Фрагмент 8

17.07.89
20 век. Действительно ли необычный выплеск человеческой истории и сущностных сил разума, или мы чрезвычайно преувеличиваем его события, и его течение развивается в нормальной геометрической прогрессии?..
И есть ли прямая взаимосвязи между социальными катаклизмами (войны, революции) и потрясающим ростом научных открытий?
И может, 20 век назовут веком диктатур и геноцида, самым удивительным веком одурманивания людей социальными теориями, веком проявления крайней бесчеловечности, веком обнажения человеческих пороков?..

Основное содержание нашей эпохи – «переход от капитализма к социализму и коммунизму». Один из самых больших обманов. Может, он закономерен и необходим истории? Почему люди повторяют свои ошибки? Так задумано природой? Век потрясающего развития и засилья идеологии.
24.07.89
Достоевский «Дневник писателя» - сто с лишним лет назад, а кажется написано в этом году – настолько свежо и актуально.
25.09.89
Над нашей мыслью всегда господствует привитый, напрочь, предрассудок. Будто бы наш житейский опыт, позволяет нам верно отражать окружающий мир, предвидеть развитие ситуаций и правильно жить, приобщаясь к мудрости. Это иллюзия, благодаря которой и родилось изречение: «От великого до смешного (глупого) один шаг».
В основном, наше мировосприятие страдает одномерностью, однозначностью и крайней ограниченностью.
Натуральный мир (даже нас непосредственно окружающий) многомерен, многозвучен, неисчерпаем (вероятно) и далеко не так понятен и пуст, как нам часто кажется.
6.10.89 В самолете Москва-Лондон
Когда человек забывает о возможных причинах своего огорчения, на короткий отрезок времени приходит ощущение: торжественный и раскованный всплеск свободы воли – основная предпосылка творческого процесса и положительного восприятия части бренного бытия… Такие явления часто имеют место в общении с природой, при недолгом отключении от обыденной суеты. И не обязательно следует творческое самовыражение. Не менее приятен сам процесс наслаждения созерцанием (подсознательным) себя, в этом хрупком, противоречивом и непостижимо прекрасном мире.
… А Вы видели, как цветет черемуха? Когда вся пойма, тут и там, плещется белым цветом, и пронизывает воздух удивительным, полузабытым ароматом детства.
И все-таки, гармония, как смысл человеческого бытия, это раскрепощение духа до уровня высшей точки внешней и внутренней свободы воли. Только осколки цельной гармонии становятся реальностью, едва-едва оправдывая неистощимое стремление к постижению идеала.
Видимо, большего нам не дано природой (или творцом, запрограммировавшим наше появление в непостижимом пространстве своего замысла и творения).
19.12.89
Вчера хоронили Сахарова. На панихиде Евтушенко читал стихи, посвященные его памяти – хорошие стихи. Гражданские, отчаянные: «Завтра будет последний бой…». Уход гениев замечают многие. А смерть – одинакова для всех своей сутью. И только прелюдия смерти уникальна для каждого, хотя, можно и здесь провести группировки по сходству. Разум и смерть. Жизнь, живой разум – и ничто. Насмешка над страстями человеческими. Кочергатские обыватели взяли у кого-то человеческий череп и водрузили его на камин. В этом презрении к смерти, в самодовольном материализме, мало души.
29.12.89 00-35
В ушедшем дне был сдвиг, прорыв к нормальной рациональности. Были результаты и по работе. А вечером, достаточно продуктивно, занимался самообразованием: Гибсон, Вартофский; языки.
Мечты о вольной жизни, о настоящем познании и настоящем творчестве – останутся ли только мечтами?
7.01.90
В последние годы, мир, вернее мое представление о нем, совсем растеряло простоту. Детали, которым не придавал значения, вдруг резко выросли по своему смыслу и значимости. Устойчивые, стабильные стереотипы и схемы потеряли стабильность и насквозь подвержены сомнению. Раньше, вроде бы проглядывалась и пыталась сформироваться (1984-1987) какая-то своя система мироотражения, сейчас – все обратилось в хаос и неверие. Не знаю, за что можно уцепиться, чтобы обрести точку опоры и начать развитие первой системы, своей системы жизни и мира…
12.01.90
Иногда, по ночам, интересные мысли посещают. И о смысле бренного бытия, и о различиях веры – кто во что верит: одни – в «лови мгновение», другие – в вечное существование души и т.д. идеалисты, материалисты, пародисты… И по всюду есть зерна привлекательного, и, кажется, истинного. Но выйдя на противоположную точку отсчета ценностных критериев, можно почти напрочь зачеркивать все эти верования, учения и теории, по очереди, одно за другим, как полностью несостоятельные. И какой здесь необходим подход для анализа и принятия решения: рациональный, эмоциональный, интуитивный, материалистический, теологический, эгоцентрический … или какой другой, совершенно неизвестный ранее, не зафиксированный в культуре человеческой цивилизации?..
Вообще, жизнь – существеннее разума и человека (как, впрочем, и весь мир) – это сплошной парадокс, бездна загадочного, непостижимого, противоречивого. И неизвестно, откуда корни (из космоса – это понятно, но корни самого космоса и т.д.?).
Великое сводится к смешному, глупому, и порой,  к ничтожному.
Великая сила – вера, но сколько раз она обсмеяна и заменена новой, порой более глупой и несовершенной.


Рецензии