Теория относительности на пальцах

Мне в жизни повезло. По ряду причин. И одна из причин та, что мне выпала честь получать знания в одной из престижных школ Киева. Это было в тысяча девятьсот………., страшно даже подумать в каком, году. Но не это главное. В школе обучались только старшие классы, но в каждой параллели их было до десяти. И система обучения была простроена, как в ВУЗах. Расписание было не по урокам, а по парам. Поскольку упор был сделан на физику и математику, поэтому и основное внимание уделялось этим предметам. Часов было намного больше, чем в обычных школах, и разделялись на лекционные курсы и практические занятия. Хотя и остальные предметы не оставались без внимания.

Хочу рассказать о нашем преподавателе по физике. Теоретический курс и практические занятия у нас вел преподаватель из Университета,  а занятия по лабораторным исследованиям – наш школьный учитель Вениамин Давыдович. На редкость умный и остроумный человек. И практически каждое занятие было запоминающимся, интересным и веселым.
Помню, его прикольчики, типа: «Иванов, возьми термометр на кафедре и измеряй температуру на поверхности своего стола!». Если Иванов вставал и направлялся к кафедре, Вениамин Давыдович сразу говорил: «Садись, двойка! Температура поверхности стола такая же, как и в помещении. Термометр висит над твоей головой. Внимательнее надо быть!» Или: «Петров, там, в подсобке стоит ведро ртути. Пойди и принеси его!» Если Петров вставал и направлялся в подсобку, Венимамин Давыдович тут же: «Садись, двойка. Ведро ртути не поднимешь! Какая плотность ртути? Вот и подсчитай, сколько весит 10 л?»

Как-то мы пришли на очередное занятие в лабораторию по физике. Вениамин Давыдович с таким хитрым видом начал занятие. «Я посмотрел по графику и увидел, что на теоретическом курсе вы начали изучать теорию относительности.  Поверьте, это очень интересная и непростая тема. В теоретические дебри и постулаты, сформулированные Альбертом Эйнштейном я не буду углубляться, но в двух словах я вам поясню. Буквально на пальцах. Скажите, если у человека на голове пять волосин, это много?» И при этом улыбается и поглаживает свой пушок на лысине. Весь класс завопил: «Уууууууууууууууууу!» Венимин Давыдович поднял руку, класс затих и он говорит: «Хорошо. А если у человека пять волосин в супе? Это как?» Весь класс завопил: «Фуууууууууууууууууууууу!» Преподаватель опять поднял руку, класс успокоился: «Теперь вы наглядно поняли теорию относительности! У всего есть своя система отсчета.  А теперь: тема нашего сегодняшнего исследования……..»

И так всегда. Он всегда мог найти для нас что-то такое, что выводило нас из состояния оцепенения (когда два часа сидишь и занимаешься физикой, невольно начинаешь плохо воспринимать), быстренько активизировать мозговую деятельность и снова окунуться в мир науки………

Вечная Вам память, дорогой и любимый Венимамин Давыдович………..


Рецензии
Самое главное - начать с парадокса!
Тогда ученики всю жизнь будут помнить то, чему учишь.

Светлана Данилина   22.11.2013 04:02     Заявить о нарушении
Это точно! Вы правы! В этом профессионализм преподавателя!
Спасибо!

Ксения Бабич   22.11.2013 12:39   Заявить о нарушении
Позвольте и мне свои "три копейки" в продолжение темы про относительность.
Ученики запомнят "парадоксального" учителя, но... не физику.
С уважением,

Александр Сизухин   22.11.2013 17:01   Заявить о нарушении
Неа, не скажите! У нас поступаемость была 100 %. И, в основном, КПИ, Унивеситет (Шевченка), МФТИ и т.д... И на сегодняшний день несколько профессоров, есть академик. И все, практически, в области физики, математики, программирования! Такие вот дела....

Ксения Бабич   22.11.2013 17:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.