такой странной Религии – МУЗЫКА»
«И вечной музыки полёт»: «Не  довлеет над тобой ничто, не беспокоит, отошла суета повседневности, ворохи мыслей – прочь! Идеи, сплетни, думы – чур!  чур  меня!!!  Некое дуновение и Горние выси: Высокой Музыки Дух. И неважно,  кончается жизнь или это её середина…»
«А  вы говорите: мы тоже выросли…   на классике  - Биттлз,  Пинк Флойд. Может ещё Бони М или Чай вдвоём…
Всё конечно нужно для  времяпровождения и веселья, а также для чего-то  -  РОК, МЕТАЛЛ,  даже любимые мною Диско,  но Музыка,  причём здесь она?..»
(http://proza.ru/2008/06/15/114)
Эрудированная,  любознательная  и  общительная,  Эстер Долгопольская  охотно делилась  своими  знаниями и размышлениями  с  многочисленными  авторами  «Прозы.Ру».  В статье «О смысле и ассоциациях»  она писала:
«Смысл любого художественного произведения, будь то проза или стихи, зависит от двух субъектов:  АВТОРА и ЧИТАЮЩЕГО.  Смысл – это понятие подразумеваемое, и оно прямо зависит от знаний о предмете. Часто знаний таковых  у  Читающих и не хватает… Их просто нет. Вот почему то, что написано Автором произведения, Читающему  невозможно понять…»
(http://proza.ru/2010/07/24/471)
Душа  пишущего человека раскрывается в его произведениях. Она нуждается во внимании и понимании.  И когда такое случается,  восторг и благодарность  писательницы Эстер Долгопольской  безграничен. Из её рецензии на «Всем сердцем и всей душою»:
 «Несколько слов о самой себе. Когда читаешь такое мнение, скорее сказать исследование!!! о своём детище – КНИГЕ, то конечно же (!!!) становится немного не по себе…  Хотя чего уж там – приятно: во-первых, потому что автор рецензии ТАК правильно всё понял, но, во-вторых, даже страшно!!! Ведь это о тебе…  Каждый поражается, что где-то вдалеке, совсем не знакомый тебе Человек видит тебя и понимает…
Особенно поразило меня, что С.Лось поняла, почему эти, не связанные сюжетом друг с другом  произведения, составили книгу… Потому что каждый автор всю жизнь пишет СВОЮ ОДНУ и ТУ ЖЕ КНИГУ, по мнению Ф.Феллини, с которым я всегда и во всём согласна…  Во-вторых, нельзя изменить СУТЬ пишущего – она остаётся…»
Иногда  Эстер Долгопольская  писала стихи:

Маленькие синие колибри
Прилетели к моему окну…

Странные создания-колибри,
Крошечные яркие мазки…
Их создали лишь для любованья
Творчества и страсти ручейки. (http://www.proza.ru/2012/01/26/1430)

Она любила синий цвет и красоту, в нём заключённую. Она придавала ему особый философский смысл:
"... синим туманом затягивались значимые в прошлом сюжеты, и отдалённо виделось то, что ещё вчера так тревожило и заставляло буквально воочию принимать любое явление..."
"Синий плотный Бархатный Занавес - вот что окутывало душу..." Всё это из "Книги иллюзий" (http://proza.ru/2012/01/29/1946)

Но чаще всего проза  Эстер, человека  эмоционального  и неравнодушного,  звучала  выразительней  рифмованных  строк:
«Хорошо, что всё это было!  Ведь было и у Вас? И Фацелия приходила?  И светилась жарко,  таинственно и  тепло?»
Пришвиновская  Фацелия  приходила, оставляя синие пёрышки счастья в сердце.  И Эстер писала об этом взволнованно и проникновенно. Писала  о древней стране, которую обрела, о людях, молодых и старых, о любимых писателях и поэтах, о музыке и о композиторах, о театре и его волшебстве иллюзорности, о  текущих событиях и об авторах «ПРОЗЫ.РУ».
Она радовалась, когда находила новых  коллег по перу, она искренне восхищалась  чьими-то находками и опекала робкие  ростки юных  талантов. И она продолжала писать:  миниатюрами, эссе, статьями и стихотворениями  одну, в сущности, книгу, - книгу собственной  жизни.
В этом было её кредо: «Ибо одна-единственная книга,  написанная нами, есть не что иное, как полная иллюзий и разочарований наша с Вами жизнь…»
Она  жила полнокровной  жизнью, понимая и принимая с благодарностью и восторгом  дар Божественной  истины Сотворения мира во всем его цветистом многообразии:
 «Житейские дела шли сами  себе, а видения манили-манили и взяли верх! Вспоминается это радужное разноцветье, да вот только не различить уже ни цвета глаз Принцев, не вспомнить, чем кончились совместные дела, а главное не дотянуться до них, просто нельзя уже вовсе потрогать их сердца и руки… Меньше и меньше ощущаешь то, что было, и пусто становится вокруг, холодно и угрюмо Душе моей…»  «Книга иллюзий» Эстер Долгопольской.
(http://proza.ru/2012/01/29/1946)

Книга жизни Эстер Долгопольской окончена 19 апреля 2012 года.
Дописана последняя страница.
Книга получилась достойной.
 
Душа устремилась к Создателю...  Душа светлая и чистая, доверчивая и благородная. Поэтическая, романтичная, возвышенная душа Эстер...
 
С нами остались  «Фарфоровая женщина» - сборник миниатюр,  «Книга иллюзий», многочисленные эссе и рецензии – СЛОВА, СЛОВА, которые так любила и щедро  дарила нам писательница Эстер Долгопольская. (http://proza.ru/avtor/sainte)

 
Светлана Лось
Торонто. 5 мая, 2012г.


Рецензии
Горестный голос в трубке начинает говорить без всякого предисловия:
- Ну почему, скажи мне, почему он так поступил?
- Добрый день! Ты о ком говоришь?
- Да как о ком? - недоумевает голос. - О нем, Сереже Эфроне!
- Об Эфроне? - я чуть не давлюсь. - а с чего это ты сегодня вдруг о нем заговорила?
Горестно-страдающие нотки в голосе ничуть не меняются.
- Ты, наверное, фильм-то не смотрела. "Утомленные солнцем". Это же все с него срисовано.
- Ну как это может быть срисовано, если ситуация совсем другая? - я начинаю немножко закипать - семья Цветаевой это болевая точка моей подруги.
- Ты просто не понимаешь! - безнадежно и теряясь от моего непонимания говорит она. - Ты не понимаешь - художник, в данном случае Никита Михалков, имеет право на вымысел!
- Но почему тогда ты уверена, что имелся в виду Эфрон?
- Ну а кто ж еще? - недоумевает она. -Эфрон он и есть! Вот напишу Никите Сергеевичу и спрошу. Тогда и поймешь! - с уверенностью в своей правоте говорит Она.

===========
Звонок мог быть и по-другому поводу, но с той же интонацией.
- Вот скажи мне - зачем в Тель-Авиве начали строить такие высоки дома? Это чтобы ракетам было легче попасть?
- Ты же видишь, что у многих людей проблемы с жильем, ведь явно же не хватает!
- Ерунда все это! - обрывает Она. - Я смотрю что все в квартирах живут, а не на улице. Чего уж тут "не хватает"!

=============

- Как жаль, что тебя не было на нашем занятии! У нас такой чудный религиозный мальчик рассказывал. Такой умный. И у него четверо детей!
- Мальчик с четырьмя детьми? Так сколько же ему лет?
- Ну может 35, а может и 40. Совсем еще молоденький.
- Ну не такой уж тогда и мальчик? - резюмирую я.
- Ладно тебе, - примирительно говорит Она.- Уж помоложе нас с тобой, а значит мальчик!

===========

- Вчера приходили дочери мужа, я пыталась им объяснить что такое подсознание. Они, конечно, ничего не поняли. Наверное и иврита-то толком не знают раз ничего не поняли!
- А может просто у тебя слов не хватило, чтобы объяснить? - осторожно спрашиваю я.
- Да ладно тебе, - снисходительно роняет Она. - Всего мне хватает - это у них проблемы. - и вздыхает.

==========
Этого голоса больше нет. Ушел он. Растаял. Растворился. Его нет и больше не будет. И мой телефон говорит совем другими голосами. А так до боли хочется его опять услышать!

Чибис   21.11.2013 20:38     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Чибис.
Ваш отзыв размещён.
Илана

Познавшие Вечность   22.11.2013 08:46   Заявить о нарушении