Вологодские вёрсты. продолжение

Константин Батюшков

Но ведь не только Рубцовым и Яшиным знаменит этот край – песенный и талантливый. Вот памятник Батюшкову – прекрасное произведение искусства, наполненное грустной печалью к трагической судьбе поэта, так рано покинувшего общество здоровых людей… Одинокий всадник, спешившийся на берегу Вологды – есть что-то щемящее в этой грустной скульптурной песне.
А детям всё нипочем. Для них бронзовый конь Константина Николаевича – ещё одна забава. Вот они облепили скульптурную группу, словно муравьи и копошатся под брюхом лошадки, а некоторые, в том числе, и моя дочь, пытаются забраться к ней на круп. Глядя на Юльку, вспоминаю Царскосельский лицей, визит Батюшкова к юному поэту Пушкину в феврале 1815 года.  Явился к приболевшему и лежавшему в то время в лазарете у весельчака Пешеля Александру, сразу после военного похода, прямо  мундире, только эполеты успел спороть. В московском доме поэта Батюшков бывал не раз: приятельствовал с его отцом. Но тогда Саша Пушкин был ещё мал. А теперь это был поэт, о котором заговорили в обществе. Пушкин очень обрадовался. Он знал и любил стихи Батюшкова, гармоничные, стройные, жизнерадостные. Говорили они конечно о русской литературе, о поэзии. Увы, Пушкин был несколько разочарован. Вслед за словесником Кошанским, Батюшкав стал советовать юному поэту отбросить «лёгкую» поэзию, воспевать героические события, военые подвиги. Пушкин терпеливо и молча выслушал старшего товарища, но вежливо отклонил этот совет: «Бреду своим путём», - ответит в стихах. И всё-таки именно Константина Николаевича считают «поэтическим учителем» Пушкина.
Музей Батюшкова – в центре города, в доме № 2 по улице, названной его именем. Здесь он провёл последние годы жизни до 1855 года в семье своего племянника и опекуна Г.А. Гревенса.  Он и родился в Вологде. Хорошо здесь. Тихо, несуетно. Время будто отправляет в мир вам неведомый, в позапрошлое столетие другого ритма, иного мироощущения. Вот пишется в путеводителе:
«Переступив порог музея Батюшкова, зритель попадает в атмосферу XIX столетия: его взору открываются рамы в форме медальонов, паркетный пол, предметы из бронзы и красного дерева, старинные книги, рисунки и копии автографов Батюшкова, изображения людей из окружения поэта. В первом зале происходит подробное знакомство посетителей с жизнью и творчеством Константина Николаевича, здесь можно получить информацию о предках поэта, о его друзьях и окружении, о любви, о творчестве, о тех местах, где он когда-то бывал, и о многом другом.
Во втором зале музея на основании воспоминаний современника Батюшкова Н.В. Берга, навещавшего Константина Николаевича в 1847 году, была воссоздана гостиная квартиры Гревенсов».
Константин Николаевич еще не раз встретится нам на пути, «следы его» находишь не только в самой Вологде, где он жил и где есть мемориальный музей его имени, но и в округе за сотни вёрст. При этом в Устюжне род Батюшковых выведет нас на Александра Куприна.


Рецензии