Подвиг Павленского, или искусство мазоРхизма -д

Про современное искусство мазоРхизма -д

Не кладите все яйца
На одну площадь!
Даже Красную

Россия привыкла гордиться своим искусством. В том числе и теми оригинальными, самобытными художественными направлениями, которые были рождены в отечественной творческой среде.

Правда, в последние десятилетия, после того, как с "парохода современности" были сброшены многие творения классиков, так то особенно похвастаться стало нечем. В литературе, куда ни кинь - вариации текстов про афедрон. В изобразительном искусстве, куда ни посмотри - разноцветные носы.

Вот изобразительное искусство и стало превращаться в изобретательное. В смысле, вместо картин, фресок и офортов изобретать разнообразные (и порой даже безобразные) акции.

И вот - ура! Настал на улице (перекрестке, большой дороге, площади) современного искусства творческий праздник. 10 ноября с.г. в России родилось новое, остроактуальное и злободневно-контркультурное течение совриска - мазоРхизм.
 
То бишь синтез, так-скать, творческий сплав мазохизма (в дефинициях не нуждается) и орхизма (от греч. орхис - яички, в анатомическом смысле). То бишь причинение себе физических страданий путем воздействия на "это самое" место - например, с помощью металлических предметов, в том числе с фиксацией к поверхности почвы (напр., булыжной мостовой).

Вы уже, конечно, в курсе потрясающей воображение публики художественной акции, которая нынче у всего рунета на слуху: <a Павленский госпитализирован после акции на Красной площади... он прибил к брусчатке свои половые органы.</a>



Вот уж, действительно, "нарочно не придумаешь". Как обычно пишут в субтитрах телепрограмм, "не пытайтесь повторить самостоятельно в домашних условиях". А в общем-то, самоагрессия (душевнобольные люди нередко занимаются членовредительством), превращенная в саморекламу. Хорошо известный в психиатрии феномен (по содержанию), просто поданный в необычной скандалопиарной форме. Так самоагрессия перерастает в социальную, информационную агрессию.


Использование гениталий для эпатажного пиара, конечно, в российской контркультурной среде - не новость. И "подвиг художника" является маскулинным римейком фемининного похищения курицы (в памятном исполнении артгруппы "Война", при непреднамеренном содействии непоименованного супермаркета). Да и другие подвиги скандального арт-эксгибиционизма памятны российским ценителям искусства еще с 90-х годов.

Что в общем-то закономерно: современное искусство чуть менее, чем полностью, представляет собой перелицовку уже сделанного (не обязательно более привлекательную, зато более модную) и повторение пройденного (не обязательно более талантливое, зато бросающееся в глаза... возможно, пылью). Да и вообще авангардную часть современного арта можно назвать искусством сВоременным, поскольку творцы занимаются тем, что воруют идеи у предшественников. Не творением занимаются, а повторением. Не творчеством, а вторчеством, плодят интеллектуально-артистический секонд-хенд, всего лишь повышая градус его скандальности.

В этой связи психиатрический интерес вызывают не столько мотивы акциониста, сколько реакция массовой аудитории.

Что в этом пиар-действе пробуждает интерес? Что привлекает многочисленных интересантов? То ли сие является реализацией их собственных тщательно скрываемых мазохистских фантазий? То ли инфантильных страхов (особенно страха кастрации)? То ли вытесненных комплексов неполноценности в сочетании с демонстративным, нарциссическим стремлением прославиться любой ценой?


Рецензии