Халява

Халява 
Что меня сразу удивило в овощном магазине, это были дыни. Торпедо-образной формы они лежали посередине магазина небольшой горкой. За дынями никто не толкался. Не было никакой  очереди. Хотя раньше за ними приходилось стоять в очереди целыми часами. Не меньше меня удивила цена 5 копеек за килограмм. «Это, что получается на 20 копеек можно купить целых 4 килограмма» подумал я. Хотя до этого дыни стоили как минимум 25 копеек за килограмм.
Мне тогда было 10 лет. Я как раз возвращался из школы, в кармане пиджака школьной формы у меня было ровно двадцать  копеек. Все, что осталось после обеда в городской столовой.
 -Дыни зеленые -  предупредила меня продавщица.
  -Ну и что, -  сказал я. - Да за такие деньги я целых четыре дыни куплю.
В среднем каждая дыня всегда тянула  примерно на килограмм.
Когда я их, пыхтя, принес домой моя бабушка (баба Валя у нас тогда часто гостила) осмотрев мою покупку, сказала мне:
 -Ну и зачем ты их купил? Они же зеленые.
- Тебе баб, что двадцать копеек жалко - ¬ ответил я.
 -Да тут дело не в двадцати копейках, - ¬от вымытой   дыни бабушка отрезала  две дольки. Одну дольку она взяла себе, другую отдала мне.
Дыню мы  ели молча. Вкус у дыни был отвратительный, и чем - то напоминал переросший огурец.
- М-да - сказала бабушка, закончив со своей долькой. Дыню она доела до самой корки - для тебя Сережа в русском языке есть хорошая пословица «Где за дешево найдешь хорошего».
Когда мои родители пришли  с работы, заметив на кухне дыни, которые лежали посередине (кухня у нас была маленькая,  ложить их было не куда, только как посередине) отец мой сказал:
 -Ну и зачем ты их купил? Они же зеленые. Сразу же видно по внешнему виду. Делать тебе нечего - сказал мой отец, пытаясь понять, зачем здесь на кухне зеленые дыни, да еще в таком количестве.
 -Перестаньте кричать на ребенка - заступилась за меня бабушка. За меня она заступалась каждый раз, чтобы я не делал.¬- Купил да купил. Съедим как-нибудь.
- А, я думаю, что мы зря нашему Сергею лишний деньги даем. - Отца моего трудно было просто  так  остановить. Особенно если он был с работы уставший.-  Мы с матерью печемся, чтобы он голодный не ходил. Каждый раз поверх рубля по двадцать копеек докладываем. А он эти деньги, на что попало тратит. Вот зачем ты в прошлый раз три пачки просроченного фиксажа купил? На целых тридцать копеек.
 -Ну, да на тридцать копеек, - ¬ попытался я хоть как- то оправдаться.- ¬ При этом три пачки по двести грамм каждая. Настоящий фиксаж стоит по пятьдесят копеек пачка. А тут сразу три за тридцать копеек.
- Ну и, что ты собрался им фиксировать. Он же слежался так, что им хоть гвозди заколачивай. Еще неизвестно как он растворится. Может, придется весь раствор профильтровывать.
- Перестаньте кричать на ребенка.- ¬ Бабушка еще раз попыталась за меня заступиться, чтобы хоть как то спасти мое положение. ¬- Если, что  из дынь сварим  варенье. А для тебя Сережечка у меня есть еще одна пословица. Только она американская.
- Ну и какая?-  спросил я.
 -«Мы не такие богатые люди, чтобы покупать дешевые вещи». Теперь чтобы сварить варенье из дынь нам понадобится 4 килограмма сахара. А за ним еще в очереди потолкаться придется. Плюс это нам обойдется рублей на пять. 
- Не проще их просто выбросить  - отец был непреклонен.
- Ну, еще не хватало - не сдавалась бабушка.- Завтра с утра как встану, так и пойду за сахаром.
На следующий день из дынь сварили варенье, Бабушка ошиблась лишь в одном, на четыре дыне ушло не 4 килограмма сахара, а целых 7. В придачу для вкуса в варенье добавили свежую клюкву и бруснику. Плюс килограмм яблок, за которыми бабушке пришлось целый час отстоять в очереди в овощном  магазине. Варенье получилось вкусное, не смотря на это, дыня в нем не ощущалась. Так, плавали безвкусные кусочки.
С этого случая прошло 30 лет. Уже давно нет талонной системы и очередей. А я до сих пор гоняюсь за халявой. При этом бабушкины пословицы, я помню до сих пор. Так на днях в хозяйственном магазине я купил пальчиковые батарейки для телевизионного пульта, по пять рублей штука. Батарейки проработали столько, сколько они стоили, ровно один день. На следующий день за новыми батарейками уже вечером мне пришлось идти в супермаркет. В супермаркете я не удержался и купил себе  свежемороженых креветок. Хотя собирался экономить деньги. Креветки я съел через три дня. Четыреста пятьдесят рублей  как не бывало.
13.06.2011
21.15


Рецензии
А вот у евреев есть поговорка"Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи". И по жизни она себя оправдывает.

Елена Чубинидзе-Малышева   02.02.2016 17:22     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.