Мосты памяти - Танки с именем Дмитрия Донского

(историческая справка из доклада на приходском совете Свято-Троицкого собора Царскосельского благочинья г. Санкт-Пербург, Колпино)

Поражение немецко-фашистских войск под Сталинградом означало начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Однако враг обладал к этому времени еще мощным военным потенциалом. Его окончательный разгром требовал большего напряжения сил. Для решительных боевых действий Красной Армии не хватало бронетанковой техники. Без устали трудились рабочие танковых заводов. По всей стране шли сборы средств на постройку танков. Только к декабрю 1942 года на средства трудящихся было построено около 150 танковых колонн.

Всенародная забота о нуждах Красной Армии не обошла стороной и Церковь, которая стремилась внести посильный вклад для разгрома фашистских захватчиков, освобождения Отечества.

30 декабря 1942 года глава Русской Православной Церкви Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий обратился к архипастырям, пастырям и приходским общинам с призывом о сборе средств на постройку танковой колонны имени Дмитрия Донского. Этот призыв был принят всей Церковью.
5 января 1943 года состоялся обмен телеграммами между митрополитом Сергием и И.Сталиным, который передал благодарность русскому духовенству и верующим за заботу о бронетанковых силах Красной Армии, после чего было дано указание об открытии специального счета в Государственном банке СССР, что явилось первым утверждением юридического статуса Русской Православной Церкви за годы Советской власти.
Свыше 8 млн. рублей, большое количество золотых и серебряных предметов было собрано на строительство 40 танков. Около 2 млн. рублей внесли верующие Москвы и Московской области. От верующих Ленинграда поступил 1 млн. рублей.
Поступление денежных средств от верующих других городов приводятся в таблице.[1]

Города Денежный взнос
Москва - 2 000 000 рублей
Ленинград - 1 000 000 рублей
Куйбышев - 650 000 рублей
Астрахань - 501 500 рублей
Пенза - 500 000 рублей
Вологда - 400 000 рублей
Казань - 400 000 рублей
Саратов - 400 000 рублей
Пермь - 305 000 рублей
Уфа - 230 000 рублей

Духовенство и верующие сельских церквей также вносили крупные суммы. Например, от Ивановской области было собрано свыше 146 тыс. рублей. Не было ни одного прихода, который бы не внес своего посильного вклада в сбор средств на строительство колонны.[2] Не было ни одного даже сельского прихода на свободной от фашистских захватчиков земле, не внесшего своего посильного вклада в общенародное дело. Свидетельством глубокого патриотизма наполнены воспоминания протоиерея церкви села Троицкого Днепропетровской области И. В. Ивлева: "В церковной кассе денег не было, а их надо было достать... Я благословил двух 75-летних старушек на это великое дело. Пусть имена их будут известны людям: Ковригина Мария Максимовна и Горбенко Матрена Максимовна. И они пошли, пошли уже после того, как весь народ уже внес свою посильную лепту через сельсовет. Пошли две Максимовны просить Христовым именем на защиту дорогой Родины от насильников. Обошли весь приход - деревни, хутора и поселки, отстоящие в 5-20 километрах от села и в результате - 10 тысяч рублей, сумма по нашим разоренным немецкими извергами местам значительная".[3] Вот так собирались те миллионы.
Эстафету от верующих приняли рабочие танкового завода Челябинска. В короткий срок было построено 40 танков "Т-34". Они и составили колонну с надписями на башнях боевых машин "Димитрий Донской". Ее передача частям Красной Армии состоялась у деревни Горелки, что в 5 километрах северо-западнее Тулы, по месту расположения комплектующих военных лагерей. Грозную технику получили 38-й и 516-й отдельные танковые полки. К тому времени оба прошли нелегкие боевые пути. Первый участвовал в боях на демянском плацдарме, под Вязьмой и Ржевом, освобождал города Невель и Великие Луки, бил врага под Ленинградом и Новгородом.[4] Второй, что особенно примечательно, до получения "тридцать-четверок" от Русской Православной Церкви с честью оправдывал доверие дальневосточной молодежи, пройдя дорогами войны на танках колонны "Хабаровский комсомолец".[5]
Там, под Тулой, боевые пути полков разойдутся. 38-й уйдет в юго-западные области Украины, 516-й в Белоруссию. По-разному сложится военная судьба боевых машин "Дмитрия Донского". Короткой и яркой будет она для 38-го полка, продолжительной и скрытной окажется у 516-го. Но 8 марта 1944 года, в день вручения общецерковной колонны они стояли на одном заснеженном поле. Каждому, согласно штату, полагалось по 21 танку. Такое количество получил только 516-й полк, 38-му досталось девятнадцать. Учитывая высокую значимость патриотического акта верующих, в день передачи колонны состоялся торжественный митинг, на котором перед танкистами по поручению Патриарха всея Руси выступил митрополит Крутицкий Николай.[6] Это была первая официальная встреча представителя духовенства Русской Православной Церкви с бойцами и командирами Красной Армии. Вторая на более высоком уровне состоялась 30 марта 1944 года в Москве. Нет, не по инициативе и без поддержки Сталина. Ее организовал председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР Г. Г. Карпов, осуществлявший в то время связи между правительством и Патриархом. На приеме присутствовали: от военного совета бронетанковых и механизированных войск Красной Армии - генерал-лейтенант Н. И. Бирюков, от Русской Православной Церкви - Патриарх Московский и всея Руси Сергий, митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий и митрополит Крутицкий Николай. Долгие годы, в силу существовавшей внутренней политики государства, этот факт скрывался под грифом "секретно". Сегодня можно ознакомиться с краткой стенограммой речей на приеме. Они не содержат тайн, а всего лишь выражают единство чувств и стремление людей полярных мировоззрений, но скрепленных преданностью Родине в ее трудный час.

Однако, несмотря ни на что, мы можем констатировать тот факт, что 30 декабря 1942 было положено начало слияния воедино патриотических чаяний русских верующих и духовенства Русской Православной церкви с героизмом и доблестью воинов Красной Армии в борьбе за освобождение земли Отечества от захватчиков.


[1] ГАРФ Ф.6991. Оп.2. Д.16. ЛЛ 43-49
[2] Сообщения из епархий // Журнал Московской Патриархии. 1943. № 2. С.30.
[3] Сообщения из епархий // Журнал Московской Патриархии. 1944. № 5. С.26.
[4] ЦАМО (ЦА Минобороны РФ). Ф. 364 гв. ТСап. Оп. 104.301. Д. 1. ЛЛ. 1-66.
[5] Голубев В. С. Танковая колонна. Рукопись по материалам ЦАМО РФ.
[6] ЦАМО. Ф. 364 гв. ТСап. Оп. 104301. Д. 1. Л. 66

Справка подготовлена по материалам опубликованным на сайте - http://www.pravoslavie.ru/archiv/dmitrydonskoy.htm


Рецензии