08-01. В компании голодных духов

Совсем немного мне осталось наслаждаться красотой осеннего Парка Победы: «Спектрэнерго» предстоит переезд в новый офис нашей недавно приобретенной собственности. А осень дивно хороша – разноцветье яркого убранства деревьев, отражение в холодной воде пруда золота, зелени и багрянца, шуршание желтых листьев липы под ногами и неподражаемые запахи осени! Для меня это время  – всегда начало, а не конец чего-то, период, наиболее насыщенный содержанием, новизной и неожиданностями, еще одна возможность подняться на ступеньку вверх или, в крайнем случае, набить себе новую шишку при падении. Снова, как это уже было весной во время цветения слив в нашем саду, я смотрю и не могу насмотреться на очарование осеннего парка, впитать в себя всю его красоту и сохранить ее в памяти.

Я сочувствую тем жителям нашей планеты, у которых местная природа не так разнообразна, как наша, поскольку не имеет, как у нас,  резких смен времен года -  таких разных и каждое по-своему прекрасных. Природа – это мой единственный и главный  Храм, место моего общения с Богом.  Никакой иной храм не кажется мне равноценным, поскольку является лишь рукотворной игрушкой и искусственным изобретением  людского ума, вечно ищущего теорий, обрядов и ритуалов.

Осень 2000 года принесла мне новую и неожиданную встречу с еще одной эзотерической школой – буддистской йогой. Ее место и значение в системе эзотерических школ да и на моем жизненном Пути, мне пока еще до конца не ясно. Удивительно, что меня каким-то образом занесло в эту группу и удержало в ней, что, вероятно, не случайно и необходимо моему развитию. Ездить на занятия очень далеко. Но это еще не повод для отрицания школы. В принципе, мы всё должны принимать без отрицания, как данность, плавно разворачиваясь по принципу айкидо в сторону от наскока и этим возвращая силу удара пославшему его.

Группу ведут двое – Сергей и его помощница Лена, молодые, внешне ничем не примечательные, русские «йоги». Сергей – не велик ростом, очень худой, коротко подстрижен, с большими, ввалившимися глазами и изможденным, не отмеченным красотой лицом. Он напоминает мне «голодного духа» – сущность одного из шести миров буддийской мифологии, что вечно голодна и вечно неспособна удовлетворить свою страсть за отсутствием для этого физических возможностей. В голодного духа может легко переродиться всякий из нас, кто привязан к материальным радостям и ведет неправедный образ жизни. Так, во всяком случае, утверждает буддизм. 

 Данная йога более, чем другими проблемами, озабочена вопросами смерти и перерождения в лучший мир после смерти. Их главная проблема - не растерять знания этой жизни в посмертном шоке, чтобы в бессознательности не переродиться в каком-нибудь неподобающем мире. Для этого надо, во-первых, упорно тренироваться в практике медитации, во-вторых,  накапливать заслуги – быть сострадательным к другим и помогать им и, в третьих, сжигать свою ранее накопленную, дурную карму. Лучший способ для осуществления последнего – личные страдания, которые истинный буддист «делает своей радостью» - терпит  их, как иллюзорные и временные, и приверженность Учению. «Приверженность» означает веру, сдобренную постоянной и упорной личной практикой. Чем более мы способны терпеть, тем быстрее мы очистимся и выше поднимемся в своем развитии.

На этих идеях построено все занятие, длящееся три часа и практически лишенное пауз, приятных телу – расслабления и отдыха. Нет в нем и привычных для моего ума обрамлений, создающих эффект возвышенного ритуала – приветствий и настроек перед началом и поклонов Учителю по завершению. Момент начала занятия не различим в ходе исполнения насущных дел: включения видеомагнитофона, установок кассет, неспешного сбора опаздывающих. Те, кто пришли вовремя, садятся в позу лотоса и слушают по «видику» лекцию узкоглазого Гуру. В «лотосе» сидят долго, превозмогая боль в суставах и стараясь «не сосредотачиваться на теле». Потом без всяких разминок и массажа встают и начинают интенсивную ходьбу по кругу под ритмичную, медитативную музыку. Практикующим предлагается идти, не касаясь пола пятками и устремляя взгляд прямо перед собой: мысли сосредоточены только на дыхании. Это упражнение достаточно быстро вводит меня в некоторое подобие транса, позволяя забывать все, включая и собственное тело.  Возникает ощущение полета, словно душа, опережая ритмично движущееся по инерции физическое тело, летит сама по себе, наслаждаясь свободой. Это один из самых приятных для меня моментов занятия.

  Музыка стихает. Мы занимаем свои места возле подстилок и начинаем коллективное выполнение «Тренинга ветра» – комплекса упражнений в положении стоя, состоящего из 12-18 неподвижных поз, выполняемых в состоянии концентрации и со специальным дыханием. Каждая поза держится довольно долго. Затекают руки, болят мышцы, выступает холодный пот, иногда ощущается приступ дурноты и головокружения. Все это нормально и хорошо: таким образом у нас  пробиваются и очищаются наши забитые каналы, помогая  прохождению праны – идет общее оздоровление. Чем быстрее мы освободимся от наших энергетических   загрязнений, от нашей дурной кармы, тем лучше для нас. Главное перетерпеть и не упасть духом. Принцип постепенности, так свято  почитаемый в классической хатха-йоге, особенно по отношению к новичкам, здесь игнорируется. Никому не предлагается закончить позу раньше, хотя и не возбраняется этого делать. В этой школе асана не должна доставлять удовольствия по определению, она просто должна делать свое дело! Пауз с расслаблением и отдыхом практически нет, напряжение одной стойки сменяется напряжением в другой, эта смена и снимает нагрузку.

  В принципе, это достаточно  эффективно – после завершения комплекса усталости и боли в мышцах нет. Упражнения уже не кажутся трудными, а общее состояние – блаженное, как после выхода из ледяной проруби, когда все страшное уже позади, а ты горда своей способностью к преодолению и полна энергии. Внутри комплекса, каждый раз разного, Сергей вставляет несколько знакомых мне йоговских асан, которые мы выполняем не синхронно и без учета гармоничности переходов из одной асаны в другую. Это меня, привыкшую к другим принципам ведения занятия, немного злит, но тело все равно радуется знакомому делу, а еще больше - тому, что мощная энергетика зала (и занимающихся здесь старожилов) помогает чрезвычайно: я чувствую себя молодой и гибкой, как в старые добрые времена, что весьма удивительно! 

Итак, данная школа полностью противоречит всем моим представлениям о йоге, но несомненно действенна. Я действительно чувствую здесь энергетику, мне удаются упражнения с концентрацией, и я понимаю, что в моем теле происходит и как, даже несмотря  на то, что сами стойки и порядок движений мне еще не знакомы и на автомате не идут. Сергей и Лена часто поправляют меня. Они постоянно подходят к занимающимся, корректируя их позы, что весьма полезно.

 После «Тренинга ветра» мы снова садимся в лотос, и начинается «крутая» пранаяма или долгая медитация с чтением мантр. Буддийскую философию, хочу я этого или нет, в меня вталкивают постоянно, воздействуя как на сознание, так и на подсознание.  Как могу, я противлюсь отождествлению, считая его игрой, полезной мне, пока я помню свою цель и саму себя. Все эти упражнения с дыханием и мантрами не безвредны: они требуют достаточной очищенности занимающихся. В свое время я остерегалась давать их в зале, где есть новички, чтобы не навредить им. Но я, по крайней мере, на физическом плане, все равно охотно отдаю себя воле этих Учителей, надеясь, что они знают, что делают и за что берут на себя ответственность.

Состояние после занятий отличное, всю неделю от четверга до четверга я полна энергии и уверенности в себе, а то, что мои, резко растянутые длительным сидением в «лотосе» связки ног отбросили меня в моей практике на месяц назад (в настоящее время с болью сижу даже в позе со скрещенными ногами, хотя на первом занятии без тренировки сложила ноги в полулотос!)- это пусть останется на совести моих гуру. Поживем - увидим, возможно, их система тоже имеет право на существование. Во всяком случае, многие тонкие состояния, которые я уже ощутила в этой группе, у моего прежнего Учителя йоги, при его щадящем и гармоничном отношении к выполнению упражнений, мне были недоступны.    


Рецензии