Тени прошлого 5

Екатеринбург. Российская империя.
12 октября 1903 года

     Члены боевого центра БОНВ собрались на квартире гласного городской думы Екатеринбурга присяжного поверенного Бибикова, который неоднократно представлял свое жилье для встреч революционеров-подпольщиков. Угрюмый Иехиел-Михл Залманович Лурье, носивший в подполье имя  Юрий Александрович Ларин, сын казённого раввина Киева Шнеера-Залмана Лурье, сидел на стуле у окна, выходившего на площадь, и следил за улицей. За большим круглым столом в центре залы сидели братья Кадомцевы, - Эразм и Михаил – известные на весь Урал боевики. Братья пользовались большим авторитетом у местных подпольщиков, поскольку в доме их отца – Самуила жила в ссылке супруга Ленина Надежда Константиновна Крупская. Дважды побывал с визитами к супруге и сам Владимир Ильич. Провалившись в огромном кожаном кресле, восседал Моисей Израилевич Губельман, по кличке Емельян Ярославский. Не было только главного организатора БОНВа – Янкеля Свердлова.

     - Ну, это переходит уже все границы приличия! – пробурчал вечно недовольный Лурье. – Мы ждем уже больше часа! Я предлагаю разойтись, товарищи!

     - Не для того мы в безделье просидели целый час, чтобы разойтись ни с чем! – пряча в карман золотую луковицу часов от Бурэ, произнес Ярославский.  – Ждем-с!

     Будто услышав его слова, в прихожей мелодично тренькнул серебряный колоколец, и в комнату, радостно потирая руки, вихрем ворвался Свердлов.

     - Прошу прощения за опоздание, господа! – выпалил он, плюхаясь в кресло. – Вы не представляете,  сколь напряженным и, вместе с тем, сколь радостным был этот день!

     - И что же такого должно было случиться, что ты продержал нас здесь, в центре города, на виду у всех полицейских ищеек более часа?! – желчно выдавил из себя Лурье.

     Свердлов мгновенно помрачнел. Его черные глаза полыхнули гневом.

     - Тебе, товарищ Ларин, я доложу! – отчеканил он. – Наш друг Максим Горький свел меня сегодня с выдающимся оперным басом современности – Федором Шаляпиным! Так вот, Федор Иванович пожертвовал на наше дело пятьсот рублей золотом и обещал оплатить поставку печатного агрегата, который вот-вот придет в Нижний Новгород. Вполне естественно, что я вынужден был уделить дорогим гостям время для беседы! Ты удовлетворен?!

     - Вполне! – буркнул Лурье и отвернулся к окну.

     - Эразм, Михаил! – продолжал Свердлов. – Пятьсот рублей ваши! Наконец-то вы сможете заняться  организацией боевых инструкторских школ на Урале, в Петербурге, в Киеве.  У нас есть теперь средства на создание технических групп для изготовления бомб и перевозки оружия из-за границы через Финляндию и Австрию. Эразм, тебе срочно нужно выехать в Киев для встречи с посланником из Англии  от Беньямина по поводу организации предприятий по добыче шрифтов, печатных станков, динамита, патронов. Он будет ждать тебя на старом адресе. Ты приготовил список всего, что нам необходимо?

     - Конечно! – отозвался Эразм Кадомцев, выкладывая на зеленое сукно стола бумаги. – Все, что мы оговаривали на предыдущем совете.

     Свердлов некоторое время внимательно изучал бумаги.

     - Да-с! Ничего не упущено! Когда ты сможешь выехать?

     - Мой фальшивый паспорт уже засвечен в даух поездках! – ответил Эразм. – Новый будет готов только через два дня. Его мы делаем официальными путями. Через господина Бибикова.

     - Это хорошо! – сказал Свердлов. – Теперь всех прошу к столу!

     Подпольщики расселись за столом, гремя тяжелыми стульями из красного дерева.

     - Беньямин передал мне послание от Якова Шиффа. Банкир согласен финансировать все наши предприятия! Но с одним условием!.. – Свердлов обвел тяжелым взглядом собравшихся.  Все молчали…  - Это условие – непримиримая борьба с царским самодержавием! Борьба без компромиссов! До победного конца!

     Вздох облегчения прошелестел над столом.

     - Не те ли же самые цели мы ставим сами перед собой?! – воскликнул Губельман-Ярославский. – Шифф будет платить нам за то, что мы сами избрали целью своей жизни! Это здорово!

     - Но это еще не все! – оборвал его Свердлов. – В секретной части послания ставится конкретная цель: Российская империя, как государство, должна в результате наших усилий прекратить свое существование!

     Стало так тихо, что слышно было,  как на улице кричит торговка: «Молоко! Молоко»!

     - А вот это нам уже не по силам! – наконец, сказал Лурье.  – Нельзя объять необъятное! Ты должен прямо сказать об этом Шиффу!

     - А я так не считаю! – Свердлов вскочил и забегал кругами по комнате. – Да, я допускаю, что первый бой мы проиграем! Но это будет проба наших сил и одновременно демонстрация нашей мощи! Нам нужно будет еще максимум пять лет, чтобы полностью овладеть ситуацией в России! И вот тогда мы дадим последний и решительный бой! За нами пойдут миллионы!

     - Да?! И чем же ты их приманишь? Наш народ не столь глуп, как тебе кажется, чтобы пойти на баррикады за каким-то пустомелей!

     - Наш народ?! – Свердлов остановился, будто налетев на стену. – Кто это такой – «наш народ»?!

     - Не кривляйся, Янкель! – Лурье тоже вскочил со стула. – Ты прекрасно знаешь, о чем я говорю!

     - Товарищи, товарищи! – Губельман поднял руки. – Это уже не конструктивный разговор! Давайте-ка сядем и поговорим по существу. Ларин отчасти прав, Янкель! Какими-такими особо-секретными способами ты сможешь всколыхнуть стоячее болото, именуемое Российской империей?!

     - Я только начал разрабатывать эти методы! – сказал Свердлов. – К следующему совету я буду готов представить их на ваше рассмотрение. Сейчас у меня есть только наброски…

     - Пока господин Шифф и иже с ним дают нам деньги на революцию, мы можем не утруждать себя философскими измышлениями! – язвительно проговорил Лурье. – Что нам?! Закупим оружие и пойдем убивать городовых!

     - До чего же ты несносен, Ларин! – Свердлов презрительно скривил губы. – Да, и городовых мы будем убивать тоже! Но это не будет основной нашей деятельностью, понимаешь?! 

     - А что же ты видишь в качестве основной нашей деятельности, Янкель? Какие результаты тебя удовлетворят?

     - Расстрел царя Николая II со всем его выводком!..

     Ларин поперхнулся слюной и тихо сполз по высокой спинке стула…

Продолжение следует -


Рецензии
Я выросла в советской стране, воспитана в духе патриотизма, причём тАк предано действовавшему строю! Но расстрел царской семьи осудила. И разумеется, не вслух.

Лина Галиан   17.01.2014 11:58     Заявить о нарушении
Я тоже вырос в стране советов.

Тем больнее писать об ее истинной истории...

Игорь Срибный   18.01.2014 09:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.